Напоминание

"Роль развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников"


Автор: Мухина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Солнышко"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Елец
Наименование материала: Доклад
Тема: "Роль развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Роль развивающих занятий с элементами опытов

в экологическом воспитании дошкольников

воспитатель Мухина Н.Д МБДОУ д/с№32 город

Елец Липецкой области.

Богат,

прекрасен

и

бесконечно

разнообразен

окружающий

нас

мир

природы.

Взаимодействие

человека

с

природой

чрезвычайно

актуальная

проблема. Пожалуй она еще никогда не стояла так остро, как в наши дни,

когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема

экологизации

материальной

и

духовной

деятельности

человека

стала

жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас

вип Дома – Земли. Насущной проблемой стало принятие мер по защите

окружающей

среды

от

загрязнения

и

разрушения,

сохранению

всего

генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.

Особо

остро

в

сложившихся

условиях

встала

задача

экологического

образования

населения.

Первостепенное

значение

при

этом

придается

экологическому

образованию

подрастающего

поколения

школьников

и

дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нашей точки

зрения предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе;

Формирование системы экологических знаний и представлений;

Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать

красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по охране и

защите природы.

Естественно,

все

составляющие

подобного

комплексного

подхода

к

экологическому

воспитанию

в

условиях

дошкольного

учреждения

существуют не особенно, а взаимосвязано.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания

того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей

заботе и защите.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего,

как нравственное воспитание.

В

своей

работе

по

экологическому

воспитанию

я

опиралась

на

гуманное отношение детей к окружающему миру, на осознание ими ценности

любого проявления жизни.

Работу по экологическому воспитанию со своими детьми я начала со

средней группы.

На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети

усваивали

экологические

представления

об

уникальности

и

сложности

жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были

осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала

элементарные опыты.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных

условиях.

В

своей

работе

с

детьми

средней

группы,

я

использовала

лишь

отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за птицами,

чтобы показать, какой корм птичкам необходим, я предлагала детям положить

перед попугаем конфетку, яблоко, рыбку, зерно. Дети наблюдали, и мы вместе

делали соответствующие выводы.

Со

старшей

группой

я

стала

организовывать

несложные

опыты.

Например,

чтобы

доказать

необходимость

тепла

для

роста

растений

и

уточнить

эти

знания,

я

ставила

с

детьми

такой

опыт:

помещала

два

одинаковых растения в разные условия (одно в теплое место, другое

в

прохладное) и в течение нескольких дней дети наблюдали за изменениями в

их развитии. Опыт был растянут во времени. Подобным образом мы с детьми

доказали необходимость света и воды для роста растений.

К подготовительной группе у детей уже имелись определенные знания

по

экологии,

приобретенные

в

процессе

наблюдений,

опытов,

труда

на

занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с

использованием

элементарных

опытов

я

проводила

в

игровой

форме.

Поскольку

экология

это

наука,

то

и

дети

на

занятиях

превращались

«ученых»,

изучающих

различные

природные

объекты,

взаимосвязи

в

природе.

Дети

работали

в

маленькой

лаборатории.

Этот

прием

дал

мне

возможность повысить заинтересованность детей.

Очень

понравились

детям

занятия

«Волшебник-неведимка

воздух»,

«Волшебница земля» и «Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли

из элементарных опытов. На них дети выявляли свойства воды, воздуха,

земли и других веществ.

Я

помогла

детям

выяснить,

почему

эти

вещества

называют

волшебниками.

Например, на занятии, которое я назвала «Волшебница вода», дети

сами, с помощью опытов, выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха,

прозрачна, растворяет некоторые вещества, может находиться как в жидком,

так и в твердом состоянии и умеет летать. С помощью опыта я познакомила

детей с таким сложным понятием и явлением как круговорот воды в природе.

В

ходе

опытов

я

подвела

детей

к

пониманию

связи

температурой

воздуха

и

состоянием

воды

(вода

превращается

в

лед

при

низких

температурах), между температурой воздуха и состоянием льда и снега.

С помощью опытов мы с детьми выяснили водопроницаемость земли,

песка, глины.

В

конце

каждого

занятия

я

давала

возможность

детям

обсудить

результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и

суждения.

Таким

образом,

в

ходе

моей

работы

с

детьми

было

опробовано

использование

элементарных

опытов

в

экологическом

воспитании

дошкольников.

Я

выяснила,

что

детям

дошкольного

возраста

доступны,

интересны и необходимы знания экологического характера.

Использование

элементарных

опытов

стимулирует

интерес

детей

к

природе,

становится

источником

радостных

переживаний,

ярких

впечатлений,

новых

знаний

о

природе.

Опыты

помогают

уяснить,

что

в

природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты помогаю

понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной

стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на

первый взгляд сложные явления природы.

Элементарные

опыты

способствуют

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивает

наблюдательность,

мыслительную

деятельность.

В

каждом

опыты

раскрывается

причина

наблюдаемого

объекта,

явления,

дети

подводятся

к

суждениям,

умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов

природы.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно –

следственных связей. С их помощью дети начинают понимать, как ранима

природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться

бережно и рационально ко всему окружающему.

Я

считаю,

что

начатую

работу

по

экологическому

воспитанию

необходимо проводить и в будущем.

Литература:

1.

Н.Н. Кондратьева «Экологическое воспитание дошкольников»

2.

С. Николаева «Юный эколог»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!