Напоминание

"Развитие творческо-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования"


Автор: Мухина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Солнышко"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Елец
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие творческо-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Развитие творческо-исследовательской

деятельности дошкольников в процессе детского

экспериментирования

Мухина Н.Д МБДОУ д/с№32 город Елец

Липецкой области.

На

протяжении

всего

дошкольного

детства,

наряду

с

игровой

деятельностью,

огромное

значение

в

развитии

личности

ребенка

имеет

познавательная

деятельность,

которая

нами

понимается

не

только

как

процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск

знаний,

приобретение

знаний

самостоятельно

или

под

тактичным

руководством

взрослого,

осуществляемого

в

процессе

гуманистического

взаимодействия, сотрудничества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто

лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием,

они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость

или игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского

экспериментирования.

Все

исследователи

экспериментирования

в

той

или

иной

форме

выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые

ребенком

практические

действия

выполняют

п о з н а ват е л ь н у ю,

ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых

раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение

детского

экспериментирования

в

практику

работы

детских

дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на

создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой

активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает у детей

огромный

интерес.

Исследования

предоставляют

ребенку

возможность

самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Потребность

ребенка

в

новых

впечатлениях

лежит

в

основе

возникновения

и

развития

неистощаймой

поисковой

деятельности,

направленной

на

познание

окружающего

мира.

Чем

разнообразнее

и

интенсивнее

поисковая

деятельность,

тем

больше

новой

информации

получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой

тем,

что

образ

цели,

определяющий

эту

деятельность,

сам

еще

не

сформирован

и

характеризуется

неопределенностью,

неустойчивостью.

В

ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток

на

все

действия,

входящие

в

поисковую

деятельность:

они

чрезвычайно

гибки, подвижны, и носят пробный характер.

По

мнению

академика

Н.

Н.

Поддъякова

«…в

деятельности

экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,

самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его

предметы

и

явления

с

целью

более

полного

их

познания

и

освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и

развить в ребенке интерес к экспериментированию, исследованию, опытам,

открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:

прием

пищи,

игру,

занятия,

прогулку,

сон.

Это

подтверждают

многочисленные примеры.

На прогулке юные «исследователи» решают такие важные проблемы:

что произойдет со снегом, если его положить на батарею и можно ли на ней

сушить

варежки,

превращение

води

из

твердого

состояния

в

жидкое.

С

помощью опытов дети выясняют свойства воздуха, земли, воды, различных

предметов,

учатся

беречь

природу

и

окружающий

мир.

Поэтому

встает

о с т р а я

н е о бход и м о с т ь

с о з д а н и я

в

к а ж д о й

г р у п п е

Уг о л к а

экспериментирования, а в детском саду «Детской научной лаборатории».

Поисковая деятельность позволяет дошкольнику получить ответы на

все его вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя

«ученым, исследователем», при этом, взрослый - не учитель-наставник, а

равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет проявлять

ребенку собственную исследовательскую активность.

Толчком

к

началу

опытно-экспериментальной

деятельности

может

послужить

удивление,

любопытство,

выдвинутая

кем-то

проблема

или

просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются

задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени

сказочного

героя

куклы.

В

уголках

экспериментирования

«живут»

персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей

младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность,

то и хозяин их Уголка – Зайчик Любознайчик, который много хочет узнать и

всем интересуется.

Разные

герои

«участвуют»

в

опытах,

экспериментах,

решают

возникшие

проблемы,

«приносят»

интересные

вещи

на

занятия.

Все

это

повышает интерес к поисковой деятельности.

Благодаря

опытно-экспериментальной

деятельности

активно

развиваются

такие

психологические

процессы,

как

память,

мышление,

внимание. Пополняется словарный запас у детей, а это развивает речь. В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

хорошо

обобщают,

делают

выводы,

следующие

из

опыта,

эксперимента.

Все

сказанное

позволяет

понять

необходимость

опытно-экспериментальной

деятельности

в

дошкольном

возрасте.

Литература:

1.

Н. И. Кондратьева «Учим детей экспериментировать»

2.

С. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!