Автор: Чечель Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: Белгородская область, Красногвардейский район, г. Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: "Использование педагогических технологий для формирования ключевых компетенций при подготовке конкурентоспособных специалистов"
Раздел: среднее профессиональное
Использование педагогических технологий для формирования
ключевых компетенций при подготовке конкурентоспособных
специалистов
Чечель Наталья Александровна, ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
На
сегодняшний
день
в
педагогический
лексикон
прочно
вошло
понятие
–
«педагогическая технология», которая характеризуется научно обоснованным выбором
характера
воздействия,
в
процессе
организуемого
преподавателем,
мастером
производственного
обучения,
взаимного
общения
с
обучающимися,
производимого
в
целях
профессионального
развития
личности
как
субъекта
окружающей
действительности.
Среди основных причин возникновения новых педагогических технологий можно
выделить следующие:
необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и
личностных особенностей обучаемых;
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального
(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
возможность
проектирования
учебного
процесса,
организационных
форм
взаимодействия преподавателя и обучающегося, обеспечивающих гарантированные
результаты обучения.
Преподаватель,
оказывающий
влияние
на
обучающегося,
всегда
учитывает:
эмоционально-психологическое
состояние,
общий
уровень
культурного,
возрастного
развития,
сформированность
отношений,
духовное
и
интеллектуальное
развитие.
Учитывая все эти данные, происходит формирование первоначального представления о
личности обучающегося, что во многом определяет характер педагогического воздействия.
Взаимодействие преподавателя с обучающимся в высоком значении этого слова
предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления
взаимодействия
необходимо
принятие
собеседниками
друг
друга
как
равноправных
субъектов
этого
общения,
что
на
практике
в
системе
«преподаватель-обучающийся»
встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг
общения
или
продолжительное
влияние,
обеспечивает
реализацию
функций
в
соответствии
с
воспитательной
целью.
Анализируя
педагогическое
воздействие
преподавателя на обучающегося необходимо учитывать его назначение как начального
момента взаимодействия.
Воплощение
педагогического
воздействия
на
обучающегося
обеспечивается
педагогической
технологией,
которая
научно
обосновывает
профессиональный
выбор
воздействия преподавателя на обучающегося в его связи с миром, формирует у него
отношение к этому миру. Принцип педагогической технологии заключается в системе
необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю
логику.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные
идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и обучающегося; критерии
оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения
и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования.
Существует несколько разнообразных технологий, но хотелось бы остановиться на
технологии
проблемного
обучения,
которую
часто
в
нашем
техникуме
используют
преподаватели
на
своих
занятиях,
это
технология
где
одним
из
способов
активного
взаимодействия обучающегося с проблемно-представленным содержанием обучения, идет
приобщение к объективным противоречиям научного знания и способов их решения.
Обучающиеся учатся мыслить, творчески усваивать знания.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,
включающих:
постановку
преподавателем
учебно-проблемной
задачи,
создание
для
обучающихся
проблемной
ситуации;
осознание,
принятие
и
разрешение
возникшей
проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения
новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная
ситуация
-
это
познавательная
задача,
которая
характеризуется
противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым
требованием.
Система
методов
проблемного
обучения,
представляющая
собой
органическое
сочетание общих и бинарных методов. Суть проблемного обучения заключается в том, что
преподаватель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет обучающимся
возможность
изыскивать
средства
ее
решения,
используя
ранее
усвоенные
знания
и
умения.
Проблемное
обучение
активизирует
мысль
обучающихся,
придает
ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания, поэтому каждая новая
задача
приоткрывает
обучающему
малоизвестные
стороны
познаваемого
объекта,
возбуждает вопросу, догадки.
Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию обучающихся, чем
заинтересовать их своим предметом. Мотивация обучающихся – это один из наиболее
эффективных способ улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами
процесса обучения и усвоения материала. Это достаточно непростой и неоднозначный
процесс изменения отношения обучающегося как к отдельному предмету изучения, так и
ко всему учебному процессу.
Большинству обучающихся характерно слияние нескольких мотиваций в разных
вариациях:
получение
свидетельства
об
образовании
для
расширения
возможностей
устроиться на престижное рабочее место;
получения необходимых знаний по специальности, профессии для того, чтобы в
будущем по окончанию учебного заведения устроиться на престижное рабочее
место;
желание расширить свой круг общения;
получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.
Не так уж и сложно повысить учебную мотивацию обучающихся, ведь все зависит
от желания преподавателя: «Не бывает бездарных обучающихся, бывают неинтересные
преподаватели». Вот поэтому обязательным условием заинтересованной и результативной
работы
обучающихся
является
положительный
настрой
в
системе
отношений
преподаватель - обучающийся, и поэтому каждый преподаватель стремится в своей работе
к
созданию,
поддержанию
благоприятного
эмоционального
климата
обучения,
доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.
Сегодня
главным
в
учебном
заведении
является
стимулирование
интересов
к
обучению таким образом, чтобы каждый обучающийся не просто получил диплом, а
диплом, который был бы подкреплён прочными, стабильными знаниями. Отсюда следует,
чтобы улучшить процесс и результаты обучения необходима мотивация обучающихся, где
мотивы являются движущими силами процесса обучения, усвоения материала, а значит и
задачами
способствующими
формированию
позитивной
мотивации
учебно-
познавательной деятельности обучающихся является:
научить
обучающихся
правильно
использовать
личное
временя,
с
целью
оптимизации его использования;
мотивировать обучающихся выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых
работ в преимущественно авторском исполнении.
Но, к сожалению, в настоящий момент в профессиональном образовании имеет
место
быть
традиционная
педагогическая
система
без
диагностических
целей
и
объективного контроля с традиционной системой управления обучением.