Напоминание

"РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА К ПОСТРОЕНИЮ СОБСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ"


Авторы: Иванова Нина Рафаиловна, Тверитина Александра Матвеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" АГО
Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА К ПОСТРОЕНИЮ СОБСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА К ПОСТРОЕНИЮ

СОБСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

Н.Р. Иванова, А.М. Тверитина, воспитатели

АМБДО № 29 г. Асбест, Свердловская область

Современное общество в последние десятилетия переживает стремительные

социальные преобразования, кардинально меняющие не только условия жизни

людей,

но

и

образовательную

ситуацию

в

целом.

Проблема

непрерывности,

преемственности образования - это проблема не только сегодняшнего дня.

Ещё в начале 16 века Я.А.Каменский попытался дать смысловое определение

термина «непрерывность»: «крепким может быть только то, что тесно связано во

всех своих частях. Обучение только тогда будет успешным, когда всему будет

прочное основание, если указанные основания будут закладываться глубоко; всё

последующее будет опираться на предыдущее; всё связываемое между собой будет

связываемо постоянно».(2, 257).

В современном мире актуальность проблемы преемственности возросла, а

научные исследования последних лет трактуют непрерывность как целостность

образовательного

процесса,

интегрированность

всех

его

этапов,

ступеней,

их

ориентацию на главный приоритет образования – личность.

Сторонники деятельностного подхода к образованию рассматривают термин

преемственности как отсутствие разрывов в процессе образования, когда один

результат деятельности обеспечивает начало последующего: после дошкольной

подготовки ребёнок хочет и может идти в школу, после окончания одного урока, он

хочет

и

может

идти

на

следующий

урок,

с

тем,

чтобы

удовлетворитьсвой

познавательный интерес.

В дошкольный период происходит первичное осознание ребёнком внешних

воздействий окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в

ходе игры познавательных процессов и способностей к основным мыслительным

операциям на основе предметных действий. Как подчёркивал С.Л.Рубинштейн,

«ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается,

и обучается. Это значит: воспитание и обучение включаются в самый процесс

развития ребёнка, а не надстраиваются лишь над ним…» и далее «…личностные

психические свойства ребёнка, его способности, черты характера и т.д. …не только

проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребёнка…» (4,

192).

Развиваясь как личность, ребёнок формируется и как субъект деятельности.

Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное

управление психическим

развитием ребёнка совершается, прежде всего, путём

управления… ведущей деятельностью»(3, 306), в качестве которой в дошкольном

возрасте выступает прежде всего, игра, а в младшем школьном возрасте – учебная

деятельность.

Здесь

возникает

вопрос:

изменяется

ли,

развивается

ли

сама

деятельность ребёнка и он как её субъект этой деятельности?

Как показывают результаты исследований Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева,

деятельность ребёнка качественно изменяется в ходе его развития, представляя

третью,

наряду

с

умственным

и

личностным,

линию

этого

сложного

пути

становления человека.

Д.Б.

Эльконин,

последовательно

рассматривая

изменение

предметного

действия ребёнка в раннем детстве (совместность его выполнения со взрослым,

включающую прослеживание и пробы), отмечает изменение не только социальной

ситуации развития, но и самого предметного действия. В игре, учёбе (учении)

д е я т е л ь н о с т ь

р е б ё н ка

с о ве р ш е н с т вуе т с я

в

п л а н е

о с о з н а н н о с т и ,

целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и

целями,

усложнения

операционной

стороны

деятельности

(6,

50).

В

процессе

развития у ребёнка формируется умение произвольно устанавливать отношения

между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что

должно

быть

получено

в

результате

деятельности).

Ребёнок

научается

планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции

(способы) деятельности, замещать их. Это является важным критерием готовности

к обучению в школе. Следовательно, является одним из эффективных способов

обеспечения преемственности образования.

Л.Г.

Петерсон

отмечает,

что

«помимо

традиционного

для

дошкольной

подготовки развития внимания, памяти, речи, у детей должны быть сформированы

мыслительные

операции:

анализ

свойств

исследуемых

объектов

и

явлений;

сравнение

свойств

предметов;

обобщение,

то

есть

выявление

общих

свойств

предметов в группе; распределение предметов в группы по выбранному свойству;

классификация по выбранному свойству; синтез на основе выбранной структуры;

конкретизация; аналогия» (5, 229).

Необходимо организовывать

деятельность ребёнка, таким образом, чтобы

игра оставалась ведущей деятельностью и в ней ребёнок, как субъект, мог строить

«картину

мира».

А

для

того,

чтобы

ребёнок

успешно

перешёл

к

следующей

деятельности – учебной, нужны определённые условия и руководство со стороны

взрослого, заключающиеся в построении образовательной среды, направленной на

развитие мыслительной деятельности. Эффективным средством при этом являются

дидактические

(игры

с

правилами)

и

творческие

игры,

направленные

на

формирование

психологической

зрелости.

Это

словесные

игры,

такие

как

«Четвёртый лишний», «Закончи фразу», «Логическая цепочка»; направленные на

развитие

внимания:

«У

кого

мяч»,

«Горячий

камень»,

«Нос,

пол,

потолок»,

саморегуляции:

«Море

волнуется»,

«Запрещённая

цифра»;

различные

игры

задания на классификацию, обобщение, сравнение предметов и их признаков и др.

Если

на

дошкольной

ступени

ребёнок

лишь

приобретает

опыт

самостоятельного познания в игровой ситуации и фиксирования в языке явлений

окружающего

мира,

то

школьники

под

руководством

учителя

самостоятельно

строят

язык

науки

для

объяснения

причин

явлений.

Поэтому

современная

дошкольная

подготовка

должна

обеспечивать

системное

использование

детьми

полного комплекса мыслительных операций.

И всё это должно осуществляться посредством различных

игр и игрового

материала, содержание которых постоянно усложняется и обогащается.

Ключевое понятие современной системы обучения детей в школе является

понятие

учебной

деятельности.

Поэтому

перед

школьным

образовательным

учреждением,

как

первой

ступенью

непрерывной

системы

образования,

стоит

задача формирования деятельностных способностей на уровне, соответствующем

возрастным особенностям детей школьного возраста

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, деятельностные способности проявляются и

формируются только в деятельности. Развитие способностей ребёнка к построению

собственного пространства в рамках игровой ситуации – это принципиально новая

задача, стоящая перед дошкольными образовательными учреждениями.

На

наш

взгляд,

создание

естественной

среды

для

игр

детей

и

отведение

достаточного времени в режиме дня ребёнка – одно из важнейших условий для

формирования и развития способностей ребёнка. Очень важна при этом мотивация

к игре, принятие её правил на личностно значимом уровне.

В

случае

затруднения

в

игровой

ситуации

у

детей

развивается

фантазия,

воображение, тренируются природные задатки к самостоятельному творчеству и

согласованию его результатов: они должны так или иначе преобразовывать игру –

придумать

новое

правило

или

способ

действия,

чтобы

другие

дети

с

ним

согласились, или приняли свой вариант. В процессе игры он должен постоянно

соотносить свои действия с принятыми договорённостями (критериями), то есть

осуществлять так называемую критическую функцию. Здесь же он оказывается

вовлечённым в процесс самоконтроля и приобретает первый опыт самооценки.

Правильная организация коммуникативного взаимодействия между детьми должна

начинаться одновременно с мотивации к игре, её реализации и преобразования.

Значит,

тренировка

природных

задатков

к

самостоятельной

организации

своей

деятельности

в

игровой

ситуации

влечёт

за

собой

тренировку

задатков

к

реализации коммуникативных

функций, а также приобретение опыта работы с

языковыми средствами. На этапе дошкольной подготовки воспитание личности

ребёнка осуществляется также в ходе коллективной дидактической игры. Именно в

коллективе детей при получении совместного положительного результата в игровой

ситуации

ребёнок

приобретает

первый

нравственный

опыт,

формируется

его

эмоционально

волевая

сфера,

происходит

становление

его

личности

(Л.С.

Выготский).

Таким образом, на этапе дошкольной подготовки для эффективного обучения

детей в школе важно посредством игровой деятельности сформировать у них

познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что - то

новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включатся в

совместную игровую и общественно – полезную деятельность.

Литература:

1.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.// Психология: классические

труды.-Москва. 1996.

2.

Коменск ий

Я.А. Избранные педагогические произведения. Т.1.Великая

дидактика.Москва: Педагогика, 1983.

3.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.В 2 т.т.1-Москва,

1983.

4.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва. 1973.

5.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. Москва. 2007.

6.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва. 1989.

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!