Автор: Шафигуллина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 130"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительный падеж множественного числа имен существительных
Раздел: начальное образование
Слайд 1
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Родительный
падеж множественного числа имен существительных"
Слайд 2
Цели:
закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного
числа в родительном падеже; учить писать правильно, употреблять в речи слова в
этой форме; повторить правописание сущ. с шипящими на конце, познакомить с
новым словарным словом;
развивать умение определять род имен существительных во множественном числе;
память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в
родительном падеже множественного числа;
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине, бережное
отношение к памятникам города.
Ход урока
1 Организационный момент.
Слайд 3
Блиц- опрос
(Учащиеся отвечают стоя, хором)
Учитель: Существительное –это…( ответы детей)
Учащиеся: Часть речи, которая обозначает предмет
Учитель: и отвечает на вопросы….
Учащиеся: Кто? Что?
Учитель: Постоянные признаки существительного
Учащиеся: род и склонение.
Учитель: Непостоянные признаки
Учащиеся: число, падеж.
Объявление темы и цели урока. (Тема записана на доске и закрыта.)
- Ребята, сейчас вы попробуете сформулировать тему урока.
Слайд 4
У змеи нет зуб.
У змеи нет зубов.
У змеи нет зубей.
Учитель: Как правильно сказать? Определите падеж и число имен существительных.
-
Кто
сможет
сформулировать
тему
сегодняшнего
урока?
(Родительный
падеж
множественного числа имен существительных)
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена
существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет
проведена проверочная работа – тест.
Слайд 5
Сейчас мы познакомимся с маршрутным листом. (Они детям выданы заранее).
Учитель проговаривает все пункты маршрутного листа, чтобы знал, чем сегодня будет
заниматься на уроке.
Урок русск. языка .
Маршрутный лист………………………………………..Дата………………………..
План урока
Вид деятельности
Вид проверки
Отметка
1
Я сумел(а) сформулировать тему урока
Сам.работа
самопроверка
2
Чистописание
Работа в парах
взаимопроверка
3
Это я умею.
Определение рода им. сущ. во мн. числе
Коллектив.работа
самопроверка
4
Этому научусь. Работа с предложениями.
Работа в группах
взаимопроверка
5
Физкультминутка
6
Сам.работа по вариантам.
Сам.работа
самопроверка
7
Помоги Незнайке.
Работа в парах
взаимопроверка
8
Точечный массаж. Упражнения для глаз.
9
Работа с учебником. Упражнение № 257
Коллектив.работа
самопроверка
10
Гимнастика для глаз
11
Тест
Сам.работа
взаимопроверка
12
Итог урока
Кто сам сформулировал тему урока? Отметим свои успехи в маршрутном листе.
2. Подготовка к письму.
Пальчиковая гимнастика
Вот в лесу раздался стук ( постукивают кулачки друг о друга)
Это дятел долбит сук ( постукивают кулачки друг о друга),
Он деревья не колечит,( подушечками пальцев постукивают о ладонь другой руки)
Он их просто клювом лечит (подушечками пальцев постукивают о ладонь другой руки)
- Запишите дату и тему урока.
3. Чистописание.
пя од ос от
Родина
Восемьсот тридцать пять ( лет или года)
- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения , од, ос, от.
- Когда слово “родина” пишется с маленькой буквы?
- О чем вам говорит выражение «835 лет»?
Взаимопроверка. Отметим в маршрутном листе результат чистописания. Кто доволен своей
работой?
Кто не доволен своей работой? Как ты думаешь, почему? Что нужно сделать в следующий
раз, чтобы работа стала лучше?
Слайд
6
4. Подготовка к работе по теме урока
- Прочитайте слова:
города
юбилеи
торжества
даты
- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)
- Какого они рода?
- Как определить род у имени существительного во множественном числе?
- Запишите в тетради, в скобках, указывая род, по одному своему примеру. (Затем
проверка примеров). А склонение у них можно определить?( Нет, во мн. числе сущ. не
различаются по склонениям)
5. Работа по теме урока
- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать существительные родительного
падежа множественного числа.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого?
чего?)
-
Какие
окончания
имеют
существительные
в
родительном
падеже
множественного
числа?
Слайд 7
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
-ов, -ев, -ей
-ей,
-ов, -ев,
Работа в группах.
Слайд 8
В
Коломне
сто
пятьдесят
тысяч
(жители).
В
городе
несколько
(музеи),
много
(памятники), новых (магазины).
- Какие музеи есть в нашем городе?
- А какие памятники?
- Как к ним нужно относиться?
- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?
- Какие окончания имеют существительные м. р. в родительном падеже множественного
числа?
Обсудите в группе предстоящую работу.
- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного
падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик за доской)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа
мужского рода? (-ов, -ев, -ей)
Слайд 9
Взаимопроверка. Оцените работу друг у друга. Поставьте себе оценку в
маршрутный лист. Кто доволен своей работой? Кто получил 4? За что? Какой вывод вы
сделаете на будущее?
Кто получил 3?Что нужно сделать в следующий раз, чтобы работа стала лучше?
Ученик, работавший за доской проводит самопроверку, глядя на экран.
6. Физкультминутка (проводит учитель).
Игра на внимание. Я буду называть существительные мужского рода в именительном
падеже
множественного
числа,
а
вы
ставите
его
в
форму
родительного
падежа
множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы поднимаете руки вверх,
если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь
за парты.
строители (ей)(присели) герой(ев)(руки вверх)
огурцы (ов) (руки вверх) площадь–ж.р.( сели за парты), встали
помидоры (ов) (руки вверх) уголь(ей) (присели)
испытатели (ей)(присели) колодец (ев)(руки вверх)
жук ( ов) (руки вверх)
улица – ж.р.( сели за парту)
7. Продолжение работы по теме урока
а) – Существительные какого рода было последним в физкультминутке? (женского)
-
Какие
окончания
имеют
существительные
в
родительном
падеже
множественного
числа, женского рода? (-ей,
)
Слайд 10
Прочитайте слова. Какого они рода?
Лужа
–
Афиша
–
Тысяча
–
Мыш
… –
Синица
–
Рукавица
-
Площадь
-
Тетрадь
-
Печ
… -
- Почему на конце слов мышь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)
- А когда ь на конце существительных после шипящих не пишется? (М.р., Р.п.)
- Нужно поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа,
выделить окончание, подписать сверху падеж и род. Записываем только образованную
форму.
1вариант – выпишите только те слова, которые в Р. п мн. ч имеют окончание-ей,
2 вариант–выпишите только те слова, которые в Р. п мн. ч имеют с нулевое окончание.
Слайд 11
Самопроверка, оценки. Кто доволен своей работой? Кто получил 4? За что?
Какой вывод вы сделаете на будущее? Кто получил 3?Что нужно сделать в следующий
раз, чтобы работа стала лучше?
Слайд
12
Незнайка прислал письмо с просьбой
о помощи. Поможем Незнайке?
П
рочитайте, определите род выделенных существительных (ср. род.). Какие окончания
имеют существительные ср. р в родительном падеже множественного числа?
-ов, -ев,
Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).
- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках? Обсудите в парах.
Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.
Слайд
13
Взаимопроверка,
оценки.
Слово пальто
проверяется
по
словарю
–
неизменяемое.
Кто доволен своей работой? Кто получил 4? За что? Какой вывод вы сделаете на
будущее? Кто получил 3?Что нужно сделать в следующий раз, чтобы работа стала
лучше? Молодцы. Справились с работой, помогли Незнайке.
8.
Точечный массаж. Упражнения для глаз.
9 Словарно- орфографическая работа
Продолжи фразу. Угадай меру массы: Масса ребенка 18 …. ( кг)
Килограмм- это сложное слово. Кило- греческое слово, означает тысяча, грамм- это
единица веса.
Запись словарного слова в тетрадь или словарик.
10. Работа с учебником
- Упражнение № 257
-
Прочитайте
текст
упражнения.
–
Обратите
внимание
на
слово килограмм.
С
числительными 2, 3, 4 употребляется – килограмма – р.п. ед. число. А с остальными,
начиная с пяти – килограммов. Так принято.
Запись текста в тетрадь.
Слайд 14
11.Гимнастика для глаз
Слайд 15
12. Тест
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже
множественного числа имеют нулевое окончание.
Огурц
ы
Улицы
Фабрик
и
Помидоры Килограмм
ы
Сапог
и
Яблоки
Места
Задачи
Взаимопроверка. Обратная связь. Самопроверка, оценки. Кто доволен своей работой?
Кто получил 4? За что? Какой вывод вы сделаете на будущее? Кто получил 3? Что нужно
сделать в следующий раз, чтобы работа стала лучше?
Слайд 16
13. Дифференцированное
дом. задание: правило стр. 128 учебника ,1 гр
упр. 260, 2 гр. упр. 259
14. Итог урока
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
-
Какие
окончания
имеют
существительные
в
родительном
падеже
множественного
числа?
Выставление оценок.
Слайд 17 МОЛОДЦЫ!
Тест
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже
множественного числа имеют нулевое окончание.
Огурцы
Улицы
Фабрик
и
Помидоры Килограмм
ы
Сапог
и
Яблоки
Мест
а
Задачи
Урок русск. языка. Маршрутный лист______________________Дата________
План урока
Вид деятельности
Вид проверки
Отметка
1
Я сумел(а) сформулировать тему урока
Сам.работа
самопроверка
2
Чистописание
Работа в парах
взаимопроверка
3
Это я умею.
Определение рода им. сущ. во мн. числе
Коллектив.работа
самопроверка
4
Этому научусь. Работа с предложениями.
Работа в группах
взаимопроверка
5
Физкультминутка
6
Сам.работа по вариантам.
Сам.работа
самопроверка
7
Помоги Незнайке.
Работа в парах
взаимопроверка
8
Точечный массаж. Упражнения для глаз.
9
Работа с учебником. Упражнение № 257
Коллектив.работа
самопроверка
10
Гимнастика для глаз
11
Тест
Сам.работа
взаимопроверка
12
Итог урока