Напоминание

"Значение и задачи ознакомления старших дошкольников с природой"


Автор: Тартмина Вероника Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 63
Населённый пункт: город Нижнекамск, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Значение и задачи ознакомления старших дошкольников с природой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение и задачи ознакомления старших дошкольников с природой»

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном

природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к

богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это - прежде всего мир природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.».

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех

радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широк. Среди

вопросов,

которыми

они

одолевают

окружающих,

немало

таких,

что

вызваны

различными явлениями и объектами природы. Дети всегда и везде в той или иной

форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение

птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может

служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного

воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

Что же может дать ребёнку непосредственное общение ребёнка с природой? В процессе

такого

общения

рождается

и

крепнет

бесценное

свойство

человеческой

личности

-наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, ни выбрал ваш ребёнок, качество

это для него всегда будет необходимым.

Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них

различных

предрассудков

и

суеверий.

Неправильные

представления

часто

служат

причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей,

полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно

действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные

представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему

очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о

природе.

Для

того

чтобы

дети

правильно

отображали

явления

природы,

необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и

широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада,

нельзя

решать

задачи

всестороннего

развития

дошкольников

умственного,

эстетического, нравственного и физического.

Великий

педагог

К.Д.

Ушинский

придавал

огромное

значение

осознанному

усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда,

когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая

необходимость

наглядного

обучения,

он

разработал

теорию

наглядности.

Он

подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть

основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной

средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих

целях.

Человек

постигает

законы

природы

и

заставляет

её

служить

себе.

«Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную

борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, - указывал

К.Д.Ушинский,

-

покуда

мы

не

знаем

своей

Родины

и

пока

это

знание

не

распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми

средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем

бедны, потому что невежественны».

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем

делать

умозаключения.

Он

считал,

что

непосредственные

наблюдения

в

природе

имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно

соперничать слову педагога.

Наглядность

понималась

К.Д.

Ушинским

не

только

как

непосредственное

знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов,

коллекций

и

других

пособий,

помогающих

детям

создавать

в

их

сознании

определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное

наблюдение

окружающей

природы

«составит

те

первоначальные

логические

упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из

которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических

законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово

ребёнка,

необходимо

обогащать

его

душу

полными,

верными,

яркими

образами

природы, потому что всё «что есть в речи логического, проистекает из наблюдений

человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем

уме связи предметов и явлений природы».

Умение

наблюдать

вырабатываемое

в

процессе

познания

природы

рождает

привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи –

развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Чем больше видел и понял

ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче

входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли впоследствии становится

одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе. День за днём, от явления к

явлению продвигается малыш, познавая окружающий мир. Он на деле убеждается в

том, что ни одно явление не возникает беспричинно, ничто не исчезает бесследно. В

процессе систематических наблюдений ребёнок учится думать, отвечать на вопрос

«почему?».

Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть

ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то

новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы

каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте

природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества,

чувства.

Своей

необычностью,

новизной,

разнообразием

природа

эмоционально

воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к

передаче чувств и мыслей в речи».

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость

обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние

на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии

логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно

определять

словом

причинную

и

временную

зависимость,

последовательность,

взаимосвязь

предметов

и

явлений

природы,

т.е.

учится

элементарно

объяснять

наблюдаемое.

Совершенствуется

умение

детей

сопоставлять,

сравнивать,

делать

выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что

способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс

познания

природы

во

всём

её

многообразии

способствует

пониманию

и

использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих

названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со

всех сторон.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его

дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом

играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется

и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не

свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его

средой. Значит, мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать

больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе

дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и

речи детей должно уделяться особое внимание.

Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о

неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между

объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть

в действительности, воздействуя на их органы чувств.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!