Автор: Киселькова Наталья Владимировна
Должность: учитель географии, зам директора по в.р
Учебное заведение: МАОУ " СОШ№42"
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг – как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии
Раздел: среднее образование
Мониторинг – как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации
по географии
Киселькова Н.В. - учитель географии
МАОУ «СОШ№42» г Перми
Для работы в 9 классах была создана программа краткосрочного курса
рассчитанная на 20 часов дополнительных занятий «География- на
100баллов», где приложено тематическое планирование по курсу. Особое
место в программе уделено мониторинговым обследованиям, которые
проводятся 1 раз в неделю. Согласно результатам обследования
составляются тесты по данным тестирования , для чего используется
тренажёр Гущина.
Для работы в 10-11 классе разработана программа профильного курса по
географии на 10-11 класс (1 час в неделю). Мониторинг проводится по схеме
представленной в программе 9 класса.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА
«
География- на 100баллов»
I. Пояснительная записка
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в
формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная
школьная
дисциплина.
Уникальность
ее
места
и
роли
заключается
в
том,
что
она
представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные
(социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая
составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических
наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться
сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и
закономерности.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса : Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по предмету в соответствии с
требованиями ФГОС
Задачи курса:
–
овладение
системой
теоретических
и
прикладных
географических
знаний,
необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население –
хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
–
усвоение
методов
научного
познания
(картографического,
статистического,
сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного
изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
– развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России,
уважения к её исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива,
личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;
–
формирование
готовности
к
изучению
и
практическому
решению
лично-
и
социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном
и локальном уровнях.
3.Назначение КИМ для ОГЭ
Оценить уровень общеобразовательной
подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных
организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в
профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»).
5. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе для
ОГЭ 2016 г., осуществляется в соответствии с обязательным минимумом содержания
основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по
географии.
В каждый вариант КИМ 2016 г. включены задания, проверяющие
уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за
основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки
выпускников.
6. Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план
местности, их основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы картографического изображения,
градусная сеть)
1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и
путешествия
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения
земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и
оценка
2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и
подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли
2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных, особенности их распространения.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование.
Условия образования почв разных типов
2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и
высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.
Территориальные комплексы: природные, природно-
хозяйственные
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и
впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие
расы, этносы
3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки,
Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
4.2 Основные типы природопользования
4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
5.1 Особенности географического положения России
5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы
5.1.2 Часовые пояса
5.1.3 Административно-территориальное устройство России
5.2 Природа России
5.2.1 Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа
5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя
мерзлота
5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны
5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России
5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия
почв
5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
5.3 Население России
5.3.1 Численность, естественное движение населения
5.3.2 Половой и возрастной состав населения
5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения
5.3.4 Направления и типы миграции
5.3.5 Народы и основные религии России
5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города
5.4 Хозяйство России
5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России
5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов
5.4.3 География отраслей промышленности
5.4.4 География сельского хозяйства
5.4.5 География важнейших видов транспорта
5.5 Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный,
человеческий и хозяйственный потенциал
5.6 Россия в современном мире
5.Требования (умения), проверяемые заданиями
экзаменационной работы
Знать / понимать:
1.1 основные географические понятия и термины;
1.2 различия плана, глобуса и географических карт по
содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
1.3 результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
1.4 географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
1.5 географическую зональность и поясность;
1.6 географические особенности природы материков и океанов, а
также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
1.7 специфику географического положения и административно-
территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее природы, населения, основных отраслей
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
1.8 природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
2.1 определять на местности, плане и карте расстояния,
направления, высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
2.2 выделять (узнавать) существенные признаки географических
объектов и явлений;
2.3 описывать существенные признаки географических объектов
и явлений;
2.4 объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
2.5 составлять краткую географическую характеристику разных
2.6 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и
охраны, формирования культурно-бытовых особенностей
народов под влиянием среды их обитания; крупнейших
сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и
стран мира;
2.7 находить в разных источниках информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
2.8 анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий
Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
2.9 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять
на этой основе эмпирические зависимости
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
3.1 определения поясного времени;
3.2 чтения карт различного содержания;
3.3 решения практических задач по определению качества
окружающей среды, ее использованию
6
.Тематическое планирование
№
Тема занятия
Дом задание
1
Вводное тестирование
Подготовка к мониторингу
2
Анализ мониторинга
3
Карта- источник географических знаний
Усл. знаки
4
Закономерности освещения земли солнцем
Пояса освещённости
5
Великие географические открытия
путешественники
6
Литосфера. Рельеф, история развития земли
Геохронологическая таблица
7
Атмосфера, типы климатов Земли
Климаты земли
8
Гидросфера, мировой океан
Части мирового океана
9
Тестирование
Подготовка
К тестированию
10
Россия, географическое положение
Исследователи России
11
Геология, рельеф, полезные ископаемые
Бассейны П.И
12
Климат России
Подготовка к тестированию
13
Тестирование по т Россия- природа
14
ТЭК России
Топливные бассейны России
15
ККМ
Центры ККМ
16
Обрабатывающая промышленность России
17
Заповедники России
Заповедники России
18
Тестирование
19
Пробное тестирование
20
Анализ итогового тестирования
7. Результативность
Разработка системы работы с учащимися , направленной на успешную сдачу экзамена по
географии .
1.
Работа с учащимися проводится по следующим направлениям :
- Мониторинговые исследования
мониторинг,
анализ мониторинга,
разбор с учащимися наиболее часто встречающихся ошибок
- Разделение на учащихся на группы:
Относительно высокий уровень подготовки
Средний уровень подготовки
Низкий уровень подготовки
- Отработка результатов мониторинга
каждый урок работаем по 15 минут с тестовым материалом (сборники ОГЭ)
итоговое тестирование по изучаемым темам ( выборки из КИМов ОГЭ)
разбор результатов тестирования
- Разработка тестов для каждой группы учащихся
- Работа по группам
выбор вопросов, по которым учащиеся испытывают трудности
подбор тестового материала по данным темам
отработка вопросов, максимальной трудности у учащихся.по группам
- Итоговое тестирование
8. Оформление результатов мониторинга.
8.1 Результат вводного мониторинга
Количество
писавших
мониторинг
Не
справились
Кол-во
Не
справились
% учащихся
Справились
Кол-во
учащихся
Справились
% учащихся
Темы
вызывающие
максимальные
трудности
8.2 Выделение групп учащихся по степени подготовленности по предмету
№ п.п
Фамилия, Имя
ученика
№ вопросов,
вызывающих
трудности
% выполнения заданий
Группа
8.3 Мониторинг результативности достижений учащихся
(
заполняется после каждого мониторингового обследования)
Фамилия
Имя
ученика
№
гру
пп
ы
№
Вопроса
вызыв
трудности
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
№
Вопроса
вызыв
трудност
и
%
выполн
ения