Автор: Харченко Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Консультации для родителей
Тема: "Развиваем речь детей"
Раздел: дошкольное образование
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет
В
этом
блоке
собраны
разнообразные
игры
и
упражнения,
направленные
на
развитие
грамматического
строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры
помогают усвоить грамматические категории рода, числа,
падежа, существительных и прилагательных; вида, времени
и наклонения глагола.
Игровое упражнение «Подбираем рифмы»
Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа
существительных.
Читаем
ребенку
шуточное
стихотворение
—
начало
английской
народной
песенки
в
переводе С.Я. Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем
сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок)
И щенков без ... (рукавичек)
Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на
развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.
Игра на развитие речи «Кузовок»
Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его
названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки
корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:
Вот тебе кузовок,
Клади в него, что на -ок.
Обмолвишься — отдашь залог.
Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок,
сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.
Тот,
кто
ошибается,
кладет
в
корзину
залог.
После
того,
как
все
дети
приняли
участие,
разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-
одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством
педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком,
рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Игра «Домики»
Цель — упражнение в определении рода слов-предметов.
Взрослый объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать
«он мой», во втором - «она моя», в третьем - «оно мое», в четвертом - «они мои». Нужно
«расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния
терминов.
Игровое упражнение «Чье все это?»
Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и
падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые
нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игры на развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет
Для развития речи у дошкольников подходят
различные
игры
и
упражнения
на
формирование
фонетического слуха, умение правильно определить
место звука в слове, словосочетании, предложении,
либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают
речь
у
детей
5-6
лет
игры
и
упражнения
на
определение
количества
слогов
в
слове
или
на
развитие
умения
подобрать
слова
с
заданным
количеством слогов.
Игра на развитие речи «Придумай слово»
Цель
—
развитие
фонематического
слуха
у
дошкольников
или
умение
определить
количество слогов в слове.
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале,
середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, логопед говорит:
«Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль
сегодня
у
нас
начинается
со
звука
[м]
или
[м'].
Только
нужно,
чтобы
все
назвали
пароль
правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо
учитывать один момент: если логопед заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не
может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно,
чтобы помощь исходила от детей.
Игра на развитие речи «Строим дорожку»
Цель — развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч
передается
следующему
игроку.
Ребенок
должен
придумать
слово,
которое
начинается
с
последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре
на первом этапе логопед активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с
ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе логопед уже просто
следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года
обучения на занятиях по развитию речи у детей дошкольного возраста вырабатывается навык
четкого произнесения слова и выделения последнего звука, а логопед исполняет роль наблюдателя-
контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.
Игра на развитие речи «Ловушка»
Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.
Педагог
предлагает
детям
«открыть
ловушки»,
т.е.
поставить
руки
локтями
на
парту,
параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Учитель дает
задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е.
хлопнуть в ладоши. Слова подбираются логопедом в зависимости от темы занятия по развитию
речи.
Игра на развитие речи «Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игра на развитие речи «Посели в домик»
Цель — развитие умения определять слоговую структуру слова.
Взрослый вводит «гостей» при помощи загадки и предлагает поселить каждого гостя в
домик. При этом логопед обращает внимание детей, что в одном домике — окно из одной створки,
а у второго — из двух. Чтобы определить, какому гостю какой домик, дети должны определить,
сколько слогов в названии гостя. Если в слове один слог, то гостя селим в домик с одной створкой.
Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения развивающей игры
можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель — развитие умения делить слова на слоги.
Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки
превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в
ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
В эту группу игр по развитию
речи включены такие лексические игры
и
упражнения,
которые
активизируют
словарь
детей,
развивают
внимание
к
слову,
формируют
умение
быстро
выбирать из своего словарного запаса
наиболее
точное,
подходящее
слово.
Также
в
играх
и
упражнениях
на
обогащение
словарного
запаса
детей
происходит
знакомство
со
словами-
предметами,
словами-признаками,
словами-действиями и упражнение в их
согласовании
друг
с
другом,
а
также
работа
над
подбором
синонимов
и
антонимов.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик
сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный).
Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький
(малюсенький).
Игра «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и
правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к
слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово,
которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка
пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под
диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать
эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую
оценку. Давайте, дети, ему поможем.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем
беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она
думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала
«Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый.
Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и
вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку
мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий
— низкий) и бросить мяч логопеду.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди
«Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игры на развитие связной речи у детей
Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых
упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением
словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя
речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в
разной
форме:
составление
рассказов-описаний
по
теме,
по
картине,
по
серии
картинок,
упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами,
словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на
наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)»
Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения
грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность
ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные
характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а
волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот,
кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше
логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и,
не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не
говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по
одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети
отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно
рассказать.
Но
слово-подарок
тоже
называть
нельзя.
Потом
логопед
рассказывает
про
свой
подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось
логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан,
открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза,
прогнозирования, экспериментирования.
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.
Взрослый
рассказывает
детям
начало
сказки
или
рассказа,
а
детям
дается
задание
продолжить или придумать концовку.
Наблюдая за активностью детей на занятиях по развитию речи, вы увидите, что при
использовании данных игр активность и интерес детей к занятию заметно возрастает и занятие
проходит очень весело и незаметно.
Развитие речи детей 5-6 лет
Ребенок
шестого
года
жизни
доброжелательно
общается
со
сверстниками,
умеет
высказываться
по
поводу
различных
поступков,
выражать
одобрение
или
недовольство,
выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.
Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей
умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим
образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе
игры
постепенно
формируются
элементы
учебной
деятельности.
Основными
источниками
информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и
экскурсии,
содержание
художественных
произведений,
посещение
театра,
кино,
цирка
и
др.
Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.
В
старшем
дошкольном
возрасте
ребенок
продолжает
знакомиться
с
разнообразными
свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение
предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению
деталей
и
значению
требует
в
словарном
запасе
достаточного
количества
существительных,
прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным
значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —- легкий, пушистый — гладкий),
слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное
расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю
создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).
Кроме
предметного
окружения,
ребенок
осваивает
социальный
мир:
расширяются
его
представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о
родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Что знает и использует в речи ребенок 5-6 лет?
Ребенок знает свой адрес, родной город и его
достопримечательности,
название
страны
и
столицы,
знает и называет членов семьи, их возраст, занятия,
родственников,
их
профессии,
может
называть
различные
профессии,
виды
транспорта,
правила
дорожного движения, природные явления, музыкальные
произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы
для
детей,
иллюст рации
к
худ оже с т в е н н ы м
произведениям,
народные
промыслы,
произведения
искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд,
ручной
труд.
Словарь
и
грамматический
строй
отражают
зрелость
познавательных
процессов
и
степень
сформированности
различных
видов
деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На
шестом
году
жизни
совершенствуются
все
стороны
речи:
словарный
запас,
грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной
выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления
дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения
развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях,
свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах
и
явлениях,
но
и
начинает
устанавливать
причинно-следственные,
временные,
условные,
сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении:
возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется
им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того,
как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный
образец.
В
разговорной
речи
дошкольник
в
соответствии с темой разговора использует как
краткие,
т ак
и
развернутые
о т в е т ы .
Участвовать в беседе, поддерживать разговор
позволяет
достаточный
словарный
запас.
За
год
запас
слов,
используемых
ребенком
в
общении, увеличивается на 1000-1200 слов по
сравнению
с
предшествующим
возрастом
и
достигает 4000 слов. Дети активно используют
существительные с обобщающим, а также с
конкретным
значением,
обозначающие
предметы,
отдельные
их
части
и
детали,
качества
и
свойства;
прилагательные,
обозначающие
материал,
свойства,
качества,
состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами.
Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг,
высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, —
синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря
на
значительное
расширение
лексики,
ребенок
еще
далек
от
свободного
пользования
словами:
наблюдаются
недочеты
и
иногда
ошибки
в
употреблении
слов
и
в
построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются
различными
интонациями:
вопросительной,
восклицательной,
повествовательной.
Ребенок
осваивает
слово
в
единстве
его
значения
и
звучания,
учится
употреблять
слова
в
точном
соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно
произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится
различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове
(начало,
середина,
конец),
последовательность
и
количество
звуков.
Навыки
элементарного
звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети
проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение
пользоваться
различными
интонациями,
дыханием,
голосом.
Распространенным
недостатком
является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать
речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от
речи взрослых.
Таким
образом,
к
концу
шестого
года
жизни
ребенок
в
речевом
развитии
достигает
довольно
высокого
уровня.
Он
владеет
правильным
звукопроизношением,
выразительной
и
эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками
словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее,
выразительнее
Развиваем речь, играя
(для детей от 5 до 6 лет)
"Чьи покупки?"
Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
Для
этой
игры
понадобятся
игрушечный
заяц
и
мишка,
пакет,
фрукты
и
овощи.
Можно
использовать
картинки
с
изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку
послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка
- овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с
мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил".
Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы
игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие
овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания,
головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
"Подбери словечко"
Цель:
расширение
словарного
запаса,
развитие
умения
согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость,
газета,
скатерть);
"старая"…(мебель,
сказка,
книга,
бабушка);
"свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах
опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как
опора происходит только на речь взрослого.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
"Кто кого обгонит?"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном
падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или
насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос:
"Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина… (Машина обгонит человека).
"Незнайкины ошибки"
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать
слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в
осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими
впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки.
Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка,
колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж
бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном
падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние
животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их
детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно
помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких
рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как
называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в
родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь
нет.
Можно
при
этом
рассматривать
картинки
с
изображением
посуды
или
использовать
настоящую.
При
повторном
чтении
стихотворения
ребёнок
подсказывает
слово
и
показывает
соответствующую картинку.
«Федорино горе»
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).
"День рождения Мишутки"
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна,
травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово
угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.
Пример: Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба … - Мишутка ждёт…
Морковь … - Мишутка ждёт…
Грибы … - Мишутка ждёт…
Зерно … - Мишутка ждёт…
Трава … - Мишутка ждёт…
«Возрастные особенности развития детей 5 – 6-ти лет»
Все
больший
интерес
ребенка
5-ти
лет
направляется
на
сферу
взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому
анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок
представления
ребёнка
о
Я-реальном
и
Я-идеальном
дифференцируются
более
четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж
знаний,
который
продолжает
интенсивно
пополняться.
Ребенок
стремится
поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует
появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий
кругозор
ребенка
может
являться
фактором,
позитивно
влияющим
на
его
успешность среди сверстников.
происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка;
развитие произвольности и волевых качеств;
развивается соподчинение мотивов;
появляется интерес к арифметике и чтению;
запоминание становится целенаправленным;
развивается коммуникативная и планирующая функция речи;
развивается самоинструктирование;
у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения;
формируются
«высшие
чувства»:
интеллектуальные,
моральные,
эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается
притязание
на
признание,
выраженное
в
стремлении
получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость,
т.е.
целенаправленное
искажение
истины.
Развитию
этой
черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый
чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка
позитивного
самоощущения,
уверенности
в
своих
силах.
И
чтобы
не
потерять
доверия
взрослого,
а
часто
и
оградить
себя
от
нападок,
ребенок
начинает
п р и д у м ы в а т ь
о п р а в д а н и я
с в о и м
оплошностям,
перекладывать
вину
на
других.
Нравственное развитие старшего
дошкольника во многом зависит от степени
участия
в
нем
взрослого,
т.к.
именно
в
общении
со
взрослым
ребенок
узнает,
о с м ы с л и в а е т
и
и н т е р п р е т и р у е т
нравственные нормы и правила. У ребенка
необходимо
формировать
привычку
н р а в с т в е н н о го
п о в е д е н и я .
Э т о м у
способствует
создание
проблемных
ситуаций
и
включение
в
них
детей
в
процессе повседневной жизни.