Автор: Медведева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1" "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Семинар практикум для родителей
Тема: "Развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников посредством приобщения к чтению".
Раздел: дошкольное образование
Сценарий семинара - практикума для родителей
«Развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников
посредством приобщения к чтению».
Провела:
Медведева Светлана Александровна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №1 «Рябинка» г. Нефтеюганска
1.Вступительное слово педагога: Здравствуйте уважаемые родители! Я рада
встрече с вами. Я надеюсь, что наша встреча будет интересной и увлекательной. Но
в начале нашей встречи мне хочется напомнить Вам, что в соответствии со статьей
44
Федерального
закона
«ОБ
образовании
в
Российской
Федерации»
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами».
И
именно
Вы,
уважаемые
родители,
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Сегодня я еще раз
хочу вам напомнить, что дошкольный возраст - важнейший этап развития ребенка.
Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей и у
него
закладываются
основы
системы
духовно-нравственных
ценностей,
которая
будет определять отношение человека к миру. И неоценимое значение на этом этапе
имеет знакомство детей с достоянием русского народа, его культурой и, конечно же,
творчеством.
Познавая
произведения
устного
народного
творчества,
ребенок
испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства
радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается
мышление
и
воображение. Сказка позволяет детям пройти длительный путь от
наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического
восприятия и усвоения этических норм и правил, категорий «Добро» и «Зло»,
«Честность»
и
«Справедливость»,
«Взаимопомощь»,
«Сопереживание»
и
«Сострадание».
Сформированные
этические
представления
служат
основой
развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Отсутствие
же
этических
представлений
мешает
детям
контактировать
с
окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к
требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
Сказка также позволяет учить детей размышлять, оценивать действия героев
сказок и сравнивать их с поступками своих сверстников. Путешествия по сказкам не
только пробуждают фантазию и образное мышление, но и учат ребенка чувствовать
добро
и
различать
зло,
воспитывают
желание
делать
выбор
в
пользу
добра,
следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Чувства могут проявляться в
отношении
ребенка
к
самому
себе
-
чувство
собственного
достоинства,
честь,
совесть,
уверенность
в
собственных
силах,
и
в
отношении
к
другим
людям
-
симпатия,
отзывчивость,
сочувствие,
доброта,
чувства
дружбы,
любви,
товарищества, и в отношении к коллективу - чувства солидарности, коллективизма и
др. Чувства могут побуждать детей к активным действиям: помочь, проявить заботу,
проявить внимание - успокоить, порадовать. Учитывая то, что чувства дошкольника
отличаются
искренностью,
непосредственностью,
неустойчивостью,
необходимо,
как можно чаще, уделять внимание этим вопросам в воспитании.
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
том,
как
возможно
закладывать
основы
духовно-нравственного воспитания, какие качества необходимо формировать
у
ребенка, и как нам может помочь в этом чтение сказок с детьми. Но сначала
предлагаю расширить свои знания о том, что же такое духовно- нравственное
воспитание и поговорить о том,
какие качества мы хотим развивать у своего
ребенка, когда хотим воспитать его сильным духом и высоконравственным?
Воспитатель предлагает родителям по очереди ответить на вопрос: «Какие
духовно-нравственные качества вы хотите воспитать у своего ребенка?» и передает
по кругу мяч. Тот родитель, у которого в руке оказывается мяч, отвечает на вопрос.
Когда мяч возвращается к воспитателю, он подводит итог: «Конечно же, мы с вами
хотим видеть наших детей добрыми и отзывчивыми, ласковыми и заботливыми,
уважающими
старших,
стремящимися
к
общению
со
взрослыми
и
активно
подражающими им в играх, проявляющими интерес к сверстникам и умеющими
выстраивать с ними взаимоотношения, проявляющими интерес к художественной
литературе, эмоционально откликающимися на произведения культуры и искусства,
обладающими установкой положительного отношения к миру.
Воспитатель предлагает родителям посмотреть слайдовую презентацию:
(слайд №1) «Перед вами на слайде представлены задачи духовно-нравственного
воспитания и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования,
определенные ФГОС ДО.»
2.Информирование родителей об организации совместной деятельности по
развитию духовно – нравственных качеств через знакомство со сказкой
в
группе.
Для успешной реализации данных задач в детском саду организована большая
работа
по
нескольким
направлениям.
Сегодня
я
познакомлю
вас
с
одним
направлением по реализации данных задач - это знакомство с русскими народными
сказками.
Я хочу рассказать вам о том, как я в группе организую работу
со сказкой.
Прежде всего, мы тщательно отбираем сказки для того, чтобы развивать у ребенка те
или иные качества. Хочу вам открыть секрет, что у каждой сказки есть именно своя
изюминка,
своя
суть.
Например,
чтобы
научить
детей
ценить
дружбу
со
сверстниками, мы читали с ними сказки: «Лапоть, соломинка и пузырь», «Кот, дрозд
и
петух»,
«Крылатый,
мохнатый
и
масленый»,
а
чтобы
научить
не
обижать
маленьких
и
уважительно
относиться
к
старшим
знакомили
их
со
сказками
«Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Бороться с человеческими пороками, ленью, жадностью и скупостью нам помогли
сказки «Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей». Решать
сложные
жизненные
ситуации
с
помощью
смекалки
и
хитрости,
остроумия,
упорства и труда учат нас сказки «Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и
корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак», а утверждают победу добра над злом
сказки «Бычок – соломенный бочок», «Царевна – лягушка», «Финист ясный сокол»,
«Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Проявлять внимание и оказывать помощь и
поддержку детям с особенностями в развитии помогает научить сказка «Цветик-
семицветик».
Слайд№2. Во время знакомства с художественным произведением,
я
либо
рассказываю сказку , либо выразительно читаю ее, либо включаю запись сказки, где
сказку читают заслуженные артисты театров.
Слайд№3.
После прочтения сказки,
мы
с детьми обсуждаем,
о
чем
говорилось
в
сказке,
отмечаем
характерные
особенности
героев.
Я
использую
отрывки из мультфильмов, иллюстрации, чтобы ярче представить детям того или
иного героя.
Слайд №4. По каждой сказке мы организуем в группе театрализованные игры,
используя наши реквизиты и костюмы, либо различные виды театров. Дети учатся
мимикой, жестами, голосом передавать характеры героев. Мы с детьми обсуждаем,
какие выразительные средства лучше использовать, чтобы ярче представить образ.
Используются различные этюды на выражение и проявление различных эмоций и
игры на развитие интонационной выразительности речи. Это не только дает детям
возможность
использовать
выразительные
средства
общения:
пластику,
мимику,
речь,
но
и
способствует
гармоничному
развитию личности,
ведь
ребенок,
способный
использовать
все
средства
общения,
легко
сможет
«вписываться»
в
любую
обстановку,
найти
контакт
с
самыми
различными
людьми,
комфортно
ощущать себя даже в незнакомой среде. Очень часто мы показываем сказки детям из
младших групп.
Слайд №5. В ходе работы со сказкой мы с детьми обсуждаем, кто из героев
совершил добрые дела, а кто поступил плохо, как можно было поступить по-другому
или как можно исправить ту или иную ошибку героя сказки. Так как именно в этих
действиях создается и выражается эмоционально-целостный, значимый для ребенка
смысл произведения, то очень важно, чтобы
ребенок оказался
не молчаливым
зрителем, а деятельным соучастником воображаемых событий.
Слайд №6. И, на последнем этапе
работы со сказкой,
я предлагаю детям
подумать, где в реальной жизни мы встречаемся с похожими событиями и героями.
Используя иллюстрации с проблемными ситуациями, я предлагаю детям соотнести
реальные
жизненные
ситуации
с
сюжетами
сказок,
поступками
героев
произведения. Это помогает нам сделать вывод о том, чему нас учит сказка, какие
поступки персонажей сказки мы не должны повторять; и как следует поступать в
конкретных жизненных ситуациях.
3. Анализ результатов анкетирования родителей.
Воспитатель. Проанализировав ваши анкеты, мною был сделан вывод о том,
что не в каждой семье есть традиция чтения сказок, и не в каждой семье с детьми
обсуждают прочитанные произведения. Некоторые родители отметили, что не знают,
как это делать, но хотят научиться организовывать чтение.
Воспитатель: Сегодня я познакомила вас с некоторыми особенностями работы
со сказкой в детском саду и предлагаю сейчас обсудить, как можно организовать
знакомство детей со сказкой в семье.
4. Диалог с родителями об организации чтения в семье. Представление
опыта семьи В. Паненышевой «Как мы прививаем у своего ребенка любовь к
книгам».
Воспитатель предлагает родителям по очереди ответить на вопросы: «Какие
сказки Вы читаете своему ребенку? как часто Вы организуете чтение в семье?» и
передает по кругу мяч. Тот родитель, у которого в руке оказывается мяч, отвечает на
вопрос.
Когда
мяч
возвращается
к
воспитателю,
он
предлагает
родителям
В.
Паненышевой поделиться опытом организации чтения в семье.
Родители представляют опыт семейного воспитания.
5. Практическая деятельность с родителями. «Мы любим сказки».
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить, какие сказки читали Вам
ваши родители? Какие качества хотели воспитать у вас Ваши родители с помощью
этих сказок?
Родители по очереди вспоминают сказки, которые читали им в детстве, своих
любимых
героев,
делятся
воспоминаниями
о
том,
какие
атрибуты
они
изготавливали своими рукам, как шили костюмы, как разыгрывали сказки вместе со
своими
младшими братьями
и сестрами, подругами, и как им было весело и
интересно.
Воспитатель обобщает ответы родителей: «Нам всем в детстве читали сказки,
мы воспитаны на русских народных сказках. Сказки помогали нам
выстраивать
дружеские взаимоотношения со сверстниками, учили нас уважительно относиться к
старшим,
проявлять
внимание,
доброту,
терпение
к
младшим
детям,
быть
патриотами своей Родины.
6. Сообщение педагога «Алгоритм знакомства со сказкой».
Итак, уважаемые родители, я думаю, что
пришло время применить
полученный
жизненный
опыт
в
практической
деятельности
со
своими
детьми.
Сейчас я приглашу наших воспитанников, и мы организуем с ними путешествие по
сказкам.
Но
прежде,
предлагаю
Вам
выбрать
сказку
(
воспитатель
обращает
внимание родителей на выставку книг): «Перед вами - любимые Вами сказки. Как
вы знаете, каждая из сказок преподает нам определенный жизненный урок: одни
сказки учат послушанию, другие - дружеским отношениям, третьи – проявлять
уважение
к
старшим,
четвертые
–
учат
правильно
поступать
в
конкретных
жизненных
ситуациях.
Подумайте и определите для себя, чему бы
Вы хотели
научить вашего ребенка, какие духовно-нравственные качества могла бы помочь
воспитать у Вашего ребенка выбранная Вами сказка. Возьмите книгу и найдите в
ней выделенный сюжет, который вам надо будет обсудить с ребенком. Если вам
будет трудно организовать деятельность с ребенком, то Вы можете обратиться к
памятке, которую я для Вас подготовила. Она представлена на слайде.
(Слайд №7
«Памятка для родителей по организации работы со сказкой»)
7. Работа в подгруппах с детьми.
Входят
дети. Воспитатель:
«Уважаемые
родители
и
дети!
Предлагаю
вам
пройти в нашу сказочную комнату и окунуться в мир сказок и приключений. Дети
усаживаются
на
удобные
кресла.
Перед
ними
на
столиках
лежат
выбранные
родителями книги со сказками.
Воспитатель: «Дорогие дети! Сегодня у нас с Вами необыкновенная встреча.
Ваши родители хотят вместе с нами отправиться в сказочную страну. Согласны?»
Дети выражают согласие.
Воспитатель: « Познакомьтесь со сказочными героями.»
Родители читают детям выделенный сюжет сказки и организуют деятельность
с детьми, согласно памятки. Воспитатель тихонько передвигается среди участников
от
группы
к
группе
и
осуществляет
помощь
и
поддержку,
организует
индивидуальную работу: кому-то помогает организовать обсуждение
с детьми
качеств
героев
сказки,
кому-
то
предлагает
с
помощью
схем
подобрать
соответствующую мимику, жесты, чтобы ярче представить образ.
Воспитатель предлагает участникам разыграть отдельные эпизоды из сказок.
Во
время
репетиции
воспитатель
помогает
детям
подобрать
наиболее
выразительные
средства
для
передачи
характерных
особенностей
героев,
предлагает воспользоваться разными видами театра или атрибутами из театрального
центра.
Желающие
выходят
в
центр
группы
и
представляют
свои
сюжеты.
Всех
артистов провожают аплодисментами и они присоединяются к зрителям.
Воспитатель: «Уважаемые родители! А теперь обсудите с ребенком, а встречал
ли он похожие ситуации в реальной жизни? Кто похож на того или иного героя?
Какие поступки мы можем назвать хорошими? А какие - плохими? Какие поступки
они
не хотели бы повторять? Сделайте с ребенком вывод о том, чему учит нас
выбранная вами эта сказка?
Для тех, кто затрудняется в организации данной деятельности, воспитатель
предлагает картинки с проблемными ситуациями (мальчик один играет в песочнице,
сестра не осуществляет присмотра за ним; ребенок убежал от родителей; уставшая
мама
с
тяжелыми
сумками
и
весело
играющие
дети;
ребенок
–
инвалид
в
одиночестве; дети дерутся).
Дети совместно с родителями решают проблемные
ситуации, соотносят поступки героев сказок и поступки участников проблемных
ситуаций.
Когда все обсуждения заканчиваются, дети по очереди высказываются о том,
чему учит выбранная ими сказка.
Воспитатель благодарит участников мероприятия за интересное путешествие
по сказкам. Дети выходят из группы.
8. Рефлексия.
Ведущий: Уважаемые родители! Пришло время подвести итоги нашей встречи.
Скажите, интересно ли вам было в нашем путешествии?
Испытывали ли вы
затруднения?
В
чем
они
выражались?
Просим
Вас
поделиться
своими
впечатлениями.
Воспитатель: В завершении хотелось бы напомнить одно умное высказывание
замечательного
философа
И.А.
Ильина
о
сказке,
как
источнике
национального,
духовного
опыта
Русского
человека.
«Сказка
уходит
к
истокам
национального,
духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, по-русски убеждая, по-
русски умудряя».
Воспитатель предлагает родителям заполнить анкеты.
Вручение
родителям
памяток,
содержащих
информацию
об
организации
чтения произведений художественной литературы в семье.
.
Приложение 1
Анкета для родителей
Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка, в создании
необходимых условий для развития у него духовно-нравственных
Просим вас ответить на наши вопросы:
1. Что Вы понимаете под духовно-нравственным воспитанием»? (Да, нет)
2. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за духовно-
нравственное воспитание детей - педагоги или родители? (Да, нет)
3. Часто вы читаете ребенку русские народные сказки, или предпочитаете
включить ребенку современный мультфильм? (Да, нет)
4. Есть ли у Вашего ребенка любимая сказка? (Да, нет)
6. Как вы думаете, просматривая современные мультфильмы, ребенок начинает
любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ? (Да, нет)
7. Способна ли русская народная сказка, пословица, поговорка научить ребенка
любить, совершать добрые поступки, прийти на помощь и защитить свою Родину?
(Да, нет)
8. Знакомите ли Вы дома своего ребенка с пословицами и поговорками? (Да,
нет)
9.Обсуждаете ли вы их содержание и значение? (Да, нет)
10. Хотели бы Вы получить рекомендации по организации чтения в семье? (Да,
нет)
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
С целью выявления эффективности проведенного семинара–практикума
прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
1.
Понравилось ли вам мероприятие, в котором Вы приняли участие (Да, нет)
2. Вам был доступен и понятен предложенный материал (Да, нет).
3.
Определите тот этап деятельности, на котором вы испытывали затруднения
(нужное отметить).
Выразительное чтение произведения.
Обсуждение героев сказки, их характерных особенностей.
Оценка поступков героев сказки.
Перекладывание сюжета сказки на реальные события.
Подведение итога. ( сделать вывод с ребенком о том, чему учит сказка).
4.
Будете ли вы дома организовывать совместные прочтения сказок с ребенком?
(да, нет, не знаю)
5.
Будите ли Вы в семье обсуждать содержание сказок и организовывать
театрализованную деятельность по сказкам. (Да, нет, не знаю).
Приложение 3
Памятка для родителей
Организации чтения художественных произведений в семье
1.
Определите, какие качества вы хотите развивать у ребенка.
2.
Выберите сказку, которая поможет вам это сделать.
3.
Определите содержание вопросов, которые вы будете задавать ребенку.
4.
Читайте
произведение
выразительно,
передавая
интонацией
характерные
особенности героев сказки.
5.
Обсудите
с
ребенком
прочитанное
произведение.
Предложите
ребенку
определить, что он чувствовал во время чтения сказки? Кого ему было жалко? А
кого – нет? Кто совершал хорошие поступки, а кто плохие?
6.
Предложите ребенку разыграть отдельные эпизоды сказки.
7.
Спросите у ребенка, а встречал ли он похожие ситуации в реальной жизни?
Кто похож на того или иного героя из окружающих его людей?
Какие поступки
людей мы можем назвать хорошими? А какие - плохими?
8.
Сделайте с ребенком вывод о том, чему учит нас сказка?
Памятка для родителей
Произведения, рекомендуемые для чтения детям в семье
Поэзия.
А. Пушкин «Птичка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ф. Глинка «Москва»
С. Дрожжин «Привет» («Привет тебе, мой край родной...»), «Чародейкою
Зимою...»
Б. Заходер «Собачкины огорчения»
В. Берестов «Читалочка,
Я. Аким «Жадина»
Р. Сеф «Совет»
Н. Матвеева «Путаница»
Э. Успенский «Страшная история», «Память»
М. Яснов «Мирная считалка»
Проза.
«Иван-царевич
и
серый
волк»
(рус.сказка
в
обр.
А.Н.Толстого)
или
поэтический вариант—В.Жуковский «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»;
«По щучьему велению» (рус.сказка в обр. А.Н. Толстого),
«Никита Кожемяка» (рус.сказка в обр. А. Афанасьева),
«Волшебное кольцо» (Андрей Платонов),
«Илья Муромец»
В.Одоевский «Городок в табакерке»,
В.Даль «Старик-годовик»,
К.Ушинский «Слепая лошадь»,
А.Ремезов «Хлебный голос»,
П.Бажов «Голубая змейка»,
К.Паустовский «Теплый хлеб»,
Л.Чарская «Чудесная звездочка», «Подарок феи»,
Н.Абрамцева «Сказка о старой вазе»,
Используемая литература:
1.Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет, 2006 г.
2.Бюлер К. Сказка и фантазия ребенка. М., 2007г.
3.Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры,
2013г.
4. Сборник научно – методических статей, под редакцией О.В. Бережнова.
Орел, 2015.
5. И. Ильин «Духовный мир сказки», 2007 г.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», 2005г.
7. Э.И. Иванова «Расскажите мне сказку». Литературные сказки для детей.
Просвещение 2001г.
8. И. Лангуева – Репьева «Иное царство русских сказок», 2014 г.
Воспитатель С.А. Медведева