Автор: Гришко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г.Таганрог
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание семьянина в условиях семейно-воспитательной группы центра помощи детям"
Раздел: дополнительное образование
Воспитание семьянина
в условиях семейно-воспитательной группы центра помощи детям
Опыт практической деятельности свидетельствует, что можно научить
ребёнка
какому-то
ремеслу,
соблюдению
правил
культурного
поведения,
дать ему хорошие знания, привить этический вкус, интерес к национальной
культуре. Но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство
ответственности за своих будущих детей, мы лишаем его возможности
иметь
нормальную
семью
в
будущем.
Одной
из
ключевых
проблем
социальной адаптации воспитанника в условиях семейно-воспитательной
группы
является
коррекция
семейных
отношений,
т.
к.
опыт
взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер
или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в
будущем.
Наблюдения показывают, что самой заветной мечтой каждого ребенка,
который провел своё детство в стенах не родного дома, а социального
учреждения, является благополучная семья.
Многолетний опыт нашего дома -- культиватор семейных ценностей, в
котором всегда жила большая жизнеспособная, успешная семья. Теперь мы
стали современным центром помощи детям, оставшимся без попечения
родителей,
деятельность
которого
концентрируется
на
профилактике
социального сиротства, семейного устройства и постинтернатной адаптации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетное предпочтение устройства ребёнка в семью не всегда
осуществимо. И для тех, кто остаётся воспитанником центра, наша задача --
подготовить его к самостоятельной жизни после выпуска и созданию в
будущем своей благополучной семьи.
Актуальными задачами в этой ситуации являются:
Сформировать определенный уровень теоритических знаний у детей о
семье, её функциях, нравственных основах, взаимоотношениях в семье,
роли родителей в воспитании детей.
Осознать
значение
физического
и
психического
здоровья
семьи,
здорового образа жизни, освоить основы безопасности жизнедеятельности.
Уметь обустроить быт семьи через посильное участие в домашнем
труде.
Развивать
мотивации
учебной
деятельности
и
профессионального
самоопределения.
Овладеть
практическими
навыками
ведения
хозяйства,
бюджета,
экономики семьи.
Формировать
культурные
потребности
семьи
через
организацию
досуга.
Уметь реально оценивать действительность и характер жизненных
проблем (через общение со сверстниками и их семьями, с родственниками,
не проживающими вместе, через решения специально созданных ситуаций).
Ожидаемый результат:
Получение профессионального образования, устройство на работу по
специальности,
получение
и
обустройство
жилья,
создание
собственной
благополучной семьи и сохранение ее.
Сформированность ответственности за жизнь, здоровье и воспитание
собственных детей.
Жизнеустройство
детей
в
центре
обеспечивается
в
семейно-
воспитательных группах, проживание строится по квартирному типу, где
условия максимально приближены к домашним.
В нашей семейной группе 7 детей и три воспитателя. Для адекватного
вхождения ребенка в систему социальных отношений проводится особенная
педагогическая
работа,
обеспечивающая
овладение
им
комплексом
социальных ролей, которые характеризуют настоящую семью. Предлагаем
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СЕМЬЯНИНА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
ЦЕНТРА
ПОМОЩИ
ДЕТЯМ.
(СЛАЙД СХЕМА).
Согласно
нашей модели ребёнок в семейно-воспитательной группе
для
нас
всегда
-- ЦЕНТР
вселенной
со
всеми
его
достоинствами
и
недостатками,
вокруг
него
и
для
него
осмысленно
и
целенаправленно
созданы комфортные условия и среда, которые помогут снять напряжение,
вселить доверие, почувствовать себя как дома, в хорошей доброй семье.
Социально-семейная
практика
предполагает
включение
ребёнка
в
разнообразные
виды
деятельности
семьи:
хозяйственно-бытовую,
интеллектуально-познавательную,
до суговую,
творче скую
и
коммуникативную, что позволяет приобрести реальный социальный опыт:
выстраивания взаимоотношений, заботы друг о друге, сохранении традиций.
Все
это
способствует
коррекции
имеющихся
проблем
и
реабилитации
ребёнка.
Наиболее эффективными формами работы считаем:
круглые столы, групповые дискуссии, деловые и сюжетно-ролевые игры,
семейные вечера, уроки домашних дел, семейные клубы, посещение театра,
выставок,
музеев,
концертов,
зашита
проектов,
презентации
и
другие
интерактивные формы работы с детьми.
Для приобретения жизненного опыта ценными являются мероприятия,
проводимые совместно с нашими бывшими выпускниками. Давно стало
традицией
воскресные
встречи
«В
кругу
семьи».
Поделиться
опытом
молодых
родителей
можно
в
нашем
семейном
клубе
«У
нас
появился
малыш».
Предлагаем
развернутый
сценарий
деловой
экономической
интерактивной игры «Домашняя бухгалтерия».
Результатом реализации программы является:
1. Успешная адаптация детей в новой социальной среде.
За прошедший учебный год из 10 воспитанников нашей группы 5 детей
приобрели приемную семью. 1 ребенок возвращен к матери. Связь с новыми
родителями
подтверждает
удовлетворенность
детей
произошедшими
изменениями
в
их
жизни.
А
родители
отмечают
высокий
уровень
социализированности
детей,
коммуникативных
способностей,
развитости
интересов и творчества.
Дети легко и быстро находят общий язык и
понимание
со
всеми
членами
семьи,
сверстниками
в
школе.
Обоюдная
удовлетворенность подтверждается тем, что ни одного возврата ребенка не
произошло.
2. Успешность в учебной деятельности. В течение трех лет в нашей
группе
все
хорошисты,
участники
мотивированной
программы
«Хочу
учиться», стипендиаты благотворительного фонда «Катрен».
Ежегодно все выпускники 9 класса продолжают обучение в 10 классе с
перспективой поступления в ВУЗы.
3. Высокий уровень воспитанности детей, что характеризуется высокой
культурой поведения, отсутствием самовольных уходов и правонарушений в
течении 10 лет.
4. Высокие достижения в творческой деятельности, что подтверждается
дипломами победителей в конкурсах разного уровня.
5. Жизнеустройство выпускников.
За последние 5 лет из 10 выпускников 3 чел. окончили ВУЗы, 3 чел.
СПО,
из
4-х
человек
получивших
НПО
–
2
человека
продолжили
образование,
работая
по
специальности.
Один
–
таким
образом
заочно
окончил ВУЗ и один заочно закончил техникум. Все выпускники работают
по специальности.
Важно отметить что многие выпускники получив образование, устроившись
на работу, обжившись в новых квартирах стали создавать свои семьи. 3
молодых семьи имеют детей. У нас две внучки и одни внук. А получив
жильё,
дети
достаточно
комфортно
и
основательно
обустраивают
его.
Своевременно оплачивают коммунальные услуги.
Многие выпускники создали семьи. Четыре молодых семьи имеют
детей. У нас 2 внучки и два внука. Даже неудавшийся опыт создания семьи
не позволил бросить ребенка.
Ребята-выпускники достойно отслужили в рядах Российской армии (2
чел), имеют благодарности от командования.