Автор: Мухина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Солнышко"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Елец
Наименование материала: Доклад
Тема: "Роль развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Роль развивающих занятий с элементами опытов
в экологическом воспитании дошкольников
воспитатель Мухина Н.Д МБДОУ д/с№32 город
Елец Липецкой области.
Богат,
прекрасен
и
бесконечно
разнообразен
окружающий
нас
мир
природы.
Взаимодействие
человека
с
природой
чрезвычайно
актуальная
проблема. Пожалуй она еще никогда не стояла так остро, как в наши дни,
когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема
экологизации
материальной
и
духовной
деятельности
человека
стала
жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас
вип Дома – Земли. Насущной проблемой стало принятие мер по защите
окружающей
среды
от
загрязнения
и
разрушения,
сохранению
всего
генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.
Особо
остро
в
сложившихся
условиях
встала
задача
экологического
образования
населения.
Первостепенное
значение
при
этом
придается
экологическому
образованию
подрастающего
поколения
школьников
и
дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нашей точки
зрения предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе;
Формирование системы экологических знаний и представлений;
Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать
красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);
Участие детей в посильной для них деятельности по охране и
защите природы.
Естественно,
все
составляющие
подобного
комплексного
подхода
к
экологическому
воспитанию
в
условиях
дошкольного
учреждения
существуют не особенно, а взаимосвязано.
Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания
того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей
заботе и защите.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего,
как нравственное воспитание.
В
своей
работе
по
экологическому
воспитанию
я
опиралась
на
гуманное отношение детей к окружающему миру, на осознание ими ценности
любого проявления жизни.
Работу по экологическому воспитанию со своими детьми я начала со
средней группы.
На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети
усваивали
экологические
представления
об
уникальности
и
сложности
жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были
осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала
элементарные опыты.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных
условиях.
В
своей
работе
с
детьми
средней
группы,
я
использовала
лишь
отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за птицами,
чтобы показать, какой корм птичкам необходим, я предлагала детям положить
перед попугаем конфетку, яблоко, рыбку, зерно. Дети наблюдали, и мы вместе
делали соответствующие выводы.
Со
старшей
группой
я
стала
организовывать
несложные
опыты.
Например,
чтобы
доказать
необходимость
тепла
для
роста
растений
и
уточнить
эти
знания,
я
ставила
с
детьми
такой
опыт:
помещала
два
одинаковых растения в разные условия (одно в теплое место, другое
в
прохладное) и в течение нескольких дней дети наблюдали за изменениями в
их развитии. Опыт был растянут во времени. Подобным образом мы с детьми
доказали необходимость света и воды для роста растений.
К подготовительной группе у детей уже имелись определенные знания
по
экологии,
приобретенные
в
процессе
наблюдений,
опытов,
труда
на
занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с
использованием
элементарных
опытов
я
проводила
в
игровой
форме.
Поскольку
экология
–
это
наука,
то
и
дети
на
занятиях
превращались
«ученых»,
изучающих
различные
природные
объекты,
взаимосвязи
в
природе.
Дети
работали
в
маленькой
лаборатории.
Этот
прием
дал
мне
возможность повысить заинтересованность детей.
Очень
понравились
детям
занятия
«Волшебник-неведимка
воздух»,
«Волшебница земля» и «Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли
из элементарных опытов. На них дети выявляли свойства воды, воздуха,
земли и других веществ.
Я
помогла
детям
выяснить,
почему
эти
вещества
называют
волшебниками.
Например, на занятии, которое я назвала «Волшебница вода», дети
сами, с помощью опытов, выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха,
прозрачна, растворяет некоторые вещества, может находиться как в жидком,
так и в твердом состоянии и умеет летать. С помощью опыта я познакомила
детей с таким сложным понятием и явлением как круговорот воды в природе.
В
ходе
опытов
я
подвела
детей
к
пониманию
связи
температурой
воздуха
и
состоянием
воды
(вода
превращается
в
лед
при
низких
температурах), между температурой воздуха и состоянием льда и снега.
С помощью опытов мы с детьми выяснили водопроницаемость земли,
песка, глины.
В
конце
каждого
занятия
я
давала
возможность
детям
обсудить
результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и
суждения.
Таким
образом,
в
ходе
моей
работы
с
детьми
было
опробовано
использование
элементарных
опытов
в
экологическом
воспитании
дошкольников.
Я
выяснила,
что
детям
дошкольного
возраста
доступны,
интересны и необходимы знания экологического характера.
Использование
элементарных
опытов
стимулирует
интерес
детей
к
природе,
становится
источником
радостных
переживаний,
ярких
впечатлений,
новых
знаний
о
природе.
Опыты
помогают
уяснить,
что
в
природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты помогаю
понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной
стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на
первый взгляд сложные явления природы.
Элементарные
опыты
способствуют
формированию
у
детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивает
наблюдательность,
мыслительную
деятельность.
В
каждом
опыты
раскрывается
причина
наблюдаемого
объекта,
явления,
дети
подводятся
к
суждениям,
умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов
природы.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно –
следственных связей. С их помощью дети начинают понимать, как ранима
природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться
бережно и рационально ко всему окружающему.
Я
считаю,
что
начатую
работу
по
экологическому
воспитанию
необходимо проводить и в будущем.
Литература:
1.
Н.Н. Кондратьева «Экологическое воспитание дошкольников»
2.
С. Николаева «Юный эколог»