Автор: Суркова Елена Алексеевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение и совершенствование техники атакующих ударов"
Раздел: среднее профессиональное
1
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
на тему:
"Обучение и совершенствование техники атакующих ударов"
2017г.
2
Оглавление
1.
ОГЛАВЛЕНИЕ
................................................................................................................................................ 2
2. ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................................... 3
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. .................................................. 4
4. ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ ............................................................ 5
а. Индивидуальные тактические действия.
б. Групповые тактические действия.
в. Командные тактические действия.
г. Система игры в нападении через связующего игрока передней линии.
д. Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии.
е. Система игры в нападении с первых передач и откидок…………………………………………………….............6
5. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ ........................................................................................................................ 7
6. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ...................................................................... 8
7. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗБЕГА И ПРЫЖКА. ................................................................................................ 8
8. ТЕХНИКА УДАРА ПО МЯЧУ. ............................................................................................................................ 11
9. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА: ................................................................... 12
10. ПРЯМОЙ НАПАДАЮЩИЙ УДАР ................................................................................................................... 14
11. НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ С ПЕРЕВОДОМ. ...................................................................................................... 18
12. НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ ЛЕВОЙ РУКОЙ ........................................................................................................ 19
13. БОКОВОЙ НАПАДАЮЩИЙ УДАР. ................................................................................................................ 19
14. УСКОРЕННЫЙ НАПАДАЮЩИЙ УДАР ........................................................................................................... 21
15. МЕДЛЕННЫЕ УДАРЫ (ОБМАНЫ) ................................................................................................................. 21
16. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРЯМОГО НАПАДАЮЩЕГО УДАРА ..................................................................... 22
17. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ............................................................................................... 23
18. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА ............................................................ 24
19. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ....................................... 25
20. ВЫВОД .......................................................................................................................................................... 26
21. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ................................................................................................................................. 27
3
2. Введение
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического
развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во
всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста,
от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи,
которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист
обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо
совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для
исхода игры игровой ситуации.
Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды.
Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар
вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.
Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта
сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры
выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы
нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству
спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает
большую значимость.
Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша
мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие
действия игроков должны быть направлены на подготовку его совершения. Высота съема
мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения
ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от
нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения
морально-волевых качеств.
На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что
связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не
теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно
площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть
на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча
для удара с минимально возможным противодействием соперника.
4
3. Цель и задачи обучения основам техники нападающего удара.
Цель: Систематизировать методы обучения техники нападающего удара.
Задачи:
1. Освоение техники и тактики обучающихся нападающего удара, требования к
результативности и эффективности.
2. Формирование двигательных умений и навыков, повышение функциональных
возможностей организма
3. Приобретение необходимых знаний и практического опыта для усвоения технического
приема.
4. Повышение уровня специальной технической подготовки
5. Формирование двигательных и игровых навыков с учетом возрастных особенностей
5
4. Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
а. Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактического мастерства
волейболиста) — предполагают действия игрока без мяча (перемещения по площадке,
выбор места для вторых передач, нападающих ударов, при выполнении подач,
предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение
подач, вторых передач и нападающих ударов).
Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве
техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых
ситуациях.
б. Групповые тактические действия — представляют собой взаимодействия двух или
нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой.
Принятое деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии
выражается во взаимодействии игроков внутри линий и между линиями.
Главная цель групповой тактической подготовки — добиться согласованности
действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения
положительного результата.
в. Командные тактические действия — результативность нападения зависит от
индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого
взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.
Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два
вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.
Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:
— система игры в нападении через связующего игрока передней линии;
— система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;
— система игры в нападении с первых передач и откидок. Применение того или иного
варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от
места игроков зоны нападения.
г. Система игры в нападении через связующего игрока передней линии —
наиболее простая и надежная. Атакующая мощь при этой системе снижена из-за
наличия в линии нападения двух игроков, и количество комбинаций, естественно,
ограничено. Для усиления атаки используются игроки задней линии, если они могут
результативно атаковать из-за 3-метровой линии.
Наиболее удачные позиции для передачи мяча в зонах — 2 и 3. Эта система игры в
нападении требует от нападающих игроков высокой степени владения техникой
нападающего удара, т.к., как правило, завершению атаки противостоит групповой
блок. Кроме того, высокий уровень индивидуального тактического мастерства
позволяет эффективно бороться с блоком соперника.
д. Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней
линии — наиболее совершенная система, позволяющая иметь в линии нападения трех
нападающих игроков, которые путем скрытных и быстрых перемещений создают
трудности для организации группового блокирования.
Одна из главных ролей при игре в нападении по этой системе принадлежит
связующему игроку, который должен быть очень ловким и подвижным, с отличной
реакцией и обладать (в идеальном случае) большим опытом, а также хорошим
видением площадки во время всей игры, должен быть хладнокровным и точным.
6
Современный связующий помимо отличного выполнения своих обязанностей должен
результативно атаковать и блокировать.
е. Система игры в нападении с первых передач и откидок — самая результативная
система. Чтобы полноценно использовать эту систему, необходимо иметь в команде
игроков с соответствующим уровнем технико-тактической подготовленности (уметь
атаковать с первой передачи, хорошо владеть откидкой и первую передачу выполнять
точно).
Откидки могут быть короткими (в зоне), средними (из зоны в зону) и длинными (через
зону). Откидки должны производиться с невысокой траекторией полета мяча. При
совершенствовании этой системы серьезное внимание уделять атакам с откидки за
голову из зон 4 и 2. Если откидка из зон 4 и 2 перед игроком, то первая передача
делается на 1-2 м от боковой линии, а если за голову — на 2-3 м от боковой линии.
7
5. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИ
Стойки и перемещения
Стойка. Центр тяжести тела должен быть смещен к передней части опоры; ноги
слегка согнуты и расставлены, одна нога немного впереди, пятка сзади стоящей
ноги оторвана от опоры; туловище слегка наклонено вперед; руки согнуты в локтях,
плечи опущены.
Ходьба — один из видов перемещения. В отличие от обычной ходьбы вперед
выносится не прямая нога, а чуть согнутая и нет ярко выраженной постановки ее на
пятку.
Бег волейболиста характеризуется стартовой стремительностью, малыми
расстояниями, резкими изменениями направлений и моментальными остановками.
Скачок — это широкий шаг с безопорной фазой. Его надо выполнять так, чтобы
центр тяжести не поднимался вверх и способствовал более быстрому перемещению
вперед.
Прыжок выполняется при нападающих ударах и вторых передачах. В волейболе
различают два способа прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.
Цель перемещений заключается в том, чтобы правильно выйти к мячу для
выполнения технического приема.
Техника владения мячом
Передача — один из основных технических приемов, без которого немыслима игра.
В зависимости от положения рук и их движения различают верхние и нижние
передачи. Передача двумя руками сверху выполняется из исходного положения
(стойки), в котором ноги согнуты в коленях (одна нога немного впереди), нога,
разноименная направлению передачи, выставлена вперед, при передаче вправо
вперед выставляется левая нога и наоборот, туловище в вертикальном положении.
Подача — технический прием, при помощи которого мяч вводится в игру. Умело
выполненная подача затрудняет действия команды противника и создает
предпосылки для выигрыша очка. По способам выполнения подачи разделяют на:
нижнюю прямую, нижнюю боковую, верхнюю прямую, верхнюю боковую.
Нападающий удар. Под нападающим ударом понимается перебивание мяча одной
рукой выше верхнего края сетки. Затруднение его приема создается скоростью и
направлением полета.
Различают два способа выполнения нападающего удара: прямой и боковой.
Нападающий удар состоит из прыжка (с места или с разбега), удара по мячу и
приземления. С разбега прыжок выполняется толчком одной или двумя ногами, с
места — толчком только двумя ногами.
8
6. Особенности обучения технике нападающего удара.
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения,
направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь
высокой координированностыо, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену
достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно
нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз,
характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-
мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и
микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее
описать особенности отдельных движений.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение
двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его
точности по отношению к траектории полета мяча.
Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия,
обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.
Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно
нападающий удар и приземление.
Техника выполнение разбега и прыжка.
Разбег состоит из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы
движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Во время выполнения
разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач -
достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к
траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития
двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой
структуры.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало,
середина и напрыгивание:
9
в первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера
траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два "ступающих"
шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой;
во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча
и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость
движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по
высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда
и замедляется;
в третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг,
который органически сливается с последующими движениями. От слитности
усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы
инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.
При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога
присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего
махового движения. Отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени.
Стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит
сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Руки
волейболиста начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и
туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей
предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное
отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение
способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на
опору. К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя
большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая
малоберцовые.
Высота прыжка в значительной степени обусловлена "взрывным" характером сокращения
мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале
отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять
движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее
тангенциальная составляющая) будет максимальной.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах.
Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На
основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является
10
естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их
кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного
влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой
помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое
положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2–3 см.
Большое сгибание ног способствует увеличению пути "разгона" центра тяжести
спортсмена, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое
сгибание ног в коленных суставах увеличивает мощность усилий при отталкивании.
Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для
нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных,
прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной
высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон
туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени
волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо
проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй
передаче мяча.
При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная
коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится обучающимся еще
позднее, во время последнего шага-наскока.Зависимость скорости разбега и прыжка от
качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с
коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание
осуществляются во время первой передачи. В большинстве же случаев отталкивание от
опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с моментом
касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет
нападающий удар по мячу, находящемуся на восходящей ветви траектории полета, когда
отталкивание опережает начало второй передачи.
11
7. Техника удара по мячу.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также,
движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.
Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры.
В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а
правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука
продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в
коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.
Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц
живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при
котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в
начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует
возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в
лучезапястном суставе. При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара
увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости»
соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более
значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость
соприкосновения руки с мячом — напряжением пястной и запястной частей кисти. Таким
образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся
циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней,
наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
12
8. Основные задачи при обучении нападающего удара:
1.Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно
выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их
без излишних напряжений).
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при
выполнении технических приемов) и их устранения.
4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая
определенные трудности при выполнении технических приемов.
5. Совершенствование техники нападающего удара в соревновательных условиях.
Поэтому овладение рациональной техникой нападающего удара - главная задача
технической подготовки обучающихся. Выполнение этой задачи будет успешным, если в
тренировочном процессе используются:
а) принцип постепенности
б) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении
нападающего удара ;
в) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствования техники
игры и исправление этих ошибок;
г) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику
движений доступной для обучающихся без искажения ее сущности.
Этапы обучения:
В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При
дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения
исходных положений: после предварительного перемещения, увеличение площади
действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих
факторов. Изучение нападающего удара(наиболее сложного технического приема ),
целесообразно изучать по частям. . На всех стадиях обучения технике необходимо
исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к
исправлению ошибок в технике, тем больше вероятности успеха в овладении
рациональной техникой.
Ошибки при обучении
Типичными причинами ошибок при обучении технике нападающего удара являются:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) обучающийся неправильно представляет движение в техническом приеме;
в) неверно ощущает мышечные восприятия;
г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
д) нет систематичности , в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные
методические приемы их исправления:
- ясное понимание обучающимся принципиальных основ техники движений;
- создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
- избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;
- сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение,
видеозапись, плакаты и др.).
Закрепление техники нападающего удара и ее дальнейшее совершенствование будут
происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые
волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно с обучающимся.
13
Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча
одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки нападающий удар.
Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды.
Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки.
Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар) Основной способ
нападающего удара - прямой «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с
направлением разбега игрока перед прыжком.
Нападающий удар с переводом - разновидность прямого дара, это такой удар, когда
направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед
прыжком.
Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень
точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и
произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении
нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч:
игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно
рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в
стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным
движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного
навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика
роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).
Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по
ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий
удар, который тоже может быть с переводом.
14
9. Прямой нападающий удар
Прямой атакующий удар расчленяют на 4 фазы: разбег, прыжок, удар по мячу,
приземление.
В свою очередь каждая из этих фаз состоит из микрофаз.
В фазе разбега волейболист решает две главные задачи: достижение наибольшей
высоты прыжка и максимальной его точности относительно скорости (траектории)
полета мяча. По своей ритмической структуре разбег в свою очередь разделяют на
микрофазы: начало, середину и прыжок.
В начальной микрофазе разбега с целью определения характера полета мяча
(направление и траектория) волейболист выполняет один-два ступающих (поисковых)
шага в медленном темпе. Во второй, подготовительной, он определяет траекторию
полета и корректирует свое направление и скорость разбега.
Во второй фазе – прыжке – игрок выполняет широкий беговой шаг правой ногой на
стопу с пятки, левую ногу приставляет к правой, руки отводит назад. Ноги сгибаются в
коленях, а туловище в тазобедренных суставах. Затем руки делают взмах вперед-вверх,
ноги разгибаются во всех суставах и отрываются от опоры, тело приобретает
вертикальный взлет с незначительным наклоном туловища вперед. Одновременно со
взлетом игрок выполняет замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает
движение на уровне плеча. Туловище прогибается в грудном и поясничным отделах
позвоночника, ноги незначительно сгибаются в коленях. Важно, чтобы кисть бьющей
руки заносилась не за голову, а была над плечом; выше плеча должен быть и локоть.
В зависимости от индивидуальных проявлений скоростно-силовых качеств
спортсменов различают одновременную постановку ног (жесткое отталкивание) и
поочередную (мягкое отталкивание). При этом стопы могут оставаться параллельны
или быть развернуты носками наружу. Высота прыжка во многом обусловлена
взрывным «характером сокращения мышц и максимальным наращиванием скорости
маховых движений рук.
В третьей фазе – ударе по мячу – правая рука выпрямляется в локтевом суставе,
вытягивается вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последовательным
сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бьющей руки накладывают
на мяч сзади-сверху в естественном состоянии напряжения. Это состояние
обусловлено тактическими задачами атаки и будет увеличиваться в сторону
напряжения при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное
движение кисти – основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно
осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и
15
совершенствования техники атакующих ударов следует особое внимание уделять не
силе удара, а его своевременности и направлению.
В четвертой фазе – приземлении – игрок приземляется на согнутые ноги, что
предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к
последующим действиям.
В успешном завершении взаимодействий команды использование только прямого
атакующего удара недостаточно. Поэтому все большее значение в современном
волейболе находят применение удары с переводом мяча.
Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу разбега и с переводом. В первом
случае направление траектории полета мяча после удара как бы совпадает с направлением
разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч
посылается вправо или влево по отношению к направлению разбега волейболиста.
Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения
достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для
прыжка. Длина разбега - 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно
небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления
разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени
на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге
горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина
шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. В
технике прямого нападающего удара по ходу разбега важным является напрыгивание в
последнем шаге разбега, когда левая нога волейболиста, незначительно согнутая в
коленном суставе, ставится на поверхность площадки с пятки. Такая постановка стопы
способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной
скорости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость
при напрыгивании, игрок сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах опускает
ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и
ставится рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх
отводятся назад-вниз.Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу
(обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в
положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору
возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и
через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. Одновременно с
напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую
очередь начинают руки - по дуге сзади -вниз - вперед. Это маховое движение
заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой .
Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока
находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах. Высота прыжка зависит
от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако
этот угол не должен быть меньше 90°. С момента отрыва ног от опоры тело игрока
приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так
называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю
часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу
тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в
противоположную горизонтальной составляющей силы сторону. Это способствует
уменьшению длины траектории полета тела.
Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх - вниз. Таким образом,
движение рук в подготовительной фазе состоит из махового тянущего усилия замаха,
увеличивающего путь разгона ударной массы.
Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направлений движения. При замахе
предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят
16
назад. Высота подъема локтя варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей
игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко
игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и
поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает
активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего
растягивается большая грудная мышца .
Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения
вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке,
которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают
вверх несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть
накладывают на мяч в расслабленном состоянии вверху - сбоку (угол наклона руки
примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку
с мячом продвигают дальше вперед - вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе, мяч
удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед -
вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры
движущей вперед - вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, моменту
удара она должна быть наибольшей.
Эффективными при ударе могут быть: - опускание подбородка; оно позволяет
использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении
напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока; - вдох во время
удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается
от функций дыхания.После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая
ноги в коленях.
Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй передачи и
имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по длине (длинных,
коротких, укороченных), характер движения во время выполнения нападающих ударов
практически одинаков, однако, с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-
ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения первого и второго
шагов разбега, улучшается согласование действий нападающего игрока с передачей. На
практике передачи высокие и средние по высоте являются медленными, а низкие -
ускоренными и скоростными. Для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных)
передач характерны: 1) уменьшение длины разбега до одного-двух шагов; 2) более
быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега; 3) меньшая
амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад; 4) меньшее
сопровождающее движение руки после удара.
При выполнении нападающего удара с отдаленной от стенки (более одного метра)
передачи существуют некоторые особенности:
- место удара определяется вытянутой рукой;
- одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных
суставах;
- руки в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.
При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные
удары (их часто называют кистевыми).
Прямой нападающий удар с переводом влево выполняется со средней (по высоте)
передачи, разбег и прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими
движениями показывает, что нападающий удар будет производиться по ходу разбега. В
этом и заключается мастерство нападающего, то есть умение в последний момент резким
движением предплечья и особенно кисти перевести мяч в сторону, мимо рук
блокирующего.
Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести
удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой
поверхностью мяча. Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему
17
уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия
ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево.
При выполнении прямого нападающего удара с переводом вправо волейболист,
отталкиваясь от опоры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает
руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч
вправо. Туловище при ударе подается несколько вперед и влево (в результате
закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению
его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча.
18
10. Нападающие удары с переводом.
Атакующие удары с переводом по структуре схожи с прямым ударом по ходу. При ударе
с переводом направление полета мяча не совпадает с направлением разбега атакующего
игрока. Разбег выполняют в основном
так же, как в ударе по ходу. Это важно в
тактическом отношении. Изменение
направления удара производят уже в
прыжке во время замаха. Перевод
осуществляется поворотом туловища или
кисти руки. При переводе вправо (рис. 2)
туловище и кисть поворачивают вправо.
Удар по мячу производят сверху-слева.
При переводе влево (рис. 3) туловище и
кисть поворачивают влево, удар по мячу
производят сверху-справа.
Нападающий удар с переводом влево
без поворота туловища. Этот удар используется в том случае, когда зоны прямого удара
закрыты блоком противника. Особенно эффективен этот способ нападающего удара,
когда разбег и прыжок выполняются, как и при прямом нападающем ударе, - по ходу
разбега. Блокирующие игроки, определяя направление удара по первоначальным
движениям нападающего, закрывают направление прямого удара, оставляя открытой зону
для удара с переводом.
Удар с переводом сложнее по выполнению, чем прямой нападающий удар.
Первоначальные движения - разбег и прыжок - при ударе с переводом в основном сходны
с разбегом и прыжком при прямом нападающем ударе, однако движение замаха руки и
особенно сам удар рукой по мячу отличаются от прямого удара: рука вместо прямого
движения описывает дугу через сторону и производит удар по правой боковой (по
отношению к игроку) поверхности мяча.
Нападающий удар с поворотом туловища и переводом влево. Этот удар применяется в
тех же случаях, что описанный выше способ. По технике выполнения нападающий удар с
поворотом туловища и переводом имеет свои особенности [9, с.92].
В момент отталкивания от площадки и прыжка игрок поворачивает туловище влево и
затем производит удар с переводом, причем движения руки при замахе и ударе похожи на
движения при прямом ударе.
Нападающий удар с переводом может выполняться с поворотом туловища как влево,
так и вправо.
Нападающий удар с поворотом туловища влево с переводом вправо. Этот удар -
наиболее сложный по технике выполнения. Игрок в момент прыжка поворачивает
туловище влево, затем одновременно с движением ударяющей руки от себя и
винтообразным вращательным движением туловища вниз в сторону производит
нападающий удар с переводом вправо.
19
11. Нападающие удары левой рукой
Приведенные выше способы нападающих ударов могут выполняться не только правой, но
и левой рукой. Техника выполнения ударов левой рукой в основном не отличается от
техники выполнения ударов правой рукой. Для успешных тактических действий важно,
чтобы игроки команды владели нападающими ударами левой рукой. Если в команде
имеются волейболисты, играющие в нападении левой рукой, то можно успешно
осуществлять тактические системы игры с первой передачи, направляя первую передачу
на подтянувшегося к сетке игрока зоны 3 или 2, а также с откидки игрока зоны 4 игроку
зоны 3.
Очень эффективны нападающие удары левой рукой, когда игрок на замах выносит не
одну, а обе руки и блокирующие игроки не могут определить направление полета мяча от
удара. При этом игрок чередует удары то левой, то правой рукой. В настоящее время эти
удары не применяются на практике: игрокам и тренерам необходимо изучить и
совершенствовать нападающие удары левой рукой и, в частности, с замахом двумя
руками.
12.Боковой нападающий удар.
Первая фаза (разбег) техники бокового
нападающего удара аналогична по своей
структуре этой же фазе прямого
нападающего удара. Вторая фаза
(отталкивание от опоры) характерна тем,
что стопы перед отталкиванием всегда
располагаются параллельно сетке. При
этом левая рука волейболиста выполняет
маховое движение с более широкой
амплитудой, чем при прямом нападающем
ударе. При этом она выпрямляется не на
уровне головы, а значительно выше.
Увеличение амплитуды махового движения
левой руки здесь является необходимым,
так как маховое движение правой руки
весьма ограничено и заканчивается смещением ее до уровня пояса, то есть значительно
ниже, чем при прямом нападающем ударе.
В момент прекращения смещения левой руки вперед-вверх правая рука, согнутая в
локтевом суставе, начинает выпрямляться и отводиться в сторону и несколько вниз
одновременно со смещением левой руки по дуге вниз.
В этом положении безопорной фазы в результате отведения правого плеча и руки, а также
сгибания ног в коленных суставах мышцы передней поверхности туловища
растягиваются, игрок подготавливается к непосредственному нанесению удара по мячу.
Ударное движение начинается энергичным баллистическим движением правой руки по
дуге через сторону вверх с одновременным поворотом правого плеча и всего туловища
вправо, а также разгибанием ног в коленных суставах. Левая рука, продолжая смещаться
вниз, сгибается в локтевом суставе. В момент удара мышцы левой части туловища резко
сокращаются, в результате чего создаются условия для мощного наращивания усилий в
ударном движении.
20
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще отталкиваются левой ногой. Поэтому в
напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет
наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение
плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается
площадки раньше левой.
Эта последовательность нужна не только для правильной координации – взаимодействия
рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше
потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит
равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее,
посылается вперед.
Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе
правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они
подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это
оставляет впечатление «путающихся ног».
В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте
напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не
самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует
опережающий рывок туловищем вперед. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод
стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима
наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос йог
вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив
инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.
13. Нападающий удар с задней линии.
Атакующий удар
с задней линии выполняют в основном так
же, как у сетки. Однако для удара
характерно поступательное движение
вперед после отталкивания. Движение
кистью при ударе выполняют не сверху
вниз, а вперед-вниз, мячу придают более
пологую траекторию.
21
14. Ускоренный нападающий удар
Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре
скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте.
Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным
хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится,
она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с
переводом рукой.
В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по
небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа.
Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением
руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз
вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч
в незащищенное место игровой площадки.
15. Медленные удары (обманы)
Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в
зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный
удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем
ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на
вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют
разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока
используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.
Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи.
22
16. Требования к технике прямого нападающего удара
1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.
2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой
ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.
З. В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.
4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего
центра тяжести вперед за опору.
5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги:
правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую
ногу.
6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при
отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.
7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.
8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука
фиксируется в положении замаха.
9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть
выше плеча.
10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.
11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение
противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
12.Удар начинается с движения плеча вперед.
13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.
14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает
форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.
16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз.
23
17. Упражнение для развития прыгучести
1. Напрыгивание на препятствие, либо прыжки через препятствие, например, через
гимнастическую скамейку, тумбу
2. Прыжки через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные
прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные
эстафеты.
3.Напрыгивание на подвешенные предметы.
4. Серийные прыжковые упражнения на гимнастической стенке
5. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на
90, 180 и 360
6. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге
впереди правая нога, левая к ней приставляется.
Упражнения для изучения ударного движения:
Метанием мяча одной и двумя руками из различных положений
Броски мяча через сетку в прыжке, без прыжка волейбольных, набивных мячей
Броски мяча в парах
Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч
5. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями - одной (правой, левой) и двумя руками из
положения руки вверх.
6. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым
спортинвентарем для плечевого пояса.
7. Жим штанги лежа.
8. Броски набивного мяча весом 1 - 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над
головой («крюком»)
9. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом
(двумя) в руках; то же с прыжком вверх.
10. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной
вперед.
11. Спрыгивание (высота 40 - 80 см.) с последующим прыжком вверх.
12. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения
нападающего удара
13. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу
над головой стоя на месте и в прыжке.
15. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.
16. Нападающий удар с передачи.
24
18. Упражнения для изучения техники нападающего удара
1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3 направляется в
зоны №4,6,5.
2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч
направляется из зон 2, 6, 1.
3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.
4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.
5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.
6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по
ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.
7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.
8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте
передач.
9. Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком
закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении
(«открытом»). При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком закрыта
линия - удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях.
Вначале блок ставят заранее, затем он «появляется» в последний момент.
10. Имитация нападающего удара и обман.
11.Поочередное выполнение ударов
12. Нападающие удары с задней линии.
Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения
технике нападающих действий.
Ошибки при обучении:
- стопорящий шаг на носок;
- остановка перед отталкиванием;
- отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;
- удар согнутой в локте рукой;
- в момент удара опускание локтя вниз;
- ранний или поздний разбег;
- неправильный ритм или разбег;
- неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;
- медленное отталкивание;
- недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
- приземление после удара на прямые ноги.
Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с
соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны
атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее
рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в
технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи .
Обучающийся, выполняющий удар, должен:
1 - оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;
2 - следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;
3 - с “ неудобных “ передач не проиграть мяч;
4 - владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от
блока и т. д.;
5 - перед разбегом для нападающего удара - быстрый взгляд на сторону соперника для
оценки расположения игроков обороняющейся команды.
25
19. Упражнения для совершенствования техники нападающего удара.
1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее
нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 - перемещается в зону 2, выполняет
нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне
4 и т. д.
2. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной
(первая передача из глубины площадки).
3. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент
разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального
расположения).
4. Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).
5. Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед
связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).
6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач
нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от
тренера).
7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.
8. Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема
подач не нападающим игроком
9. Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным
блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой
стороны площадки).
10. Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с
блоком и защитникам
26
20. Вывод
Техника обучения нападающему удару – один из главных этапов в овладении
волейбольным искусством. Основной принцип здесь – системность и последовательность.
Любые действия обучающегося и учителя должны быть комплексными и методически
выверенными.
Начала техники обучения связаны с «расщеплением» техники на составляющими, неким
спортивным анализом техники. Таким образом, рассматриваются мельчайшие
технические подробности, которые затем оформляются в комбинации, движения, позиции
и т.п.
Под последовательность техники обучения нападающему удару подразумевается порядок
выполнения тех или иных действий игрока. Принципиально важным с точки зрения
методики является овладение навыком технических приемов каждым из команды, что
связано с переходом игроков.
Следующий крупный пласт в технике обучения нападающему удару в волейболе – навыки
движения. Их необходимо правильно сформировать у игрока с самого начала, так как в
последующем все движения выполняются «на автомате», а вместе с ними и
неисправленные ошибки.
Техника выполнения нападающего удара в волейболе, как впрочем и других технических
приемов, достаточно сложна, но вполне доступна для многих, что и обусловливает всенародную
любовь к этой игре.
27
21. Список литературы:
1.
Спортивная энциклопедия «Методика обучения технике нападающего удара в
волейболе»
2.
Википедия «Техника нападающего удара в волейболе», «Классификация игры в
волейбол»
3.
Инфоурок «Обучение нападающему удару в волейболе»