Напоминание

"Отражение общности духовной культуры в героических эпосах хакасского и русского народов"


Автор: Кокарева Валентина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Отражение общности духовной культуры в героических эпосах хакасского и русского народов"
Раздел: полное образование





Назад




«Отражение общности духовной

культуры в героических эпосах

хакасского и русского народов»

В большом толковом словаре по культурологии автора Кононенко Б.И. героический

эпос определяется как «героическое повествование о прошлом, содержащее целостную

картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический

мир героев-богатырей».

В отличие от других повествовательных жанров устной поэзии в героическом эпосе

центральный узел сюжета состоит из событий, связанных не с личными интересами героя,

а с его общественным долгом. В своём исследовании я обращаюсь к героическим эпосам

хакасского и русского народов. И хочу показать, что культура каждого народа имеет общие

черты с культурами других народов, а это означает, что культурам присуща духовная

общность.

Национальные

черты

героического

эпоса

определяются

фольклорными

особенностями народа. Эпос – есть отражение традиций, верований, быта и природно-

климатических условий народа, которому он принадлежит. И это не удивительно, ведь

эпос – это способ самовыражения народа, передачи знаний следующим поколениям.

Основные темы в героических эпосах

Русский героический эпос.

Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические

сказания ученый-фольклорист Иван Сахаров (1807–1863). Былина – фольклорная

эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины

является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории

(отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что

действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной

и той же былины, весьма ограничено: их около 100.

Выделяют

былины,

в

основе

которых лежит сватовство или

2

борьба героя за жену. Это былины - Садко, Иван Годинович, Алеша Попович и Елена

Петровична.

Следующая тема былин – это тема борьбы с чудовищами - Добрыня и змей, Алеша и

Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник.

Также

популярной

темой

являлась

тема борьбы с иноземными захватчиками и

отражение татарских набегов

- Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и

В а с и л и й

К а з е м и р о в и ч .

3

Богатырь

выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого

он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека.

Хакасский героический эпос.

Жанр героического эпоса определяется в хакасском фольклоре достаточно четко. В

творческой и исполнительской практике хакасских сказителей мы находим определенное

название этого жанра, твердо установившееся и имеющее повсеместное распространение.

Героические сказания у хакасов носят названия алыптыг нымах – героическое сказание

или чаалыг нымахтар, т. е. сказания о воинских подвигах богатырей.

Идейным содержанием алыптыг нымахов является всегда упорная и напряженная

борьба во имя высоких и важных целей.

Борьба с чудовищами. В героических сказаниях тюркоязычных и народов Сибири

враждебные силы олицетворяются в образах мифологических существ, например: злые

духи-шулмусы, чудовищный марал, фантастическое чудовище Кара Гула, мифическая

гигантская рыба Кёр Балык.

В сказаниях

«Алтын Хус» фигурирует дракон-змей, а в

сказаниях «Злой Ах Хан»– синий бык.

4

Борьба с набегами наиболее устойчивый мотив в теме о борьбе с набегами – это угон

народа и скота в отсутствие главного героя, поэтому в этих сказаниях особое место

занимает описание единоборства богатырей с ханами-завоевателями,

Тема семьи и родственных отношений проходит в той или иной степени через все

героические

сказания

хакасов.

В

них

дается

изображение

семейного

быта,

показаны

близкородственные взаимоотношения, забота друг о друге членов семьи и рода. Вместе с

тем

отмечены

сказания,

где

развитие

сюжета

составляют конфликты

между

родственниками: мужем и женой, отцом и детьми, старшим и младшим братьями.

И былины, и алыптыг нымахи повествуют не только о героических сражениях и

храбрых богатырях, но и о простой жизни народа, его быте.

Средства художественной выразительности героического эпоса.

Былины

Для языка русских былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель

подчеркивает

черты

характера

или

наружности

персонажей,

достойные

особого

упоминания.

Определяет

отношение

слушателя

к

былине

и

другой

прием

эпитет

(могучий,

святорусский,

славный

богатырь

и

поганый,

злой

враг),

причем

часто

5

встречаются

устойчивые

эпитеты

(буйна

голова,

кровь

горячая,

ноги

резвые,

слезы

горючие).

Сходную

роль

выполняют

и

суффиксы:

все,

что

касается

богатырей,

упоминалось

в

формах

уменьшительно-ласкательных

(шапочка,

головушка,

думушка,

Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи

именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищемБатуищем, Угарищемпоганым. Немалое

местозанимают

ассонансы

(повторение

гласных

звуков)

и

аллитерация

(повторение

согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха. Пример аллитерации:

Стал он силушку конём топтать,

Стал конём топтать, копьём колоть,

Стал он бить ту силушку великую.

А он силу бьёт — будто траву косит.

В стихе русских былин рифм нет совсем; всё основано на созвучиях и музыкальности

стиха.

Характерно для былины и наличие «общих мест» или формул. Формулы – это клише,

выразительные

заготовки,

используемые

почти

в

каждой

былине

К

ним

относятся

описание седлания коня, богатырская поездка на борзом коне, описание пира. Подобные

устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Алыптыг нымахи

Неотъемлемым

признаком

хакасских

героических алыпты

гнымахов

является

их

стихотворная форма. Стих хакасского героического эпоса по своему ритмического строю

метрический, долевой. Еще одна специфическая черта хакасского народного стиха

-

подбор слов, обладающих аллитерацией и ассонансом в начале двух стихотворных строк.

Многие алыптыг нымахи сложны по композиции. Одноплановость в одних

сменяется многоплановостью, в других, разрозненность сюжетов и образов переходит в

отчетливую циклизацию. Этим выделяются «Алтын-Арыг», «Ай-Хуучин» и др., в которых

ханам служат профессиональные воины-богатыри, защищающие и частное владение, и

весь подсолнечный мир.

Хакасскому героическому эпосу также свойственна выработанность поэтических

приемов, наличие общих мест, например: картина рассвета, сборы богатыря в дорогу,

о п и с а н и е

ж и л и щ а

г е р о е в ,

и з о б р а ж е н и е

ж е н с к о й

к р а с о т ы .

Рассмотрев различные средства художественной выразительности алыптыг

нымахов и

русских былин можно увидеть, что у них гораздо больше сходств, чем

различий. Это говорит о том, что героический эпос и использование похожих языковых

средств в нем объединяет культуры двух народов.

Характерные черты героев.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы

6

Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь Из

подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев, Соловьём –

разбойником, разгром татар.

Добрыня

Никитич – герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и

воспитанный из русских богатырей. Основные былины, связанные с именем Добрыни:

Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и

Алеша.

Алеша

Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из

знаменитой троицы богатырей. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его

над ТугариномЗмеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом,

частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин.

7

Садко

бедный

гусляр,

разбогатевший

благодаря

искусной

игре

на

гуслях

и

покровительству

Морского

царя.

Как

герой

он

выражает

собой

бесконечную

силу

и

бесконечную

удаль.

Садко

любит

свою

землю,

свой

город,

семью.

Поэтому

он

отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

В алыптыгнымахе редко повествуется об одном-двух героях, а большей частью о

трех поколениях богатырей, защищающих свою семью, род, народ и скот, собственные

владения. Силы и мужество герою даны для сотворения добра на родной земле. Вот как,

например, эта идея выражена в хакасском эпосе "Албынжи". Сын старого Албыгана -

молодой

батыр

Хулатай,возмужав,

решил

пойти

в

поход.

Хочется,

говорит

он,

"испробовать

мне

богатырской

бы

доли,

широкую

землю

объехать"...

Отец,

на

сына

взглянув сурово, молвил: "Я слышу хвастливое слово", - и напоминает юноше о долге

батыра - "сторожить от набегов наш край родной", "жеребенка вырастить скакуном",

"сироту воспитать богатырем", "пешему лошадь лихую дать", "раздетому кров и одежду

дать". Но Хулатай выслушал наказ отца с "холодной душой" и стал готовиться в дальний

путь. Ушел Хулатай - красивый, отважный батыр, на быстроногом коне он понесся,

поскакал,

много

земель

потоптал,

многих

храбрых

богатырей

осилил,

покой

многих

народов войной нарушил. Но когда герой вернулся домой, родная земля не приняла его:

вступив на край отцовской земли, Хулатай в тот же час окаменел и стал серой глыбой.

8

Героическое сказание «Ай-Хуучин» построено во многом как традиционное в эпосе

хакасов повествования о трех поколениях богатырей – воинов наследственного чурта. В

эпосе «Ай - Хуучин» у героини оба родители кони. Она рождается в табуне от породистых

скакунов. Вместе с ней рождается и ее будущий конь – брат. Героиня задается вопросом :

почему она «человек», родилась у коней. Для неё неясно, где и как жить: среди людей или

коней? Главной идеей сказания «Ай-Хуучин» является обеспечение благополучной жизни

в чурте, расположенном на берегу великой реки, Идеальное представление о доброй жизни

чурта – прежде всего его многолюдье, несметные стада скота и табуны лошадей. Таков

идеал народа – скотовода.

9

В сюжетах былин и героических сказаний хакасов много фантастики, вымысла. Но

вымысел является поэтической правдой. В них отразились исторические условия жизни

двух народов. Но в отличие от русского эпоса идеалы хакасского в меньшей степени

связаны с воинской доблестью, с силой оружия. Если в былинах конь это боевой товарищ,

то

в

алыптыг

нымахах

конь

является

членом

семьи.

Это

отчетливо

определяется

характером

исторического

пути,

пройденного

народами

Минусинской

долины,

пережившими несколько цивилизаций. Предки хакасов в далекой древности вели оседлую

жизнь.

Они

обладали

письменностью,

занимались

хлебопашеством,

скотоводством

владели ремеслами. Все это погибло под ударами Чингизхановой орды.

Особенности исполнения русского и хакасского героических эпосов.

Кто же был исполнителем русских былин? Это был поэт-музыкант, наделенный

незаурядной

памятью

и

артистизмом.

Этого

народного

музыканта

-

профессионала

называли на Руси бояном, сказителем. Одна былина могла длиться больше часа.

10

Чтобы заставить людей с интересом слушать её, нужно было обладать актёрским

талантом и иметь специальную выучку. Чаще всего, но не всегда,

сказителями были

мужчины, их искусство передавалось по наследству — от отца к сыну, затем к внуку и так

далее.

Название «сказитель» происходит от слова «сказывать». Действительно, былины и

не поют, и не рассказывают, а именно сказывают. В былинном сказе есть и ритм, и

мелодия, его можно записать нотами. Но его нельзя назвать пением. Как и в древних

обрядовых песнях, главным в былине является слово. В то же время напевы былин очень

отличаются от напевов обрядовых песен. Музыкальные фразы здесь часто бывают очень

длинными, потому что они точно следуют за фразировкой торжественного, неторопливого

былинного стиха.

Сказители подыгрывали себе на гуслях. Гусли – это старинный струнный щипковый

музыкальный инструмент.

11

Знаменитые

сказители:

В.П.

Щеголенок,

И.

Т.

Рябинин.

Н.

С.

Богданова,

12

Сёстры Крюковы.

Сказителя алыптыг

н ы м а х о в н а з ы в а л и хайджи.

Сказительский

дар

считается

наследственным

и

пользуется

в

хакасском

народе

высоким

почитанием,

так

как

сказания

пове ствуют

о

ге р о и ч е с ком

прошлом, истории народа.

Исполнение алыптыг нымахов всегда сопровождается горловым пением – хаем, а

также

игрой

на

национальных

хакасских

инструментах

чатхане (многострунном

13

щипковом

музыкальном инструменте хакасов)

или

хомысе (хакасский

двух-,

реже

трехструнный щипковый инструмент, тип лютни).

Исполнялись алыптыг нымахи в длинные зимние ночи в кругу собравшихся в доме

слушателей.

В тайге на отдыхе охотников у костра, у мельницы, где люди ночевали,

ожидая помола зерна, в семьях, где готовились к похоронам усопшего и в поминальные

ночи. Женщины брали с собой вязание или другое рукоделие, чтобы сочетать слушание

нымаха с домашним ремеслом. Наслаждение искусством хая и пением богатырской поэмы

было столь велико, что никто из слушателей не смыкал глаз. В народе большим уважением

и почитанием славились сказители Е. П. Миягашев, Матвей Балахчин, Петр Курбижеков,

Семен Кадышев, Макар Добров.

В чем же сходства исполнения героического эпоса двух народов?

1.

Как в хакасских героических сказаниях, так и в русских былинах сказитель (боян,

хайджи) выступает в равном качестве: то он говорит прямой речью от лица героя

сказания, то описывает события.

2.

И

в

хакасском,

и

в

русском

эпосе

очень

большую

роль

играет

музыкальное

сопровождение: в первом случае – на чатхане, во втором – на гуслях, причем в обоих

случаях сопровождение имеет эмоционально-смысловое значение.

14

Отражение героических эпосов в творчестве

профессиональных композиторов.

Творчество

профессиональных

композиторов

тесно

связано

с

народной

музыкой.

Можно даже сказать, что народное творчество дает композиторам идеи для их будущих

произведений, подсказывает им мелодии, сюжеты и образы.

Так

замечательное

былинное

произведение «Слово

о

полку

Игореве»

увлекло

русского композитора Александра Бородина и легло в основу оперы «Князь Игорь».

Основная идея, пронизывающая оперы, - идея величия, несокрушимой мощи

русского народа и русского государства, идея защиты Родины. Патриотические идеи оперы

отражены

не

только

в

образе

народа,-

эти

идеи

раскрываются

и

в

образе

главных

действующих лиц: князя Игоря и его жены-Ярославны. Князь Игорь – достойный вождь

великого народа, для него честь и слава русского народа превыше всего. Ярославна

обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение князя Игоря

и разорение родного края.

15

Премьера

оперы Александра

Александровича

Кенеля

-

основоположника

хакасской

профессиональной

музыки

- «ЧанарХус»

стала свидетельством рождения

новой национальной ветви в оперном искусстве. Опера написана по мотивам хакасского

героического эпоса «Чинар Хус и Ах Чибек». В опере прославляется верность в любви,

раскрывающая «вечную тему борьбы добра со злом». Параллельно этой теме развивается

патриотическая линия, утверждается образ народа как коллектива, готового отстоять свою

независимость в битве с врагом. Препятствия, возникающие на пути Чанар-Хуса и Ах

Чибек, приводят их к гибели. Но любовь их остается в памяти народа, увековечивается –

богатырь превращается в скалу и охраняет живительный родник – Ах Чибек. «Любовь

сильнее смерти» – утверждает композитор.

16

Хочется обратиться к женским образам опер и провести параллели между ними.

Ярославна и Ах Чибек нежно любящие жёны, переживающие за своих мужей. Важным

эпизодом в каждой опере является «плач».

Плач Ярославны «Я кукушкой перелётной» - взволнованная лирическая мелодия,

подчёркивает тоску и скорбь, и сравнивает её с горькой кукушкой. Этот образ часто

встречается в русском фольклоре.

Плач Ах Чибек над могилой мужа возникает из старинных народных хакасских

голошений и причитаний (к примеру, плач Ах Чибек, жены Чанар Хуса, издавна бытует в

народе, причем в самых разных вариантах, первый из которых был записан в 1737 году).

Создавая

глубоко

национальные

образы,

А.

Бородин

и

А.

Кенель

широко

использовали богатейший источник народной музыки, проникая в самую её сущность.

Между двумя такими непохожими, на первый взгляд, культурами, как хакасская и

русская, существует много общего.

Героический эпос – это неотъемлемая часть фольклора двух народов. Он объединяет

множество вещей: язык народа, его музыку, быт, обряды, верования. И, конечно же, эпос

повествует об идеальном народном воителе, чьи качества уважает и ценит народ.

17

Эпос сохранился в веках благодаря своей народности, так как черпал свое духовное

самоутверждение в истории народа. Именно в этом и заключена духовная общность

культур хакасского и русского народов.

Для

современного

человека,

живущего

в

мире

информационных

технологий,

особенности детям и подросткам) надо остановиться, задуматься, вчитаться и познать

духовную историю, культурную жизнь своего народа.

18



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!