Напоминание

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска "Детский сад №1 "Рябинка" Образовательная область "Физическое развитие"


Автор: Андреева Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска "Детский сад №1 "Рябинка" Образовательная область "Физическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом Приказом

МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка» МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка»

Рабочая программа

по реализации основной образовательной программы дошкольного

образования муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения города Нефтеюганска

«Детский сад №1 «Рябинка»

Образовательная область «Физическое развитие»

Возраст воспитанников: срок 3-7 лет

Год обучения: 2016-2017 учебный год

Составил: инструктор по физической культуре

Андреева Е.В.

Нефтеюганск

2016

Содержание Программы

Содержание Программы

Стр.

1.Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи реализации Образовательной программы дошкольного

образования

3

1.3. Цели и задачи

3

1.4 Принципы построения программы по ФГОС

3

1.5 Планируемые результаты освоения программы

4

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы по возрастным группам.

Региональный компонент

5

13

2.2.Структура организации непосредственной образовательной

деятельности

13

2.3

Формы организации двигательной деятельности

13

2.4.Физкультурно-оздоровительная деятельность

14

2.5. Досуговая деятельность

14

2.6.Общеразвивающие упражнения

15

2.7. Интеграция областей

15

3. Организационный раздел

3.1.

Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

16

3.2.

Учебный план по реализации образовательной программы дошкольного

образования МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» на 2016-2017 учебный год

17

3.3.

Расписание физкультурных занятий

17

3.4. Взаимодействие с родителями

17

3.5. Взаимодействие со специалистами

18

3.6. Мониторинг

19

3.7. Материально- техническое обеспечение программы

20

3.8. Программно - методическое обеспечение по физическому развитию

21

Приложение к рабочей программе

Перспективное планирование физкультурных занятий

23

Праздники, развлечения

43

Подвижные игры

43

Русские народные игры

46

Игры и игровые упражнения на координацию движений

49

Игры и упражнения на расслабление

50

Упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия

52

Раздел 1.Целевой.

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана в соответствии

с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения города Нефтеюганска«Детский сад №1 «Рябинка».

В

программе

предусмотрена

работа

по

реализации

образовательной

области

«Физическое

развитие»

и

в

различных

видах

детской

деятельности

(игровой,

двигательной,

познавательной

и

др.)

Через

организацию

непо средственно

образовательной деятельности, самостоятельную деятельность детей и во взаимодействии

с семьями воспитанников.

Образовательная нагрузка по физическому развитию запланирована в соответствии с

СанПиН и осуществляется 2 раза в неделю. Третье физкультурное занятие один раз

образовательная деятельность проводится на воздухе, воспитателем.

В

рабочей

программе

сформулированы

планируемые

результаты

освоения

воспитанниками

образовательной

программы,

которые

конкретизируют

целевые

ориентиры

ФГОС

с

учётом

возрастных

возможностей

и

индивидуальных

различий

воспитанников. Программа рассчитана на младший, средний, старший, подготовительный

возраст, на 2016-2017учебный год.

1.2.

Цели

и

задачи

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного образования

Основная

образовательная

программа

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного учреждения города Нефтеюганска«Детский сад №1 «Рябинка» (далее

Программа)

определяет

содержание

и

организацию

образовательной

деятельности

на

уровне дошкольного образования. Образовательная программа разработана в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание

обязательной

части

разработано

на

основе

примерной

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

«Истоки»

(«Примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки».Научн.

Рук. Л.А.Парамонова; М.: ТЦ Сфера, 2015 г).

Ц е л ь : Формирование

увоспитанников

интереса

и

ценностного

отношения

к

занятиям

физической

культурой,

гармоничное

физическое

развитие

через

решение

следующих задач:

1. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников.

2.

Развивать

физические

качества

(скорость,

силу,

гибкость,

выносливость

и

координацию).

3. Совершенствовать двигательный опыт детей (овладение основными движениями).

4.

Формировать

у

воспитанников

потребность

в

двигательной

активности

и

физическом совершенствовании.

5. Воспитывать интерес и желание учувствовать в подвижных и спортивных играх и

физических упражнениях, учить пользоваться физ. оборудованием в не занятий.

6. Создать устойчивую мотивацию потребность в сохранении своего здоровья .

7. Воспитывать любовь к спорту;

8. Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и здоровья

детей; привлекать к активному участию в различных мероприятиях.

1.3 Принципы построения программы по ФГОС:

1.Интегрированный

принцип

организации

освоения

предлагаемого

содержания,

который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа,

рисование

и

др.),

а

с

другой

существенно

их

взаимообогащает,

способствует

их

смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это

активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так

и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе

«единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

2.Создание

проблемных

ситуаций,

характеризующихся

определенным

уровнем

трудности,

связанных

с

отсутствием

у

ребенка

готовых

способов

их

разрешения

и

необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая

деятельность,

направленность

на

достижение

цели,

а

найденные

ими

способы

обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их

мышления и воображения.

3.Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,

уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения

заданий

и

др.

Это

способствует

успешному

развитию

каждого

ребенка

и

его

эмоциональному благополучию.

4 . Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с

опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а

третьи— на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и

тоже

содержание

и

рассказывается,

и

показывается,

и

проигрывается

детьми

через

движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить

его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы

восприятия.

1.4.Планируемые результаты освоения программы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

1.Прыгает в длину

с места на 40 см и

более

2.Может влезать по

гимнастической

с т е н ке

н а

4 — 5

перекладин

удобным

способом

и

с п у с к а т ь с я

обратно

3.Метает

мяч

на

дальность правой и

л е в о й

р у к а м и

(расстояние

2

м

и

более)

4.Пробегает

10

м

хода

за

3,5

с

и

быстрее

5.Может

б е г ат ь

н е п р е р ы в н о

в

течение 1 мин

6.Удерживает

р а в н е н и е

п р и

ходьбе

в

колонне,

1.Прыгает в длину с

места

на

40

см

и

более

2.Может влезать по

гимнастической

с т е н к е

н а

4 — 5

перекладин удобным

с п о с о б о м

и

спускаться обратно

3.Метает

мяч

на

дальность

правой

и

л е в о й

р у к а м и

(расстояние

2

м

и

более)

4.Пробегает

10

м

ход а

з а

3 , 5

с

и

быстрее

5 . М о ж е т

б е г а т ь

н е п р е р ы в н о

в

течение 1 мин

6.Удерживает

равнение при ходьбе

в колонне, по кругу,

парами

1.Характеризуется

адаптивным

поведением,

обладает

эмоционально-

волевыми качествами

2.Хорошо

в л а д е е т

с в о и м

т е л о м ,

сохраняет правильную

осанку

3 . М о ж е т

б е ж а т ь

н е п р е р ы в н о

в

медленном

темпе

2

мин

4.Пробегает 3 х 10 м

( ч е л н о ч н ы й

б е г )

быстрее 11,2 с

5.Прыгает в длину с

места на 80 см и более

6.Бро с ает

мяч

н а

дальность

удобной

рукой на 5 м и более

7.Умеет прыгать через

короткую

скакалку,

вращая ее вперед, на

1.Характеризуется

адаптивным

поведением,

обладает

эмоционально-

волевыми качествами

2 . Хо р о ш о

в л а д е е т

своим телом, сохраняет

правильную осанку

3 . М о ж е т

б е ж а т ь

н е п р е р ы в н о

в

медленном темпе 2 мин

4.Пробегает 3 х 10 м

( ч е л н о ч н ы й

б е г )

быстрее 11,2 с

5.Прыгает

в

длину

с

места на 80 см и более

6 . Б р о с а е т

м я ч

н а

дально сть

уд о б н о й

рукой на 5 м и более

7.Умеет прыгать через

короткую

с ка ка л ку,

вращая

ее

вперед,

на

двух ногах

8.С

уд о в ол ь с т в и е м

по кругу, парами

7.Подбрасывает

мяч

и

ловит

его

д в у м я

р у к а м и ;

ловит

мяч

после

удара его об пол (2

—3 раза подряд)

8.Прыгает

через

линии,

невысокие

предметы

9.Проявляет

и н т е р е с

к

коллективным

формам

организации

двигательной

активности

10.Использует

приобретенные

двигательные

н а в ы к и

в

самостоятельной

деятельности

7.Подбрасывает мяч

и

ловит

его

двумя

руками;

ловит

мяч

после

удара

его

об

п о л

( 2 — 3

р а з а

подряд)

8.Прыгает

ч е р е з

линии,

невысокие

предметы

9.Проявляет интерес

к

ко л л е к т и в н ы м

формам организации

двигательной

активности

10.Использует

приобретенные

двигательные

н а в ы к и

в

самостоятельной

деятельности

двух ногах

8.С

удовольствием

у ч а с т в у е т

в

п о д в и ж н ы х

и

спортивных

играх;

спортивных

п р а з д н и к а х

и

соревнованиях

9.Охотно

осуществляет

элементарные

оздоровительно-

закаливающие

процедуры

участвует в подвижных

и

спортивных

играх;

спортивных

п р а з д н и к а х

и

соревнованиях

9.Охотно осуществляет

элементарные

здоровительно-

закаливающие

процедуры

2.Раздел. Содержательный

2.1.Содержание Программы по возрастным группам

Содержанием

образовательной

области «Физическое

развитие» является:

совершенствование

функциональных

возможностей

детского

организма;

приобретение

опыта

в

двигательной

деятельности,

способствующего

правильному

формированию

опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на

развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия,

развитие

крупной

и

мелкой

моторики

обеих

рук,

выполнение

основных

движений;

приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с

правилами;

становление

целенаправленности

и

саморегуляции

в

двигательной

сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и

правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных

привычек и др.).

Содержание образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие»

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

-Формирование правильной осанки, гармоничного телосложения; развитие мелкой

моторики;

Обогащение

двигательного

опыта

разнообразными

видами

физических

упражнений и подвижных игр.

-Содействие

правильному

выполнению

движений

в

соответствии

с

образцом

взрослого

(правильное

положение

тела,

заданное

направление);

способствование

развитию произвольности выполнения двигательных действий;

-Формирование умения выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и

согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

-Приобщение детей к отдельным элементам спорта.

-Формирование начал полезных привычек.

Содержание образовательной работы

Во время подвижных игр, на занятиях, утренней гимнастике, прогулке педагог

продолжает формировать и закреплять основные виды движений.

Ходьба: в

колонне,

по

кругу,

парами

друг

за

другом,

в

разных

направлениях;

врассыпную на носках; высоко поднимая колени; «змейкой», с остановкой (по сигналу

воспитателя).

Бег: в колонне, по кругу по одному и парами (держась за руки); непрерывный бег

длительностью до 1 минуты; быстрый бег до 10—20 м; бег в медленном темпе до 160 м.

Ползание,

лазание: ползание на четвереньках по прямой (6 м); под предметами и

вокруг них; ходьба на четвереньках; подлезание под предметы, перелезание через них;

пролезание в обруч; лазание по гимнастической стенке удобным для ребенка способом.

Прыжки: на

месте;

с

продвижением

вперед

(2—3

м),

через

линии,

невысокие

предметы; в длину с места (до 40 см); спрыгивание с высоты (10—15 см) на мат или в яму

с песком, удерживая равновесие.

Катание,

бросание

и

ловля,

метание: катание

мячей,

шаров

в

определенном

направлении; между предметами и с попаданием в предметы (расстояние до 1,5 м);

подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара об пол (2—3 раза

подряд); метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя руками или

одной рукой (правой и левой); в вертикальную цель и на дальность правой и левой руками

(расстояние до 2 метров). Для развития равновесия и координации движений с детьми

педагог проводит следующие общеразвивающие упражнения

для

рук

и

плечевого

пояса: поднимание рук перед собой, вверх, в стороны;

опускание рук вниз, вращение кистями рук; сжимание, разжимание пальцев рук; хлопки

перед собой, над головой;

— для туловища: повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны; выполнение

разнообразных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лежа;

для

ног: движения

выпрямленной

ноги

вперед,

в

сторону,

назад

на

носок;

приседание, полуприседание, с опорой.

Упражнения в построении и перестроении: в колонну, в круг, в шеренгу (с помощью

воспитателя, по ориентирам); повороты направо, налево.

Ритмические

(танцевальные)

движения. Воспитатель

использует

материал

из

раздела «художественно-эстетическое развитие».

Катание на санках. Катание друг друга с невысокой горки, по ровной поверхности.

Скольжение по ледяной дорожке. Прокатывание детей по утрамбованному снегу,

ледяной дорожке с помощью взрослого для развития равновесия.

Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует:

ходьбу

на

лыжах

(приседание,

сохраняя

равновесие;

переступание;

попытки

скольжения).

Педагогом также проводятся подвижные игры: «Проползи — не задень», «Мыши в

кладовой» (на

развитие

гибкости); «Кто дальше бросит», «Лягушки», «Поймай

комара»,

«Зайчата»,

«Через

ручеек»

(на

развитие

силы

мышц);

«Бегите

к

флажку»,

«Автомобиль»

(на

развитие

выносливости);

«Сбей

булаву»,

«Подбрось

поймай»,

«Пробеги как мышка,пройди как мишка», «Жмурки», «Поймай — прокати», «Пройди —

не задень» (на развитие ловкости); «Лохматый пес», «Найди свой домик» (на развитие

быстроты). Представленныеподвижные игры могут быть дополнены по усмотрению

воспитателя.

Для становления ценностей здорового образа жизни педагог:

- формирует у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после

прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, 1—2 раза

намыливать их до образования пены с последующим смыванием); постоянно следить за их

чистотой; мыть лицо, сухо его вытирать; показывать и объяснять детям, как чистить зубы

мягкой щеткой и детской зубной пастой (научить ребенка накладывать слой зубной пасты

на поверхность щетки, чистить зубы — верхний ряд движениями сверху вниз, нижний —

движениями

снизу

вверх;

заканчивать

процедуру

движениями

в

обе

стороны

вдоль

зубного

ряда);

обучать

детей

аккуратно

пользоваться

туалетом,

туалетной

бумагой,

спускать воду из бачка для слива;

-приучает детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережевывать пищу;

полоскать рот после приема пищи питьевой водой;

-побуждает

детей

обращать

внимание

на

свой

внешний

вид;

самостоятельно

устранять

беспорядок

в

одежде,

в

прическе,

пользуясь

зеркалом,

расческой;

учит

пользоваться носовым платком.

-организует

закаливание

сочетанием

воздушных

ванн,

водных

процедур,

воздействием

ультрафиолетовых

лучей.

Закаливание

воздухом

происходит

во

время

утренней прогулки, при выполнении физических упражнений на воздухе, на занятиях

физической культурой, после дневного сна.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие»

Пятый год жизни

Образовательные задачи

-Формирование умений правильно выполнять основные движения.

-Развитие элементов произвольности во время выполнения двигательных

заданий.

-Развитие

координации,

ориентировки

в

пространстве,

чувства

равновесия,

ритмичности, глазомера.

-Стимулирование естественного процесса развития физических качеств — ловкости,

быстроты, силы, гибкости, выносливости.

-Воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициатива).

-Знакомство с некоторыми правилами охраны своего здоровья.

-Представление необходимости выполнения правил личной гигиены.

-Создание

условий

для

выполнения

всех

выполнения

всех

видов

движений,

вызывающих у детей мышечное и эмоциональное чувство радости.

Содержание образовательной работы

Педагог формирует умение детей правильно выполнять основные движения.

Ходьба: в разных направлениях; на пятках, на носках, высоко поднимая колени,

приставными

шагами

в

стороны,

вперед,

назад;

чередуя

ходьбу

с

бегом

и

другими

движениями; с остановкой на сигнал, с поворотами, со сменой ведущего. Ходьба со

сменой

темпа

и

направления;

сменой

положений

рук;

на

ограниченной,

наклонной

поверхности; сохраняя равновесие.

Бег: в колонне, по кругу — по одному и парами (дети не держатся за руки). Бег на

носках; широким шагом; с забрасыванием голени назад; с обеганием предметов; со сменой

направления

и

темпа;

с

ускорением

и

замедлением;

с

ловлей

и

увертыванием;

с

преодолением

препятствий;

с

сохранением

равновесия

после

внезапной

остановки;

челночный (2—3x5м.). Непрерывный бег до 1,5 мин; быстрый бег на 30 м; со средней

скоростью 40—60 м; бег в медленном темпе по пересеченной местности на расстояние до

200—240 м.

Ползание,

лазание: проползание

на

четвереньках

по

прямой

до

10

м;

между

предметами;

по

наклонной

поверхности;

на

животе

по

гимнастической

скамейке,

подтягиваясь руками; лазание по лесенке-стремянке; гимнастической стенке вверх и вниз

приставным и чередующимся шагами; передвижение по рейкам гимнастической стенки

приставным шагом вправо и влево.

Прыжки: с продвижением вперед (на 2—3 м); с поворотом вправо, влево; на одной

ноге (правой, левой). Прыжки с короткой скакалкой (произвольно); спрыгивание с высоты

20—30 см на мат или в яму с песком. Прыжки в длину с места не менее 70 см.

Катание,

бросание

и

ловля,

метание: ловля мяча после удара о пол, о стену;

отбивание мяча правой или левой рукой; прокатывание по полу обычных и набивных

мячей (весом 0,5 кг.).

Для

развития

равновесия

и

координации

движений педагог

проводит

с

детьми

следующие общеразвивающие упражнения:

— для рук и плечевого пояса: попеременное и одновременное поднимание рук перед

собой, вверх, в стороны; размахивание руками вперед — назад; сведение рук за спиной;

сгибание и разгибание; круговые движения прямыми и согнутыми в локтях руками;

хлопки руками над головой, за спиной.

— для туловища: наклоны, повороты, прогибание, выгибание спины в упоре стоя на

коленях в сочетании с различными движениями рук, ног; перевороты со спины на живот и

обратно.

— для ног: поочередное поднимание прямой, согнутой ноги вперед, в сторону, назад;

приседание, полуприседание без опоры, с разным положением рук; удерживание ног под

углом

одновременно

и

поочередно

в

положениях

сидя,

лежа;

сгибание,

разгибание,

разведение ног; оттягивание носков, сгибание стоп, вращение стопами.

Упражнения в построении и перестроении: самостоятельное построение в колонну,

подгруппами и всей группой, в круг, в пары, в шеренгу; перестроение в звенья.

Ритмические

(танцевальные)

движения

(использует

материал

из

раздела

«художественно-эстетическое развитие»).

Катание

на

санках: поднимание на горку, везя за собой санки; катание с горки;

торможение; катание одного ребенка двумя детьми.

Скольжение

по

ледяным

дорожкам: скольжение по короткой наклонной ледяной

дорожке

с

помощью

взрослого;

скольжение

по

горизонтальной

ледяной

дорожке,

оттолкнувшись с места и после короткого разбега (3—5 шагов) с помощью взрослого.

Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует:

-ходьбу на лыжах: стояние на лыжах, приседание на лыжах («пружинки»), сохраняя

равновесие; скольжение на двух лыжах после разбега;

-езду на трехколесном велосипеде: делая повороты налево и направо; по кругу,

объезжая

предметы;

торможение

и

остановка,

с

использованием

игровых

элементов;

Педагог

также

организует подвижные

игры,

направляет

на

дальнейшее

развитие

и

совершенствование основных и специализированных движений детей, применяет их как

«начальную

школу»

формирования

важнейших

двигательных

качеств.

Проводит

следующие подвижные игры: «Лошадки», «Ловишки», «Мышки в норках», «Котята и

щенята» (на развитие гибкости); «Подпрыгни повыше», «Лягушки», «По дорожке на

одной

ножке»,

«Подбрось

повыше» (на

развитие

силы

мышц)

«Гуси-лебеди»,

«Пятнашки»,

«Найди

себе

пару» (на

развитие

выносливости);

«По

узкой

дорожке»,

«Пилоты», «Попади в цель», «Прокати в ворота», «Перелет птиц», «Кольцеброс» (на

развитие ловкости); «Перемени предмет», «Ктобыстрее до флажка», «Не опоздай», (на

развитие быстроты).

Педагог продолжает развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки

и содействует усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа

жизни. С этой целью педагог:

-совершенствует ранее приобретенные детьми навыки; расширяет у детей объем

знаний и представлений о здоровом образе жизни: одеваться по погоде, регулярно гулять,

заниматься зарядкой, не нарушать режим;

-содействует выработке полезных привычек: учит детей следить за чистотой тела

(напоминать ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после

посещения

туалета,

перед

едой;

ежедневно

мыть

лицо,

шею,

ноги),

следить

за

опрятностью одежды, прически;

-поручает следить за порядком и чистотой мест для занятий, игр, прогулки;

-приучает детей принимать и сохранять правильную, удобную позу за столом;

-организует закаливание детей с использованием различных средств: воздушных

ванн,

водных

процедур,

воздействием

ультрафиолетовых

лучей,

с

учетом

их

индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие»

Шестой год жизни

Образовательные задачи

-Формирование

интереса

к

физической

культуре,

к

ежедневным

занятиям

и

подвижным играм; к некоторым спортивным событиям в стране.

-Содействие постепенному освоению техники движений, разнообразных способов

их выполнения.

-Развитие

физических

качеств:

ловкость,

быстрота,

сила,

гибкость,

общая

выносливость.

-Воспитание

положительных

черт

характера,

нравственных

и

волевых

качеств:

активность,

настойчивость,

самостоятельность,

смелость,

честность,

взаимопомощь,

выдержка и организаторские навыки.

-Формирование некоторых норм здорового образа жизни.

Содержание образовательной работы

Педагог способствует формированию у детей правильного выполнения основных

движений.

Ходьба: в

разных

построениях

колонне

по

одному,

по

два);

обычным,

гимнастическим шагом; приставными шагами вперед, в стороны, назад; перекатом с пятки

на носок; в разном темпе; сохраняя равновесие на уменьшенной, подвижной опоре и на

одной ноге после остановки.

Бег: в колонне по одному и по два; выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая

голени назад; по прямой и наклонной поверхностям; в сочетании с другими движениями;

с преодолением препятствий в естественных условиях; с разной скоростью — медленно,

быстро, в среднем темпе; непрерывный бег 1,5—2 мин; со средней скоростью 60—100 м;

медленный

бег

на

320

м

по

пересеченной

местности;

челночный

бег

3x10

м;

бег

наперегонки, с ловлей и увертыванием.

Прыжки: подпрыгивание на месте разными способами: ноги скрестно — ноги врозь;

дна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге; прыжки сериями по

20—30 прыжков (2—3 раза); прыжки с продвижением вперед на двух и на одной ноге, с

ноги на ногу; через линии, невысокие предметы; прыжки в длину с места не менее 80—90

см; в длину с разбега; в высоту с разбега; через короткую скакалку, вращая ее вперед; на

двух ногах, с междускоками, с ноги на ногу; через длинную скакалку (неподвижную,

качающуюся).

Бросание, ловля, метание: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками;

одной рукой; с хлопками и другими заданиями; перебрасывание мячей друг другу из

разных исходных положений; через сетку; отбивание мяча об пол, об землю на месте и с

продвижением

вперед;

прокатывание

набивных

мячей

(весом

1

кг);

метание

мяча,

мешочка с песком в горизонтальную и вертикальную цели (расстояние 3—4 м); метание

вдаль правой и левой рукой как можно дальше.

Ползание

и

лазание: ползание

на

четвереньках

по

ограниченной

поверхности;

проползание под несколькими препятствиями; ползание на животе по гимнастической

скамейке, подтягиваясь руками; лазание по гимнастической стенке, лестнице вверх, вниз;

лазание по веревочной лестнице; чередование ползания с другими видами движений.

Для

развития

равновесия

и

координации

движений

педагог

проводит

с

детьми

следующие общеразвивающие упражнения:

— для рук и плечевого пояса: поднимание, разведение, сгибание, выпрямление рук из

разных положений; махи; вращения; выполнение движений одновременно двумя руками и

поочередно; медленно, быстро; вращение кистями рук; разведение и сведение пальцев

рук;

для

туловища: повороты

вправо,

влево;

наклоны

вперед,

в

стороны,

назад;

подтягивание

ног

к

груди;

лежа

на

спине

одновременное

поднимание

обеих

ног

и

опускание их; движение ногами как при езде на велосипеде; группировка; перекаты;

перевороты со спины на живот; лежа на животе, прогибание;

для

ног: многократное поднимание на носки; сгибание, разгибание ног; махи

вперед, в стороны, назад; выпады вперед, в сторону; сгибание, выпрямление, вращение

стоп;

сгибание

пальцев

ног

с

захватыванием

мелких

предметов.

Общеразвивающие

упражнения выполняются с использованием различных физкультурных пособий (шнуров,

лент,

обручей

разных

размеров,

гимнастических

палок,

мячей

мелких

и

крупных,

набивных— 0,5—1 кг, гимнастических скамеек, стенок и др.).

Упражнения в построении и перестроении. Построение в колонну по одному, по два,

в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на

ходу; повороты на месте налево, направо переступанием и в движении — на углах.

Равнение в колонне на вытянутые руки вперед; в шеренге и в круге — на вытянутые руки

в стороны. Для мотивации детей к выполнению движений педагог использует разные

приемы:

соревновательные

элементы,

образные

сравнения

(бегаем

как

спортсмены,

прыгаем, как смелые цирковые артисты и т.п.).

Катание на санках: катание с горы по одному и сидя вдвоем на санках, спуск с горы

с поворотом в правую, левую стороны.

Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует:

-ходьбу

на

лыжах

скользящим

шагом

друг

за

другом;

переменным

шагом

по

пересеченной местности; повороты на месте и в движении; ходьба на лыжах, обходя

стоящие на пути предметы (флажок, дерево, куст).

-скольжение по ледяным дорожкам после разбега;

-езду на

двух—

или

трехколесном

велосипеде: прямо,

с

поворотами,

по

кругу,

«змейкой»;

Педагог создает условия для освоения элементов спортивных игр:

-городки

построение

из

городков

некоторых

фигур

(«Бочка»,

«Ворота»,

«Колодец»), броски бит, броски бит с выбиванием фигур (с полукона);

-бадминтон — подбивание волана (правой и левой рукой), отбивание волана после

броска, броски волана через сетку, броски волана в круг (обруч);

-футбол — прокатывание мяча в ворота, прокатывание мяча под планкой, ведение

мяча, передача мяча друг другу;

-хоккей (без коньков на льду или площадке со специальным покрытием) — удары

клюшкой по шайбе, броски по воротам, передача шайбы друг другу, ведение шайбы в

разных направлениях;

-баскетбол — броски и ловля мяча, передача мяча друг другу, отбивание мяча правой

и левой рукой на месте, ведение мяча, броски мяча в щит, броски мяча по кольцу;

Педагог использует подвижные игры как важное средство повышения двигательной

активности, активизации имеющегося опыта в движении и формирования двигательных

качеств

детей:

«Ловишки»,

«Затейники»,

«Дрессированные

лошадки»,

«Кто

скорее

доберетсядо

флажка»,

«Охотники

и

обезьяны»,

«Послушный

шарик»,

«Охотники

и

зайцы», «Подвижная цель» (для развития гибкости); «Кто лучше прыгнет», «Из кружка в

кружок», «Кто сделает меньше прыжков», «Пожарные на учении», «Брось за флажок».(для

развития

силымышц);

«Ловишки»,

«Встречные

перебежки»,

«Пятнашки»,

«Мяч

капитану», «За мячом» (для развития выносливость); «Парный бег», «Сделай фигуру»,

«Белые

медведи»,

«Совушка»,

«Быстрей

по

местам»,

«Ловишки-журавлики»,

«Неоставайся

на

полу»,

«Классы»,

«Прыжки

со

скакалкой»,

«Кто

скорее»,

«Успей

пробежать», «Попади в обруч» (для развития ловкости); «Мы веселые ребята», «Хитрая

лиса», «Встречные перебежки», «Караси и щука», «День и ночь», «Бездомный заяц», «Два

мороза» (для развития быстроты реакции).

Одна и та же игра может способствовать развитию нескольких качеств. Например,

игра

«Ловишки»,

проводимая

на

небольшой,

ограниченной

площадке,

способствует

развитию

гибкости

(игрок

должен

увернуться

от

водящего,

проявив

максимальную

гибкость и подвижность). Эта же игра, проводимая на большой площадки, требует от

игроков максимальной выносливости (особенно от водящего). Особое внимание педагог

уделяет процессу деятельности, как игровому, что делает его интересным и эмоционально

насыщенным.

Формируя некоторые нормы здорового образа жизни, воспитатель:

-контролирует выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное

мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи и др.;

-поддерживает совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирует и

закрепляет у них полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому

настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в

подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.);

-проводит специальные закаливающие процедуры в виде воздушных ванн и водных

воздействий;

-проводит занятия физической культурой на участке (при благоприятной погоде и в

соответствующей одежде детей);

-учит

детей

два

раза

в

день

полоскать

горло

кипяченой

водой

комнатной

температуры в целях профилактики острых респираторно-вирусных инфекций, особенно в

период эпидемии;

-создает

условия

для

удовлетворения

потребности

детей

в

самостоятельной

деятельности и активности.

В качестве закаливающего средства в домашних условиях под присмотром взрослых

рекомендуется хождение босиком в помещении; в теплое время года — по очищенному

грунту.

Можно

использовать

и

такие

способы

закаливания

как

«топтание»

в

тазу

с

водопроводной водой в течение 5—20 сек., хождение босиком по ткани, смоченной водой

комнатной температуры и уложенной на массажные коврики и др.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие»

Седьмой год жизни

Образовательные задачи

-Совершенствование техники выполнения движений;

-Формирование осознанного использования приобретенных двигательных навыков в

различных условиях.

-Продолжение целенаправленного развития физических качеств.

-Побуждение

детей

к

проявлению

морально-волевых

качеств:

настойчивости

в

преодолении

трудностей

при

достижении

цели,

взаимопомощи,

сотрудничества,

ответственности, способствует развитию у детей произвольности.

-Развитие

самоконтроля

и

самооценки

в

процессе

организации

разных

форм

двигательной активности.

-Поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических

упражнений.

Содержание образовательной работы

Воспитатель создает условия для закрепления и совершенствования основных видов

движений

Ходьба: в

колонне

по

одному,

по

два,

четверками;

в

кругу,

в

шеренге;

ходьба

обычным, гимнастическим, скрестным шагом; приставными шагами вперед, в стороны,

назад; в приседе; с выпадами; спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; в

разном темпе.

Ходьба, сохраняя равновесие на уменьшенной, подвижной опоре.

Бег: выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад; с преодолением

препятствий в естественных условиях; непрерывный бег 2—3 мин; в умеренном темпе 80

—120 м (2—4 раза в чередовании с ходьбой); медленный бег на 400 м; быстрый бег 20 м

(2—4 раза с перерывами); челночный бег 3—5x10 м; бег на скорость — 30 м, наперегонки,

с ловлей и увертыванием.

Прыжки: подпрыгивания на месте разными способами — с поворотом кругом,

смещая обе ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями

рук; прыжки сериями по 20—30 прыжков (2—3 раза); боком вправо и влево; вверх из

глубокого приседа; боком с опорой руками на предмет; прыжки в длину с места не менее

100 см; в длину с разбега, в высоту с разбега; через длинную скакалку (вращающуюся) и

через короткую скакалку разными способами. Прыжки через большой обруч как через

скакалку.

Бросание, ловля, метание: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками

(10—15 раз подряд); одной рукой (5—6 раз подряд); с одновременным выполнением

заданий (с хлопками и др.); перебрасывание мячей друг другу из разных исходных

положений; через сетку; отбивание мяча об пол, о землю на месте и с продвижением

вперед (6—8 раз); перекидывание набивных мячей весом 1 кг; метание в горизонтальную

и вертикальную цели (расстояние 4—5 м), в движущуюся цель; метание вдаль правой и

левой рукой не менее 5—8 м.

Ползание

и

лазание: ползание

на

животе,

спине

по

гимнастической

скамейке,

подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну. Влезание на лестницу и спуск с

нее

в

разном

темпе,

сохраняя

координацию

движений,

используя

одноименный

и

разноименный способы лазания; лазание по веревочной лестнице.

Для дальнейшего развития равновесия и координации движений педагог проводит с

детьми следующие общеразвивающие упражнения:

— для рук и плечевого пояса: выполнение движений попеременно; однонаправленно

и разнонаправленно; в разных плоскостях.

— для туловища: вращения из разных исходных положений; перевороты со спины на

живот и обратно; лежа на животе, прогибание и приподнимание плеч, разводя руки в

стороны.

— для ног: удерживание под углом согнутой и прямой ноги; отведение, приведение

ног; перенос веса тела с одной ноги на другую, в положении присев ноги врозь.

Упражнения в построении и перестроении. Построение в колонну по одному, по два,

в несколько колонн; перестроение из одной шеренги в две; из одного круга — в два;

остановка после ходьбы. Умение делать повороты во время движения на углах площадки.

Катание

на

санках: катание друг друга на санках; выполнение дополнительных

заданий, например, попадание снежком в цель и др.; спуск с горы с поворотом в правую,

левую стороны; катание с горы, сидя вдвоем на санках.

Скольжение по ледяным дорожкам: скольжение после разбега стоя.

Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует:

-ходьбу на лыжах — по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа

передвижения; ходьба на лыжах с палками в руках; подъем на склон «лесенкой»; спуск со

склона, прохождение дистанции на лыжах до 1 км в спокойном темпе;

-езду на велосипеде — с разной скоростью, с изменением темпа; по кругу, по

дорожке;

-катание на самокатах (при наличии инвентаря) — на правой и левой ноге; по

прямой, по кругу, с поворотами; торможение и остановка в обозначенном месте по

сигналу;

Педагог создает условия для освоения элементов спортивных игр:

-городки — игра по упрощенным правилам;

-бадминтон — броски волана через сетку (шнур); броски волана друг другу с

отбиванием ракеткой; отбивание волана друг другу через сетку (шнур);

-футбол — передача мяча друг другу в движении, броски и отбивание мяча у стенки,

игра в футбол по упрощенным правилам;

-хоккей с шайбой (без коньков) — игра в хоккей по упрощенным правилам;

-катание

на

роликовых

коньках

освоение

инвентаря;

основные

исходные

положения; полуприседание и приседание, стоя на коньках; езда по прямой, по кругу;

повороты на месте, в движении; торможение;

-баскетбол — игра по упрощенным правилам.

-настольный теннис — подбрасывание теннисного мяча на ракетке правой и левой

рукой, подача мяча на теннисном столе, подача мяча через сетку; подача и отбивание мяча

друг другу.

-теннис — игра по упрощенным правилам.

Педагог

использует подвижные

игры как

важное

средство

удовлетворения

потребности в двигательной активности, развития движений двигательных и личностных

качеств

детей

(играть

по

правилам,

проявлять

дружелюбие

при

выполнении

соревновательных элементов и пр.): «Перемени предмет», «Ловля обезьян», «Паучки»,

«Альпинисты», «Стоп», «Змейка» (на развитие гибкости); «С кочки на кочку», «Кто

сильнее», «Десять передач», «Передал— садись» (для развития силы мышц); «Перенеси

предметы», «Выставка картин», «Кузнечики», «Бегунки — прыгунки», «Перелет птиц»

(на

развитие

выносливости);

«Быстро

возьми—

быстро

положи»,

«Ловишка,

схвати

ленту», «Кто скорее докатит обруч до флажка», «Удочка», «Кто самый меткий», «Забей в

ворота», «Летающие тарелки» (на развитие ловкости); игры-эстафеты различного

содержания

«Догони

свою

пару»,

«Третий

лишний»,

«Пустое

место»

(на

развитие

быстроты).

Формируя некоторые нормы здорового образа жизни, педагог:

-создает условия для успешного применения детьми полученных гигиенических

знаний и опыта в повседневной жизни; развивает у них способность к самоконтролю при

выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил

(мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, полоскать рот, отворачиваться

от

других

при

кашле,

чихании,

пользоваться

носовым

платком,

индивидуальной

расческой, полотенцем и др.);

-продолжает непрерывный процесс закаливания детей с использованием комплекса

различных

средств

в

разных

сочетаниях.

Сохраняются

все

виды

и

формы

водно-

закаливающих процедур, проводившихся в предыдущей группе, на основе осознанного

отношения

детей

к

ним.

Для

закаливающих

процедур

конечная

температура

воды

и

воздуха снижается до более низких значений по сравнению с младшими группами.

-обращает внимание детей на необходимость чередования подвижной деятельности с

менее интенсивной, с отдыхом; учит прислушиваться к своему самочувствию, просить о

помощи при необходимости.

Региональный компонент

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности

ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-

региональный компонент. Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем

самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность

народа, а также обогащаем физические навыки детей.

Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства

любви и уважения к Родине, обучению основным правилам поведения в обществе.

В детском саду вполне можно проводить многие игры народов Севера, т.к. они очень

просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки,

санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают.

Разумеется,

игры

должны

быть

доступны

детям,

вызывать

у

них

интерес

и

радость.

Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания

в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные

подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них,

дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей.

Подвижные

игры

влияют

на

развитие

чувств

и

эмоций,

поскольку

радость

движений

усиливается

наличием

веселых,

комических

ситуаций,

соревновательного

настроя

и

обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

2.2.Структура организации непосредственной образовательной деятельности

В структуре организованной образовательной деятельности выделяются:

Вводная

часть,

которая

направлена

на

улучшение

эмоционального

состояния,

активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной

части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости), включающая в себя

тренировку

разных

групп

мышц,

совершенствование

всех

физиологических

функций

организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений

по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой

активности.

Заключительная часть, в ходе которой выравнивается функциональное состояние

организма детей. В ней дети выполняют коррекционные и дыхательные упражнения,

направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

2.3.Формы организации двигательной деятельности

Выделяется

основные формы организации двигательной деятельности в режиме

учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

1.

традиционная

(обучающий

характер,

смешанный

характер,

вариативный

характер),

2. тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

3. игровая (подвижные игры, игры–эстафеты),

4.

сюжетно–игровая

(может

включать

различные

задачи

по

развитию

речи

и

ознакомлением

с

окружающим

миром,

а

также

по

формированию

элементарных

математических представлений),

5. с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка,

велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.),

6. по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий,

тренажеры, скакалки).

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе

самостоятельных

занятий

физическими

упражнениями:

утренней

зарядке,

физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в

старшем

дошкольном

возрасте

хорошо

содействует

организация

спортивных

соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их

содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания,

освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой.

Для полной реализации программы укрепляется материально–техническая и учебно–

спортивная базу, проводится спортивные соревнования.

В образовательной деятельности по физической культуре различают разнообразные

виды деятельности, выполняющие свои цели и задачи.

2.4.Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Физкультурно–оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья

детей, коррекцию осанки, развитие двигательных навыков, занятия некоторыми видами

спорта

и

на

тренажерах,

а

также

воспитание

положительного

отношения

к

своему

здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. По этому направлению

разработаны:

– комплексы утренней гимнастики

Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые

проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий

день.

– комплексы физкультминуток

Физкультминутки

это

упражнения,

проводимые

с

целью

предупреждения

утомления,

восстановления

умственной

работоспособности

,

помогают

отдохнуть,

развлечься,

снять

напряжение,

получить

ощущение

физической

разрядки,

улучшают

кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление

детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

– элементы корригирующей гимнастики по профилактике и коррекции нарушений

осанки, стоп

Корригирующие

упражнения

это

специальные

упражнения,

которые

применяются

с

целью

коррекции

уже

имеющейся

деформации,

т. е .

восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки, стопы.

2.5. Общеразвивающие упражнения

ОРУ

направлены

на

развитие

координационных

способностей,

гибкости

и

подвижности

в

суставах,

укрепление

отдельных

мышц

или

их

групп,

недостаточное

развитие

которых

мешает

овладению

совершенной

техникой

бега.

Данный

материал

используется для развития основных физических качеств.

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,

глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в

стойках на ногах, в седе; выпады и полу шпагаты на месте; высокие взмахи поочередно и

попеременно правой и левой ногой, стоя на месте и при передвижениях.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной

осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы упражнений для укрепления

мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на

руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и

дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические

палки); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание

в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые

упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой

ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх–вперед толчком

одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик.

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;

пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на

месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной

скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение

из разных исходных положений; броски в стенку и ловля мяча среднего диаметра в

максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,

чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;

повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или

изменяющимся интервалом отдыха); равномерный 3–х минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение много скоков; повторное

преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном

темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной

рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху,

сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных

ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием

ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и

приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

2.6.Физкультурно-досуговые мероприятия.

Физкультурно–досуговые

мероприятия

направлены

на

формирование

у

детей

выносливости,

смекалки,

ловкости,

умения

жить

в

коллективе,

усиление

интереса

к

физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому

образу жизни. Физкультурные досуги и праздники проводятся в форме веселых игр, забав,

развлечений.

Упражнения,

выполняемые

с

эмоциональным

подъемом,

оказывают

благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах и праздниках

не только закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные

качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.), но и способствуют

воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают

выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и

организованность.

2.7.Интеграция образовательных областей

Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области

как, социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально–коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры

взрослого

с

ребенком

и

со

сверстниками,

побуждать

к

самостоятельному

игровому

творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на

поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий.

Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми:

умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации

при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

Познавательное

развитие. Обогащать

знания

о

двигательных

режимах,

видах

спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка,

стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных

привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое

развитие.

Обогащать

активный

словарь

на

занятиях

по

физкультуре

(команды,

построения,

виды

движений

и

упражнений);

развивать

звуковую

и

интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно–эстетическое

развитие.

Обогащать

музыкальный

репертуар

детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально–ритмические способности детей,

научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального

сопровождения.

Физическое

развитие.

Развивать

физические

способности

детей:

быстроту,

скоростно–силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у

детей координации, силы. Сформировать понятие о физической красоте тела: прямая

спина, подтянутый живот и т.п. Формировать потребность в двигательной активности,

интерес к физическим упражнениям.

3.Организационный раздел

3.1 Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

п/п

Этапы образовательного

процесса

Вторые

младшие

группы

Средние

группы

Старшие

группы

Подготов

и

тельные

группы

1

Начало учебного года

1 сентября 2016 года

2

Окончание учебного года

31 августа 2017 года

3

Режим работы

образовательного учреждения

12 часов

12 часов

12 часов

12 часов

4

Продолжительность

учебной недели

5 дней

5 дней

5 дней

5 дней

5

Количество недель в учебном

году

52

52

52

52

6

Количество

недель,определенных на

реализацию основной

образовательной программы

34 недели

С 19.09.2016 по 31.05.2017

8

Количество недель в учебном

году, определенных на

реализацию дополнительной

образовательной программы в

летний оздоровительный

период

15

15

15

15

9

Адаптационный период

С 01.09. по 16.09

10

Педагогическая диагностика

(мониторинг)

С 17.04. по 28.04.2017

С 19.09. по 30.09. 2016

С 17.04. по 28.04.2017

11

Зимние каникулы (период,

когда не осуществляется

непрерывная образовательная

деятельность)

26.12-08.01.

26.12.-09.01

12

Праздники, организуемые для

воспитанников

«День знаний» - 01.09.

«Осенины» - 24.10. по 28.10.

«С Днем матери» - 22.11 по 25.11.

«Новый год» - 26.12- 30.12.

«День защитника Отечества» - 20.02.-22-02.

«Мамин день» - 01.03 – 6.03.

«До

свидания,

детский

сад»

26.05

-28.05.

13

Праздничные дни

04.11.2016 - День народного единства

01.01.2016-08.01.2017- Новый год и Рождество

23.02.201- День защитника Отечества;

08.03.2017 - Международный женский день;

01.05.2017 - Праздник Весны и Труда;

09.05.2017 - День Победы;

12.06.2017- День России

Основание: СанПиН 2.4.1.3049-13

3. 2. Учебный план по реализации образовательной программы дошкольного

образования МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка» на 2016-2017 учебный год

Образовательная

область

Непрерывная образовательная

деятельность.

Количество непрерывной

образовательной деятельности

в неделю /в год

Физическое развитие

Занятия по физической культуре

3/156

3/156

3.3.Расписание физкультурных занятий

Понедельник

9.50 – 2мл № 2

9.10 – ср № 3

9.35 – ст 3

10.05 – подг 1

10.40 – подг2

Вторник

8.50 – ср1

9.15 – ср 2

9.40 - ст1

10.10 – ст2

10.40 – подг 3

Среда

9.00 – 2 мл №1

9.20 - 2 мл № 2

9.40 – ср3

10.10 – ст 3

Четверг

8.50 – ср1

9.15 – ср 2

9.40 – ст1

10.10 – подг

Пятница

8.50 - 2 мл 1

9.10 – ст2

9.40 – подг 1

10.15 – подг 3

3.4 .Взаимодействие с родителями

Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является

дошкольный возраст. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье,

среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими

факторами

формирования

их

представлений

о

жизни.

Вот

почему

именно

в

семье

закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью

близких, к людям, к труду, к природе.

Цель

работы

инструктора

по

физической

культуре

с

родителями

воспитанников — консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка

в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

План взаимодействия с родителями воспитанников

Месяц

Содержание

Сентябрь

Папка-передвижка «Двигательные умения детей»

Консультация «Утренняя гимнастика для дошкольников»

Индивидуальные консультации

Октябрь

Городские соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Фотоколлаж

«Папа, мама, я – спортивная семья»Индивидуальные консультации.

Ноябрь

Родительский клуб «Школа семейной физкультуры»

Индивидуальные консультации.

Декабрь

Консультация «Прямая спина – королевская осанка»

Индивидуальные консультации.

Январь

Родительский клуб «Мой весёлый звонкий мяч»

Консультация «Игры и упражнения с разными видами мячей»

Индивидуальные консультации.

Февраль

Спортивный праздник, посвящённый дню защитника Отечества (совместно с

папами)

Индивидуальные консультации.

Март

Фотогалерея для родителей «Губернаторские состязания 2017»

Индивидуальные консультации.

Апрель

Май

Родительский клуб «Развитие координации движений через подвижные игры и

игровые упражнения»

Папка-раскладушка «Физическая готовность детей к школе»

3.5.Взаимодействие со специалистами

Эффективность физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от

взаимодействия

и

взаимопонимания,

как

отдельных

педагогов,

так

и

всего

педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные

задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя

Для повышения двигательной активности воспитанников

необходимы слаженные

действия

инструктора

и

воспитателя.

На

физкультурном

занятии

воспитатель

осуществляет

страховку,

контролирует

качество

выполнения

упражнений,

проводит

индивидуальную

работу

со

слабыми

детьми.

Воспитатель

помогает

расставлять

необходимый инвентарь. На прогулке закреплять упражнения, выполняемые на занятии.

Воспитатель- незаменимый помощник приподготовке праздников и развлечений.

Умения,

знания

и

навыки,

полученные

детьми

на

физкультурных

занятиях,

воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни

детей.

Воспитатель

интегрирует

образовательную

область

«Физическая

культура»

по

содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:

«Здоровье» — использование здоровье сберегающих технологий и специальных

физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и

гимнастика

для

глаз),

воздушное

закаливание.

«Социализация»

взаимодействие

и

помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в

быту

детского

сада;

справедливая

оценка

результатов

игр,

соревнований

и

другой

деятельности. «Безопасность» — формирование навыков безопасного поведения во время

подвижных игр, самостоятельной деятельности.

«Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых

игрушек и т.п.

«Познание»

активизация

мышления

детей,

подвижные

игры

и

упражнения,

закрепляющие полученные знания.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя–логопеда

Задачи взаимосвязи:

1.Логоритмическая гимнастика

2. Становление координации общей моторики;

3. Умение согласовывать слово и жест;

Взаимодействие

инструктора

по

физической

культуре

и

медицинского

работника

Основными

проблемами,

требующими

совместной

деятельности,

прежде

всего,

являются:

1. Физическое состояние детей посещающих детский сад (в начале и в конце года,

совместно

с

медицинской

сестрой

осуществляется

мониторинг

физической

подготовленности детей);

2.

Профилактика

заболеваний

ОДА,

сердечнососудистой,

дыхательной

и

других

систем;

3.

Способствуем

предупреждению

негативных

влияний

интенсивной

образовательной деятельности

Взаимодействие

инструктора

по

физической

культуре

и

музыкального

руководителя

Музыка воздействует:

1. на эмоции детей;

2. создает у них хорошее настроение;

3. помогает активировать умственную деятельность;

4. способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;

5. освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;

6. привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике.

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом–психологом

Предлагает

детям

игры

и

упражнения

при

утомляемости,

непоседливости,

вспыльчивости,замкнутости. Проводит беседы перед соревнованиями.

3.6.Мониторинг

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые

ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к

учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Ежегодно, в

сентябре и в мае проводится педагогическая диагностика.

Таблица оценки физической подготовленности детей 4-7 лет

Возр

аст

лет

Уровень физической подготовленности

Высокий

Средний

Низкий

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1. Бег 10м, сек

4 -5

2,1

2,2

2,2-2,5

2,3-2,7

2,6

2,8

5- 6

1,8

19

1,9-2,4

2,0-2,6

2,5

2,7

6-7

1,7

1,9

2,0-2,4

2,5-2,8

2,3

2,6

2. Бег 30м, сек

4 -5

7,9 и ниже

8,1 и ниже

8,0- 9,7

8,2-10,0

9,8 и ниже

10,1и

выше

5- 6

6,8 и ниже

7,2 и выше

6,9-8,8

7,3-9,1

8,9 и выше

9,2 и

выше

6-7

6,3 и ниже

6,7 и ниже

6,4-8,2

6,8-8,5

8,3 и выше

8,6 и

выше

3. Подъём туловища в сед /раз за 30 сек/

4-5

12 и выше

11 и выше

11-6

10-5

5 и ниже

4 и ниже

5-6

13 и выше

12 и выше

12-7

11-6

6 и ниже

5 и ниже

6-7

14 и выше

13 и выше

13-8

12-7

7 и ниже

6 и ниже

4. Прыжок в длину с места, см.

4-5

90 и выше

85 и выше

89-54

84-46

53 и ниже

45 и ниже

5-6

110 и выше

100 и выше

109-71

99-63

70 и ниже

62 и ниже

6-7

125 и выше

115 и выше

124-83

114-79

82 и ниже

78 и ниже

5.Наклон вперёд из положения сидя, см

4-5

9 и выше

10,5 и выше

8,9-0,1

10,4-0,5

0 и ниже

0,4 и

ниже

5-6

10 и выше

12 и выше

9,9-1,1

11,9-1,6

1 и ниже

1,5 и

ниже

6-7

11 и выше

15,5 и выше

10,9-2,1

15,4-2,9

2 и ниже

3,0 и

ниже

6. Челночный бег /3 * 10м/

4-5

11,9 и ниже

12,1 и ниже

12,0-13,0

12,2-13,1

13,1 и выше

13,2 и

выше

5-6

10,9 и ниже

11,1и ниже

11,0-12,4

11,2-12,4

12,5 и выше

12,5 и

выше

6-7

10,0 и ниже

10,2 и ниже

10,1-11,4

10,3-11,6

11,5 и выше

11,7 и

выше

7. Бросок набивного мяча

4-5

260

230

259-166

229-141

165

140

5-6

340

300

339-216

299-176

215

175

6-7

400

350

399-271

349-221

270

220

8. Метание мешочка

4-5

6

4,5

5,9-3,9

4,4-3,1

4

3

5-6

8

5,5

7,9-4,4

5,4-4,6

4,5

3,5

6-7

10

7

9,9-6,1

6,9-4,1

6

4

3.7. Материально – техническое обеспечение Программы.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной

среды.

Площадь физкультурного зала составляет 48,1 кв.м.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и

гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами

физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать

возрастным

особенностям

дошкольников;

его

количество

определяется

из

расчета

активного участия всех детей в процессе занятий.

В Учреждении в соответствии с требованиями с ФГОС ДО и с целями и

задачами Программы создается развивающая предметно – пространственная среда.

Она

не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со

своими

потребностями,

интересами,

целями

и

задачами

взаимодействия.

Эта

среда

должна

строиться на основе ведущих принципов:

содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями их физического

развития и этапами становления различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности,

может быть наполнена следующим оборудованием.

Список спортивного оборудования в спортивном зале

Для осуществления образовательной деятельности имеются:

наименование

Кол-во

1

Гимнастические скамейки

станд.

3

2

Гимнастические маты

разные

4

3

Гимнастические палки

станд.

28

4

Канат подвесной

Станд.

1

5

Мячи резиновые

Средние

Большие

30

30

6

Мячи набивные

1 кг

20

7

Мяч баскетбольный

Станд.

25

8

Мяч футбольный

Станд.

2

9

Обруч

d80

10

d60

10

d70

10

10

Труба тоннель

Станд.

1

11

Канат для перетягивания

станд

1

12

Шнур плетеный

короткий

25

13

Стойка

Станд.

4

14

Кольцеброс (набор)

Станд.

3

15

Скакалка

разные

25

16

Ленточки

Коротк.

20

17

Тренажеры:

Беговая дорожка

Силовой

Бегущий по волнам

Наездник

Гребной

Оздоровительный диск

Батут

7

18

Диски

Станд.

1

19

Гантели

Станд.

40

20

Флажки

разн

40

21

Швед.стенка (2 пролета)

Станд.

1

22

Конус

Станд.

8

23

Доски наклонные

разные

2

24

Лестница веревочная

Станд.

1

25

Эстафетные палочки

Станд.

2

26

Кегли (набор)

детские

3

27

Баскетбольное кольцо

детские

2

28

Мягкие модули

разные

5

29

Эспандер

Станд.

1

30

Магнитофон

1

31

Стол письменный

1

32

Стул

3

33

Шкаф одежный

1

34

Шкаф для документации

1

35

Магнитофон

1

36

Аудиозаписи

3.8. Программно - методическое обеспечение по физическому развитию

1. «Истоки»Основная образовательная программа дошкольного образования.

2.

Методические

рекомендации

по

реализации

программы

«Истоки».

Младший

дошкольный возраст (3—5 лет). — М., 2014.

3.

Методические

рекомендации

по

реализации

программы

«Истоки».

Старший

дошкольный возраст (5—7 лет). — М., 2014.

4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

"Истоки"/ Составитель Трифонова Е.В. — М., 2013.

5. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 3—4 лет.

Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.

6. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4—5 лет.

Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.

7. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5—6 лет.

Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.

8 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7

лет. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.

9.Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. Е.В. Сулим М.,2012

10. Ритмическая мозаика А.И. Буренина СПб., 2000г

10. Развивайте у дошкольников Ловкость, силу, выносливость. Е.Н. Вавилова М., 1981г

11.Физическая культура в детском саду Л.И. Пензулаева М, 2009г

12.Навстречу друг другу: технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка

в процессе взаимодействия на физкультуре М.Н. Попова СПб., 2004г

12. Спортивные игры для детей Громова О.Е. – М., 2007г

13. Утренняя гимнастика в детском саду Т. Е. Харченко М., 2006

14. Оздоровительная гимнастика Л.И. Пензулаева М., 2013г

15. Азбука физкультминуток В. И. Ковалько М., 2005г

16. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия Л.Ф. Осачева

СПб., 2013

17.Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников И.М. Новикова М., 2009

18. Я и моё здоровье Т.А. Тарасова М., 2008г

19.Праздники здоровья для детей 4-5 лет М.ЮКартушина М., 2010г

20. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Т.С. Яковлева М., 2007г

21. 365 весёлых игр для дошкольников Т.А.Куценко Ростов 2004

23. Активные игры для детей В.М. Баршай Ростов 2003г

24. Русские народные подвижные игры М.Ф. Литвинова М., 2004г

25. Русские детские подвижные игры Е.А. Покровский СПб., 2009г

26.Сборник подвижных игр Э.Я.степаненкова М., 2014

27.Малоподвижные игры и игровые упражнения М.М. Борисова М., 2014г

28. Физкультурные праздники в детском саду Л. Чадова м., 2006г

29. Спортивные праздники и развлечения Т.С. Яковлева м., 2009г

30. День защитника Отечества Е.И. Ромашкова М., 2002г

31. С игрой круглый год М.С. Коган Н., 2004г

32. Сценарии оздоровительных досугов М.Ю. Картушина М., 2004г



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!