Напоминание

"ПРИНЦИП ФГОС ДО - ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."


Автор: Файзуллина Раиса Васильевнаа
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРИНЦИП ФГОС ДО - ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИНЦИП ФГОС ДО - ПОДДЕРЖКА

ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Автор: Файзуллина Раиса Васильевна,

музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска

детский сад №49 «Родничок».

«Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят»

Элберт Грин Хаббард.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского

образования»,

в

Законе

Российской

Федерации

«Об

образовании

в

РФ»

и

других

нормативных

документах

Российской

Федерации

сформулирован

социальный

заказ

государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека,

готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в

теории

воспитании

и

обучения.

Как

одной

из

составных

частей

воспитания

дошкольников

необходимо рассматривать

инициативность.

Так, ФГОС дошкольного

образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет

одним из основных принципов дошкольного образования и необходимым условием для

создания социальной ситуации развития детей (Советский энциклопедический словарь).

Инициативность

у

детей дошкольного возраста может проявляться во всех видах

деятельности, но в общении, музыкальной деятельности, игре, экспериментировании она

(инициативность) выражается более ярко. Это говорит о развитии ребёнка, о показателе

детского интеллекта.

Феномен

сам",

наиболее

благоприятный,

возраст

от

3

до

5

лет,

для

проявления инициативы детей в этом возрасте, особенно она проявляется в различных

играх

и

физической

активности,

родителям

важно

приветствовать

этот

процесс

и

оказывать всякую поддержку детям.

Часто инициативность путают с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и

очень близки. Самостоятельность одно из ведущих качеств личности, выражающееся

в у м е н и и

с т а в и т ь

п е р е д собой

о п р е д е л е н н ы е цели и добиваться их

достижения с о б с т в е н н ы м и

с и л а м и . Самостоятельность

предусматривает

ответственное

отношение

ч е л о в е к а к

своему

поведению,

способность

действовать сознательно, инициативно,

н е только в знакомой

обстановке,

но

и в новых

условиях, в т.ч. требующих принятия

нестандартных

р е ш е н и й .

(Российская педагогическая энциклопедия). То есть,

самостоятельность ребенка - это

осуществление

какой-то

деятельности,

это

процесс.

Тогда

как

инициативность

-

свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.

Инициатива-это одно из основных компонентов развития

активной личности

ребёнка.

В ФГОС ДО указывается, что одним

из основных принципов дошкольного

образования, является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе –

игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода

дошкольного детства.

Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или

присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо

продуктивной деятельностью. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие,

организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или

заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Исходя из той или иной направленности активности дошкольника,

выделяют следующие сферы инициативы:

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую

деятельность ребёнка, где развивается воображение и образное мышление);

основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение,

образное мышление);

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды

продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилие по

преодолению «сопротивления» материала, где развивается произвольность, планирующая

функция речи);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со

сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в

экспериментирование, элементарно познавательно-исследовательскую деятельность, где

развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-

следственные отношения).

Вовлекая дошкольников с самого раннего возраста в самостоятельную

музыкальную деятельность, с задачами посильными в выполнении этих задач, тем самым

начинаем развивать в детях инициативу. Дети 5-7 летнего возраста самостоятельно могут

ставить цели и решать их в играх, в практической деятельности.

Исходя из принципов, целей и задач музыкального образования, традиционные

общедидактические методы дополняются новыми, которые направлены на формирование

личности ребёнка, через раскрытие духовной сущности музыкального искусства.

1.Метод наблюдения (а не обучения) (Б.Ф.Асафьев);

2.Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский);

3.Методэмоциональной драматургии (Э.Б.Абдуллин);

4.Методом создания художественного контекста (Г.В.Горюнова);

5.Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А. Пиличяускас) и

др.

«Становление самостоятельности», целенаправленности и саморегуляции

собственных действий это одна из задач ФГОС ДО.

Степень самостоятельности постоянно повышается у ребёнка, и в итоге приводит

к развитию инициативы во всех видах музыкальной деятельности – пение, музыкально-

ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных

играх.

А это значит, что развитие инициативности дошкольников в музыкальном развитии

дошкольников актуальна и своевременна. Инициативность – это развитие творческой

активности, создание различных игровых ситуаций, замыслов.

Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития

музыкальности для детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения

программы, пришла к выводу о необходимости направлять усилия на развитие

инициативы ребенка, его мотивации.

Использование системы образовательной деятельности на основе специальных

технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей детей

дошкольного возраста, определила данное направление как приоритетное.

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у ребёнка.

1.Как расписание уроков в школе, родители могут предлагать детям список ежедневных

дел. Планирование-основа инициативы.

2. Хвалить и поощрять детей в проявлении детской инициативы, за необычный способ

выполнения дел.

3.Ненавязчиво подсказывать ребёнку, в реализации энергии ребёнка, в нужное русло.

4. Развитие инициативности очень важно для гиперактивных детей, особенно мальчиков.

Таким образом, инициатива - это умение увидеть в ситуации шанс изменения.

Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности

ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и

рискованности.

целенаправленности и саморегуляции

экспериментирование,

элементарную

познавательно-

исследовательскую

деятельность, где

развиваются

способности

устанавливать

пространственно-

временные, причинно-

следственные

отношения)



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!