Напоминание

Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Обучение грамоте (чтение) 1 класс ПНШ


Автор: Кондратьева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "гимназия № 38"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Обучение грамоте (чтение) 1 класс ПНШ
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Обучение грамоте (чтение) Место урока в теме: 1 урок изучения буквы Ш Тип урока: изучение нового материала Учитель: Кондратьева Елена Александровна Тема: Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Цели: Образовательные: - познакомить с новым согласным звуком [ш] и буквой «Ш»; - формировать умение находить в словах согласный звук [ш]. - формировать умение различать гласные и согласные звуки; - формировать умение выделять звук в слове; - формировать умение давать характеристику звука, - формируем умение работать в паре; - формируем умение читать слоги и слова с изученными буквами Расширять словарный запас учащихся и кругозор; Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, в работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: мотивацию к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Формирование: умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач. - Познавательные УУД: формировать: умения объяснять значение слова; читать слоги; Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове. Различать звонкие и глухие согласные звуки; ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемый результат
Предметные:
Знать название и начертание буквы Ш. Уметь давать характеристику новому звуку, определять позицию нового звука в слове. Уметь читать слоги, слова с изученными буквами. Уметь найти слово по его звуковой модели.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Основные понятия Согласный звук [Ш], буква «Ш». Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика Оборудование к уроку Учебник УМК «Перспективная начальная школа» «Азбука», 1 класс. Авторы:: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков , М., Академкнига/учебник, 2011 год ,магнитная доска, картинки с изображением предметов, в названии которых встречается буква ж, лента букв, таблица "Алфавит", модели звуков и слов. Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Этапы урока, задачи в

деятельности обучающихся

Ход урока

Формирование УДД
1 .Организационный момент Ребята, давайте зажжем в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. -Садитесь. -Расскажите, какие вы. (Мы умные, мы дружные, Мы внимательные, мы старательные, Мы отлично учимся – Всё у нас получится!!!) -Я верю в вас! У вас всё отлично получится! -А сейчас проведите самоанализ посадки. -Ноги: (на месте) -Руки: (на месте) -Локти: (у края) -Спина: (прямая) -Чем мы занимаемся на уроках чтения? (- Мы изучаем новые буквы, звуки, -даём характеристику звукам -учимся читать - развиваем речь) Личностные (мотивация к обучению и познанию) 2. Постановка темы, целей и задач урока -Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки: Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. Чтобы не стучали зубы, Надевай скорее (Шубу)
Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, Когда приходят колода. (Шарф) Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. (Шляпа) Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомца встречу – Соскочу, привечу. (Шапка) - Как можно назвать всё одним словом? -Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ш]) - Как вы думаете, почему во всех словак есть один и тот же звук? - Как бы вы назвали наш урок? (Урок изучения нового материала) - Чему будет посвящён урок? (Изучению нового). -Отыщите урок в учебнике. Положите закладку. -Почему считаете, что это именно сегодняшний урок? -Ребята, что мы умеем хорошо делать в начале урока? (Ставить цели) -Поработайте, пожалуйста, в парах, задайте друг другу вопросы, на которые можете ответить. -Сформулируйте цели урока (Познакомиться с новой буквой и звуком; учиться читать слоги и слова с новой буквой...) 3. Работа с новым материалом 1. Цели поставили. Скажите, что мы должны дальше делать. - Посмотрите на рисунок, давайте прочитаем по модели слова, что изображено. - Произнесите последний звук и пронаблюдайте за речевым аппаратом. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
-
Дайте характеристику

этому звуку
. (Твёрдый, глухой, согласный [ш].) -Какая модель звука соответствует звуку [ш]? Обоснуйте свой ответ - А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (Он всегда твёрдый) 2. –Звук [ш] обозначается
буквой «Ш».
Посмотрите:
на что она похожа
? Дети: На что похожа буква Ш На зубья этого ковша. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Посмотри на букву Ш Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква - знак для звука». Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). Установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных знаково- символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; Динамическая пауза Проверим ваши знания. Поиграем в игру "Большая - маленькая". ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы - тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. -Какое правило мы с вами знаем? (-Имена, фамилии, клички, города Все с заглавной буквы пишутся всегда) (хором). 3.
Работа в тетрадях
. Дети обводят печатные буквы по «тренажёрам» -Откройте стр. 127. Какая работа здесь ждёт нас? (
Определение места буквы «Ш» в русском

алфавите
) -Поработайте в парах. Задайте вопросы друг другу.
- На какие вопросы отвечали? (- Между какими буквами стоит новая буква? - Какая по счёту эта буква? - Перед какой буквой расположена буква «Ш» …) -Теперь этот звук мы будем обозначать с помощью строчной (малой) буквы «ш» в квадратных скобках. 4. - Скажите, чем мы будем заниматься дальше? Дети, проглядев страницу, говорят, что будут
работать со звуко - буквенными
моделями слов. -Ребята, давайте обратим внимание! - После «ш» стоит «и». Как надо читать? (мягко). -А как прочитали? (твёрдо) -Почему? (звук [ш] всегда твёрдый.) Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка. Динамическая пауза -Молодцы! Действительно, буква «ш» такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо. Гласные и согласные, Бывают такие опасные. Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. 5. -Какая следующая работа на уроке? (
Работа со

слогами
) -Как называются слоги, соответствующие моделям? (Открытые-закрытые) -Приготовьтесь читать закрытые слоги... -Открытые... -Почему слог ШИ- выделили из всех открытых слогов? (Считают традиционными, их нужно запомнить)
- А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. (Учитель называет разные слова, в которых есть звук [ш] вначале, середине, в конце. -Если звук слышим вначале- хлопают в ладоши ребята 1-го ряда, если в середине- 2-го, если в конце- ребята 3-го ряда) 6. - Продолжаем работу. Сейчас мы будем... (
Читать

столбики слогов и слов
). Прочитайте в парах столбик слогов и слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед - вторую и так далее по одной строчке. -Каким цветом должны быть модели слов? -Найдите и прочитайте слова из одного слога, двух, трёх слогов. 7. Предлагаю
игру «Да-Нет-ка
» (Хлопаем, если слышим звук в слове: гаражи, шарф, жук, жираф…) - Наконец, мы будем.. . 8. -Правильно-
выполним задание волшебной

палочки
. Поработайте в парах. Прочитайте под маркой «Волшебная палочка» соседу по парте пару слов, объясните ему, как образовалось второе слово. Что значит каждое из слов? Затем послушайте его. Делают вывод: «В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. В результате образуется новое слово с другим значением». 9. -А теперь будем работать в группах: работа с моделями слов. Коммуникативные: работа в парах и группах на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне. 4. Итог урока Рефлексия -Ребята что мы традиционно делаем в конце каждого урока? (-Подводим итоги) -ДОСТИГЛИ ЛИ намеченных целей? -Что вас удивило? - Какое настроение у вас к концу урока? (Показывают смайлики) Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте)


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!