Напоминание

"Правила правильной речи взрослого в общении с ребёнком"


Автор: Черемшанцева Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: С. Чёрный яр Астраханской области
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Правила правильной речи взрослого в общении с ребёнком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Правила правильной речи взрослого в общении с ребёнком

«Во дни сомнений, во дни тягостных

раздумий о судьбах моей родины —

ты ОДИН мне поддержка и опора, о

великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь

тебя — как не впасть в отчаяние при

виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы ТАКОЙ язык

не был дан великому народу!»

(И. С. Тургенев)

Все высказывания детей отражают тот мир, в котором живёт и действует

ребёнок. Они адресуются взрослым и, естественно, вызывают их ответ. Но

взрослый не только отвечает на вопросы и предложения ребёнка, взрослый

открывает перед ребёнком мир.

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее,

чем мир ребёнка. Для взрослого существует не только то, что он видит и

слышит сейчас, в данный момент времени, но и необъятное множество

других явлений, предметов и вопросов: его работа, знакомые люди,

прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, его знания и

умения и многое, многое другое. И вот хочет того или нет специально или

случайно он постоянно открывает ребёнку этот свой сложный, огромный и

невидимый пока ещё мир – с прошлым и будущим, с причинами и

следствиями, с добром и злом. А происходит это только через речевое

общение с ребёнком. Другого пути у человеческого ребёнка нет и быть не

может.

Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется

мир ребёнка.

Речь взрослого является условием и средством формирования речи ребёнка.

К речи взрослого предъявляются дополнительные требования.

Словарь взрослого должен быть богатым и точным. Нужно чаще

употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать

оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные

синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой

стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая

правильность.

Речь взрослого должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая

мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем

окружающим. Взрослому нужно обладать культурой связной речи: уметь

вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы детей. Речь его

должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Взрослому

важно уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории.

0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения

взрослого(родителя или педагога) в процессе речевого общения (поза, жест,

отношение к собеседникам). В оценке речи учитывается ее возрастная

направленность: в первую очередь доступность содержания, использование

соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно

при работе с детьми раннего и младшего возраста. В этом случае характерны

некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция,

яркая эмоциональностъ речи.

Правила культуры речи взрослого

От того, как общается взрослый с ребенком, как разговаривает с ним,

понимает его, зависит успех взаимопонимания и определяет успешное

формирование личности.

Развитие речи у детей происходит по-разному и требует от родителей

терпения, внимания и упорства.

Некоторые детки уже в полтора года говорят предложениями, другие не

торопятся радовать родителей связанной речью.

От чего это зависит?

♦От индивидуальных особенностей ребенка.

Поэтому не стоить переживать, если Ваш ребенок говорит немножко хуже

соседа-ровесника. Но и пускать дело на самотек тоже не стоит - в ваших

силах помочь ребенку говорить лучше. Развитие речи начинается в семье, и

относиться к этому нужно серьезно.

Родители должны следить за своей речью – говорить четко, избегать слов-

паразитов,не сюсюкаться.

Но только этого недостаточно.

Невозможно научиться плавать, наблюдая, как плавают другие. Малыш не

может научиться говорить, просто слушая, как разговаривают взрослые.

Для развития речи ребенку нужна практика. Создавать условия для речевой

деятельности ребенка:

- разговаривайте с ребенком;

- читайте ему книжки;

-задавайте ему вопросы по сюжетам сказок или по рисункам;

- учите простые и понятные ребенку стишки;

- развивайте мелкую моторику ребенка;

- делайте пальчиковую гимнастику;

- занимайтесь лепкой;

- конструируйте.

♦Избегайте распространенных родительских ошибок:

мой ребенок должен много знать

Эта ошибка возникает у родителей, которые увлекаются развитием ребенка.

При этом они дают ребенку информацию, которую он не способен до конца

понять. Разучивают сложные стихотворения и дают малышу информацию,

которую он еще не в силах усвоить. В итоге речь малыша превращается в

набор бессмысленных умных слов, которые он когда-то запомнил и пытается

применить.

каки-бяки, муси-пуси

Для того, чтобы понять своего малыша, родители общаются с ним на детском

языке. При этом они искажают звуки, придумывают новые слова. Малыш

воспринимает речь родителей, как эталон, и прилежно заучивает эти

искажения. Иногда страстное желание научить малыша говорить может

привести к тому, что ребенок просто не захочет разговаривать. Главное – не

паникуйте. Если ребенок не хочет разговаривать - этому может быть много

причин. Возможно, ребенок просто ленится говорить – бывает и такое.

Бывает, что молчуны за несколько месяцев превращаются в болтунов.

нельзя давать отрицательные характеристики, когда вы рассказываете о

других детях.

♦ Речь должна быть внятной.

Для достижения выразительности и звучания важно:

уметь пользоваться паузами: логическими и психологическими

(без логических пауз речь - безграмотна, без психологических – бесцветна).

говорить с интонацией, т. Е. уметь ставить логические ударения,

выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может

существенно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка: воодушевлять,

увлекать, успокаивать.

любые слова действуют лучше, когда подкреплены эмоциями. Причем не

важно: положительными или отрицательными - такие слова моментально

записываются на подсознание.

Особую роль в передаче информации отводится мимике – движениям

мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения

Движения и поза должны быть свободными, без зажатость, скованности,

«окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди

руками)

Правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия;

Не употреблять слова сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать»,

«сколько раз я тебе говорила», «так»)

Исключить всякого рода грубые выражения (дурак, придурок, идиот, и др.)

Правила развития правильной речи ребёнку

Если у малыша нет проблем с речью - продолжаем ее совершенствовать,

продолжаем познавать мир.

Побуждайте малыша высказывать свое мнение по поводу увиденного.

Попробуйте вместе вспомнить что-нибудь интересное, поговорите об этом.

Если ребенок произносит слова неправильно, обязательно поправьте его.

Малыш будет стремиться говорить четко.

С ребенком полезно не только рассматривать картинки, но и обсуждать их.

Сейчас в продаже есть замечательные раскраски с различными заданиями – в

этом возрасте это как раз то, что нужно.

С помощью картинок очень удобно учить предлоги. Например, картинки из

сказки «Теремок» помогут понять значение предлога «в».

Кривляйтесь перед зеркалом вместе с малышом – делайте зарядку для языка.

Такое кривляние помогает малышу научиться произносить звуки.

Разучивайте веселые стихотворения с трудными буквами.

Придумайте игру – подуйте на свечу с буквой Ф, пошипите со змеей.

Учите деток задавать вопросы другим людям: «Спроси у бабушки, что она

делает»

Развивайте культуру речи. Не забывайте говорить: «пожалуйста», «спасибо»,

«будь здоров»

И, конечно же, помните: ошибки в речи ребенка – это не трагедия.

МБДОУ «Детский

сад «Улыбка»

С. Чёрный яр

Составил

учитель-логопед

Черемшанцева

Учимся

задавать

вопросы

1 шаг

Знакомое

правило:

к а ко в

в о п р о с

т а к о в

о т в е т ,

родилось неспроста.

Именно

постановка

вопроса

определяет

качество ответа.

Чтобы

правильно

з а д а т ь

в о п р о с ,

с н а ч а л а

с т о и т

п р о д у м а т ь

т у

конкретность,

которую

вы

хотите

услышать в ответе.

На

поверхностные

в о п р о с ы

в ы

получите

такие

же

о т в е т ы ,

и л и

отвечающий вообще

о к а ж е т с я

в

затруднении.

Е с л и

п р и

постановке вопроса,

вы обозначите свои

размышления

н а

предмет

вопро са,

или

даже

попытки

н а й т и

о т в е т

в

других

источниках,

т о

в ы з о в е т е

больший

интерес

у

ребенка

и

больше

желание

дать

как

м о ж н о

б о л е е

подробный ответ.

2 шаг

Н е

з а д а в а й т е

вопросов,

которые

с т р о я т с я

н а

неверных

предположениях

( п р о щ е

г о в о р я ,

взятых с потолка).

Ко гд а

в ы

в с л у х

высказываете что-то

н е в е р н о е ,

а

отвечающий

и

сам

не

уверен

или

не

слишком

ж е л а е т

делиться

информацией,

то,

скорее

вс его

о н

п о в т о р и т

и л и

р а з о в ь е т

в а ш у

мысль.

В результате вы оба

д в и н е т е с ь

в

ошибочном

направлении.

Поэтому, если вы не

знаете

о

предмете

в о п р о с а

и л и

неуверенны,

лучше

н е

г а д а т ь

с

предположениями, а

начать

с

с а м о го

простого

в

вашем

вопросе,

и

потом,

постепенно получая

информацию

подобраться

к

сути

дела.

3 шаг

К о г д а

з а д а е т е

вопрос,

формулируйте

его

четко

и

грамотно,

опишите

необходимые

детали.

С п р а ш и в а я

п р о

проблему

-

не

перегружайте

в о п р о с

л и ш н е й

информацией,

чтобы

не

пропал

интерес

давать

вам

ответ.

Лучше

потом

при

необходимости дать

дополнительные

пояснения,

чтобы

получить

наиболее

полный ответ.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!