Автор: Лыкова Елена Николаевна
Должность: преподаватель по классу "вокала"
Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Менделеевск, Республика Татарстан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дополнительное образование
«ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Работу выполнила преподаватель высшей
квалификационной категории
Лыкова Елена Николаевна
Цели и задачи:
Развитие интонационных и певческих навыков у детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
План:
1.
Введение.
2.
Формирование интонационных навыков на начальном этапе вокальной
работы.
3.
Методика
вокальной
работы
с
детьми
дошкольного
и
младшего
школьного возраста.
4.
Методические
рекомендации
к
работе
над
песней
и
по
подбору
репертуара для дошкольников и младших школьников.
Музыка
издавна
считалась
важным
средством
в
формировании
человеческой личности, её духовного мира. «Музыкальное воспитание – это
не
воспитание
музыканта,
а
прежде
всего
воспитание
человека»
(Сухомлинский В.А.)
Формирование
личностных
качеств
начинается
уже
в
дошкольном
возрасте.
Одним
из
важнейших
путей
эстетического
воспитания
ребенка
является приобщение его к пению, самому доступному виду музыкальной
деятельности.
В процессе пения у детей развиваются
музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение, развивая координацию
голоса и слуха, улучшает детскую речь, а работа над песенным репертуаром
расширяет детский кругозор, способствуя умственному развитию ребенка.
Поэтому
приобщение
детей
к
пению
и
развитие
певческих
навыков
является
главной
задачей вокальной
работы
с
детьми
дошкольного
и
младшего школьного возраста.
Формирование
интонационных
навыков
связано
с
музыкальным
слухом, который у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного и его
необходимо
тренировать
и
развивать.
Чем
раньше
начать
развивать
музыкальный слух, тем больше результатов можно добиться. Психологами
установлено, что дошкольный период для этого наиболее благоприятный.
Чистота
вокальной
интонации
зависит
от
интонационно
точного
воспроизведения мелодии. Это самый сложный певческий навык. Он связан с
ощущением
тяготения
мелодии
к
устойчивым
звукам,
представлением
мелодического
звуковысотного
рисунка.
Интонация
у
дошкольников
и
младших школьников очень неустойчива. Выделяют следующие причины
плохой интонации:
небольшой диапазон голоса
нелюбовь к пению
стеснительность
общую апатичность или чрезмерную активность
отсутствие координации слуха и голоса
заболевание голосовых связок
физиологические расстройства слухового внимания
мышечную зажатость
Если причины плохой интонации не связаны с физической патологией, а
работа
над
развитием
вокальных
навыков
ведется
систематически
и
целенаправленно, для многих детей проблема чистого интонирования, как
правило, разрешима.
Методика
вокальной
работы. Методика
вокальной
работы
с
дошкольниками мало чем отличается от работы с младшими школьниками.
Формирование
певческих
навыков
и
в
том
и
другом
случае
должно
осуществляться в определенной последовательности:
певческая установка
дикция и артикуляция
дыхание
звукообразование и звуковедение
расширение диапазона
чистота интонации
ансамбль
Все
певческие
навыки
очень
тесно
связаны
между
собой.
Поэтому
работа над ними должна проводиться одновременно.
Певческая установка является одним из главных условий правильного
пения. Важно с первых же занятий воспитывать у детей умение правильно
стоять и сидеть при пении (без напряжения в корпусе, с опорой на пятки,
плечи расправлены, мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии). Это
обеспечивает естественные движения (вдоха и выдоха) как в дыхательных
органах, так и в голосовом аппарате.
Артикуляционная гимнастика. Чтобы активизировать певческий аппарат,
занятия с малышами лучше начинать с артикуляционной гимнастики. Такая
гимнастика
развивает
активность
губ,
языка,
а
также
способствует
формированию
ощущений:
«зевка»
и
«высокой
певческой
позиции».
Упражнения:
«Щётка» - языком проводим по «нёбу» от зубов к горлу и обратно.
«Гол» - языком прокалываем по очереди одну и другую щёку.
«Буратино» - открываем зубы в улыбке и закрываем.
Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Оно должно быть
свободным, равномерным и естественным. Важно следить за тем, чтобы дети
брали дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова.
Необходимо научить ребенка рационально использовать дыхание и управлять
им в процессе пения. От правильного дыхания зависят:
качество звукообразования
сила звука
тембр
чистота интонации
правильная фразировка
слитность звучания
Дыхание включает в себя три стадии:
бесшумный вдох
короткая задержка воздуха
экономный выдох
При формировании навыка певческого дыхания важно следить, чтобы
дети не перенапрягались. Вдох должен быть небольшим, но активным, а
выдох плавным и без толчков.
Во время дыхательных упражнений нужно следить за тем, чтобы не
поднимались плечи, а воздух при вдохе поступал в живот. Упражнения:
«Удивись» - вдох ртом, задержка дыхания, выдох.
«Цветочек» - вдох носом, длинный выдох тонкой струйкой.
«Паровозик» - чередуются короткий и длинный выдох на слог «чщ».
Звукообразование
это
способ
извлечения
звука.
Дошкольникам
и
младшим
школьникам
свойственно
отрывистое
звукообразование,
произношение слов говорком. Большое внимание в этом возрасте нужно
уделять
развитию
речи,
так
как
многие
дети
имеют
речевые
дефекты,
поэтому на занятиях ведется постоянная работа над дикцией.
Дикция
–это
четкое
и
ясное
произношение
слов,
развитию
дикции
способствует разучивание чистоговорок и скороговорок. Различают речевую
и вокальную дикцию.
Вокальная
дикция
находится
в
тесном
взаимодействии
со
звукообразованием, где большое значение уделяется формированию гласных
и
согласных
звуков.
С
первых
занятий
необходимо
учить
детей
тянуть
гласные звуки и четко, активно произносить согласные звуки. В работе над
упражнениями
важно
акцентировать
внимание
детей
на
то
где
и
как
формируется тот или иной звук (на нёбе, на языке, на губах).
Упражнения:
«Курочка» (Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко)
«Семья» (Мама, папа, я – вся моя семья)
«Собачка» (ррр-гав)
Важно помнить, что все упражнения произносятся твердыми губами при
активной работе кончика языка.
Распевание
является
одним
из
важных
этапов
вокальной
работы.
Распевки
«разогревают»
певческий
аппарат,
оттачивают
интонацию
и
звуковысотный слух.
Учитывая возрастные особенности детей нужно подбирать упражнения с
игровым содержанием. Распевки не должны быть длинными и скучными,
потому
что
они
способствуют выработке
отдельных автоматизированных
действий голосового аппарата.
Распевание лучше начинать с упражнения, которое поется на одном
звуке, затем переходить к упражнениям с поступенным движением мелодии,
а далее подключать упражнения с более сложным мелодическим рисунком,
включающие скачки, опевания и так далее. Упражнения:
«Песенка» (Пе-сен-ку по-ём) – на одном звуке.
«Киска» (Кис-ка, где бы-ла? Мо-лоч-ко пи-ла) - поступеное движение
«Солнышко» (Све-тит сол-ныш-ко) – опевание звука.
«Барабан» (Бам, бам, самый звонкий барабан) – скачкообразное движение.
Систематическая работа над распевками формирует у детей устойчивые
певческие
навыки,
которые
закрепляются
и
совершенствуются
при
разучивании песен.
Методические
рекомендации
к
работе
над
песней
и
по
подбору
репертуара
Работу над песней можно разделить на несколько этапов:
ознакомление, прослушивание, слуховое восприятие песни
разучивание песни
исполнение песни
Каждый из этапов имеет свои методы и приемы. Большое внимание
уделяется второму этапу – разучивание песни. В основном это работа над
первым
куплетом
(разбор
по
фразам,
работа
над
ритмом,
дыханием,
разучивание
мелодии).
Работа
эта
не
быстрая,
кропотливая
и
чтобы
не
снижался интерес детей проводить её нужно в игровой форме, используя
метод подражания.
Работая
над
чистотой интонирования
можно
использовать
такие
методические приемы как: пение закрытым ртом, пение по одному и группой,
пение по строчкам, по фразам, по цепочке и так далее.
При разучивании мелодии можно использовать игру «Зоопарк». Дети
поют мелодию на разные слоги, подражая животным, птицам, насекомым.
Играя,
они
быстрее
запоминают
мелодический
рисунок,
отрабатывают
скачки, дыхание, активизируют артикуляционный аппарат.
Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными,
точнее интонируют мелодию, лучше слышат себя.
Групповые
занятия с детьми развивают чувство ансамбля (это чистое
пение в унисон, умение слушать себя и аккомпанемент).
Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. У дошкольников и младших
школьников должно быть сформировано умение одновременно начинать и
заканчивать песню. Следить, чтобы голос не выделялся среди других.
Таким образом, развивая вокально-певческие навыки, педагог должен
научить детей петь правильно, чисто и выразительно. Красота детского пения
заключается в его звонкости, полётности , эмоциональности.
Подбор репертуара.
К выбору репертуара для дошкольников и младших школьников нужно
подходить очень осторожно и грамотно, так как певческие возможности
детей в этом возрасте невелики.
Голосовой
аппарат
отличается
хрупкостью,
ранимостью.
Гортань
с
голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, поэтому
звук
очень
слабый,
он
усиливается
в
основном
головным
(верхним)
резонатором. Важно
следить, чтобы ребенок-дошкольник не форсировал
звук. Громкое пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает
слух.
Диапазон
дошкольников
тоже
невелик.
Поэтому
в
работе
с
детьми
рекомендуется использовать песни с удобной тесситурой в диапазоне ми (1
октавы) – до (2 октавы). Именно в этом диапазоне звучание детских голосов
наиболее легкое, естественное и можно быстрее добиться чистой интонации.
Репертуар для малышей должен подбираться тщательно, песни должны
нравиться
детям,
они
должны
быть
различны
по
темпу,
характеру
и
по
содержанию. Выбирать песни нужно с простым музыкальным изложением.
Сложные
мелодические
обороты
и
ритмический
рисунок
отрицательно
сказывается на чистоте интонации. Тексты также должны быть просты и
понятны детям.
Выбирая репертуар и работая над ним необходимо учитывать, что в этом
возрасте подражательное
пение
–
один
из
самых
эффективных
методов
вокального воспитания. Ребенку нужно показывать только хорошие образцы
пения и по чистоте интонирования и по выразительности исполнения.
Дети как «губка» впитывают и хорошее и плохое. К примеру: если сам
педагог поет и работает не эмоционально, вяло артикулирует или имеет
какие-либо
дефекты
(картавость,
носовой
призвук)
то
дети
очень
точно
скопируют эту манеру.
Пока
у
детей
не
наработаны
певческие
навыки,
желательно
не
пользоваться фонограммой, а работать под живой аккомпанемент. Если же (в
исключительных случаях) применяется фонограмма, то она должна быть в
удобной тональности, с прописанной мелодией, в среднем темпе. Но самое
главное дети должны быть подготовлены к этой работе.
Итак, подведя итог можно сказать:
Основная
цель
вокальной
работы
с
дошкольниками
и
младшими
школьниками – воспитание у детей певческой культуры и приобщение к
музыке.
А
задачи
певческой
деятельности
заключаются
в
развитии:
интонационных, ансамблевых навыков и
эмоциональной отзывчивости на
музыку.
Используемая литература:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» - М. 2005, № 3 // К.В. Тарасова,
статья: К постановке детского певческого голоса.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» - М. 2006, № 1 // В. Шереметьев,
статья: Хоровое пение в детском саду.
3. Н.А. Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду» - М.,
«Просвещение», 1989.
4. А.Д. Войнова «Развитие чистоты интонирования в пении дошкольников» -
М., 1960.