Напоминание

"Роль семьи в становлении детской агрессивности"


Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 299 "Дружба"
Населённый пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в становлении детской агрессивности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

Дети

черпают

знания

о

моделях

агрессивного

поведения

из

трех

основных

источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения

и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от

того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также

обучаются

при

взаимодействии

со

сверстниками,

зачастую

узнавая

о

преимуществах

агрессивного поведения во время игр.

«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и

родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и

ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где

в

качестве

дисциплинарных

воздействий

вместо

заботы

и

терпеливого

объяснения

предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Perry, Bussey, 1984).

Существует

огромное

число

исследований,

которые

убедительно

показывают

зависимость

между

негативными

взаимоотношениями

в

системе

«родители-ребенок»,

эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Установлено, на пример, что

если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если

тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и

опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно

возрастает,

ухудшаются

отношения

со

сверстниками,

проявляется

агрессивность

по

отношению к собственным родителям.

Наказание и агрессивность

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью

наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая рас-

пространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрес

-сивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направлен-

ной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка.

Было изучено агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста в связи с

особенностями стратегии родительского наказания и его строгостью, которые измерялись

по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное

поведение своего ребенка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то на звать

нельзя) относятся просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения;

ко второму уровню (умеренные наказания) - словесное порицание, выговоры, брань; к

третьему

уровню

наказаний

(строгие

наказания)

относятся

раз

личные

физические

воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т.д.

В результате исследования было обнаружено: те дети, которые со стороны родителей

подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую агрессию и,

соответственно,

характеризовались

другими

детьми

как

агрессивные.

Наблюдения

показали, что вмешательство родителей при агрессии между братьями и сестрами может

на самом деле оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии.

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон

(Felson,

1983)

обнаружил,

что

дети

проявляют

больше

физической

или

вербальной

агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с

которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой

являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Возникает вопрос: какой при этом должна быть позиция родителей?

Паттерсон (Рatterson, 1984) отмечает, что нейтральная позиция родителей оказывается

предпочтительной. Самая неэффективная стратегия - вмешательство родителей в форме

наказания старших братьев или сестер, так как в этом случае уровень как вербальной, так

и

физической

агрессии

в

отношениях

между

братьями

и

сестрами

в

результате

оказывается наиболее высоким.

Обобщение

результатов

подобных

исследований

приводит

специалистов

к

пред-

ложению

относиться

к

агрессии

между

братьями

и

сестрами

особым

образом,

т.е.

игнорировать ее, не реагировать на нее. Однако такой вывод представляется слишком

радикальным. Иногда не реагировать на подобную агрессию родителям просто невоз

-можно, а подчас вредно и небезопасно.

В ряде ситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между братьями и

сестрами не является исключительным случаем) нейтральная позиция родителей может

только способствовать дальнейшей локализации агрессии. Более того, такая позиция

может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, за крепления

ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже дол -госрочные

негативные последствия.

В исследовании, о котором говорилось выше, изучались лишь две формы реагирования

родителей

на

агрессию

между

братьями

и

сестрами:

нейтральная

позиция,

т.е.

игнорирование фактов агрессии, и наказание детей (в одном варианте - старших, в другом

- младших).

Очевидно,

при

такой

суженной

альтернативе

нейтральная

позиция

действительно

оказывается относительно (но только относительно!) лучшей. Однако возможны и другие

способы родительского реагирования на агрессию между братьями и сестрами, которые не

были

предметом

данного

изучения.

Одним

из

них

является

обсуждение

возникшей

проблемы,

переговорный

процесс,

научение

на

конкретном

примере

конфликта

конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Ведь, как доказано в ряде

исследований, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь именно

слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения

конфликтов. А родители, которые часто и чрезмерно строго наказывают своих детей,

сталкиваются с тем, что агрессивность их детей не высокая, а очень высокая.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!