Автор: Смирнова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО по методике "Квадрат функций"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 137»
Диагностика
профессиональной компетентности педагогов ДОО
по методике «Квадрат функций»
Смирнова Алевтина Николаевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 137»
Нижегородская область
г. Дзержинск
2017 г.
1
Методика «Квадрат функций»
(авторы Е. Сибиль и И. Гришин. По материалам статьи в «Справочнике старше-
го воспитателя» № 4-2014. С.В. Кузьмин, канд. пед. наук, доцент кафедры
управления образованием ИРО Ивановской области)
Ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в си-
стеме дошкольного образования под названием "ФГОС дошкольного образова-
ния» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные каче-
ства, лояльность и преданность организации, в которой он работает).
Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для
развития перечисленных качеств? Как спланировать методическую работу в до-
школьной образовательной организации, чтобы она способствовала успешной
реализации ФГОС?
Эти задачи призвана решить предлагаемая методика "Квадрат функций".
Данная методика не является новой в системе образования. Для системы до-
школьного образования она предлагается впервые.
Цель методики: определить индивидуальные профессиональные затруд-
нения у педагогов дошкольной образовательной организации при реализации
ФГОС ДО.
Методика «Квадрат функций» позволяет оценить характер затруднений в
профессиональной деятельности педагогов.
Почему именно "квадрат функций"? Квадрат – геометрическая фигура, в
форме которой представлена основная матрица данной методики. Функции в
нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольно-
го образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Ми-
нобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 "Об утверждении федерального госу-
дарственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Наша задача состоит в том, чтобы перепроектировать содержание образо-
вательных областей в деятельностную основу, т. е. показать, что должен делать
педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Таким образом, "функции" в данной методике – это деятельность педаго-
га по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом. По-
скольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных
областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для
того, чтобы получился "квадрат": 5 × 5 = 25). Пять видов деятельности педаго-
гов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появи-
лась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.
Алгоритм работы с методикой «Квадрат функций»
ШАГ 1. В предложенной «Матрице функций» по вертикали педагог ран-
жирует от 1 до 5 (не повторяясь) свои профессиональные умения «Что у меня
получается лучше всего?». Результат записывается цифрой в левом нижнем
углу.
2
ШАГ 2. То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат
записывается в правом верхнем углу.
ШАГ 3. Т.о., в каждом квадрате будет по 2 цифры. Они суммируются для
каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки «Бланка отве-
тов», которая является «ключом» предлагаемой методики.
ШАГ 4. По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов)
предложенных
функций
(по
диагоналям),
результаты
заносятся
в
соот-
ветствующие ячейки «Итоговой таблицы». Если работа выполнена правильно,
сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась
другая, то матрица-анкета заполнена некачественно (воспитатель выдает жела-
емое за действительное или не знает содержание программы своей группы) и ее
воспитателю необходимо переделать.
ШАГ 5. По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от
1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количе-
ство баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.
ШАГ
6. Расшифровывается педагогу старшим воспитателем содержа-
тельная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например
первого места и последнего).
ШАГ
7. Педагоги ДОУ могут сделать для себя вывод, какая из не-
обходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее,
определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего
профессионального самосовершенствования.
ШАГ 8. Проектируется беседа с каждым педагогом: или по исправлению
наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение совместно
(выбор темы для самообразования - индивидуальной методической темы) , или
по дальнейшей работе с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это
образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший
положительный опыт (выбор формы распространения опыта). Объединив дан-
ные по конкретным воспитателям, можно получить анализ уровня профессио-
нальных затруднений педагогического коллектива в целом.
«Матрица функций»
Способствую
приобретению
опыта
в
дви-
гательной дея-
тельности
де-
Способствую
становлению
эстетического
о т н о ш е н и я
к
окружающему
Развиваю
рече-
вое творчество
детей
Формирую пер-
вичные
п р ед-
ставления о ма-
лой
родине
и
Отечестве
Формирую
основы
без-
опасного
по-
веден и я
в
быту,
социу-
3
тей,
развиваю
их
координа-
ц и ю
и
г и б-
кость
миру
ме, природе
Развиваю
предпосылки
ценностно-
смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства,
мира природы
Развиваю
связ-
ную,
граммати-
ч е с к и
п р а-
вильную
диало-
гическую
и
мо-
нологическую
речь
Формирую
пер-
вичн ы е
п р е д-
с т а в л е н и я
о
себе, других лю-
дях
и
объектах
окружающего
мира
Развиваю
со-
ц и а л ь н ы й
и
эмоцио-
нальный интел-
лект,
эмоцио-
нальную отзыв-
чивость
Способствую
становлению
ценностей
здорового
образа жизни
Обогащаю ак-
тивный
сло-
варь ребенка
Развиваю
вооб-
ражение и твор-
ческую
актив-
ность
Способствую
становлению
самостоятель-
ности детей
Способствую
становлению
целе-
направленност
и и саморегуля-
ц и и
в
д в и-
гательной
сфе-
ре
Способствую
реализации
самостоя-
тельной
творческой
деятельности
детей
Развиваю
ин-
тересы
детей,
их
любозна-
тельность
и
познава-
тельную
мотивацию
Способствую
развитию
обще-
н и я
и
в з а и-
модействия
ре-
бенка
со
взрос-
лыми
и
сверст-
никами
Формирую
на-
чальны е
п р е д-
ставления o
не-
которых
видах
спорта,
знаком-
лю с подвижны-
ми играми и с их
правилами
Способствую
стиму-
лированию
со-
переживания
персонажам ху-
дожественных
произведений
Знакомлю
с
книжной
культурой,
детской
ли-
тературой,
добиваюсь
понимания
на
слух
тек-
стов
различ-
ных
жанров
детской
ли-
тературы
Способствую
усвоению
норм
и
цен-
ностей,
при-
нятых в обще-
стве,
включая
моральные
и
нравственные
ценности
Способствую
правильному
формированию
опорно-дви-
гательной систе-
мы
организма,
разви-тию
рав-
новесия, коорди-
нации, выполне-
нию
основных
движений (ходь-
ба,
бег,
мяг-кие
Формирую
эле-
ментарные пред-
ставления
о
ви-
дах
и с ку сства;
восприятии
му-
зыки,
художе-
с т в е н н о й
л и-
тературы, фольк-
лора
Развиваю
звуковую и ин-
тонационную
культуру
речи,
фонемати-
ческий слух
Формирую
первичные
представле-
ния о плане-
те Земля как
общем
доме
л юд е й ,
о б
особенно-
стях
её
при-
роды, много-
образии
стран и наро-
4
прыжки, поворо-
ты в обе сторо-
ны)
дов мира
Бланк ответов («ключ») к методике «Квадрат функций»
(по ФГОС дошкольного образования)
Ф
ХЭ
Р
П
СК
ХЭ
Р
П
СК
Ф
Р
П
СК
Ф
ХЭ
П
СК
Ф
ХЭ
Р
СК
Ф
ХЭ
Р
П
Итоговая таблица по результатам методики «Квадрат функций»
Функции
СК
П
Р
ХЭ
Ф
Сумма
баллов
Количе-
ство
баллов
150
Место
по
уровню ре-
ализации
Содержание образовательных областей и характеристика деятельности
педагога по их реализации в соответствии с ФГОС ДО
Образова-
тельная
область
Содержание образовательных обла-
стей
Деятельность педагога
(перепроектирование
компонентов)
Соци-
ально-ком-
муника-
тивное
развитие
(СК)
1.
Усвоение норм и ценностей, при-
нятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2.
Развитие
общения
и
взаимодей-
ствия ребенка со взрослыми и сверстни-
ками.
3.
Становление
самостоятельности,
1.
Способствую усвое-
нию
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные ценности.
2.
Способствую разви-
тию
общения
и
взаимо-
5
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий.
4.
Развитие
социального
и
эмоцио-
нального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
фор-
мирование готовности к совместной де-
ятельности со сверстниками, формиро-
вание уважительного отношения и чув-
ства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в ДОО.
5.
Формирование
позитивных
уста-
новок к различным видам труда и твор-
чества.
6.
Формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе
действия
ребенка
с о
взрослыми и сверстника-
ми.
3.
Способствую
ста-
н о в л е н и ю
с а м о с т о я-
тельности детей.
4.
Развиваю
социаль-
ный и эмоциональный ин-
теллект,
эмоциональную
отзывчивость.
5.
Формирую
основы
безопасного
поведения
в
быту, социуме, природе
Познава-
тельное
развитие
(П)
1.Развитие интересов детей, их любо-
знательности и познавательной мотива-
ции.
2.
Формирование
познавательных
действий, становление сознания.
3.
Развитие
воображения
и
творче-
ской активности.
4.
Формирование
первичных
пред-
ставлений о себе, других людях, объек-
тах окружающего мира, о свойствах и
отношениях
объектов
окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.).
5.
Формирование
первичных
пред-
ставлений о малой родине и Отечестве,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего
народа,
об
отече-
ственных традициях и праздниках.
6.
Формирование
первичных
пред-
ставлений о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях ее приро-
ды, многообразии стран и народов мира
1.
Развиваю
интересы
д е т е й ,
и х
л ю-
бознательность и познава-
тельную мотивацию.
2.
Развиваю воображе-
ние и творческую актив-
ность.
3.
Формирую
первич-
ные представления о себе,
других людях и объектах
окружающего мира.
4.
Формирую
первич-
ные представления о ма-
лой родине и Отечестве.
5.
Формирую
первич-
ные представления о пла-
нете
Земля
как
общем
доме людей, об особенно-
стях ее природы, многооб-
разии
стран
и
народов
мира
Речевое
развитие
(Р)
1.Владение речью как средством обще-
ния и культуры.
2.
Обогащение активного словаря.
3.
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологи-
1.
Обогащаю
актив-
ный словарь ребенка.
2.
Развиваю
связную,
грамматически
правиль-
ную диалогическую и мо-
6
ческой речи.
4.
Развитие речевого творчества.
5.
Развитие звуковой и интонацион-
ной
культуры
речи,
фонематического
слуха.
6.Знакомство с книжной культурой, дет-
ской
литературой,
понимание
на
слух
текстов различных жанров детской ли-
тературы.
7.
Формирование
звуковой
анали-
тико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
нологическую речь.
3.
Развиваю
речевое
творчество детей.
4.
Развиваю
звуковую
и интонационную культу-
ру речи, фонематический
слух.
5.
Знакомлю
с
книж-
ной
культурой,
детской
литературой,
добиваюсь
понимания
на
слух
тек-
стов
различных
жанров
детской литературы.
Художе-
ственно-
эстетиче-
ское разви-
тие (ХЭ)
1.Развитие
предпосылок
ценностно-
смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального, изобразительного), мира
природы.
2.Становление эстетического отношения
к окружающему миру.
3.Формирование
элементарных
пред-
ставлений о видах искусства; восприя-
тие музыки, художественной литерату-
ры, фольклора.
4.Стимулирование
сопереживания
пер-
сонажам
художественных
произведе-
ний.
5.Реализация
самостоятельной
творче-
ской деятельности детей (изобразитель-
ной,
конструктивно-модельной,
музы-
кальной и др.)
1.Развиваю
предпосылки
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства,
мира природы.
2.Способствую
становле-
нию
эстетического
отно-
шения
к
окружающему
миру.
3.Формирую
элементар-
ные представления о ви-
дах
искусства;
восприя-
тии музыки, художествен-
ной литературы, фолькло-
ра.
4.Способствую
стимули-
рованию
сопереживания
персонажам художествен-
ных произведений.
5.Способствую
реализа-
ц и и
с а м о с т оятельной
творческой
деятельности
детей.
Физиче-
ское разви-
тие (Ф)
1.Приобретение опыта в следующих ви-
дах деятельности детей: двигательной, в
т. ч. связанной с выполнением упражне-
ний,
направленных
на
развитие
таких
физических качеств, как координация и
гибкость.
2.Правильное
формирование
опорно-
двигательной системы организма, разви-
тие равновесия, координации движения,
1.
Способствую
при-
обретению опыта в двига-
тельной деятельности де-
тей, развиваю их коорди-
нацию и гибкость.
2.
Способствую
пра-
вильному
формированию
опорно-двигательной
си-
стемы
организма,
разви-
7
крупной и мелкой моторики обеих рук, с
правильным, не наносящем ущерба ор-
ганизму выполнением основных движе-
ний (ходьба, бег, мягкие прыжки, пово-
роты в обе стороны).
3.Формирование начальных представле-
ний о некоторых видах спорта, овладе-
ние подвижными играми с правилами.
4.Становление
целенаправленности
и
саморегуляции в двигательной сфере.
5.Становление ценностей здорового об-
раза жизни, овладение его элементарны-
ми нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при
формировании
полезных
привычек
и
др.)
тию
равновесия,
коор-
динации,
выполнению
о с н о в н ы х
д в и ж ений
(ходьба,
бег,
м я г к и е
прыжки, повороты в обе
стороны).
3.
Формирую
началь-
ные представления о не-
которых
видах
спорта,
знакомлю
с
подвижными
играми и с их правилами.
4.
Способствую
ста-
н о в л е н и ю
ц е л е н а-
правленности и саморегу-
ляции
в
д в и г ательной
сфере.
5.Способствую
становле-
нию ценностей здорового
образа жизни
8