Автор: Мухина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Солнышко"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Елец
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие творческо-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Развитие творческо-исследовательской
деятельности дошкольников в процессе детского
экспериментирования
Мухина Н.Д МБДОУ д/с№32 город Елец
Липецкой области.
На
протяжении
всего
дошкольного
детства,
наряду
с
игровой
деятельностью,
огромное
значение
в
развитии
личности
ребенка
имеет
познавательная
деятельность,
которая
нами
понимается
не
только
как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск
знаний,
приобретение
знаний
самостоятельно
или
под
тактичным
руководством
взрослого,
осуществляемого
в
процессе
гуманистического
взаимодействия, сотрудничества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто
лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием,
они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость
или игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского
экспериментирования.
Все
исследователи
экспериментирования
в
той
или
иной
форме
выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок
познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые
ребенком
практические
действия
выполняют
п о з н а ват е л ь н у ю,
ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых
раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение
детского
экспериментирования
в
практику
работы
детских
дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на
создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой
активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает у детей
огромный
интерес.
Исследования
предоставляют
ребенку
возможность
самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Потребность
ребенка
в
новых
впечатлениях
лежит
в
основе
возникновения
и
развития
неистощаймой
поисковой
деятельности,
направленной
на
познание
окружающего
мира.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
поисковая
деятельность,
тем
больше
новой
информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем,
что
образ
цели,
определяющий
эту
деятельность,
сам
еще
не
сформирован
и
характеризуется
неопределенностью,
неустойчивостью.
В
ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток
на
все
действия,
входящие
в
поисковую
деятельность:
они
чрезвычайно
гибки, подвижны, и носят пробный характер.
По
мнению
академика
Н.
Н.
Поддъякова
«…в
деятельности
экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы
и
явления
с
целью
более
полного
их
познания
и
освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и
развить в ребенке интерес к экспериментированию, исследованию, опытам,
открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:
прием
пищи,
игру,
занятия,
прогулку,
сон.
Это
подтверждают
многочисленные примеры.
На прогулке юные «исследователи» решают такие важные проблемы:
что произойдет со снегом, если его положить на батарею и можно ли на ней
сушить
варежки,
превращение
води
из
твердого
состояния
в
жидкое.
С
помощью опытов дети выясняют свойства воздуха, земли, воды, различных
предметов,
учатся
беречь
природу
и
окружающий
мир.
Поэтому
встает
о с т р а я
н е о бход и м о с т ь
с о з д а н и я
в
к а ж д о й
г р у п п е
Уг о л к а
экспериментирования, а в детском саду «Детской научной лаборатории».
Поисковая деятельность позволяет дошкольнику получить ответы на
все его вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя
«ученым, исследователем», при этом, взрослый - не учитель-наставник, а
равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет проявлять
ребенку собственную исследовательскую активность.
Толчком
к
началу
опытно-экспериментальной
деятельности
может
послужить
удивление,
любопытство,
выдвинутая
кем-то
проблема
или
просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются
задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени
сказочного
героя
–
куклы.
В
уголках
экспериментирования
«живут»
персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей
младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность,
то и хозяин их Уголка – Зайчик Любознайчик, который много хочет узнать и
всем интересуется.
Разные
герои
«участвуют»
в
опытах,
экспериментах,
решают
возникшие
проблемы,
«приносят»
интересные
вещи
на
занятия.
Все
это
повышает интерес к поисковой деятельности.
Благодаря
опытно-экспериментальной
деятельности
активно
развиваются
такие
психологические
процессы,
как
память,
мышление,
внимание. Пополняется словарный запас у детей, а это развивает речь. В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
хорошо
обобщают,
делают
выводы,
следующие
из
опыта,
эксперимента.
Все
сказанное
позволяет
понять
необходимость
опытно-экспериментальной
деятельности
в
дошкольном
возрасте.
Литература:
1.
Н. И. Кондратьева «Учим детей экспериментировать»
2.
С. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»