Автор: Полковникова Вера Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №1
Населённый пункт: г. Лукоянов Нижегородской обл.
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Вода- источник жизни".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру на тему:
«Вода- источник жизни».
Выполнил воспитатель:
Полковникова В. В.
Цель: Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по
изучению качеств и свойств воды.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах).
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать речь, мышление и любознательность детей.
Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать
словарь детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Закреплять умение наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа.
Словарная работа: бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материалы и оборудование : запись журчания воды, стаканчики с водой ,
пустые стаканчики, , камушки, красная краска, бутылка с водой, чеснок,
формочка со льдом, рисунок летней поляны с нависшей тучкой, карандаши
(по количеству детей), белая бумага, картинки животных, растений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, слышите звуки? Как вы думаете, что это?
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, это журчит вода. А как вы думаете, что такое вода и для
чего нам она нужна?
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что ,бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
Человек использует воду для умывания, мытья посуды, стирки белья,
купания, приготовления пищи.
Вода нужна растениям. Без воды растения высохнут и погибнут. Животным
для жизни так же нужна вода. ( рассказ сопровождается наглядным
материалом - иллюстрациями по теме)
Ни умыться, ни напиться
без воды,
Листику не распуститься
без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
всем, везде нужна вода!
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день
пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали
большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в
трубы.
- А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно
сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи
необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди
затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать
кран.
Игра «Водоносы»:
Каждому игроку дают наполненный до краёв стакан с водой. Дети по сигналу
ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы умеете беречь воду.
А сейчас отгадайте загадки о воде:
•Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)
•В жаркий день
самой желанной бывает.
(Вода)
•Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
•Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
и в руках не удержать?
(Вода)
•В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
•Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
•Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
•Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
•По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
Молодцы, все отгадали правильно.
-Посмотрите, ребята, у вас на столах стоит вода, подойдите каждый к своему
столу.
Сейчас мы проведем несколько опытов с водой. Но сначала нужно вспомнить
правила при проведении опытов. Правила при работе с водой.
1.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
2.
Пролил воду — не беда:
3.
Тряпка под рукой всегда.
4.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Опыт 1. «Прозрачная вода может стать мутной»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо
видно? Почему? (Вода прозрачная.) В другой стакан с чистой водой добавить
немного красной краски, размешать, опустить предмет. Видно? Почему?
(Вода стала красного цвета, непрозрачная.) Если в этот стакан мы опустим
камушек, будет его видно? Нет. Потому, что вода стала другого цвета Вывод:
О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В
какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)
Опыт 2. «Какая вода на вкус».
Давайте попробуем воду на вкус.(детям предлагается кипяченая вода.) Какая
она? Сладкая, соленая, горькая, кислая? ( Ответы детей).
Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт 3. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода, какая? (Жидкая,
прозрачная, без цвета и запаха.) Теперь перельём воду в формочки и
поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в
лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом
на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате
тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда
очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)
Опыт4. Вода не имеет запаха.
Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают
воду в стакан.
В: Как она пахнет? (ответы детей)
- А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды
появился запах)
Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ
(символ)
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Мы с вами превратимся в тучки.
Тучи дождевые»
Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые.
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождь такой неугомонный,
Льёт, льёт, льёт.
Шагают на месте.
Хлопают в ладоши.
Шагают на месте.
Прыгают на месте.
Шагают на месте.
Хлопают в ладоши.
Шагают на месте.
Прыгают на месте.
Посмотрите, какая большая тучка накрыла солнышко, а травка внизу, цветы,
жучки ждут, когда же начнется дождик. Нарисуем дождик?
Дети подходят к столам и рисуют на листочках дождик.
— Ребята, давайте погладим себя по голове и скажем, какие мы молодцы!!!
- Мы много нового узнали сегодня, ребята? Что было трудно? А что было для
вас легко? Что было самым интересным?