Напоминание

Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО по методике "Квадрат функций"


Автор: Смирнова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО по методике "Квадрат функций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 137»

Диагностика

профессиональной компетентности педагогов ДОО

по методике «Квадрат функций»

Смирнова Алевтина Николаевна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 137»

Нижегородская область

г. Дзержинск

2017 г.

1

Методика «Квадрат функций»

(авторы Е. Сибиль и И. Гришин. По материалам статьи в «Справочнике старше-

го воспитателя» № 4-2014. С.В. Кузьмин, канд. пед. наук, доцент кафедры

управления образованием ИРО Ивановской области)

Ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в си-

стеме дошкольного образования под названием "ФГОС дошкольного образова-

ния» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные каче-

ства, лояльность и преданность организации, в которой он работает).

Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для

развития перечисленных качеств? Как спланировать методическую работу в до-

школьной образовательной организации, чтобы она способствовала успешной

реализации ФГОС?

Эти задачи призвана решить предлагаемая методика "Квадрат функций".

Данная методика не является новой в системе образования. Для системы до-

школьного образования она предлагается впервые.

Цель методики: определить индивидуальные профессиональные затруд-

нения у педагогов дошкольной образовательной организации при реализации

ФГОС ДО.

Методика «Квадрат функций» позволяет оценить характер затруднений в

профессиональной деятельности педагогов.

Почему именно "квадрат функций"? Квадрат – геометрическая фигура, в

форме которой представлена основная матрица данной методики. Функции в

нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольно-

го образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Ми-

нобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 "Об утверждении федерального госу-

дарственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Наша задача состоит в том, чтобы перепроектировать содержание образо-

вательных областей в деятельностную основу, т. е. показать, что должен делать

педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Таким образом, "функции" в данной методике – это деятельность педаго-

га по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом. По-

скольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных

областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для

того, чтобы получился "квадрат": 5 × 5 = 25). Пять видов деятельности педаго-

гов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появи-

лась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.

Алгоритм работы с методикой «Квадрат функций»

ШАГ 1. В предложенной «Матрице функций» по вертикали педагог ран-

жирует от 1 до 5 (не повторяясь) свои профессиональные умения «Что у меня

получается лучше всего?». Результат записывается цифрой в левом нижнем

углу.

2

ШАГ 2. То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат

записывается в правом верхнем углу.

ШАГ 3. Т.о., в каждом квадрате будет по 2 цифры. Они суммируются для

каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки «Бланка отве-

тов», которая является «ключом» предлагаемой методики.

ШАГ 4. По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов)

предложенных

функций

(по

диагоналям),

результаты

заносятся

в

соот-

ветствующие ячейки «Итоговой таблицы». Если работа выполнена правильно,

сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась

другая, то матрица-анкета заполнена некачественно (воспитатель выдает жела-

емое за действительное или не знает содержание программы своей группы) и ее

воспитателю необходимо переделать.

ШАГ 5. По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от

1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количе-

ство баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.

ШАГ

6. Расшифровывается педагогу старшим воспитателем содержа-

тельная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например

первого места и последнего).

ШАГ

7. Педагоги ДОУ могут сделать для себя вывод, какая из не-

обходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее,

определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего

профессионального самосовершенствования.

ШАГ 8. Проектируется беседа с каждым педагогом: или по исправлению

наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение совместно

(выбор темы для самообразования - индивидуальной методической темы) , или

по дальнейшей работе с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это

образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший

положительный опыт (выбор формы распространения опыта). Объединив дан-

ные по конкретным воспитателям, можно получить анализ уровня профессио-

нальных затруднений педагогического коллектива в целом.

«Матрица функций»

Способствую

приобретению

опыта

в

дви-

гательной дея-

тельности

де-

Способствую

становлению

эстетического

о т н о ш е н и я

к

окружающему

Развиваю

рече-

вое творчество

детей

Формирую пер-

вичные

п р ед-

ставления о ма-

лой

родине

и

Отечестве

Формирую

основы

без-

опасного

по-

веден и я

в

быту,

социу-

3

тей,

развиваю

их

координа-

ц и ю

и

г и б-

кость

миру

ме, природе

Развиваю

предпосылки

ценностно-

смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства,

мира природы

Развиваю

связ-

ную,

граммати-

ч е с к и

п р а-

вильную

диало-

гическую

и

мо-

нологическую

речь

Формирую

пер-

вичн ы е

п р е д-

с т а в л е н и я

о

себе, других лю-

дях

и

объектах

окружающего

мира

Развиваю

со-

ц и а л ь н ы й

и

эмоцио-

нальный интел-

лект,

эмоцио-

нальную отзыв-

чивость

Способствую

становлению

ценностей

здорового

образа жизни

Обогащаю ак-

тивный

сло-

варь ребенка

Развиваю

вооб-

ражение и твор-

ческую

актив-

ность

Способствую

становлению

самостоятель-

ности детей

Способствую

становлению

целе-

направленност

и и саморегуля-

ц и и

в

д в и-

гательной

сфе-

ре

Способствую

реализации

самостоя-

тельной

творческой

деятельности

детей

Развиваю

ин-

тересы

детей,

их

любозна-

тельность

и

познава-

тельную

мотивацию

Способствую

развитию

обще-

н и я

и

в з а и-

модействия

ре-

бенка

со

взрос-

лыми

и

сверст-

никами

Формирую

на-

чальны е

п р е д-

ставления o

не-

которых

видах

спорта,

знаком-

лю с подвижны-

ми играми и с их

правилами

Способствую

стиму-

лированию

со-

переживания

персонажам ху-

дожественных

произведений

Знакомлю

с

книжной

культурой,

детской

ли-

тературой,

добиваюсь

понимания

на

слух

тек-

стов

различ-

ных

жанров

детской

ли-

тературы

Способствую

усвоению

норм

и

цен-

ностей,

при-

нятых в обще-

стве,

включая

моральные

и

нравственные

ценности

Способствую

правильному

формированию

опорно-дви-

гательной систе-

мы

организма,

разви-тию

рав-

новесия, коорди-

нации, выполне-

нию

основных

движений (ходь-

ба,

бег,

мяг-кие

Формирую

эле-

ментарные пред-

ставления

о

ви-

дах

и с ку сства;

восприятии

му-

зыки,

художе-

с т в е н н о й

л и-

тературы, фольк-

лора

Развиваю

звуковую и ин-

тонационную

культуру

речи,

фонемати-

ческий слух

Формирую

первичные

представле-

ния о плане-

те Земля как

общем

доме

л юд е й ,

о б

особенно-

стях

её

при-

роды, много-

образии

стран и наро-

4

прыжки, поворо-

ты в обе сторо-

ны)

дов мира

Бланк ответов («ключ») к методике «Квадрат функций»

(по ФГОС дошкольного образования)

Ф

ХЭ

Р

П

СК

ХЭ

Р

П

СК

Ф

Р

П

СК

Ф

ХЭ

П

СК

Ф

ХЭ

Р

СК

Ф

ХЭ

Р

П

Итоговая таблица по результатам методики «Квадрат функций»

Функции

СК

П

Р

ХЭ

Ф

Сумма

баллов

Количе-

ство

баллов

150

Место

по

уровню ре-

ализации

Содержание образовательных областей и характеристика деятельности

педагога по их реализации в соответствии с ФГОС ДО

Образова-

тельная

область

Содержание образовательных обла-

стей

Деятельность педагога

(перепроектирование

компонентов)

Соци-

ально-ком-

муника-

тивное

развитие

(СК)

1.

Усвоение норм и ценностей, при-

нятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности.

2.

Развитие

общения

и

взаимодей-

ствия ребенка со взрослыми и сверстни-

ками.

3.

Становление

самостоятельности,

1.

Способствую усвое-

нию

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные ценности.

2.

Способствую разви-

тию

общения

и

взаимо-

5

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий.

4.

Развитие

социального

и

эмоцио-

нального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

фор-

мирование готовности к совместной де-

ятельности со сверстниками, формиро-

вание уважительного отношения и чув-

ства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в ДОО.

5.

Формирование

позитивных

уста-

новок к различным видам труда и твор-

чества.

6.

Формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе

действия

ребенка

с о

взрослыми и сверстника-

ми.

3.

Способствую

ста-

н о в л е н и ю

с а м о с т о я-

тельности детей.

4.

Развиваю

социаль-

ный и эмоциональный ин-

теллект,

эмоциональную

отзывчивость.

5.

Формирую

основы

безопасного

поведения

в

быту, социуме, природе

Познава-

тельное

развитие

(П)

1.Развитие интересов детей, их любо-

знательности и познавательной мотива-

ции.

2.

Формирование

познавательных

действий, становление сознания.

3.

Развитие

воображения

и

творче-

ской активности.

4.

Формирование

первичных

пред-

ставлений о себе, других людях, объек-

тах окружающего мира, о свойствах и

отношениях

объектов

окружающего

мира (форме, цвете, размере, материале,

звучании,

ритме,

темпе,

количестве,

числе, части и целом, пространстве и

времени, движении и покое, причинах и

следствиях и др.).

5.

Формирование

первичных

пред-

ставлений о малой родине и Отечестве,

представлений

о

социокультурных

ценностях

нашего

народа,

об

отече-

ственных традициях и праздниках.

6.

Формирование

первичных

пред-

ставлений о планете Земля как общем

доме людей, об особенностях ее приро-

ды, многообразии стран и народов мира

1.

Развиваю

интересы

д е т е й ,

и х

л ю-

бознательность и познава-

тельную мотивацию.

2.

Развиваю воображе-

ние и творческую актив-

ность.

3.

Формирую

первич-

ные представления о себе,

других людях и объектах

окружающего мира.

4.

Формирую

первич-

ные представления о ма-

лой родине и Отечестве.

5.

Формирую

первич-

ные представления о пла-

нете

Земля

как

общем

доме людей, об особенно-

стях ее природы, многооб-

разии

стран

и

народов

мира

Речевое

развитие

(Р)

1.Владение речью как средством обще-

ния и культуры.

2.

Обогащение активного словаря.

3.

Развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологи-

1.

Обогащаю

актив-

ный словарь ребенка.

2.

Развиваю

связную,

грамматически

правиль-

ную диалогическую и мо-

6

ческой речи.

4.

Развитие речевого творчества.

5.

Развитие звуковой и интонацион-

ной

культуры

речи,

фонематического

слуха.

6.Знакомство с книжной культурой, дет-

ской

литературой,

понимание

на

слух

текстов различных жанров детской ли-

тературы.

7.

Формирование

звуковой

анали-

тико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

нологическую речь.

3.

Развиваю

речевое

творчество детей.

4.

Развиваю

звуковую

и интонационную культу-

ру речи, фонематический

слух.

5.

Знакомлю

с

книж-

ной

культурой,

детской

литературой,

добиваюсь

понимания

на

слух

тек-

стов

различных

жанров

детской литературы.

Художе-

ственно-

эстетиче-

ское разви-

тие (ХЭ)

1.Развитие

предпосылок

ценностно-

смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства

(словесного,

музыкального, изобразительного), мира

природы.

2.Становление эстетического отношения

к окружающему миру.

3.Формирование

элементарных

пред-

ставлений о видах искусства; восприя-

тие музыки, художественной литерату-

ры, фольклора.

4.Стимулирование

сопереживания

пер-

сонажам

художественных

произведе-

ний.

5.Реализация

самостоятельной

творче-

ской деятельности детей (изобразитель-

ной,

конструктивно-модельной,

музы-

кальной и др.)

1.Развиваю

предпосылки

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства,

мира природы.

2.Способствую

становле-

нию

эстетического

отно-

шения

к

окружающему

миру.

3.Формирую

элементар-

ные представления о ви-

дах

искусства;

восприя-

тии музыки, художествен-

ной литературы, фолькло-

ра.

4.Способствую

стимули-

рованию

сопереживания

персонажам художествен-

ных произведений.

5.Способствую

реализа-

ц и и

с а м о с т оятельной

творческой

деятельности

детей.

Физиче-

ское разви-

тие (Ф)

1.Приобретение опыта в следующих ви-

дах деятельности детей: двигательной, в

т. ч. связанной с выполнением упражне-

ний,

направленных

на

развитие

таких

физических качеств, как координация и

гибкость.

2.Правильное

формирование

опорно-

двигательной системы организма, разви-

тие равновесия, координации движения,

1.

Способствую

при-

обретению опыта в двига-

тельной деятельности де-

тей, развиваю их коорди-

нацию и гибкость.

2.

Способствую

пра-

вильному

формированию

опорно-двигательной

си-

стемы

организма,

разви-

7

крупной и мелкой моторики обеих рук, с

правильным, не наносящем ущерба ор-

ганизму выполнением основных движе-

ний (ходьба, бег, мягкие прыжки, пово-

роты в обе стороны).

3.Формирование начальных представле-

ний о некоторых видах спорта, овладе-

ние подвижными играми с правилами.

4.Становление

целенаправленности

и

саморегуляции в двигательной сфере.

5.Становление ценностей здорового об-

раза жизни, овладение его элементарны-

ми нормами и правилами (в питании,

двигательном режиме, закаливании, при

формировании

полезных

привычек

и

др.)

тию

равновесия,

коор-

динации,

выполнению

о с н о в н ы х

д в и ж ений

(ходьба,

бег,

м я г к и е

прыжки, повороты в обе

стороны).

3.

Формирую

началь-

ные представления о не-

которых

видах

спорта,

знакомлю

с

подвижными

играми и с их правилами.

4.

Способствую

ста-

н о в л е н и ю

ц е л е н а-

правленности и саморегу-

ляции

в

д в и г ательной

сфере.

5.Способствую

становле-

нию ценностей здорового

образа жизни

8



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!