Автор: Глызина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42 "Искорка"
Населённый пункт: город Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ- от инновации к традициям"
Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность в ДОУ: от инновации к традициям»
В условиях реформирования системы образования большое внимание
уделяется использованию инновационных педагогических технологий,
открывающих новые возможности для воспитания и обучения,
способствующих развитию инициативы, творческой активности и
самостоятельности ребёнка.
Современные педагогические исследования показывают, что главная
проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности
процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в
школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей
падает. Тут же назревает вопрос: «Что делать?»
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической
теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования
педагогических технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение,
которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у
дошкольников интереса и потребности к активной созидательной
деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению
этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Совсем недавно метод проектной деятельности был для педагогов
дошкольного образования новым веянием в осуществлении своей
педагогической деятельности при работе с детьми.
С
2010
года
с
целью
повышения
качества
образования
и
реализации
федеральных государственных требований в МБДОУ № 42 была внедрена
такая технология, как технология проектирования. Для успешного внедрения
проектного метода в деятельность МБДОУ № 42 методической службой ДОУ
был организован и проведен ряд мероприятий: семинары «Проекты в детском
саду»,
консультации
«Что
такое
проект
и
его
основные
направления»,
тренинги
по
освоению
педагогами
метода
проекта
в
дошкольном
образовании. Так же был разработан и внедрён в практику долгосрочны
проект «Работа ДОУ по методу проекта», целью которого стало: создание
системы
работы
по
внедрению
в
образовательный
процесс
ДОУ
новой
технологии – « метод проекта».
При изучении и внедрение данного метода воспитатели нашего дошкольного
учреждения изучали методическую литературу, на практике, методом проб и
ошибок, узнавали основные принципы реализации проектов, создавали свою
систему работы по данному направлению, находили ответы на вопросы «с
чего
начать?»,
«как
заинтересовать
воспитанников?»,
«Как
привлечь
родителей?» и т.д. В рамках педагогических часов и консультации по данной
тематике в МБДОУ № 42 проводились «жаркие» дискуссии по эффективному
внедрению метода проектов, по реализации проекта в режиме дня и т.д.
И все таки мы пришли к единому мнению, создали единую структуру по
написанию и оформлению проектов, выявили дидактический смысл
проектной деятельности, который заключается в том, что она помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,
формирует коммуникативные навыки и нравственные качества, творчество,
умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют
успешному обучению детей в школе.
Внедрение
в
работу
МБДОУ
№
42
проектных
технологий
позволило
формировать у детей умение работать в коллективе, определять проблемы и
находить
пути
их
решения,
презентовать
результаты
своей
работы
в
различных формах.
С 2010 года педагогами ДОУ были разработаны, реализованы и презентованы
для всего педагогического коллектива и родительских коллективов множество
долгосрочных познавательных, творческих проектов разной направленности,
таких как ««Чтобы не было беды», «Весёлые колёса», «Масленица», «Чудо
игрушка», «Малыши – крепыши», «Вода, вода, кругом вода», «Путешествие в
Антарктиду»,
«Не
курите
–
мы
хотим
быть
здоровыми»,
«Правильное
питание – залог здоровья» и др.
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена
рядом
причин.
Во-первых,
положения
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
к
структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные
учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений
самостоятельной
познавательной
активности
у
детей,
что
целиком
и
полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а
именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а
самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть.
Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру
примерных
основных
общеобразовательных
программ
дошкольного
образования.
И,
в-третьих,
технология
проектной
деятельности
сегодня
широко
используется
в
школе,
как
в
урочной,
так
и
во
внеурочной
деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование
умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.
Можно
добавить
и
ещё
одну
из
причин
актуальности
проектной
деятельности: реализация проектов в ДОУО способствует не только развитию
у
детей
самостоятельной
познавательной
активности
и
навыков
исследовательского
поиска,
но
и
коренной
переориентации
мышления
педагогов
и
воспитателей
при
выстраивании
образовательного
процесса.
Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только
проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы,
связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в
новых условиях. Освоение педагогом технологии проектной деятельности
автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели
совместной деятельности с детьми.
Таким образом, актуальность и востребованность проектной
технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и
потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной
деятельности.
Основные
особенности,
этапы
и
элементы
технологии
проектной
деятельности в ДОО
Какую деятельность можно называть проектной на современном этапе?
Приведу несколько принципиальных отличий проектной деятельности.
Во-первых,
это
та деятельность,
в
основе
которой лежит метод проектов.
Метод проектов - это совокупность приёмов и действий для достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным
тем
или
иным
образом.
Т.е.,
если
говорить
проще
–
это
совокупность последовательных действий.
В
рамках
работы
по
методу
проекта
педагоги
МБДОУ
№
42
выделяют
основные этапы их проведения:
1)
организационный, в процессе которого педагоги тщательно готовятся к
проведению проекта:
-
разрабатывают идею и ставят задачи проекта,
-
планируют основные этапы и структуру проекта,
-
предварительно формулируют проблему, выдвигаемую для решения,
-
подбирают литературу, наглядный и дидактический материал,
-
проводят опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и
т.п.;
2)
продуктивный,
представляющий
совместную
деятельность
детей
и
взрослых по решению проблемы и задач проекта:
-
введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),
-
формулирование проблемы,
-
совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или
индивидуальной деятельности,
-
непосредственное
поэтапное
решение
проблемы
в
соответствии
с
установленным планом;
3)
презентативный
(подготовка
и
представление
результатов
деятельности),
4)
итоговый,
на
котором
происходит
совместное
обсуждение
хода
и
результатов проекта, постановка новой проблемы.
Особенности технологии и методики проектной деятельности в
работе с детьми дошкольного возраста
Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ
может быть достаточно продолжительным, поскольку специфика возраста и
развития детей-дошкольников достаточно своеобразна и уникальна. Мы
выделим несколько наиболее характерных особенностей.
1.
Необходимость
участия
воспитателя
как
организатора
и
координатора
деятельности
в
проекте.
Безусловно,
данное
участие
должно
быть
ненавязчивым.
Педагог
должен
понимать,
что
он
лишь
помощник на пути становления самостоятельности ребёнка и помощь не
должна заключаться в назидании и выполнении за ребёнка определённых
действий. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений:
«А что, если мы попробуем
?», «Я бы посоветовала использовать», «Мне
кажется, что нужно ....» и т.д.
2.
Необходимость
заранее
продумывать
план
деятельности
проекта,
поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у
детей
дошкольного
возраста
развиты
недостаточно.
Многие
педагоги-
дошкольники согласятся со мной в том, что если в ходе проекта после
обозначения
проблемы
задать
детям
вопрос
«Как
нам
действовать?»,
то
активно
предлагать
варианты
действий
будут
лишь
несколько
детей,
а
остальные либо промолчат, либо повторят уже сказанное. Это говорит о том,
что
у
детей
недостаточно
сформированы
навыки
самостоятельного
планирования деятельности. В связи с этим педагогам необходимо научиться
предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в
процессе
планирования
деятельности,
и
в
процессе
её
организации
и
реализации. На первых этапах
у педагога должен быть предварительный
план проекта, который, ни в коем случае, не предлагается как единственно
возможный
вариант
деятельности.
Данный
план
является
помощью
и
подсказкой
для
педагога,
чтобы
в
случае
затруднений
детей
при
планировании деятельности (а они точно будут) ненавязчиво предложить
свои варианты. Например: «Серёжа, а как ты думаешь, можно организовать
выставку-продажу
овощей?»
(проект
«Овощи»)
или
«А
как
вы
думаете,
возможно ли создать в группе макет Вселенной с множеством планет и
далёких звёзд?» (проект «Космос»).
3.
Необходимость
создания
педагогом
«пространства
возможного»,
поскольку
сами
дети
будут
затрудняться
в
его
создании.
Термин
«пространство
возможного»
можно
охарактеризовать
как
набор
определённых
предметных
и
материальных
условий,
необходимых
для
полноценной
реализации
проекта.
Очевидно,
что
для
выполнения
задуманного
плана
любого
проекта
нужно
много
различных
атрибутов.
Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией
и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными
требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в
образовательной
практике
каждого
дошкольного
учреждения,
так
и
в
«арсенале» развивающих технологий компетентного педагога 21 века.
На
современном
этапе
МБДОУ
№
42
выделяется
несколько
видов
проектов, с целью успешной их реализации при работе с воспитанниками как
в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе
ежедневных режимных моментов педагоги учитывают специфику детских
проектов.
Со
старшей
группы
предполагается
участие
детей
в
трёх
видах
проектов: исследовательских, творческих и нормативных.
Вместе с тем и для детей более младшего возраста предусмотрены
отдельные элементы проектной деятельности:
-
в возрасте 3-4 лет рассматривается продуктивная деятельность
детей как способ осознания того, что «продукт» творческой деятельности
есть авторский результат целенаправленной детской активности;
-
в
в о з р а с т е
4 - 5
л е т
в
о б щ у ю
с и с т е м у
в к л юч а е т с я
исследовательская
деятельность
как
средство
активного
детского
поиска
ответов на интересующие их вопросы.
Итак,
начиная
со
старшей
группы, одной
из
задач становится
задача создания условий для совместной с детьми реализации проектов 3-х
типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Остановлюсь более подробно на каждом из выделенных типов проектов.
Исследовательские проекты
По мнению педагогов МБДОУ № 42, наиболее сложными для реализации в
детском саду являются исследовательские проекты.
Исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-
научных представлений
о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень,
древесина
и
т.д.),
природных
явлениях
(снегопад,
дождь,
гроза
и
т.д.),
исторических событиях, условия жизни растений и т.п.
Возможная тематика исследовательских проектов:
-
«Почему вода прозрачная?»
-
«Прочность материалов»
-
«Секреты наших растений»
-
«Как получаются сливки?»
-
«Тонет - не тонет»
-
«Почему исчезает вода?»
-
«Каким был наш город 100 лет назад?»
-
«Когда появляются улитки» и т.д.
На
заключительном
этапе
данного
вида
проектов
педагогическими
работниками
МБДОУ
№
42
организуются
выставки
оформленных
исследовательских проектов, которые подчеркивают важность и значимость
проделанной
детьми
работы.
Также
данные
выставки
используются
для
закрепления
знаний
детей
о
теме
проекта
в
процессе
обсуждения
выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.
В МБДОУ № 42 с 2014 года в рамках данного направления были
реализованы
следующие
проекты:
«Юные
исследователи»,
«Мир
вокруг
нас», «Наш любимый Сухой Лог», «В мире воды» и др.
Творческие проекты
Творческие
проекты -
наиболее
близкий
и
знакомый
для
воспитателей
МБДОУ
№
42
тип
проектной
деятельности.
Основная
особенность
творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается
новый, творческий продукт.
Возможная тематика творческих проектов:
-
«Что для мамы подарить?»
-
«Какой он, мир сказок?
-
«Встреча Нового года»
-
«Мир волшебных красок»
-
«Супер-шляпа»
-
«Журнал садовода»
-
«Изделия из теста» и т.п.
Итоговыми мероприятиями данного типа проекта в МБДОУ № 42
становятся: праздники, выставки, концерты, презентации книги, газеты и
т.п.), собственно для чего и был задуман весь проект.
В рамках данного направления в МБДОУ № 42 были реализованы
такие проекты как: «Подарок для любимой мамочки», «Чудо пластилин»,
«Сказка ложь, да в ней намек..», «Огород на окне» и др.
Нормативные проекты
В МБДОУ № 42 с 2015 года реализуются нормативные проекты
( деятельность, направленная на выработку определённых норм и правил
поведения в детском коллективе)
Мы совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечаем, что реализация
нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского
коллектива.
Сюда
можно
включить
и
ближайшее
социальное
окружение
ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности
поведения, дорожного движения - всё это тоже можно включить в тематику
нормативных проектов.
Возможная тематика нормативных проектов:
-
«Правила поведения в группе»
-
«Что такое доброта?»
-
«Почему нужно помогать младшим?»
-
«Полезные привычки»
-
«Полезная еда»
-
«Здоровье - это движение»
-
«Почему нужно мыть руки» и т.д.
В
нашем
ДОУ
в
рамках
данного
направления
были
реализованы
такие
проекты как: «О вкусной и здоровой пище», «Азбука здоровья», « 10000
добрых дел», «Добрые ладошки», «Веселый этикет» и др.
Так
же
не
могу
не
отметить
и
заинтересованность
родителей
в
осуществлении
проектной
деятельности
в
условиях
детского
сада.
С
введением
и
реализацией
ФГОС
дошкольного
образования
родители
воспитанников
МБДОУ
№
42
стали
не
только
нашими
социальными
партнерами,
но
и
активными
участниками
образовательного
процесса,
в
частности в рамках проектной деятельности.
В рамках совместной деятельности в 2015-2016 уч. году в МБДОУ № 42
были реализованы два социальных проекта: «Здоровьесбережение детей в
семье и детском саду» и «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия».
Итоговыми
мероприятиями
в
рамках
данных
проектов
были:
организация
спортивных
соревнований
под
девизом
«Спорт.
Семья.
Единство»
в
условиях
ДЮСШ
г.
Сухой
Лог
и
организация
«Дня
самоуправления», в котором родители приняли самое активное участие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и
предназначение
проектной
деятельности
в
условиях
нашего
детского
сада:
поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов,
развитие познавательной активности и креативности детского мышления,
приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов,
интересов и предпочтений.
Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не
учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и
взрослых.
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К.
Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и
догадываться!»