Автор: Крупина Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КРАСНОЗНАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ОДИНЦОВСКОГО ТЕХНИКУМА
Населённый пункт: г. Краснознаменск МО
Наименование материала: статья
Тема: "Применение задач с междисциплинарным содержанием при проведении олимпиад среди школьников и студентов"
Раздел: полное образование
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
Применение задач с междисциплинарным содержанием
при проведении олимпиад среди школьников и студентов
КРАСНОЗНАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ОДИНЦОВСКОГО ТЕХНИКУМА.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: КРУПИНА ЕЛЕНАЕВГЕНЬЕВНА
2017г.
Применение задач с междисциплинарным содержанием
при проведении олимпиад среди школьников и студентов
Крупина Е.Е.
К настоящему времени накоплен огромный объём знаний о возможно-
стях применений математических моделей в самых разнообразных сферах прак-
тической деятельности. Нет практически ни одной отрасли науки, даже среди
на первый взгляд довольно отдалённых от математики, таких как биология или
лингвистика , где бы не использовался математический аппарат. В то же время у
учащихся школ очень часто формируется полностью противоположное пред-
ставление о математике как о некотором абстрактном знании, которое не приме-
няется на практике. В результате студенты нематематических специальностей
испытывают серьёзные затруднения при решении довольно простых задач изу-
чаемой области науки, если для этого необходимо применение даже базовых ма-
тематических знаний и умений. Например, при измерении потенциал-зависимо-
го действия некоторых лекарственных веществ возникает необходимость найти
площадь некоторой фигуры, ограниченной графиком. Студенты-биологи, имея
подробную таблицу значений данной функции, (в этом случае площадь, то есть
интеграл, можно вычислить достаточно точно), затрудняются определить эту
площадь даже приблизительно, пользуясь графиком данной функции, при помо-
щи измерительных инструментов. В то же время научные исследования ставят
перед биологами гораздо более серьёзные задачи, требующие умения строить и
решать системы дифференциальных уравнений (модель «хищник-жертва» в
экологии, модели нервного импульса в нейрофизиологии ), умения видоизме-
нять существующие модели (например, воздействие некоторых веществ изменя-
ет свойства системы, переносящей калий , что требует внесения изменений в
модель нервного импульса). С другой стороны, и студентам-математикам необ-
ходимо понимание характера её приложений и их роли в развитии самой мате-
матики. Так, взаимопроникновение биологии и математики демонстрируют ра-
боты по генетическим алгоритмам.
В целях широкого распространения знаний о приложениях математики
олимпиады по математике среди учащихся 10-11 классов и студентов технику-
мов, организуется по схеме «математика +»: наряду с классическими олимпиад-
ными задачами участникам конкурса предлагается решить и задачи прикладно-
го содержания из разных областей знания по их выбору (лингвистические, био-
логические, физические, экономические). Результаты олимпиады обычно пока-
зывают меньшую успешность решения таких задач, несмотря на их невысокую
сложность по сравнению с задачами «олимпиадной» математики (хотя и отме-
чается некоторая положительная динамика: в 2015 году к решению задач при-
кладного характера приступало большее количество учащихся, чем в 2014 году,
и средний балл, полученный за эти задачи, оказался выше). Приведём примеры
задач междисциплинарного содержания из олимпиады 2015 года.
Пример 1. Внешний вид живых организмов определяется набором их ге-
нов (генотип особи), обозначаемых буквами; за каждый внешний признак отве-
чает пара одноименных букв. Каждый из родителей передает потомкам по од-
ной из каждой пары своих букв, при этом, если буквы, полученные от роди-
телей будут различными, то тот ген, который проявится во внешнем признаке,
называется доминантным (их обозначают заглавными буквами латинского алфа-
вита А, В, С …), а тот, который не проявится – рецессивным (их обозначают
строчными буквами а, b, c ...). Пусть особи, наследующие генотип АА, погиба-
ют при рождении; особи, наследующие генотип Аа, имеют яркую окраску, аа –
бледную. При скрещивании особей с короткой шерстью появляются особи как с
короткой, так и с длинной шерстью, а при скрещивании особей с длинной шер-
стью – только особи с длинной шерстью. Скрещиваются самец с яркой окраской
и короткой шерстью и самка с яркой окраской и длинной шерстью. Обозначив
гены, отвечающие за длину шерсти, буквами В или b, перечислите все возмож-
ные генотипы их потомства. Какому внешнему виду они будут соответствовать?
Каков будет наиболее вероятный внешний вид их потомства? (текст задачи с не-
большой адаптацией заимствован из работы ).
Решение. Так как при скрещивании особей с короткой шерстью могут по-
явиться особи с длинной шерстью (что возможно только в случае, когда оба ро-
дителя имели смешанный генотип Вb, ген В у них проявился, а потомкам они
передали ген b), короткая шерсть – доминантный признак, длинная – рецессив-
ный. Особи с длинной шерстью имеют генотип bb, с короткой шерстью – либо
ВВ, либо Вb, причем особи типа Вb точно существуют. Так как обе скрещивае-
мые особи имеют яркую окраску, это соответствует генотипу Аа. Поэтому гено-
тип родителя-самки в задаче
Ааbb, а генотип самца может иметь вид либо
АаВВ, либо АаВb. Возможные варианты генотипов, получающихся при скре-
щивании, среди выживших: АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb.
АаВb – яркие с короткой шерстью, Ааbb – яркие с длинной шерстью,
ааВb – бледные с короткой шерстью, ааbb – бледные с длинной шерстью.
Вероятности наследования потомком генотипа при скрещивании Аа и Аа:
АА – ¼, Аа – ½, аа – ¼ (АА:Аа:аа = 1:2:1), но особи, имеющие генотип АА, по-
гибают, выжившие особи распределяются на 2 группы – яркие (Аа) и бледные
(аа), вероятность появления яркой особи составит 2/3, а бледной – 1/3, поэтому
вероятность появления яркой особи выше. При скрещивании ВВ с bb возможно
возникновение только генотипа Вb (100 % вероятность), а при скрещивании Вb
c bb потомки наследуют генотип Вb или bb с вероятностью 50 %. Поэтому, если
бы в популяции не было особей с генотипом ВВ, то вероятность появления по -
томков с короткой шерстью была бы равна вероятности появления потомков с
длинной шерстью. Но так как возможность существования самца с генотипом
ВВ отвергать нельзя (а его потомки точно будут иметь короткую шерсть), общая
вероятность возникновения потомков с короткой шерстью выше. Поэтому наи-
более вероятный внешний вид потомства – яркая окраска и короткая шерсть.
Задачи экономического содержания, доступные для школьников, часто
бывают связаны с применением производной. Однако существуют и задачи на
оптимизацию деятельности в различных сферах, которые можно решить даже
без этого аппарата .
Пример 2. Строительство спортивных катков возможно по двум проектам.
Строительство одного катка по первому проекту подразумевает затраты на сум-
му 10 млн. рублей, а также размещение на катке 4 машин для заливки льда, для
строительства катка по второму проекту требуется затратить 15 млн. рублей и
установить 3 машины. Имеется 400 млн. рублей и 100 машин для заливки льда.
Какое максимальное число катков можно построить в данных условиях? Задача
с некоторыми изменениями заимствована из работы.
Ответ: 30 катков (10 катков по первому проекту и 20 катков по второму).
Решение возможно многими различными способами, например:
Пусть
x
– количество катков, построенных по первому проекту,
y
– по
второму. Затраты на строительство составят
y
x
15
10
(млн. руб), что по усло-
вию задачи не должно превышать 400. Количество необходимых машин для за-
ливки льда при этом составит
y
x
3
4
, что не должно превышать 100. Деля обе
части первого ограничения на 5, получим систему неравенств
.
100
3
4
,
80
3
2
y
x
y
x
Требуется найти такое решение этой системы неравенств, чтобы сумма
y
x
была максимальной. Множество решений системы можно найти графически.
Для этого строим прямые
.
100
3
4
:
,
80
3
2
:
2
1
y
x
l
y
x
l
По смыслу задачи х ≥ 0 и у ≥ 0. Поэтому допустимыми решениями задачи яв -
ляются целочисленные точки, лежащие в пределах четырехугольника ОАВС.
Обозначим искомое число катков через
ñ
. Тогда линии
ñ
y
x
на чертеже бу-
дут
параллельными
между
собой.
Можно
построить
одну
из
таких
линий
(например,
10
y
x
) и заметить, что величина
ñ
увеличивается при сдвиге
прямой вправо. Поэтому, двигая линию параллельно вправо, мы можем найти
точку, в которой значение
y
x
будет максимальным. При точном чертеже вид-
но, что этой точкой будет точка В с координатами (10, 20) – точка пересечения
прямых l
1
и l
2
.
Другие возможные методы решения аналогичных задач можно найти в ра-
боте . Решение задач такого типа полезно учащимся, в частности, и потому, что
программа ЕГЭ последних лет требует владения некоторыми оптимизационны-
ми методами. Содержательные экстремальные проблемы часто встречаются и
среди физических задач; применение дифференциального исчисления в этих
случаях способствует лучшему пониманию смысла производной, а возмож-
ность использования иных методов содействует, в частности, формированию
умения решать задачи с параметрами.
Пример 3. Мальчик Вася (его рост 150 см), стоя лицом к дому на расстоя-
нии 4 метров от него, в задумчивости бросил камешек и - надо же! - попал пря-
мо в окно тёти Маши. С какой наименьшей скоростью Вася мог бросить каме-
шек, если подоконник тёти Маши расположен на высоте 4,5 метров?
Решение: Свяжем систему координат с точкой, где стоит Вася. Закон движения
камешка (под действием силы тяжести, трением пренебрегаем) имеет вид:
,
2
sin
,
cos
2
0
0
0
gt
t
v
h
y
t
v
x
где
0
v
-
скорость, с которой Вася бросил камешек,
-
угол, под которым он
был брошен,
5
,
1
0
h
(
м) - начальная ордината. Попадание в окно означает, что в
некоторый момент времени
4
d
x
(м),
5
,
4
h
y
(м). Требуется найти наи-
меньшее значение
0
v
,
при котором существует
такое, что система уравнений
h
gt
t
v
h
d
t
v
2
sin
,
cos
2
0
0
0
имеет решение. Исключая
t
, получаем
,
0
1
2
,
0
cos
2
0
2
2
0
2
0
2
2
0
2
h
h
tg
v
gd
tg
d
h
h
v
gd
tg
d
.
0
2
1
2
2
2
0
0
2
0
2
gd
v
h
h
tg
gd
v
tg
Это квадратное относительно
tg
уравнение имеет решения тогда и только то-
гда, когда его дискриминант неотрицателен, т.е. когда
.
8
4
3
3
2
2
2
2
0
0
2
0
g
g
d
h
h
h
h
g
v
Ответ:
.
8
min
0
g
v
Решение задач математической лингвистики, помимо уяснения базовых
приёмов структурного анализа языка, способствует формированию комбинатор-
ных и логических способностей, что является одной из целей математического
образования.
Пример 4
.
(Задача составлена по мотивам одной из задач сборника ).
Даны
обозначения некоторых дат с указанием дней недели на русском языке и на язы-
ке суахили (в другом порядке):
02.04, вторник; 03.04, понедельник; 03.10, вторник; 04.10, суббота;
03.12, среда; 05.12, вторник
tarehe tatu April i jumatatu; tarehe tatu Oktoba jumanne; tarehe tatu Disemba
jumatano; tarehe pili April i jumanne; tarehe nne Oktoba jumamosi; tarehe
tano Disemba jumanne
Переведите на русский язык: tarehe pili April i jumapili; tarehe tano Oktoba ju-
matano; tarehe nne Disemba jumatatu. Переведите на суахили: 5 апреля, среда;
2 декабря, понедельник; 4 октября, воскресенье.
Решение: Существительные April,
Oktoba,
Disemba в языке суахили - это
названия месяцев (иначе объяснить совпадение с соответствующими латински-
ми корнями невозможно); повторение фрагментов tatu, nne, tano, pili, mosi в на-
чале и конце фраз, по-видимому, означает, что названия дней недели на суахили
образуются посредством числительных (первый день недели, второй и т.д.) Воз-
можны два варианта: 1) название дня недели образуется добавлением к числи-
тельному juma и ставится в конце фразы; 2) название дня недели образуется до-
бавлением к числительному tarehe и ставится в начале фразы. В первом случае
tatu - это 3 (единственное число, которое встречается трижды), jumanne - это
вторник (единственный день недели, который встречается трижды), следова-
тельно, pili - 2, nne - 4, tano - 5; jumamosi - суббота, jumatatu - понедельник, ju-
matano - среда. Это возможно лишь в случае, если счёт дней начинается с суб-
боты (иначе не находится трёх подряд идущих дней недели из числа названных,
соответствующих номерам 3, 4, 5). Поэтому воскресенье - второй день недели,
jumapili,
и мы можем перевести все фразы. Рассматривая аналогично второе
предположение, приходим к противоречию. Ответ: 02.04, воскресенье; 05.10,
среда;
04.12,
понедельник; tarehe tano April i
jumatano; tarehe pili Disemba
jumatatu; tarehe tano Oktoba jumapili.
Обучение решению задач прикладной направленности, время для которого
трудно найти в рамках основного школьного курса, можно осуществлять при
подготовке школьников к олимпиадам и в рамках проектной деятельности. На-
личие у школьников представлений о возможностях применения математики не
только полезно для их будущей деятельности, но и способствует увеличению
познавательной активности.
Список литературы
1.
Арнольд В.И. Математическое понимание природы: удивительные физические явления и
их понимание математиками. - М.: МЦНМО, 2009. - 144 с.
2.
Глухов В.П., Глухова Н.В., Евстигнеев Д.А., Кузнецова И.В. Математическое моделирова-
ние биологических процессов как реализация межпредметных связей на уроках математи -
ки и биологии: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: ИПКПРО, 2004. – 28 с.
3.
Глухова Н.В. О мотивации изучения математических дисциплин студентами, обучающи-
мися по направлению подготовки «Социальная работа» // Проблемы современного матема-
тического образования в высшей школе: Материалы международной заочной научной кон-
ференции.– Ульяновск: УлГПУ, 2013. – С. 130 – 134.
4.
Глухова Н.В., Череватенко О.И. Линейное программирование в управлении персоналом:
учебное пособие для направления подготовки бакалавров 080400.62. – Ульяновск, УлГПУ,
2013. – 70 с.
5.
Евстигнеев Д.А., Кузнецова И.В., Глухова Н.В. Анализ действия блокаторов калиевых ка-
налов тетраэтиламмония и 4-аминопиридина на электрическую активность миелинизиро-
ванных нервных волокон амфибий. – Ульяновск: УВАУ ГА, УлГПУ, 2009. – 431 с.
6.
Задачи лингвистических олимпиад: 1965-1975/ Ред.-сост. В.И.Беликов, В.Е.Муравенко,
М.Е.Алексеев. – М.: МЦНМО, 2006. – 570 с.
7.
Кузнецова И.В., Евстигнеев Д.А., Глухова Н.В. Длительные следовые потенциалы миели-
низированных нервных волокон амфибий при блокировании калиевых каналов 4-аминопи-
ридином // Фiзiологiчний журнал. – 2007. – Т. 53. – № 3. – С. 61 – 69.
8.
Кузнецова И.В., Евстигнеев Д.А., Глухова Н.В., Глухов В.П. Изменение электрогенеза мие-
линизированных нервных волокон амфибий под действием тетраэтиламмония // Совре -
менные наукоёмкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 22 – 29.
9.
Кузнецова И.В., Евстигнеев Д.А., Глухова Н.В. Роль медленного калиевого тока в проявле-
ниях потенциал-зависимого действия 4-аминопиридина в миелинизированных нервных
волокнах амфибий // Биологические мембраны. – 2009. – Т. 26. – № 3. – С. 206 – 216.
10.
Куренева Т.Н. Проектная деятельность в обучении математике студентов нематематиче -
ских специальностей // Проблемы современного математического образования в высшей
школе Материалы международной заочной научной конференции. 2013. С. 147-149.
11.
Ризниченко Г.Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. Электронный учеб-
ник. Режим доступа: library.biophys.msuLectMB/ (Электронная версия книги
- М-Ижевск, Изд. РХД, 2002).
12.
Таха Х.А. Введение в исследование операций. – М.: Вильямс, 2001. – 912 с.
13.
Цыганов А.В. Генетический алгоритм для задачи вершинной минимизации недетерми -
нированных конечных автоматов // Программные продукты и системы. 2012. № 4. С. 27.