Автор: Лоскутова Галина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Сердобск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Решение задач с помощью уравнений"
Раздел: среднее образование
8 КЛАСС. АЛГЕБРА
ТЕМА « Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»
ЦЕЛЬ УРОКА: обучить учащихся составлению дробно-рациональных уравнений по условию
задачи.
ХОД УРОКА
1.
Проверка домашнего задания.
1) Один ученик записывает решение № 609.
Второй на доске № 680.
2.
Устная работа.
1)
Верно ли решены уравнения:
а)
x
2
+
4
x
−
1
=
5 x
x
−
1
;
х
1
=1; х
2
=4
б)
x
2
−
3 x
+
2
x
+
5
=
0
;
х = 1
2)
Найдите общий знаменатель в следующих уравнениях:
а)
5
3
−
4 x
=
2
4 x
−
3
;
б)
3 x
x
−
2
−
x
2
x
2
−
4
=
1
;
в)
2 x
x
+
2
+
3
x
=
0
.
3.
Закрепление. Отработка навыков решения задач.
Перед учащимися ставится задача выяснить, можно ли за х принять другое неизвестное?
Разбирается №607.
Разбирается условие задачи. Учащиеся предлагают, что можно обозначить за х:
1)скорость велосипедиста;
2)скорость мотоциклиста;
3)время велосипедиста;
4)время мотоциклиста.
К доске вызываются четыре ученика, чтобы записать условие задачи четырьмя способами.
Учащиеся записывают в тетрадь условия четырьмя способами, а решают одним в соответствии со
своим вариантом.
1 способ.
Расстояние
Скорость
Время
Велосипедист
45 км
х км/ч
45/х ч
Мотоциклист
45 км
(х + 32) км/ч
45/х + 32 ч
Зная, что велосипедист затратил на весь путь на 1,6 ч больше, чем мотоциклист, составим
уравнение:
45
x
−
45
x
+
32
=
1, 6
2 способ.
Расстояние
Скорость
Время
Велосипедист
45 км
(х – 32) км/ч
45/(х-32) ч
Мотоциклист
45 км
Х км/ч
45/х ч
Зная, что велосипедист затратил на весь путь на 1,6 ч больше, чем мотоциклист, составим
уравнение:
45
x
−
32
−
45
x
=
1,6
3 способ.
Расстояние
Скорость
Время
Велосипедист
45 км
45/х км/ч
Х ч
Мотоциклист
45 км
45/(х-1.6) км/ч
(х -1,6) ч
Зная, что скорость велосипедиста на 32 км/ч меньше, чем скорость мотоциклиста, составим
уравнение:
45
x
−
1,6
−
45
x
=
32
4 способ.
Расстояние
Скорость
Время
Велосипедист
45 км
45/х+1,6 км/ч
(х +1,6) ч
Мотоциклист
45 км
45/х км/ч
Х ч
45
x
−
45
x
+
1,6
=
32
Учащиеся записывают в тетрадях все четыре способа записи условия, но решают одним, в
соответствии со своим вариантом. После того, как задача будет решена разными вариантами и
будет проверен ответ, учащиеся должны будут сделать вывод.
ВЫВОД.
Задачу можно решить разными способами и за х можно принять любое неизвестное.
4.
Решение тренировочных упражнений.
Учащиеся решают №617.Совместно разбирается, что можно обозначить за х. Составляются в
тетрадях четыре таблицы, а решают любое из уравнений. Свою работу ученик может оценить по
ответам на интерактивной доске.
5.
Итог урока.
6.
Домашнее задание. № 681; 673(а).