Автор: Федулова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад № 96"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе :"Удивительный мир чашки".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательно-исследовательской
деятельности
в подготовительной к школе группе
«Удивительный мир чашки».
Цели:
организовать деятельность детей, направленную на обучение их поиску
и работе с информацией;
создать условия для положительного отношения к процессу познания
нового.
Задачи:
способствовать конкретизации представлений о чашке, как о посуде, её
предназначении;
способствовать установлению отличительных особенностей материала,
размера, веса;
организовать деятельность детей по закреплению умений составлять
описательный рассказ о чашке;
организовать действия детей, направленные на координацию речи с
движением;
организовать подведение итогов занятия.
Предварительная работа:
угода – угодить кому-либо, экспонат- предмет
выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Оборудование:
мини-музей» Удивительный мир чашки», чашки разные по
цвету, назначению, разного материала, центр книги, музыкальный центр,
математический
центр
картинка,
схема,
мольберт,
орфографический
словарь.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
ОРГ. МОМЕНТ.
Воспитатель и дети сидят на ковре.
Восп-ль: Дети, вы хотите узнать, что находится на столе под салфеткой?
Дети: Да!
Восп-ль: Тогда, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Носит воду
Хозяину в угоду.
При нём живёт,
Пока не упадёт. (Чашка)
Дети: Чашка.
В-ль: Поднимает салфетку, под которой находится чашка.
В-ль: Что вы знаете о чашке? А что бы вы хотели бы узнать о чашке?
Дети: Ответы детей.
В-ль: Сегодня мы докажем, что все чашки разные и узнаем много нового.
Ответы детей.
В-ль: Где мы сможем узнать подробно о чашке?
Дети: Мы можем это узнать из книг, из интернета, друг у друга, у
взрослого, поэкспериментировать.
В-ль: Я помогу вам узнать, что же такое чашка, а поможет мне словарь
открывает словарь, Чашка (устар.- чаша) – это сосуд, небольшой по
объёму, имеющий форму полусферы, к которой присоединена ручка для
держания.
В-ль: Я приглашаю вас в мини-музей «Удивительный мир чашки».
Дети с воспитателем проходят к полочкам, где находятся чашки, разные по
цвету, назначению и выполненные из разных материалов.
В-ль: Посмотрите внимательно на наши экспонаты.
Дети замечают, что появилась новая чашка.
В-ль:. Вам эта чашка что-то напоминает? Вы могли раньше с ней
встречаться?
Ответы детей.
В-ль: Чем, то отличается эта чашка от других чашек.
Ответы детей.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
В-ль: Чашки, бывают бульонные – для подачи бульонов, супов-пюре.
Чайные – для чая, кофе с молоком, какао, шоколада. Кофейные – для
чёрного кофе.
В-ль: Чем отличаются чайные чашки от других?
Ответы детей.
В-ль: Чайные чашки отличаются от других чашек формой, которая
называется пиала с ручкой. Китайские чайные чашки снабжаются крышками.
В некоторых странах чашку за ручку не держат, т.к. её на чашке нет.
В-ль. Дети, как украшают чашки? Какой на них рисунок?
Ответы детей.
В-ль: Правильно, росписью. Наиболее ценная роспись – ручная. Рисунок на
чашках нежный, узорный
Как вы думаете, какая чашка, меньше по объёму?
Ответы детей.
В-ль: Верно. Кофейная чашка, меньше по объёму, чем чайная потому, что
кофе чёрное пьют понемногу.
А вы знаете, из чего сделана чашка?
Ответы детей. Из пластмассы, стекла, глины, керамики, фарфора, фаянса?
В-ль. Для изготовления чашки часто используют фаянс. Фаянс очень
прочный, поэтому и чашки из него очень практичны – прочные,
долговечные и отлично сохраняют тепло. А самое главное, чай в них
вкуснее. Фарфоровые чашки хрупкие. Если посмотреть на свет то чашка
из фарфора просвечивается.
Логопед приглашает детей в «Центр книги». Дети находят там, карточки-
схемы. Логопед предлагает детям, выстроить мнемодорожку и составить по
ней предложение о чашке. Например: У Ани одна чайная фарфоровая
чашка. У Ани две чайных фарфоровых чашки. У Ани пять чайных
фарфоровых чашек.
Воспитатель приглашает детей в «Музыкальный центр». Дети обращают
внимание, что там находятся деревянные палочки.
В-ль: Дети, как вы думаете, для чего нам нужны эти палочки? Что мы можем
с их помощью сегодня сделать?
Ответы детей.
В-ль: Есть информация о том, что каждая чашка по-своему «звучит». Теперь
догадались, для чего нам нужны деревянные палочки.
Воспитатель проводит с детьми эксперимент, ударяя слегка по внутренней
стенке чашки. Делают вывод, о том, что при постукивании палочкой по
фарфоровой чашке - слышится звонкий долгий звук.
В-ль: Как же отличить, из чего изготовлена чашка? Из фарфора или фаянса?
Есть способ проверки – способ щелчка. Предлагает детям по очереди
щёлкнуть ногтём по краю чашки, слышится – лёгкий звон. Если слышится
стук, то это фаянс.
В-ль предлагает посетить «Центр математики».
В-ль: Дети посмотрите на эти две чашки как вы думайте они по объёму
одинаковые? Давайте проверим, в какую чашку больше вместится жидкости.
В-ль: Как вы думаете, все чашки одинаково весят? Как это проверить?
Дети замечают весы и предлагают с их помощью, проверить какая чашка
легче, какая - тяжелее.
В-ль: вместе с детьми проводят эксперимент.
ФИЗМИНУТКА «ПОСУДА»
Логопед предлагает детям подойти к мольберту, на котором – мнемотаблица.
Логопед. Кто самый смелый, и составит нам рассказ о чашке?
(Дети, используя мнемотаблицу, составляют описательный рассказ о чашке).
Докладчик (ребёнок) одевает атрибуты.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
В-ль: Дети, вы выполнили всё, что вы задумали? Кто вам помогал? Вы
довольны своей работой? Что бы ещё вы хотели узнать о чашке?
Ответы детей.
Логопед. Спасибо за интересное занятие, за ваши правильные ответы на
наши вопросы.
Сюрпризный момент.
В-ль: Я приобрела чашку
необычную, у неё нет ручки и хотела бы
пополнить наш музей.