Напоминание

Организация, проведение и проверка внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Уголовный процесс"


Автор: Токарева Наиля Абдурахмановна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "ПГК"
Населённый пункт: город Самара Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация, проведение и проверка внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Уголовный процесс"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация, проведение и проверка внеаудиторной

самостоятельной работы по дисциплине «Уголовный процесс»

В

составе

методических

указаний

к

самостоятельной

работе

предусмотрены

рекомендации

п о

р е ше ни ю

за дач

п о

у г о л о в н о -

процессуальному праву (в том числе структура решений).

При

выполнении

работы

студенты

могут

использовать

не

только

методические указания по решению задач, но и другие материалы учебно-

методического комплекса.

Учитывая то, что студенту важно научиться излагать свою позицию по

конкретным

делам,

рекомендуется

решать

задачи

в

письменном

виде,

несмотря на отсутствие такого требования как обязательного. Рекомендуется

пользоваться образцами юридических документов.

Для

успешного

решения

ситуационных

задач

по

уголовно-

процессуальному праву студенту, в зависимости от темы занятия и объема

изученного на лекциях, необходимо знать:

-

материальные

и

процессуальные

нормы,

регулирующие

процессуальную деятельность;

- структуру нормы права и особенности структуры нормы уголовно-

процессуального права;

- способы толкования норм права (грамматическое, системное и т.д.);

- правила восполнения пробелов в правовом регулировании (аналогия

закона, аналогия права);

-

правила

цитирования

нормативных

правовых

актов,

разъяснений

высших судов.

От студента требуется точное исследование изложенных обстоятельств,

определение проблемных моментов. Решение должно быть нацелено на тот

вопрос, который поставлен в задании.

В методических указаниях студентам предложена структура (схема)

решения

задач

по

уголовно-процессуальному

праву.

Другими

словами,

структура

решения

должна

быть

адаптирована

к

условиям

конкретной

ситуации.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы над

решением задач

Решенные ситуационные задачи оцениваются по системе:

Оценка "отлично" выставляется за максимально решенное количество

задач, грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными

выводами на основании законодательства.

Оценка "хорошо"

выставляется

за

грамотно

решенные

во

всех

отношениях задачи при наличии небольших недочетов в изложении решения

или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за решение задач, которые

удовлетворяют всем предъявляемым требованиям, но решены не полностью,

в

нем

просматривается

непоследовательность

изложения

материала,

представлены необоснованные выводы на основании законодательства.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за решение задач, которые

решены не верно, а также не содержат анализа источников и подходов по

данной задаче, выводы не соответствуют ссылкам в законе.

Студент,

не

представивший

в

установленный

срок

решение

ситуационных задач по дисциплине учебного плана, которое было оценено на

«неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность

и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

При подготовке к контрольной работе и итоговому тестированию

необходимо

внимательно

прочитать

составленные

ранее

конспекты

лекций,пересмотреть

уголовно-процессуальные

нормативно-правовые

источники,просмотреть

порядок

выполнения

практических

работ

и

основныеполученные

в

ходе

практических

занятий

выводы.

Ответить

на

контрольныевопросы.

Сверить

список

вопросов

с

имеющейся

информацией.Недостающую

информацию

необходимо

найти

в

учебниках

(учебныхпособиях) или в других источниках информации.

Основные этапы подготовки:

составление краткого плана подготовки;

в ы д е л е н и е

о с н о в н ы х

п ол оже н и й ,

кото р ы е

н е о бхо д и м о

запомнить,повторить, выучить;

выборочная проверка своих знаний по каждой теме (разделу);

определение наиболее уязвимых мест в подготовке;

проработка конспектов по ним;

повторная выборочная проверка.

При работе с заполнением таблицы используем формализованный

конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно

при подготовке единого конспекта по нескольким источникам.

Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью

формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов

на

заранее

подготовленные

вопросы,

обеспечивающие

исчерпывающие

характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

Составление

схем,

таблиц

служит

не

только

для

запоминания

материала.

Такая

работа

становится

средством

развития

способности

выделять

самое

главное,

существенное

в

учебном

матери а л е,

классифицировать информацию. Выделяют основные составляющие более

сложного

понятия,

ключевые

слова

и

т.

п.

и

располагаются

в

последовательности

-

от

общего

понятия

к

его

частным

составляющим.

Нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и

записать их в схеме так, чтобы они образовали основу. Далее присоединить

частные

составляющие

(ключевые

слова,

фразы,

определения),

которые

служат опорой для памяти и логически дополняют основное общее понятие.

Рекомендации по составлению таблиц:

1.

Определите цель составления таблицы.

2.

Читая

изучаемый

материал

в

первый

раз,

разделите

его

на

основные

смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3.

Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и

определите информацию, которую следует включить в план-конспект для

раскрытия пунктов плана.

4.

Наиболее

существенные

положения

изучаемого

материала

(тезисы)

последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде

цитат.

5.

Включайте не только основные положения, но и обосновывающие их

выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6.

Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо,

выписывайте

только

ключевые

слова,

делайте

ссылки

на

страницы

конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7.

Чтобы

форма

записи

отражала

его

содержание,

располагайте

абзацы

«ступеньками»,

подобно

пунктам

и

подпунктам

плана,

применяйте

разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки

разного цвета.

8.

Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9.

Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не

забудьте вынести справочные данные на поля

10.При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими

словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был

передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без

труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Действия при составлении схемы могут быть такими

1.

Подберите факты для составления схемы.

2.

Выделите среди них основные, обще понятия.

3.

Определите

ключевые

слова,

фразы,

помогающие

раскрыть

суть

основного понятия.

4.

Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5.

Дайте название выделенным группам.

6.

Заполните схему данными.

К процессуальным документам предъявляются особые требования, не

соблюдение

которых

может

стать

основанием

для

признания

документа

недействительным.

В

соответствии

с

уголовно-процессуальным

законом

каждое

следственное

или

судебное

действие,

каждое

процессуальное

Решение

должно быть точно и тщательно оформлено в соответствующем протоколе

или постановлении (определении).

Каждый процессуальный документ составляет от своего имени.

Основная задача при составлении процессуального акта - предельно,

ч е т ко

от р а з и т ь

в

н е м

с в ед е н и я ,

кото р ы е

и м е ют

п р а в о ву ю

основу.Необходимыми

качествами

процессуального

акта являются

полнота

и

всесторонность

информации,

точность

и

понятность

его

содержания, лаконизм употребляемых формулировок.

Изложение

содержания

в

процессуальных

актах

осуществляется

в

нейтральном

тоне

и

обычно от

третьего

лица. В

процессуальном

документе не следует использовать разговорные, просторечные и диалектные

слова,

а

также

фразеологические

обороты.

В

этих

документах

широко

используются

готовые

юридические

формулы,

трафареты

и

штампы

соответствии

с

Решением,

руководствуясь

статьей,

произвести

обыск,

протокол составляется, процессуальный документ направляется и т.д.). В

процессуальных актах часто используются и отглагольные существительные:

возбуждение, вынесение, задержание, изъятие и т.п.

В процессуальных актах преимущественно используются сложные и

простые,

пове ствовательные,

распространенные

п р едл оже н и я.

Вопросительные и восклицательные предложения обычно не используются.

Критерии оценки процессуального документа

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Соответствие

документа закону,

которым предусмотрено

его составление

процессуальный документ по наименованию, форме, содержанию

соответствует

тому

закону,

которым

предусмотрено

его

составление;

документ

имеет

обязательные

реквизиты;

ссылки

на

правовые

нормы, предусматривающие составление конкретного документа

2. Логический критерий

все

вопросы

излагаются

в

нем

последовательно,

с

тем,

чтобы

каждое

новое

положение

следовало

из

предыдущего,

или

было

логически связано с ним, чтобы не встречались противоречия и не

вытекающие из текста документа выводы.

3.

Краткость

и

ясность

документа

документ

не

содержит

лишних

слов;

четкость

текста

и

однозначность суждения обеспечивают единообразное понимание

смысла

документа;

использование

правовой

терминологии,

понятийного аппарата

4.Грамотность и культура

оформления

процессуального

документа.

документ изложен грамотно не только в общепринятом смысле, с

соблюдением правил грамматики и синтаксиса, но и юридически

грамотно, т.е. в соответствие с современным уровнем правовых

знаний;

документ

составлен

разборчиво,

аккуратно,

текст

расположен

правильно; отсутствуют зачеркивания и иные помарки документа.

Самостоятельная работа над курсовой работой

После

выбора

темы

курсовой

работы

преподаватель

выдает

Вам

индивидуальное

задание

установленной

формы.

В

самом

начале

работы

составляется план выполнения курсовой работы. При составлении плана

уточняется круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру

работы,

сроки

её

выполнения,

определить

необходимую

литературу.

ОБЯЗАТЕЛЬНО составляется рабочая версия содержания курсовой работы

по разделам и подразделам.

Прежде чем приступить к разработке содержания курсовой работы,

студент изучает различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет,

учебные издания и др.) по заданной теме.

Преподаватель

может

рекомендовать

в

качестве

примерного

перечня

следующую литературу:

законодательство

(Уголовно-процессуальный

кодекс

РФ,

Уголовный

кодекс

РФ,

кодексы

других

отраслей

права,

отдельные

законы,

регламентирующие деятельность правоохранительных органов и др.);

фундаментальные труды по проблемам теории уголовного процесса);

монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам);

научные статьи, опубликованные в журналах («Государство и право»,

«Правоведение»,

«Законность»,

«Уголовное

право»,

«Российский

следователь» и др.);

статьи из сборников научных трудов;

статьи из материалов научно-практических конференций;

рецензии на опубликованные научные работы;

авторефераты диссертаций;

материалы печати;

научно-практические комментарии;

учебники;

информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах

систем «Кодекс», «Гарант» и др.

Затем

даются

рекомендации

и

проводятся

консультации

по

формированию введения, основной части работы, заключения, приложений и

списка литературы.

Перед

сдачей

работы

Вы

должны

проверить

соблюдение

всех

необходимых требований по ее содержанию и оформлению. Несоблюдение

требований может повлиять на оценку или курсовая работа может быть

возвращена для доработки, а также повторного выполнения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!