Напоминание

"У Антошки - счастье в ладошках"


Автор: Дымова Татьяна Степановна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МКУ "СРЦ для несовершеннолетних" Таштагольского района
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Таштагол.
Наименование материала: Мастер - класс по тестопластике
Тема: "У Антошки - счастье в ладошках"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер класс по тестопластике

«У Антошки - счастье в ладошках».

( для воспитателей и специалистов приюта)

Автор: Дымова Татьяна Степановна (инструктор по труду).

Задачи:

- познакомить педагогов с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в

художественном творчестве;

- повысить уровень профессиональной компетентности коллег , их мотивацию на систематическое

использование в практике приемов тестопластики;

- заинтересовать и вовлечь педагогов и специалистов в совместную, досуговую деятельность.

Материалы и оборудование:

- соленое тесто,

- салфетки,

- доски для лепки,

- стеки и другие инструменты для лепки,

- клей ПВА , вода,

- кисти,

- тарелочки одноразовые и тряпочки влажные для рук,

- образец изделия.

Содержание мероприятия:

Вступительная беседа.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную

активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно

формирование первоначальных основ социально активной личности. На

занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет

объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании

дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или

аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда

математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой,

определяют их размеры (длину, толщину, что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее

передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно,

способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой.

Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще

всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень

популярный материал – тесто.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения

о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию

творчества дошкольников.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры,

цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его,

при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения

зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки

зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для

самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически

безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко

отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и

очень пластично.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков

как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и

индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам

красоты.

Основная (практическая) часть

- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на мастер-классе по изготовлению оберега для дома из

солёного теста. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, что же такое оберег?

- Это предмет, который защищает человека или его дом.

-Правильно. Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед,

приносить в дом счастье и достаток.

- Известны обереги с самых древних времён. Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни,

шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким

образом, пытаясь "огородить" от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и

носили на шее.

- Много оберегов было у древних славян. Например, такие известные нам с детства предметы как ложка,

расчёска (гребень), ключ и полотенце. Ложка символизировала сытость и довольство в доме, на гребне

изначально в качестве ручки было изображение лошадки (оно постепенно сошло, но смысл остался).

Конь считался символом добра и возил на себе солнце. Ключ символизировал богатство и сохранность

имущества и опыта, а также чести. Вышитое полотенце (рушник) сопровождало наших предков от

рождения

до

смерти.

Новорождённого

укрывали

вышитым

полотенцем,

им

же

связывали

руки

новобрачных в день свадьбы, и, провожая в дальнюю дорогу, махали в след, желая ровного и лёгкого

пути.

- Очень часто среди славянских оберегов встречается знак креста. Как правило, это - символ плодородия.

Не менее известны в качестве оберега так называемые "солярные знаки" - символы, посвящённые

солнцу. Наши предки ничего не делали понапрасну. И если, например, украшали одежду вышивкой, в

каждый узор вплетали стилизованное изображение того или иного оберега.

Различные медальоны, косы, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к

дверям.

Считалось,

что

эти

украшения

приносят

хозяевам

дома,

который

они

украшают,

удачу

и

благоденствие.

- И сейчас, частенько, направляясь в гости к друзьям, несём им в подарок изготовленного из дерюжки и

соломы

мужичка-домового,

или

маленький

веничек,

символизирующий

"дом

-

полная

чаша"

и

отгоняющий

зло,

или

даже

простенькое

с

виду,

льняное

полотенчико

для

кухни.

И

не

всегда

задумываемся, что таким образом хотим пожелать им ещё большего счастья и благополучия.

С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных

компонентов,

- В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с

определенными свойствами:

Метла — выметает из дома ссоры

Мак — символ исполнения желаний, долголетие

Чеснок — защищает от нечистой силы

Хлеб — да будет дом гостеприимным

Гречка, рис — достаток в доме

Семена подсолнуха — дети в доме

Кукуруза — взаимопонимание; символ здоровья детей

Горох, фасоль — мир и дружба

Мешок — богатство

Полотно — счастье в доме

Туя — вечная молодость

Бобовые — символ достатка, сытности, физической силы

Веник — выметает энергетическую пыль из дома

Жаворонки — символ плодородия и деторождения

Злаковые — символ материального достатка

Лыко — здоровье ног

Мешковина — достаток в доме

Монета — копейка рубль бережет

Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетия

Перец — от ссор в семье и символ женской красоты и молодости

Подкова — удача, счастье

Подсолнухи, семечки — энергия солнца и здоровья

Тыква — символ плодородия

Фрукты, ягоды — рог изобилия

Хлеб — духовное и материальное богатство

Цветок — символ солнца

Цветы — комфорт, уют

Чеснок, лук, мак — отгоняет нечистую силу

Шишка — крепость семьи

И сегодня я предлагаю вам слепить из теста вот такого Домовёнка – Антошку. (Показывает поделку,

рассказывает о символах в данной работе).

Конечно,

я

обязательно

всё

прокомментирую,

объясню,

покажу

и

постараюсь

помочь

вам

индивидуально. Всё необходимое приготовлено на ваших столах, и мы можем приступить к творчеству.

Выполняется работа.

- Вы все большие молодцы! Сувениры получились на славу! Осталось подождать 2-3 дня, чтобы поделки

высохли и тогда можно смело приступать к работе красками. После того, как Домовенок будет раскрашен

его необходимо покрыть 2-3 раза лаком. И сувенир-оберег готов!

- Ну, что уважаемые взрослые, на этом наше занятие подошло к концу. И мне хотелось бы подвести его

итог.

Проводится опрос.

-понравилось ли вам работать с соленым тестом?

- какие были затруднения в работе?

- какие ощущения и эмоции вы при этом испытывали?

У кого есть какие либо вопросы и предложения?

- Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня, чтобы принять участие в предлагаемом мастер-классе.

Всем спасибо. До свидания.

Мир вашему дому!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!