Автор: Дуркина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: Открытое занятие для родителей
Тема: "Пальчиковые игры, их роль в раннем развитии речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ненецкого Автономного Округа «Детский сад Семицветик г. Нарьян-Мара»
Открытое занятие для родителей на тему «Пальчиковые
игры, их роль в раннем развитии ребенка»
Составила: Дуркина Н.А.
Провели: Дуркина Н.А.
Исакова Т.Е.
Нарьян-Мар
Декабрь 2016
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в области
речевого развития, развития мелкой моторики.
Задачи:
Познакомить родителей с пальчиковыми играми, которые уже разучили
воспитатели с детьми;
Формировать у родителей представление о развитии мелкой моторики
рук, кистей, пальцев, о роли мелкой моторики в речевом развитии ребенка;
Заинтересовать проблемой;
Мотивировать и приобщить родителей к пальчиковым играм в условиях
семьи.
План мероприятия:
1. Выступление воспитателя с теоретическим материалом о пальчиковых
играх и их роли в раннем развитии ребенка.
2. Мастер-класс для родителей по пальчиковым играм, в которые активно
играют их дети в детском саду – игры-потешки «Бабушка кисель варила» и
игры-сказки «Колобок».
3. Демонстрация имеющихся по этой теме литературы, дидактических
пособий и материалов, возможностей применения этих материалов и
самостоятельного изготовления.
4. Вопросы родителей, обсуждение прошедшего занятия, подведение
итогов.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы
пригласили Вас для обсуждения очень важной темы – пальчиковые игры и их
роль в развитии ребенка. В ходе нашего мероприятия мы с Вами разучим
несколько игр, с которыми уже знакомы Ваши дети, в которые они очень
любят играть в детском саду. После занятия Вы можете ознакомиться с
литературой и материалами, которые есть у нас по этой теме. По Вашему
желанию, теоретический материал мы сможем предоставить Вам в
электронном виде.
Итак, что же такое пальчиковые игры? Это игры, в которых активно
задействуются пальчики и ладони ребенка, то есть развивается мелкая
моторика, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек,
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок получает новые
тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и
сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода;
интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют
упражнения для одной руки, трех - четырехлетние дети задействуют все
пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики,
кубики и т.п.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама или папа для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на
колени, обнимая, придерживает, когда трогает его ладошку, поглаживает или
щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых
для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Конечно, для гармоничного развития ребенка очень важно работать не
только над мелкой моторикой, но и уделять достаточно много внимания
общению с ребенком, чтению книг, развитию математических способностей и
т.п.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый самостоятельно показывает игру малышу;
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст;
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает;
Рекомендации:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой
воде или растерев ладони.
Если в новой игре имеются незнакомые ребенку персонажи или
понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить
движения вместе.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или
спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых
порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Итак, давайте мы Вас познакомим с игрой-потешкой, которую уже
разучили и полюбили Ваши дети. Она называется «Бабушка кисель варила».
Вы можете дома вместе поиграть в нее, причем можно позволить ребенку
быть «главным» в этой игре. Пусть он Вам расскажет стишок и покажет
движения, а Вы будете «учиться».
БАБУШКА КИСЕЛЬ ВАРИЛА
Бабушка кисель варила (Палец правой руки «помешивает кисель» на
ладони левой.)
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки
расходятся под углом (гора)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-
черепушечку.)
Для Андрюшечки (другое имя ребенка) (Ладонь правой руки ложится на
грудь.)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог. (Ладони скрещиваются, большие пальцы
закрепляются друг за друга, скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
Бабушкин кисель разлил, (Развести руки вниз и в стороны.)
Нет больше киселя (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы
растопырить.)
У старушечки
На горушечке. (Руки вновь показывают горку.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки «утирают слезы».)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Указательный палец правой руки «грозит
бабке».)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (развести руки вверх и в стороны)
Воспитатель: Понравилась Вам игра? Давайте разучим еще одну. Это всем
Вам хорошо известная сказка «Колобок». Ее можно не только рассказывать,
читать по книжке, разыгрывать как кукольный или пальчиковый театр, но и
обыгрывать просто на пальцах, без специальных игрушек и приспособлений.
Играем сидя, ребенок перед взрослым, тоже сидит. Правая рука будет
изображать колобка (сжатые в кулак пальцы), а левая рука – других героев
сказки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА-СКАЗКА «КОЛОБОК»
Жили были дед (большой палец левой руки) да баба (указательный палец
левой руки). Просит дед бабу: «Испеки колобок!», а баба ему отвечает: «Да из
чего испечь-то? Муки нет». Дед: «Ты, старуха, по амбару помети (пальцами
правой руки изобразить, как метет метла), по сусекам поскреби (пальцами
правой руки «поскрести»), наберешь муки».
Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла, слепила колобок (ладонями
«лепим» колобок), испекла в печи, да положила на окошко остужаться
(пальцы правой руки сжать в ладонь, изображая колобка).
Надоело колобку лежать на окошке, он и покатился с окна на пол, за порог, по
тропинке в лес (вращая кулак, «катим» колобка по правой ноге от колена
вниз).
Катиться колобок, катиться, а навстречу ему зайка (указательный и средний
пальцы левой руки). Говорит: «Колобок-колобок, я тебя съем!» Колобок
отвечает: «Не ешь меня, зайчик, послушай, какую песенку тебе спою». Поем
песенку колобка (правый кулак поворачивается в разные стороны –
«пляшет»):
Я колобок-колобок, по амбару метен
По сусекам скребен, на сметане мешен
Я от дедушки ушел (показываем деда левой рукой)
Я от бабушки ушел (показываем бабу девой рукой)
От тебя, заяц, и подавно уйду (показываем зайца левой рукой)
И покатился колобок дальше, только заяц его и видел. Катиться колобок, а
навстречу ему волк (пальцы левой руки растопырены и чуть согнуты). Волк:
«Колобок-колобок, я тебя съем!» Колобок отвечает: «Не ешь меня, волк,
послушай, какую песенку тебе спою». Поем песенку колобка.
Я колобок-колобок, по амбару метен,
По сусекам скребен, на сметане мешен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел.
От тебя, волк, и подавно уйду.
И покатился колобок дальше, только волк его и видел. Катиться колобок, а
навстречу ему медведь (пальцы левой руки согнуты в кулак, костяшки
направлены на ребенка). Медведь: «Колобок-колобок, я тебя съем!» Колобок
отвечает: «Не ешь меня, медведь, послушай, какую песенку тебе спою». Поем
песенку колобка.
Я колобок-колобок, по амбару метен,
По сусекам скребен, на сметане мешен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел.
От тебя, медведь, и подавно уйду.
И покатился колобок дальше, только медведь его и видел. Катиться колобок, а
навстречу ему лиса (указательный палец и мизинец подняты вверх, а средний
и безымянный соединены с большим и вытянуты вперед). Лиса: «Колобок-
колобок, я тебя съем!» Колобок отвечает: «Не ешь меня, лиса, послушай,
какую песенку тебе спою». Лиса: «Хорошо! Вот только стара я стала, плохо
слышу. Ты сядь ко мне на носок и пропой разок». Колобок сел к лисе на нос
(кулак правой руки соединяем с пальцами левой руки) и начал петь свою
песенку:
Я колобок-колобок, по амбару метен,
По сусекам скребен, на сметане мешен.
А лиса его АМ! – и съела! (пальцы левой руки обхватывают правый кулак).
Воспитатель: Русские народные сказки можно обыгрывать также с помощью
пальчикового театра, который Вы можете изготовить дома сами из любых
материалов (ткани, бумаги, ниток, пластилина) или купить готовый набор.
(Воспитатель демонстрирует родителям имеющиеся в группе наборы для
пальчикового театра – бумажные, тряпичные, вязанные). Чтобы
заинтересовать малыша, сначала самостоятельно проиграйте всю сказку для
него. Потом предложите ему выбрать себе одну или несколько ролей, играйте
вместе, пока ребенок не запомнит текст сказки. И, через некоторое время, я
Вас уверяю, вы увидите, как ребенок сам потянется к этим маленьким
куколкам и полностью сам сможет показать представление для всей семьи.
После каждой игры (даже если она сначала не получилась) похвалите
ребенка, обнимите, поцелуйте, скажите ему «Молодец!», предложите
похлопать себе ладошками. При проведении любой игры важно выбрать
подходящее для нее время. У ребенка должно быть хорошее настроение, его
ничего не должно отвлекать от процесса игры (телевизор, музыка, Ваш
телефон рядом и т.д.). Если малыш сейчас не хочет играть пальчиками,
предложите ему эту игру позже, или начните играть сами. Возможно, ребенок
заинтересуется и присоединиться к Вам.
Вы можете подойти к нашим столам и познакомиться с литературой и
материалами, которые есть у нас в группе и которые мы используем на
занятиях. Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте!