Автор: Колосова Расима Галиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦ "Маленкий принц"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дом или улица?"
Раздел: среднее образование
Дом или улица?
Стремительному росту беспризорности способствуют конфликтная
обстановка в семье, отсутствие нравственного воспитания, должного
внимания к детям, жестокое обращение с детьми, бедность, безработица
и низкий уровень образования. И, как следствие, появление таких социально
опасных явлений как проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм
и т. д. Главной причиной высокого роста социального сиротства
и беспризорности является ослабление семьи как социального института,
в котором закладываются основы нравственности. Многие люди забывают,
что семья это основной социальный институт развития ребенка.
«Жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для
них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более
деформируется личность. Отмечается рост правонарушений, преступность
несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой
характер.
А основная причина появления таких семей, это злостное уклоненье
родителей от своих обязанностей, а в результате этого лишение их
родительских прав.
Уход ребенка из дома и семьи чаще всего связан с физическим или
психологическим насилием над его личностью.
Чаще всего могут быть следующие проявления:
Лишение еды;
Избиение;
Изнасилование;
Оскорбление;
Принуждение к чему либо.
Среди причин, по которым ребенок остается на улице — это семейные
конфликты и социально-экономический кризис в семье. Чувства обиды,
разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей.
Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной
эмоциональной разрядки. Тем не менее, несмотря на свое безнадзорное
детство, семья остается важной ценностью для подростка. И всё же, многие
дети желают и хотят «Вернуться домой», «Чтобы мама не била», «Чтобы
родители не бросали своих детей», «Чтобы брат не был таким, как я», «Чтобы
мама и папа не пили», «Чтобы мама была со мной», «Чтобы ко мне хорошо
относились близкие». Следовательно, ребенок сохраняет доверие к родителям
и родственникам и надежду получить помощь в трудных ситуациях.
Семейное неблагополучие
-
основная, но не единственная причина
безнадзорности дет
ей.
Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами,
несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования,
профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и
попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения
родителей. Чаще «не по карману» оплачиваемые услуги культурной,
образовательной, спортивно-оздоровительной сферы не дают детям и
подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.
Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи
многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили
возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая
тем самым опасность
попадания детей в предкриминальные «стаи».
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день
проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества.
Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная
напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и
широкий криминогенный фон общественной жизни.
Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей
и подростков, искажает процесс их социализации.
Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения
проблем профилактики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и
адаптации, психологической поддержки семей с детьми, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации.