Напоминание

Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС.


Автор: Рендоренко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Братский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рендоренко Ирина Владимировна, преподаватель иностранного языка, областное

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Братский

медицинский колледж", г. Братск.

Доклад по теме:

Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе

реализации ФГОС.

Современное качество содержания среднего профессионального образования

основано на формировании компетенций. В связи с этим, одним из главных условий

обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень

профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки

будущих специалистов. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию

поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых

условиях, а также избегать ряд проблем среди которых: ригидность мышления педагога

(тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у

определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от

необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в

совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным

изменениям.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки

специалистов СПО в свете современных требований внедрений ФГОС, что возможно

только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога,

осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества,

педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают

требования к качественным характеристикам специалистов данной сферы. Профес-

сиональная компетентность современного педагога зависит от многих составляющих.

Основное место в развитии профессиональной компетентности педагогических

работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая

должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей

потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются

мониторинговыми исследованиями.

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью

системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности

граждан России его качеством, и в конечном итоге переход из положения «догоняющего

развития» к реальной конкурентоспособности современного российского образования с

мировыми лидерами в этой сфере – всё это вносит изменения в характер деятельности

педагогов СПО.

1

Достижение настоящей цели предполагает повышение профессионализма

педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю

необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи

личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими

знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить

инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа

профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие и

формирование профессиональной компетентности педагогов, повышение качества

образовательного процесса СПО в условиях перехода к стандартам нового поколения,

является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных.

В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными

информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим

универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. В процессе

реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не

только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания

программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим

специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают

жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов

среднего звена.

Среди основных направлений для реализации профессиональной компетентности

современного преподавателя СПО являются следующие:

1.Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе

ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

2.Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава

среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;

3.Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;

4.Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и

организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;

5.Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании

прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС;

6.И самое главное - самообразовательная работа преподавателя, а именно чтение

методической, педагогической и предметной литературы, использование интернет-

ресурсов,

систематическое прохождение курсов повышения квалификации,

посещение семинаров, конференций, уроков коллег,

2

общение с другими преподавателями СПО в Интернете,

проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег,

изучение информационно-компьютерных технологий,

разработка методических материалов,

участие в региональных, всероссийских, дистанционных конкурсах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете, а также

исследовательская деятельность педагога СПО.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и

управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть

компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство

его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической

деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле

под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или

иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно

заданным стандартам ФГОС.

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога,

работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать

фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления

и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных

педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в

условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к

стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в

различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны

быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической

деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог

будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной

компетентности педагога.

В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и

развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен

быть компетентен во многих областях. Компетенции – главное слово, которое звучит при

упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего

профессионального образования. В итоге компетентностный подход стал результатом

новых требований, предъявляемых к качеству образования СПО.

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время

проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет

определенной общепринятой трактовки понятия «компетентность». Данный термин

широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и

обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить

3

то, что намеревались дать студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к

понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.

То есть современный квалифицированный педагог должен не только обладать

знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и

иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в

самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных

производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную

компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической

деятельности определяют знания, умения, опыт.

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс

знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность,

оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А.

Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор).

В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно

Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей:

- Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие специальных знаний,

но и умение применить их на практике).

- Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы

профессионального общения).

- Личностная профкомпетентность (владение способами самовыражения и

саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность,

самостоятельно принимать решения, видеть проблему).

-Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции, готовность к

профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие

устойчивой профессиональной мотивации).

Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности

бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);

сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);

актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);

сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью

интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

4

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт

педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе»

компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать

компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и

Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами,

возлагаемыми на него современным ФГОС.

Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, чтоявляется

ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на

потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как

будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом,

положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно

для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и

поддержки компетенции ориентация на потребителя.

Таким образом, мы определили, что под профессиональной компетентностью

принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов,

отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для

осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием

решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать

как многофакторное явление, как культурологическую составляющую

профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в

себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их

применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации

педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения,

отношение к себе и своей деятельности и др.

Профессиональная компетентность современного педагога СПО в процессе

внедрения ФГОС - сложный и многогранный процесс, основанный не только на

общепедагогических принципах, но на современных требованиях к подготовке

молодого специалиста. Конечно, невозможно сделать так, чтобы педагогический

коллектив полностью обладал высоким уровнем профессинальной компетентностью,

однако в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической

составляющей ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.

5



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!