Автор: Лебедева Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 35 "Вырастайка"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Лебедева Галина Александровна, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 35 «Вырастайка» г. о. Серпухов
Педагогические условия развития детей раннего дошкольного возраста в
ДОУ
В современной педагогике существует много терминов, в своей статье я бы
хотела
остановиться
на
термине
«педагогические
условия»,
но
для
начала
рассмотрим, что означает термин «условие».
Условие
- это то, от чего зависит существенный компонент комплекса
объектов, из наличия которого с необходимостью следует существование данного
явления.
Педагогические
условия
-
это
одна
из
сторон
закономерности
воспитательного процесса в ДОУ, в том числе и в группе раннего развития.
В
современной
педагогике
выделено
несколько
типов
педагогических
условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно:
-
первый
уровень
условий
-
характеристики
детей
детерминирующие
успешность воспитательного процесса;
- второй уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания -
собственно классические педагогические условия – характеристики, которые
включают в себя:
1. содержания и организации деятельности детей;
2. межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения;
отношений педагогов с детьми,
3. ребенка в объединение;
4. взаимодействия образовательного учреждения с окружающей средой.
Деятельность
ребенка
в
качестве
педагогического
условия
может
представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику.
Определяющими
являются
также
такие
свойства
детской
деятельности
как
креативность
-
репродуктивность,
направленность
на
себя
или
во
вне,
соответствие
деятельности
возможностям
ребенка
(сложность
-
простота),
общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности
ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и
взаимосвязь
совместности
и
индивидуальности
детских
(детско-взрослых)
занятий.
Характеристики внутренней среды образовательного учреждения касается
состояния
межличностных
отношений
участников
воспитательного
процесса
(педагог-ребенок,
ребенок
-
ребенок),
определяет
характер
предметно-
эстетической
среды
детско-взрослого
сообщества,
знаково-символической
составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает
такими
признаками:
степень
гуманистичности,
свободы,
творчества,
наличие
"ниш
для
самореализации",
состав
участников
воспитывающей
общности
(возраст,
пол,
социальный
статус
и
проч.).
В
ряде
диссертационных
работ
указывается
на
открытость
внутренней
среды
для
изменения
самим
воспитанником.
Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены
как
степень
открытости
или
автономности
образовательного
учреждения
(детского
объединения)
для
внешних
воздействий.
Примером
автономности
учреждения и объединения могут быть летний детский лагерь, психологический
тренинг и т.д.
Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств
воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами,
в
качестве
педагогических
условий
может
рассматриваться
субъективное
восприятие
ребенком
деятельности,
отношений,
взаимодействий
и
других
обстоятельств
воспитательного
процесса.
Здесь
принципиальна
субъективная
картина
собственных
занятий:
наличие
личностного
смысла,
осознание
общественной
значимости
результатов
созидания,
удовольствие
от
процесса,
восприятие собственных действий как проб, роли и функции во взаимодействии,
обеспечивающем эту деятельность. Определяющим становится подготовленность
ребенка к решению задач. Понятие "включенность" - трактуется как личностное
состояние
по
отношению
к
деятельности,
несущее
в
себе
объективный
и
субъективный
компоненты.
Объективным
компонентом
является
собственно
деятельность
личности,
субъективным
-
отношение
личности
к
данной
деятельности. Включенность в социальную деятельность понимается как фактор
формирования
субъективно-личностных
отношений,
из
которых
складывается
"субъективно-личностное
пространство",
не
всегда
совпадающее
с
"пространством"
общественных
отношений,
в
которое
личность
включена
объективно.
Состояние
включенности
характеризуется
интериоризацией
цели
деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных
действий,
приносящих
личности
удовлетворение
собственных
интересов
и
потребностей;
удовлетворенностью
межличностными
отношениями,
возникающими в процессе деятельности.
Третий
уровень
условий
-
педагогическая
деятельность
как
управление
жизнедеятельностью
детского
объединения.
Анализ
гипотез
по
педагогике
позволяет
выделить
следующие
варианты
формулировки
педагогического
условий:
1.педагогическая
деятельность
по
осуществлению
отбора
и
селекции
воспитанников;
2. деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания,
форм, организация и т.д.);
3.педагогиче ская
деятельно сть,
предусмат ривающая
у п р а в л е н и е
межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-
взрослого воспитательного сообщества;
4. деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации с
внешней средой;
5.педагогическая
деятельность
представляющая
собой
непосредственное
взаимодействие воспитатель - воспитанник;
6.педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;
7.педагогическая
деятельность,
способствующая
повышению
субъективной
значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.
уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное
обеспечение воспитания - это характеристики:
1.кадрового обеспечения;
2.материального
обеспечения
деятельности
детей;
пространственно-временных
параметров воспитательного процесса,
3.сознательно
измененных
свойств
среды,
окружающей
образовательное
учреждение,
4.нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,
5.методического обеспечения воспитания,
Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в
поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет,
развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной
системой;
характер
взаимодействия
взрослого
с
ребенком,
в
совместной
деятельности,
предметно-развивающая
среда,
побуждающая
детей
к
исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный
социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия
с предметами, вещами и явлениями окружающего .
В процессе развития детей раннего возраста необходимо:
-использование
инновационных
подходов
к
организации
педагогического
процесса;
- регламентацию требований к отбору содержания, его уровню и качеству;
- ориентацию медико-педагогической работы на сохранение здоровья ребенка;
- обеспечение условий для реализации социальной ситуации развития.
Педагогические условия развития детей данного возраста предусматривают
взаимосвязь сенситивных периодов развития детей от рождения до семи лет и их
влияние на цели воспитания, обучения.
Список используемой литературы
1.
Печора,
К.Л.,
Пантюхина,
Г.В.
Дети
раннего
возраста
в
дошкольных
учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2012.
2. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. -
СПб.: Питер, 2014. - с.126 - 127.
3.
Смирнова,
Е.О.
Ребёнок-взрослый-сверстник
(Методическое
рекомендации)
[Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Изд-во МГППУ, 2014.
4.
Стребелева,
Е.А.
Психолого-педагогическая
диагностика
развития
детей
раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение,
2012.