Напоминание

"Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания"


Автор: Лазарев Денис Андреевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГАОУ СОШ №577 Красногвардейского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания"
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация технологии

деятельностного метода

на уроках открытия нового знания

.

Учитель высшей

квалификационной

категории

Лазарев Д.А.

С начала 90-х годов в российской школе стали укрепляться новые тен-

денции. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась

ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при по-

мощи учебного материала. Место традиционных программ, учебников и ме-

тодик

заняла вариативность, дающая возможность свободного выбора шко-

лой, учителем, того учебника или программы, той образовательной системы,

которая их более устраивает.

Необходимость разработки новой образовательной концепции связана с

коренным пересмотром целей обучения. В настоящее время в обществе сло-

жилось новое понимание главной цели образования: формирование готовно-

сти к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную

и мировую культуру.

Программа «Школа 2000...» построена на основе концепции гуманита-

ризации школьного

курса

математики

и

находится

в

русле

современных

представлений о целях школьного образования. Она ориентирована на обес-

печение самоопределения личности, создание условий для её самореализа-

ции.

Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая систе-

ма дидактических

принципов

:

1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование лич-

ности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда

он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности,

направленной на "открытие" им нового знания.

2)

Принцип непрерывности означает такую организацию обучения,

когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает

начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инва-

риантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями

содержания обучения и методики.

3)

Принцип целостного представления о мире означает, что у ре-

бенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление

о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в

системе наук.

4)

Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каж-

дому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом)

уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (госу-

дарственного стандарта знаний).

5)

Принцип психологической комфортности предполагает снятие

стрессообразующих

факторов

учебного

процесса,

создание

в школе и на

уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества.

6)

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вари-

ативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов

решения проблемы, формирование способности к систематическому перебо-

ру вариантов и выбору оптимального варианта.

7)

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими

собственного опыта творческой деятельности.

В настоящее время программа и соответствующие ей учебники вхо-

дят в практику массовой школы. Они используются в общеобразовательных

учреждениях самых разных типов.

Реализация новой дидактической системы происходит при использова-

нии технологии деятельностного подхода, обеспечивающей учителя инстру-

ментом организации и проведения уроков развивающего типа.

Под технологией организации процесса обучения понимается функцио-

нарно связанная последовательность его этапов и система требований к каждо-

му из них.

Технология организации учебного процесса, обеспечивающая систем-

ное включение каждого обучающегося в основные виды деятельности и фор-

мирующая тем самым у него готовность к саморазвитию, включает в себя

следующие этапы:

1. Организационный момент

1) включение в деятельность

2) выделение содержательной области

2. Актуализация

знаний

1)

актуализация ЗУН (знаний, умений, навыков), достаточных для

«открытия» нового

знания.

2)

фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Постановка проблемы

Фиксирование в громкой речи

1) где возникло затруднение;

2) почему оно возникло;

3) какова тема урока .

4. «Открытие» детьми нового знания

1)

по возможности включение детей в ситуацию выбора метода ре-

шения проблемы;

1)

решение детьми проблемы с помощью выбранного метода

2)

фиксирование нового алгоритма (понятия)в языке

5. Первичное

закрепление

1)

решение детьми типовых заданий

2)

проговаривание способа решения в громкой речи;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1) самостоятельное решение детьми типовых заданий;

2) самостоятельная проверка детьми своей работы

3) создание ситуации успеха

7. Повторение

1) включение нового знания в систему знаний

2) решение задач на повторение и закрепление изученного ранее

8. Итог занятия

1)

рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали, с помощью

какого инструмента)

2)

самооценка детьми собственной деятельности

Остановимся более конкретно на каждом этапе.

Организационный момент

- один из самых коротких, но достаточно

важных этапов урока. Он основан на понятии самоопределения к некоторой

деятельности. Положительное самоопределение ребенка к деятельности на

уроке, т.е. в включение в урок, предполагает у него возникновение желания

работать («хочу») и уверенности в том, что у него все получится («могу»).

Очень важно на каждом уроке создавать для каждого ребенка ситуацию

успеха, т.к. положительная эмоциональная направленность на включение в

учебную деятельность в начале урока основывается только на положитель-

ном опыте ребенка их реализации в прошлом.

Актуализация знаний

- этап урока, предполагающий воспроизведе-

ние учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» но-

вого знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познаватель-

ное затруднение.

В ТДП этап актуализации имеет некоторые особенности по сравнению с

традиционным уроком.

1.

Необходимо

соблюдать временные рамки

, он должен занимать по

времени не более 5-7минут

2. Создание затруднения в индивидуальной деятельности, - это следую-

щее требование к этапу актуализации знаний. И здесь важно, чтобы ребенок

воспринял возникшее затруднение не формально, наблюдая как это происхо-

дит у других, а на личностном уровне, столкнулся с этим затруднением лично

сам.

3. Помимо прочего, этап актуализации необходимо использовать для

проведения «мыслительной гимнастики». Для эффективной работы на следу-

ющем этапе «открытия» нового знания мышление необходимо привести в

«форму», т.е. предложить учащимся задания, требующие мыслительных опе-

раций анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.

Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией затрудне-

ния в деятельности.

По мнению многих педагогов из всех звеньев урока, построенного по

ТДМ, наиболее трудными является постановка учебной проблемы и «откры-

тие» нового знания.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

-

как тема урока;

-

как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который

будет новое знание, являющееся темой урока.

Поставить учебную проблему - значит помочь учащимся самим либо

сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос.

Методисты выделяют 3 способа постановки учебной проблемы на уро-

ке:

1.

создание проблемной ситуации;

2.

подводящий диалог;

3.

сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применени-

ем

мотивирующего приема.

1 путь

лежит через проблемную ситуацию.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, которое

вызывает

у

учащихся

ощущение

творческого

затруднения.

Выход

из

проблемной ситуации заключается в осознании противоречия и формулиро-

вании проблемы. В теории проблемного обучения известны три способа раз-

решения проблемной ситуации:

1.

учитель сам заостряет противоречие и сообщает проблему;

1.

учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют

проблему;

2.

учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и

сформулировать проблему.

Наиболее эффективным способом выхода из проблемной ситуации яв-

ляется побуждающий диалог.

Наиболее распространенным для уроков математики является проблем-

ная ситуация с «затруднением». В её основе лежит противоречие между необ-

ходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового ма-

териала.

Для вывода учащихся из такой проблемной ситуации учитель развора-

чивает диалог, побуждающий к осознанию противоречия и формулированию

проблемы.

Естественно, что текст диалога будет в каждом случае разным, по-

скольку проблемные ситуации создаются разными способами.

2 путь.

Суть его состоит в том, что учитель постепенно, через систему посиль-

ных вопросов и задании подводит учащихся к формулированию темы урока.

В структуру подводящего диалога могут быть включены задания по выпол-

нению уже известного привычного (репродуктивные) и задания на сравнение

и анализ (мыслительные). Но последний вопрос обязательно должен быть на

обобщение, а ответом на него станет формулирование темы урока.

3 путь.

Сообщение темы урока в готовом виде учителем, но с применением

мотивирующего приема:

а) сообщение интригующего материала (сказка, иллюстрация); он полу-

чил термин «яркое пятно»;

б) обнаружение смысла, значимости темы для самих учащихся.

Таким образом, на уроке изучения нового материала проблему можно

поставить тремя путями: первый заключается в создании проблемной

ситуации и побуждении учеников к осознанию противоречия и формулиро-

ванию темы урока;

второй путь - подводящий к теме диалог; третий - сообщение темы уро-

ка с мотивирующим приемом.

Главный психологический смысл постановки учебной проблемы состо-

ит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.

Суть следующего этапа деятельностного метода проста: учитель помо-

гает ученикам «открыть» новое знание. При этом учитель должен четко пред-

ставлять, с каким типом знаний необходимо работать на конкретном уроке:

-

фактами (единичная информация);

-

правилами (алгоритмами действия);

-

понятиями (выделение существенных признаков предмета);

-

закономерностями (отражение связи между понятиями).

От этого будет зависеть, насколько легко ему будет управлять самим

процессом «открытия».

Существуют три возможности обеспечить «открытие» нового знания

учащимися на уроке.

Первый путь лежит через гипотезы и включает два разных шага.

Первый шаг - выдвижение гипотезы, т.е. высказывание предположения,

истинность или ложность которого должна установить проверка.

Второй шаг - проверка гипотезы.

Для выдвижения и проверки гипотезы учитель использует по своему

выбору один из двух принципиально разных способов:

- учащиеся абсолютно самостоятельно выдвигают или проверяют гипо-

тезу;

- учитель побуждает их к этому в диалоге.

Наиболее эффективным считается второй способ - побуждающий диа-

лог. Он начинается с общего побуждения, продолжается подсказкой и закан-

чивается сообщением нужной мысли самим учителем.

В «открытии» новых знаний эффективным является и второй путь

-подводящий диалог, который в одном случае разворачивается от четко сфор-

мулированной учебной проблемы, а в другом - вообще без всякой проблемы.

Принципиальное сходство путей заключается в том, что любой из них

обеспечивает понимание нового знания большинством класса, а различие - в

их развивающем эффекте: первый формирует творческие способности учени-

ков, а второй - логическое мышление.

Первичное закрепление - следующий за «открытием» нового знания, не-

продолжительный, но очень важный для процесса мышления школьника этап.

Он играет ведущую роль в процессе усвоения знаний.

Чтобы новое знание не стало для ученика проходящим, случайным яв-

лением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там в виде мысли-

тельного образа.

На этапе «открытия» нового знания следует обращать внимание на

подведение итогов обсуждения и внешнее оформление новых алгоритмов и

понятий, т.к. на этапе первичного закрепления происходит фиксирование уже

оформленного знания.

Цель следующего за первичным закреплением этапа самоконтроля и

самопроверки – продемонстрировать, прежде всего, самому ученику, что но-

вое понятие или алгоритм зафиксирован в его сознании. Достижение этой

цели позволяет учащимся завершить рефлексивную деятельность, направлен-

ную на получение нового знания, ситуацией успеха.

Ситуация успеха создается через самоконтроль и самооценку, что пред-

полагает: а) самостоятельную работу; б) самостоятельную проверку выпол-

ненной работы; в) самостоятельное фиксирование достижения успеха с помо-

щью некоторого знания.

Особенностью самостоятельной работы на этом этапе является её узкая

направленность и небольшой объем.

Ученик должен применить новое знание в типовой ситуации, выпол-

нив не более 2-3 типовых заданий, и иметь возможность сравнить свой вари-

ант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.

Таким образом, этап самоконтроля и самооценки - это этап индивиду-

альной деятельности ученика.

Повторение.

Если новое знание не нашло места в имеющейся структуре, то оно лег-

ко выбрасывается из памяти.

Когда на уроке следует заниматься включением нового знания в систе-

му?

Очевидно, сразу после того, как ученик зафиксировал, что оно есть, т.е.

после этапа самоконтроля и самооценки. В ТДП этот этап называется повто-

рение.

На этом этапе, с одной стороны, устанавливаются локальные связи но-

вого знания с имеющимися, а с другой – подготавливается место для следую-

щего нового знания.

В начале этапа повторения целесообразно предложить учащимся из на-

бора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм

или новое понятие.

Второй шаг построения системы понятий предполагает использование

нового знания совместно с изученным ранее. В учебниках математики про-

граммы «Школа 2000…» имеются большие возможности для прохождения

этого шага в соответствии с принципом «минимакса».

Подготовка места для нового понятия – это подготовка инструмента,

который должен использоваться для его «открытия». Например, в учебнике

для 2 класса, в системе задач на повторение продумана опережающая подго-

товка к введению таблицы умножения.

Таким

образом,

если

на

этапе

«открытия»

нового

знания

ученику

предоставляется возможность стать творцом системы знаний, то на этапе по-

вторения должны быть созданы все условия для того, чтобы он стал грамот-

ным пользователем.

Заключительным этапом на уроках «открытия» нового знания и уроках

другой целевой направленности является этап рефлексии учебной деятельно-

сти. Целью его является осознание учащимися метода собственной познава-

тельной деятельности. Для этого учитель в конце урока организует коллек-

тивное обсуждение ответов на следующие вопросы:

1)

чему вы научились на этом уроке?

2)

Какой инструмент позволил вам выйти из затруднения?

3)

В чем вы видите применение нового знания?

Для положительного самоопределения детей к урокам математики важ-

но, чтобы самооценка их собственной учебной деятельности была со знаком

«+».

Теоретические исследования показывают, что способность к самораз-

витию формируется при организации учебной деятельности в соответствии

со следующей структурой:

1)

индивидуальная деятельность ученика;

2)

затруднение в индивидуальной деятельности;

3)

выявление причин затруднения;

4)

определение пути выхода из затруднения;

5)

осознание

собственной

деятельности

по

выходу

из

затруднения.

Уроки,

организованные

по

такой

структуре,

называют развивающими

уроками.

В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распреде-

лить в 4 группы:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки контроля.

Мы постарались подробно осветить ТДМ при проведении уроков пер-

вого типа. Особенности организации уроков других типов - предмет разгово-

ра на специальном семинаре.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний не только

н а уроках математики. Применение этого метода вы увидите сегодня и на

уроках окружающего мира.

Особенностью

предмета

«Окружающий

мир»

является

то,

что

большинство

уроков рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего

мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения ново-

го, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

Александр Александрович Вахрушев, автор учебника и научный руково

дитель авторского коллектива естественно-научного цикла, выделяет следую-

щие этапы в структуре урока окружающего мира:

1)

Актуализация знаний и постановка проблемы. Его задачи: вспо-

мнить знания, которые понадобятся для изучения новой темы и постановка

проблемы, главное требование к которой - ее значимое, для школьников, ин-

терес к ней.

2)

Совместное «открытие» знаний

, т.е. изучение правил и зако-

нов, которые вывели ученые и знакомство с избранными примерами их при-

менения

3)

Первичное закрепление. Контроль за усвоением материала на

этом этапе осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов, кото-

рые помещены в конце текста в учебнике

4)

Практикум по самостоятельному применению и использованию

полученных знаний.

Следует стараться сделать его более продолжительным, т.е. именно на

этом этапе ученики усваивают способы применения знаний.

5)

Посвящен подведению итогов работы

. Он очень важен, и на него

уходит довольно много времени.

Такая структура целесообразна для варианта изучения по 1часу в неде-

лю. Если на уроки по окружающему миру отводится по 2часа, то на первом

уроке по данной теме больше внимания уделяется 1, 2 и 3 этапом, а на втором

- практикуму самостоятельного применения полученных знаний.

«Проведенное теоретическое исследование и практическая реализация

данной технологии показало, что включение ребенка в учебную деятельность

на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у

него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой систе-

мы знаний и системы ценностей (самовоспитания). Этим обеспечивается вы-

полнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об об-

разовании». Разработанную последовательность деятельностных шагов и на-

зывают технологией деятельностного метода.»

Литература.

1.

Петерсон

Л.Г.

Дидактические

принципы

развивающего

обучения

(Математика для каждого-Вып.4-Москва, 2002)

2. Петерсон Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения

(Математика для каждого-Вып.4-Москва, 2002)

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения (Школа 2100.

Образовательная программа и пути ее реализации-Вып.3-Москва, 1999)

4. «Школа 2000…» Математика для каждого: концепция, программа,

опыт работы - Москва: УМЦ «Школа 2000», 2000



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!