Автор: Тимошкина Галина Владимировна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ "Средняя сшкола с.Рязаново"
Населённый пункт: Ульяновская обл., Мелекесский р., с.Рязаново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Публичный урок "Диалоги с Распутиным"
Раздел: среднее образование
Открытый урок
Публичный урок по к 80-летию В.Г.Распутина
9, 10, 11 классы
Тема урока: Диалоги с Распутиным
Цели урока:
- сформировать умение доказывать свою точку зрения на прочитанное
произведение;
- выявить актуальность прозы Распутина для современных читателей.
Задачи урока:
Ход урока: 1. Оргмомент. Объявление темы урока, организация работы групп
2. Документальный фильм «Во глубине Сибири» - отрывок
3. Постановка целей урока. – О чем великий писатель ведет разговор, какие вопросы
ставит перед нами? (нравственное состояние современного общества)
4. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, в них живут и умирают»
5.Выявление проблематики творчества Распутина.
Задание: в группах проанализировать афоризмы героев Распутина, определить проблемы,
поднятые писателем
На доске проблемы:
- нравственные вопросы современности
- неразделимость земли и человека, как производного от земли
- земля – символ национального самосознания
6. Сообщение о биографии писателя, презентация.
7. Анализ рассказа «В ту же землю»
1) Выявление степени понимания рассказа: - О чем будет говорить с нами писатель в этом
рассказе? (проблематика): на доске:
- смерть как простая неприятность
- чиновничий аппарат, наживающийся на смерти
- вера и безверие
- природа, которую губит человек
4) Организация работы групп, объяснение работы с таблицей
Система
образов
Художественные
средства
изображения
образа
Отношение
автора к образу,
чувства
писателя
Проблемы,
связанные с
образом
Нравственный
завет писателя
(вывод по
образу)
Земля
Пашута
Танька
Мужские
образы
3) Анализ названия: - какое слово в заглавии рассказа главное – земля. Анализ образа
родной земли:
- какой предстает перед нами земля, что о ней говорит автор (цитата 1)
- какие чувства вызывает вид земли (тревога)
- что произошло в нашей жизни и что нас ожидает в будущем (цитата 2)
- какой клочок земли отличается от общего вида (цитата 3), какой вывод можно сделать ,
какую заповедь нам оставил Распутин? (нравственные переживания автора связаны с
надеждой на преображение человека и его жизни)
Задания: группе заполн6ить свою часть таблицы, выступить Вывод: разорванная связь с
родной землей губительна для человека
4) Сюжет рассказа.
-на каких событиях основан сюжет рассказа? (смерть матери, похороны)
-от кого мы узнаем о событиях? (от самой героини, рассказ – поток ее сознания)
5) Анализ образа главной героини
- расскажите о Пашуте (группа)
- что произошло, почему она так опустилась? (одиночество, оторвана от земли, нет дома,
нет близких людей, боль за человека, который стал никому не нужен - что за мир без
добрых людей?!)
- почему Пашута решает хоронить мать не на кладбище? (нищета, равнодушие мира)
- что мы знаем о матери Пашуты? (такая же одинокая, оторванная от земли)
Задания: группе заполн6ить свою часть таблицы, выступить Вывод: одиночество,
ненужность делают человека несчастным
5) Анализ образа Таньки.
- расскажите о Таньке (внешность, общение с бабушкой)
- какую роль в рассказе играет образ Таньки? (мысли писателя о будущем молодого
поколения)
- как Танька относится к Пашуте?
- почему Пашута выпроводила Таньку из дома? (слишком страшно то, что потом
произойдет, Пашута бережет Таньку от этого)
- что заставило Таньку прийти домой раньше времени? (хочет быть родной)
-зачем Танька напросилась на похороны? (хочет быть частью дела, которым заняты
близкие ей люди)
-что поняла Танька, «торопливо кивая», на вопрос Сергея, какая разница, где хоронить –
главное «в ту же землю»?
Задания: группе заполн6ить свою часть таблицы, выступить Вывод: Все испытания
вынесет только сильный человек, проповедующий добро (цитата 4)
6) А что происходит с мужчинами в рассказе? – погибают или спиваются.
Какой вопрос задает автор в связи с этими образами? (Кто же останется?)
- анализ финала рассказа.
Задания: группе заполнить свою часть таблицы, выступить Вывод: в жизни у человека
должны быть 4 подпорки: земля, на которой стоит твой дом, дом с семьей, люди, с
которыми правишь праздники и будни
8. Рефлексия. Продолжите одно из предложений:
- Книги Распутина нужно читать, чтобы…
- Распутин страстно призывает человека…
- Герои Распутина современны тем, что они…
9. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Как я понимаю слова Распутина» (анализ
одного из афоризмов)
10. Подведение итогов урока. Оценка внутри группы.