Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в ходе реализации проекта "Быть здоровыми хотим"


Автор: Двоеглазова Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: Село Силино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ходе реализации проекта "Быть здоровыми хотим"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование системы здоровьесберегающих технологий

в ходе реализации проекта

«Быть здоровыми хотим»

Актуальная

тема

для

разговора

во

все

времена

это здоровье

человека.

Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Физические

упражнения,

движение

должны

прочно

войти

в

быт

каждого

человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную

долгую жизнь.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

«Правильная,

нормальная

деятельность

организма».

В

Уставе

Всемирной

Организации

Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только

отсутствие

болезней

или

физических

дефектов,

но

и

полное

физическое,

психическое и социальное благополучие.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за

последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до

15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16

до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее

двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории

часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют

стандартные

отклонения

в

строении

опорно-двигательного

аппарата

нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т. д. По

данным

прогнозов,

85%

этих

детей

потенциальные

больные

сердечно-

сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и

характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Приведенные

результаты

наглядно

указывают

на

социально-педагогический

уровень

проблем,

которые

возникают

перед

работниками

дошкольных

учреждений,

призванных

воспитать здорового

ребенка

с

оптимальным

физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу

общества.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента

физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья

дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и

речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая

изменить эту ситуацию.

Основная

задача

детского

сада

подготовить

ребенка

к

самостоятельной

жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные

привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог,

просто

взрослый

ответственный

человек

бесстрастно

относится

к

неблагополучному

состоянию здоровья

своих

воспитанников,

е г о

прогрессирующему

ухудшению?

Одним

из

ответов

на

этот,

во

многом

риторический

вопрос

и

стала

востребованная

педагогами

образовательного

учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная

совокупность

программ,

приемов,

методов

организации

образовательного

процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика

педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и

педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Ц е л ь здоровьесберегающей

технологии:

обеспечить

дошкольнику

высокий

уровень

реального здоровья,

вооружив

его

необходимым

багажом

знаний,

умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав

у

него

культуру здоровья.

Решению

этой

цели

подчинены

многие

задачи,

которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских

садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть

осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающей технологии:

1.

Сохранение

здоровья

детей

и

повышение

двигательной

активности

и

умственной работоспособности.

2. Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.

3.

Создание

положительного

эмоционального

настроя

и

снятие

психоэмоционального напряжения.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1 группа :Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

-динамические

паузы

(комплексы

физ.

минуток,

которые

могут

включать

дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз

и т. д.)

-подвижные и спортивные игры

-контрастная дорожка, тренажеры

2 группа: Технологии обучения здоровому образу жизни.

-утренняя гимнастика

-физкультурные занятия

-бассейн

-точечный массаж

-спортивные развлечения, праздники

-День здоровья

-СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная

игра)

3 группа: Технология коррекции поведения.

-Сказкотерапия

-Песочная терапия

-Арт-терапия

-Су-джок терапия

-Музыкотерапия

Здоровьесберегающая

деятельность

формирует

у

ребенка

мотивацию

на

здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Реализация поставленных целей

Пальчиковая гимнастика

Доказано,

что

от

развития

мелкой

моторики

во

многом

зависят

интеллектуальные способности ребенка, в том числе и память. Гимнастику на

развитие памяти следует проводить в проветренном помещении. При этом

можно использовать знания аромотерапии. Так, например, натуральное эфирное

масло апельсина способствует усвоению тренировок и упражнений, а также

улучшает внимание.

7 простых упражнений для развития памяти и внимания

Для

начала

следует

разогреть

пальцы.

Трем

руки

сильно,

чтобы

усилить

кровообращение этих зон.

1. Похлопайте в ладоши для того, чтобы снять напряжений с кистей и ладоней.

2. Упражнение с большим пальцем. Необходимо «отрывать» большой палец,

потягивая

его

подушечку,

на

поверхности

которой

есть

точки,

стимуляция

которых влияет на память. Такие упражнения следует делать на протяжении 20-

30

секунд.

Упражнение

очень

простое,

поэтому

к

его

выполнению

можно

привлечь членов семьи.

3. Одну руку держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак, меняйте

положение рук. Это развивает не только память и мышление, но и помогает

концентрировать внимание.

4. Одной рукой покажите кукиш, а второй ОКей. Меняйте положения местами

поочередно.

5. Соедините ладони и поочередно «обнимайтесь» пальчиками.

6. Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних

пальца.

7.

В

конце

следует

пальцами

потереть

мочки

ушей,

это

может

усилить

кровообращение

в

мозге

и

активировать

максимальную

концентрацию

внимания.

Дыхательная гимнастика

Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика

– неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей,

укрепления его здоровья и надёжная профилактика ОРВИ. Регулярное занятие

укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребёнка.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма: она улучшает обмен

кислородом

по

всему

телу,

стимулирует

работу

желудка

и

кишечника,

сердечной мышцы. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно

насыщается кислородом, при этом улучшается работа лёгких, головного мозга,

нервной

системы,

сердечнососудистой

системы

ребёнка.

Дыхательная

гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания,

развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные

силы

организма.

Особенно

полезны

дыхательные

упражнения

детям,

страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной

астмой.

«Дышим по- разному».

Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

Вдох

и

выдох

через

нос

(вдох

быстрый,

не

очень

глубокий,

выдох

продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Точечный массаж

Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго

определенные участки тела.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём

здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе

улучшить своё самочувствие.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия– это последнее достижение восточной медицины. В

переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия

оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации

защитных функций организма. (направлена на воздействие зон коры головного

мозга с целью профилактики речевых нарушений.)

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в

стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным

шариком.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су -

Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(выполнять действия с шариком в соответствии с текстом)

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного

анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика

для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано

иначе).

Детям

с

патологией

зрения

противопоказаны

упражнения,

связанные

с

длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Релаксация

Релаксация

-

это

самый

лучший

способ

снятия

напряжения

(нервного,

физического

и

психического,

а

также

расслабления,

что

позволяет

ликвидировать

фактор

раздражения.

Весьма

полезна

релаксация

для

детей.

После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и

уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для

релаксации

для

детей

играют

большую

роль.

Малыши

начинают

контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими

чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать

внимание и снять возбуждение.

Сейчас я предложу Вам релаксацию «Птички». (Включается музыка).

Теперь мы с вами отправляемся в летний лес. Какой запах в этом прекрасном

месте.

Давайте

его

почувствуем.

Вдохнем

носиком

аромат

лекарственных

деревьев: хвои, липы и выдохнем. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот

вышло солнышко и проглядывает сквозь кроны деревьев, ослепляет нас, мы

жмурим

наши

глазки

и

улыбаемся

теплым

солнечным

лучикам.

Давайте

прислушаемся… вы слышите, вдали пролетает стая птиц, как красиво они

щебечут. Повернем головку направо, слышите …повернем головку налево… А

теперь представим, что мы с вами птички и парим над землей, взмахивая левым

крылом, правым… Мы с вами оказались на лесной полянке, вокруг шелестят

листочки, поют птицы, а где то журчит ручеек… а вот же он. Как нам хочется

потрогать водичку. Дотронемся ножкой до воды, наша левая ножка ощущает

прохладу, а теперь правую ножку опустим в ручеек. Как все таки хорошо в

летнем лесу. Солнышко прячется за тучку, подул прохладный ветерок, нам

стало

холодно,

мы

пытаемся

согреться

и

сворачиваемся

в

клубок.

А

вот

солнечные лучики выходят из-за туч, согревая нас своим теплом, наши глазки

жмурятся от яркого, ослепительного света, нам становится жарко. Давайте

наберем

водички

из

ручейка

и

умоем

наше

личико.

Прохладная

водичка

освежила нас. Теперь откроем глазки, улыбнемся друг другу, улыбнемся свету,

солнцу.

Мы чувствуем себя отдохнувшими и полны сил.

Музыкотерапия

Музыкотерапия включает: прослушивания музыкальных произведений, пение

песен, ритмические -движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях,

сочетание

музыки

и

изобразительной

деятельности,

игра

на

детских

музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

Таким

образом

применение

в

работе здоровьесберегающих

педагогических

технологий повышает

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирует

у

педагогов

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление здоровья

воспитанников,

а

у

ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!