Автор: Портнягина Элина Владиславовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение:
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: "Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку"
Раздел: начальное образование
Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку
Четырехлетнее
начальное
образование
сейчас
–
это
первая
и
базисная
ступень
современной
отечественной
школы,
основанная
на
общеевропейских
стандартах
образования.
Здесь
личность
обучающегося
проходит
этап
своего
становления;
выявляются способности, формируются умения.
Неоспоримо, что изучение иностранных языков в этом возрасте весьма полезно,
независимо от природных задатков ребенка, ведь оно лишь положительно влияет на
память,
внимание,
мышление,
воображение.
Интеллектуальные
способности
человека
развиваются с наибольшей скоростью именно в детском возрасте – от рождения до 12 лет.
Тем более, что современные дети встречаются с иностранной речью повсюду: в
СМИ, художественных и мультипликационных фильмах, музыке, в сети Интернет, ее
изучение представляется очень важным.
Необходимость
раннего
обучения
иностранному
языку,
наконец,
официально
признана нашим государством.
Однако следует понимать, что методика изучения языка в раннем возрасте должна
коренным образом отличаться от методик изучения в среднем и старшем возрасте.
В
дошкольном
возрасте
формирование
языковых
навыков
и
речевых
умений
происходит преимущественно на основе имитации, бессознательно. Дети вполне легко
повторяют иностранную речь.
В дошкольном возрасте, безусловно, ведущей является игровая форма деятельности.
Речь дошкольников очень проста, банальна, базисна,
ребенок еще не успел осознать
структуру своего родного языка, поэтому обучение иностранной речи возможно лишь
через
самые
простые
формы
подачи
материала.
С
переходом
в
начальную
школу,
с
овладением
учебной
деятельностью
психическое
развитие
детей
получает
дополнительный толчок. При этом в детском речевом развитии наблюдаются следующие
изменения:
- речь на родном языке становится более сложной в лингвистическом плане, что
оказывает
влияние
на
характер
коммуникативных
умений
на
иностранном
языке,
появляется возможность более усложнять материал;
- усложняется и становится разнообразнее характер учебной деятельности в целом;
- у обучающихся появляется стремление анализировать свою речь на иностранном
языке, возникает интерес к этому процессу.
В
процессе
обучения
в
начальных
классах
преподавателям
следует
подключать
следующие методические приемы:
- связь с родным языком, использование опоры на него;
- проведение звуко-буквенного анализа (например, соотнесение алфавитов);
- соотнесение лексической единицы с картинкой;
- логическая группировка;
-использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных,
вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (в том
числе, возможно соотнесение синтаксических структур родного языка и иностранного).
Следует помнить, что существуют и определенные трудности в раннем обучении
иностранному языку. Наблюдаются различия в психофизиологическом развитии пяти-
шестилетних детей и семилетних обучающихся. У ребенка при переходе из детского сада к
обучению в школе резко меняется социальная роль. В его игровую деятельность, которая
до прихода в школу являлась основным способом познания мира, подключается учебная
деятельность, которая будет выступать в роли ведущей в последующие годы обучения. У
учеников
начальной
школы
присутствует
неустойчивое
внимание
и
быстрая
утомляемость, неумение слушать друг друга, гиперактивность и т.д.
Для организации внимания детей нужна частая смена действий. Соответственно,
задача педагога – сделать эти действия максимально интересными для детей. Исходя из
собственного
опыта,
можно
сказать,
что
смена
за
одно
занятие
нескольких
видов
обучающих игр (на одну тематику), например, дает только положительный результат. Дети
не утомляются, смена их активности позволяет им не зацикливаться на чем-то одном, за
счет чего процесс обучения ускоряется.
Следует отметить, что психологические особенности младших школьников дают им
определенные преимущества при изучении иностранного языка. Одним из наилучших
стимулов является чувство успеха. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с
периодами,
когда
успех
менее
заметен.
Чтобы
эффективно
спланировать
процесс
обучения, необходимо учитывать данный факт. Личный опыт показывает, что лучшей
мотивацией для обучающихся начальной школы является получение высоких оценок
(баллов),
при
этом
низкие
оценки
предпочтительней
не
выставлять,
заменяя
их
наставлениями, замечаниями в тетрадях и др., т.к. получение постоянно низких оценок
снижает заинтересованность в обучении у школьников; а распространенная практика
отрицания
политики
«оценивания»
в
начальной
школе
приводит
к
снижению
успеваемости у детей.
Необходимо
учитывать
и
особенности
физического
развития
дошкольников
и
младших школьников. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать
взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Чтобы ученики
могли
достичь
тонкой
моторной
координации
между
визуальным
восприятием
и
механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Дети не могут
подолгу
сидеть
спокойно
из-за
недостатка
контроля
над
двигательными
мышцами,
поэтому нужно давать во время урока такие задания, которые позволяли бы им двигаться
по классу (игры, песни с движениями, танцы, мини-гимнастика).
Учитывая психологические, эмоциональные, физические особенности развития,
следует выделить те средства, которыми пользуется учитель иностранного языка при
обучении дошкольников и младших школьников:
-сценарные планы, планы – конспекты уроков различных форм (интегрированные
уроки; уроки с использованием мультимедийных пособий; уроки – игры, уроки – сказки);
- набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных);
- разработки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых гимнастик;
-разнообразный дидактический материал: тренировочные и контрольные карточки
И др.
Что касается перспектив развития, то нужно сказать, что, прежде всего, следует
развивать пути внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальное
образование детей младшего школьного возраста.
Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие
ключевые условия:
-
обучающимся
и
преподавателям
надлежит
обеспечить
доступ
к
цифровым
технологиям и Интернету;
-
следует
предоставить
в
распоряжение
преподавателей
и
обучающихся
высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые
учебные ресурсы;
- преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того,
чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты
успеваемости обучающихся.
Кроме того, усовершенствование начального образования по иностранному языку в
условиях глобализации и развития глубоких межкультурных связей становится жизненно
необходимым в современных условиях.
В целом, следует отметить, что решение данных и других проблем и является
задачей, которую необходимо решить совместными усилиями, объединив теоретические
знания и практический опыт для организации процесса эффективного раннего обучения
по
иностранному
языку.
Тем
не
менее,
несмотря
на
имеющиеся
проблемы,
следует
отметить главный факт – включение иностранного языка в учебный план начальной
школы
является
очень
важным
шагом
в
реализации
государственной
программы
гуманитарного образования в условиях модернизации российской школы.