Автор: Рендоренко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Братский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС.
Раздел: среднее профессиональное
Рендоренко Ирина Владимировна, преподаватель иностранного языка, областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Братский
медицинский колледж", г. Братск.
Доклад по теме:
Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе
реализации ФГОС.
Современное качество содержания среднего профессионального образования
основано на формировании компетенций. В связи с этим, одним из главных условий
обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень
профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки
будущих специалистов. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию
поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых
условиях, а также избегать ряд проблем среди которых: ригидность мышления педагога
(тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у
определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от
необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в
совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным
изменениям.
В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки
специалистов СПО в свете современных требований внедрений ФГОС, что возможно
только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога,
осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества,
педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают
требования к качественным характеристикам специалистов данной сферы. Профес-
сиональная компетентность современного педагога зависит от многих составляющих.
Основное место в развитии профессиональной компетентности педагогических
работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая
должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей
потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются
мониторинговыми исследованиями.
Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью
системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности
граждан России его качеством, и в конечном итоге переход из положения «догоняющего
развития» к реальной конкурентоспособности современного российского образования с
мировыми лидерами в этой сфере – всё это вносит изменения в характер деятельности
педагогов СПО.
1
Достижение настоящей цели предполагает повышение профессионализма
педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю
необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи
личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими
знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить
инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа
профессиональной деятельности.
Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие и
формирование профессиональной компетентности педагогов, повышение качества
образовательного процесса СПО в условиях перехода к стандартам нового поколения,
является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных.
В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными
информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим
универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. В процессе
реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не
только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания
программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим
специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают
жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов
среднего звена.
Среди основных направлений для реализации профессиональной компетентности
современного преподавателя СПО являются следующие:
1.Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе
ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);
2.Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава
среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;
3.Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;
4.Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и
организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;
5.Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании
прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС;
6.И самое главное - самообразовательная работа преподавателя, а именно чтение
методической, педагогической и предметной литературы, использование интернет-
ресурсов,
систематическое прохождение курсов повышения квалификации,
посещение семинаров, конференций, уроков коллег,
2
общение с другими преподавателями СПО в Интернете,
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег,
изучение информационно-компьютерных технологий,
разработка методических материалов,
участие в региональных, всероссийских, дистанционных конкурсах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете, а также
исследовательская деятельность педагога СПО.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и
управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть
компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство
его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле
под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или
иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно
заданным стандартам ФГОС.
Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога,
работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать
фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления
и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных
педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в
условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к
стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в
различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны
быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической
деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог
будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной
компетентности педагога.
В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и
развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен
быть компетентен во многих областях. Компетенции – главное слово, которое звучит при
упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
профессионального образования. В итоге компетентностный подход стал результатом
новых требований, предъявляемых к качеству образования СПО.
В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время
проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет
определенной общепринятой трактовки понятия «компетентность». Данный термин
широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и
обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить
3
то, что намеревались дать студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к
понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.
То есть современный квалифицированный педагог должен не только обладать
знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и
иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в
самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных
производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную
компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической
деятельности определяют знания, умения, опыт.
«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс
знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность,
оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А.
Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор).
В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно
Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей:
- Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие специальных знаний,
но и умение применить их на практике).
- Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы
профессионального общения).
- Личностная профкомпетентность (владение способами самовыражения и
саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность,
самостоятельно принимать решения, видеть проблему).
-Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции, готовность к
профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие
устойчивой профессиональной мотивации).
Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности
бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью
интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).
Этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
4
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт
педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе»
компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать
компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и
Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами,
возлагаемыми на него современным ФГОС.
Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, чтоявляется
ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на
потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как
будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом,
положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно
для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и
поддержки компетенции ориентация на потребителя.
Таким образом, мы определили, что под профессиональной компетентностью
принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов,
отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для
осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием
решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать
как многофакторное явление, как культурологическую составляющую
профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в
себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их
применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации
педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения,
отношение к себе и своей деятельности и др.
Профессиональная компетентность современного педагога СПО в процессе
внедрения ФГОС - сложный и многогранный процесс, основанный не только на
общепедагогических принципах, но на современных требованиях к подготовке
молодого специалиста. Конечно, невозможно сделать так, чтобы педагогический
коллектив полностью обладал высоким уровнем профессинальной компетентностью,
однако в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической
составляющей ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.
5