Напоминание

"Проектная деятельность в ДОУ- от инновации к традициям"


Автор: Глызина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42 "Искорка"
Населённый пункт: город Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ- от инновации к традициям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность в ДОУ: от инновации к традициям»

В условиях реформирования системы образования большое внимание

уделяется использованию инновационных педагогических технологий,

открывающих новые возможности для воспитания и обучения,

способствующих развитию инициативы, творческой активности и

самостоятельности ребёнка.

Современные педагогические исследования показывают, что главная

проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности

процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в

школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей

падает. Тут же назревает вопрос: «Что делать?»

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в

мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической

теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования

педагогических технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение,

которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у

дошкольников интереса и потребности к активной созидательной

деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению

этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Совсем недавно метод проектной деятельности был для педагогов

дошкольного образования новым веянием в осуществлении своей

педагогической деятельности при работе с детьми.

С

2010

года

с

целью

повышения

качества

образования

и

реализации

федеральных государственных требований в МБДОУ № 42 была внедрена

такая технология, как технология проектирования. Для успешного внедрения

проектного метода в деятельность МБДОУ № 42 методической службой ДОУ

был организован и проведен ряд мероприятий: семинары «Проекты в детском

саду»,

консультации

«Что

такое

проект

и

его

основные

направления»,

тренинги

по

освоению

педагогами

метода

проекта

в

дошкольном

образовании. Так же был разработан и внедрён в практику долгосрочны

проект «Работа ДОУ по методу проекта», целью которого стало: создание

системы

работы

по

внедрению

в

образовательный

процесс

ДОУ

новой

технологии – « метод проекта».

При изучении и внедрение данного метода воспитатели нашего дошкольного

учреждения изучали методическую литературу, на практике, методом проб и

ошибок, узнавали основные принципы реализации проектов, создавали свою

систему работы по данному направлению, находили ответы на вопросы «с

чего

начать?»,

«как

заинтересовать

воспитанников?»,

«Как

привлечь

родителей?» и т.д. В рамках педагогических часов и консультации по данной

тематике в МБДОУ № 42 проводились «жаркие» дискуссии по эффективному

внедрению метода проектов, по реализации проекта в режиме дня и т.д.

И все таки мы пришли к единому мнению, создали единую структуру по

написанию и оформлению проектов, выявили дидактический смысл

проектной деятельности, который заключается в том, что она помогает

связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,

формирует коммуникативные навыки и нравственные качества, творчество,

умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют

успешному обучению детей в школе.

Внедрение

в

работу

МБДОУ

42

проектных

технологий

позволило

формировать у детей умение работать в коллективе, определять проблемы и

находить

пути

их

решения,

презентовать

результаты

своей

работы

в

различных формах.

С 2010 года педагогами ДОУ были разработаны, реализованы и презентованы

для всего педагогического коллектива и родительских коллективов множество

долгосрочных познавательных, творческих проектов разной направленности,

таких как ««Чтобы не было беды», «Весёлые колёса», «Масленица», «Чудо

игрушка», «Малыши – крепыши», «Вода, вода, кругом вода», «Путешествие в

Антарктиду»,

«Не

курите

мы

хотим

быть

здоровыми»,

«Правильное

питание – залог здоровья» и др.

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена

рядом

причин.

Во-первых,

положения

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

к

структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные

учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений

самостоятельной

познавательной

активности

у

детей,

что

целиком

и

полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а

именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а

самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть.

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру

примерных

основных

общеобразовательных

программ

дошкольного

образования.

И,

в-третьих,

технология

проектной

деятельности

сегодня

широко

используется

в

школе,

как

в

урочной,

так

и

во

внеурочной

деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование

умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

Можно

добавить

и

ещё

одну

из

причин

актуальности

проектной

деятельности: реализация проектов в ДОУО способствует не только развитию

у

детей

самостоятельной

познавательной

активности

и

навыков

исследовательского

поиска,

но

и

коренной

переориентации

мышления

педагогов

и

воспитателей

при

выстраивании

образовательного

процесса.

Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только

проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы,

связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в

новых условиях. Освоение педагогом технологии проектной деятельности

автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели

совместной деятельности с детьми.

Таким образом, актуальность и востребованность проектной

технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и

потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной

деятельности.

Основные

особенности,

этапы

и

элементы

технологии

проектной

деятельности в ДОО

Какую деятельность можно называть проектной на современном этапе?

Приведу несколько принципиальных отличий проектной деятельности.

Во-первых,

это

та деятельность,

в

основе

которой лежит метод проектов.

Метод проектов - это совокупность приёмов и действий для достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом,

оформленным

тем

или

иным

образом.

Т.е.,

если

говорить

проще

это

совокупность последовательных действий.

В

рамках

работы

по

методу

проекта

педагоги

МБДОУ

42

выделяют

основные этапы их проведения:

1)

организационный, в процессе которого педагоги тщательно готовятся к

проведению проекта:

-

разрабатывают идею и ставят задачи проекта,

-

планируют основные этапы и структуру проекта,

-

предварительно формулируют проблему, выдвигаемую для решения,

-

подбирают литературу, наглядный и дидактический материал,

-

проводят опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и

т.п.;

2)

продуктивный,

представляющий

совместную

деятельность

детей

и

взрослых по решению проблемы и задач проекта:

-

введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),

-

формулирование проблемы,

-

совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или

индивидуальной деятельности,

-

непосредственное

поэтапное

решение

проблемы

в

соответствии

с

установленным планом;

3)

презентативный

(подготовка

и

представление

результатов

деятельности),

4)

итоговый,

на

котором

происходит

совместное

обсуждение

хода

и

результатов проекта, постановка новой проблемы.

Особенности технологии и методики проектной деятельности в

работе с детьми дошкольного возраста

Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ

может быть достаточно продолжительным, поскольку специфика возраста и

развития детей-дошкольников достаточно своеобразна и уникальна. Мы

выделим несколько наиболее характерных особенностей.

1.

Необходимость

участия

воспитателя

как

организатора

и

координатора

деятельности

в

проекте.

Безусловно,

данное

участие

должно

быть

ненавязчивым.

Педагог

должен

понимать,

что

он

лишь

помощник на пути становления самостоятельности ребёнка и помощь не

должна заключаться в назидании и выполнении за ребёнка определённых

действий. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений:

«А что, если мы попробуем

?», «Я бы посоветовала использовать», «Мне

кажется, что нужно ....» и т.д.

2.

Необходимость

заранее

продумывать

план

деятельности

проекта,

поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у

детей

дошкольного

возраста

развиты

недостаточно.

Многие

педагоги-

дошкольники согласятся со мной в том, что если в ходе проекта после

обозначения

проблемы

задать

детям

вопрос

«Как

нам

действовать?»,

то

активно

предлагать

варианты

действий

будут

лишь

несколько

детей,

а

остальные либо промолчат, либо повторят уже сказанное. Это говорит о том,

что

у

детей

недостаточно

сформированы

навыки

самостоятельного

планирования деятельности. В связи с этим педагогам необходимо научиться

предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в

процессе

планирования

деятельности,

и

в

процессе

её

организации

и

реализации. На первых этапах

у педагога должен быть предварительный

план проекта, который, ни в коем случае, не предлагается как единственно

возможный

вариант

деятельности.

Данный

план

является

помощью

и

подсказкой

для

педагога,

чтобы

в

случае

затруднений

детей

при

планировании деятельности (а они точно будут) ненавязчиво предложить

свои варианты. Например: «Серёжа, а как ты думаешь, можно организовать

выставку-продажу

овощей?»

(проект

«Овощи»)

или

«А

как

вы

думаете,

возможно ли создать в группе макет Вселенной с множеством планет и

далёких звёзд?» (проект «Космос»).

3.

Необходимость

создания

педагогом

«пространства

возможного»,

поскольку

сами

дети

будут

затрудняться

в

его

создании.

Термин

«пространство

возможного»

можно

охарактеризовать

как

набор

определённых

предметных

и

материальных

условий,

необходимых

для

полноценной

реализации

проекта.

Очевидно,

что

для

выполнения

задуманного

плана

любого

проекта

нужно

много

различных

атрибутов.

Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией

и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными

требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в

образовательной

практике

каждого

дошкольного

учреждения,

так

и

в

«арсенале» развивающих технологий компетентного педагога 21 века.

На

современном

этапе

МБДОУ

42

выделяется

несколько

видов

проектов, с целью успешной их реализации при работе с воспитанниками как

в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе

ежедневных режимных моментов педагоги учитывают специфику детских

проектов.

Со

старшей

группы

предполагается

участие

детей

в

трёх

видах

проектов: исследовательских, творческих и нормативных.

Вместе с тем и для детей более младшего возраста предусмотрены

отдельные элементы проектной деятельности:

-

в возрасте 3-4 лет рассматривается продуктивная деятельность

детей как способ осознания того, что «продукт» творческой деятельности

есть авторский результат целенаправленной детской активности;

-

в

в о з р а с т е

4 - 5

л е т

в

о б щ у ю

с и с т е м у

в к л юч а е т с я

исследовательская

деятельность

как

средство

активного

детского

поиска

ответов на интересующие их вопросы.

Итак,

начиная

со

старшей

группы, одной

из

задач становится

задача создания условий для совместной с детьми реализации проектов 3-х

типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Остановлюсь более подробно на каждом из выделенных типов проектов.

Исследовательские проекты

По мнению педагогов МБДОУ № 42, наиболее сложными для реализации в

детском саду являются исследовательские проекты.

Исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-

научных представлений

о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень,

древесина

и

т.д.),

природных

явлениях

(снегопад,

дождь,

гроза

и

т.д.),

исторических событиях, условия жизни растений и т.п.

Возможная тематика исследовательских проектов:

-

«Почему вода прозрачная?»

-

«Прочность материалов»

-

«Секреты наших растений»

-

«Как получаются сливки?»

-

«Тонет - не тонет»

-

«Почему исчезает вода?»

-

«Каким был наш город 100 лет назад?»

-

«Когда появляются улитки» и т.д.

На

заключительном

этапе

данного

вида

проектов

педагогическими

работниками

МБДОУ

42

организуются

выставки

оформленных

исследовательских проектов, которые подчеркивают важность и значимость

проделанной

детьми

работы.

Также

данные

выставки

используются

для

закрепления

знаний

детей

о

теме

проекта

в

процессе

обсуждения

выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.

В МБДОУ № 42 с 2014 года в рамках данного направления были

реализованы

следующие

проекты:

«Юные

исследователи»,

«Мир

вокруг

нас», «Наш любимый Сухой Лог», «В мире воды» и др.

Творческие проекты

Творческие

проекты -

наиболее

близкий

и

знакомый

для

воспитателей

МБДОУ

42

тип

проектной

деятельности.

Основная

особенность

творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается

новый, творческий продукт.

Возможная тематика творческих проектов:

-

«Что для мамы подарить?»

-

«Какой он, мир сказок?

-

«Встреча Нового года»

-

«Мир волшебных красок»

-

«Супер-шляпа»

-

«Журнал садовода»

-

«Изделия из теста» и т.п.

Итоговыми мероприятиями данного типа проекта в МБДОУ № 42

становятся: праздники, выставки, концерты, презентации книги, газеты и

т.п.), собственно для чего и был задуман весь проект.

В рамках данного направления в МБДОУ № 42 были реализованы

такие проекты как: «Подарок для любимой мамочки», «Чудо пластилин»,

«Сказка ложь, да в ней намек..», «Огород на окне» и др.

Нормативные проекты

В МБДОУ № 42 с 2015 года реализуются нормативные проекты

( деятельность, направленная на выработку определённых норм и правил

поведения в детском коллективе)

Мы совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечаем, что реализация

нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского

коллектива.

Сюда

можно

включить

и

ближайшее

социальное

окружение

ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности

поведения, дорожного движения - всё это тоже можно включить в тематику

нормативных проектов.

Возможная тематика нормативных проектов:

-

«Правила поведения в группе»

-

«Что такое доброта?»

-

«Почему нужно помогать младшим?»

-

«Полезные привычки»

-

«Полезная еда»

-

«Здоровье - это движение»

-

«Почему нужно мыть руки» и т.д.

В

нашем

ДОУ

в

рамках

данного

направления

были

реализованы

такие

проекты как: «О вкусной и здоровой пище», «Азбука здоровья», « 10000

добрых дел», «Добрые ладошки», «Веселый этикет» и др.

Так

же

не

могу

не

отметить

и

заинтересованность

родителей

в

осуществлении

проектной

деятельности

в

условиях

детского

сада.

С

введением

и

реализацией

ФГОС

дошкольного

образования

родители

воспитанников

МБДОУ

42

стали

не

только

нашими

социальными

партнерами,

но

и

активными

участниками

образовательного

процесса,

в

частности в рамках проектной деятельности.

В рамках совместной деятельности в 2015-2016 уч. году в МБДОУ № 42

были реализованы два социальных проекта: «Здоровьесбережение детей в

семье и детском саду» и «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия».

Итоговыми

мероприятиями

в

рамках

данных

проектов

были:

организация

спортивных

соревнований

под

девизом

«Спорт.

Семья.

Единство»

в

условиях

ДЮСШ

г.

Сухой

Лог

и

организация

«Дня

самоуправления», в котором родители приняли самое активное участие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и

предназначение

проектной

деятельности

в

условиях

нашего

детского

сада:

поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов,

развитие познавательной активности и креативности детского мышления,

приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов,

интересов и предпочтений.

Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не

учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и

взрослых.

И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К.

Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и

догадываться!»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!