Напоминание

Педагогические условия развития детей раннего дошкольного возраста в ДОУ


Автор: Лебедева Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 35 "Вырастайка"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лебедева Галина Александровна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 35 «Вырастайка» г. о. Серпухов

Педагогические условия развития детей раннего дошкольного возраста в

ДОУ

В современной педагогике существует много терминов, в своей статье я бы

хотела

остановиться

на

термине

«педагогические

условия»,

но

для

начала

рассмотрим, что означает термин «условие».

Условие

- это то, от чего зависит существенный компонент комплекса

объектов, из наличия которого с необходимостью следует существование данного

явления.

Педагогические

условия

-

это

одна

из

сторон

закономерности

воспитательного процесса в ДОУ, в том числе и в группе раннего развития.

В

современной

педагогике

выделено

несколько

типов

педагогических

условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно:

-

первый

уровень

условий

-

характеристики

детей

детерминирующие

успешность воспитательного процесса;

- второй уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания -

собственно классические педагогические условия – характеристики, которые

включают в себя:

1. содержания и организации деятельности детей;

2. межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения;

отношений педагогов с детьми,

3. ребенка в объединение;

4. взаимодействия образовательного учреждения с окружающей средой.

Деятельность

ребенка

в

качестве

педагогического

условия

может

представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику.

Определяющими

являются

также

такие

свойства

детской

деятельности

как

креативность

-

репродуктивность,

направленность

на

себя

или

во

вне,

соответствие

деятельности

возможностям

ребенка

(сложность

-

простота),

общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности

ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и

взаимосвязь

совместности

и

индивидуальности

детских

(детско-взрослых)

занятий.

Характеристики внутренней среды образовательного учреждения касается

состояния

межличностных

отношений

участников

воспитательного

процесса

(педагог-ребенок,

ребенок

-

ребенок),

определяет

характер

предметно-

эстетической

среды

детско-взрослого

сообщества,

знаково-символической

составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает

такими

признаками:

степень

гуманистичности,

свободы,

творчества,

наличие

"ниш

для

самореализации",

состав

участников

воспитывающей

общности

(возраст,

пол,

социальный

статус

и

проч.).

В

ряде

диссертационных

работ

указывается

на

открытость

внутренней

среды

для

изменения

самим

воспитанником.

Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены

как

степень

открытости

или

автономности

образовательного

учреждения

(детского

объединения)

для

внешних

воздействий.

Примером

автономности

учреждения и объединения могут быть летний детский лагерь, психологический

тренинг и т.д.

Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств

воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами,

в

качестве

педагогических

условий

может

рассматриваться

субъективное

восприятие

ребенком

деятельности,

отношений,

взаимодействий

и

других

обстоятельств

воспитательного

процесса.

Здесь

принципиальна

субъективная

картина

собственных

занятий:

наличие

личностного

смысла,

осознание

общественной

значимости

результатов

созидания,

удовольствие

от

процесса,

восприятие собственных действий как проб, роли и функции во взаимодействии,

обеспечивающем эту деятельность. Определяющим становится подготовленность

ребенка к решению задач. Понятие "включенность" - трактуется как личностное

состояние

по

отношению

к

деятельности,

несущее

в

себе

объективный

и

субъективный

компоненты.

Объективным

компонентом

является

собственно

деятельность

личности,

субъективным

-

отношение

личности

к

данной

деятельности. Включенность в социальную деятельность понимается как фактор

формирования

субъективно-личностных

отношений,

из

которых

складывается

"субъективно-личностное

пространство",

не

всегда

совпадающее

с

"пространством"

общественных

отношений,

в

которое

личность

включена

объективно.

Состояние

включенности

характеризуется

интериоризацией

цели

деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных

действий,

приносящих

личности

удовлетворение

собственных

интересов

и

потребностей;

удовлетворенностью

межличностными

отношениями,

возникающими в процессе деятельности.

Третий

уровень

условий

-

педагогическая

деятельность

как

управление

жизнедеятельностью

детского

объединения.

Анализ

гипотез

по

педагогике

позволяет

выделить

следующие

варианты

формулировки

педагогического

условий:

1.педагогическая

деятельность

по

осуществлению

отбора

и

селекции

воспитанников;

2. деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания,

форм, организация и т.д.);

3.педагогиче ская

деятельно сть,

предусмат ривающая

у п р а в л е н и е

межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-

взрослого воспитательного сообщества;

4. деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации с

внешней средой;

5.педагогическая

деятельность

представляющая

собой

непосредственное

взаимодействие воспитатель - воспитанник;

6.педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;

7.педагогическая

деятельность,

способствующая

повышению

субъективной

значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.

уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное

обеспечение воспитания - это характеристики:

1.кадрового обеспечения;

2.материального

обеспечения

деятельности

детей;

пространственно-временных

параметров воспитательного процесса,

3.сознательно

измененных

свойств

среды,

окружающей

образовательное

учреждение,

4.нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,

5.методического обеспечения воспитания,

Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в

поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет,

развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной

системой;

характер

взаимодействия

взрослого

с

ребенком,

в

совместной

деятельности,

предметно-развивающая

среда,

побуждающая

детей

к

исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный

социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия

с предметами, вещами и явлениями окружающего .

В процессе развития детей раннего возраста необходимо:

-использование

инновационных

подходов

к

организации

педагогического

процесса;

- регламентацию требований к отбору содержания, его уровню и качеству;

- ориентацию медико-педагогической работы на сохранение здоровья ребенка;

- обеспечение условий для реализации социальной ситуации развития.

Педагогические условия развития детей данного возраста предусматривают

взаимосвязь сенситивных периодов развития детей от рождения до семи лет и их

влияние на цели воспитания, обучения.

Список используемой литературы

1.

Печора,

К.Л.,

Пантюхина,

Г.В.

Дети

раннего

возраста

в

дошкольных

учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2012.

2. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. -

СПб.: Питер, 2014. - с.126 - 127.

3.

Смирнова,

Е.О.

Ребёнок-взрослый-сверстник

(Методическое

рекомендации)

[Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Изд-во МГППУ, 2014.

4.

Стребелева,

Е.А.

Психолого-педагогическая

диагностика

развития

детей

раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение,

2012.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!