Напоминание

"Белгородский след" в истории русского сценического искусства


Автор: Жучкова Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Вознесеновская СОШ"
Населённый пункт: с. Вознесеновка Ивнянский район Белгородская область
Наименование материала: электронный образовательный ресурс по краеведению для учащихся
Тема: "Белгородский след" в истории русского сценического искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Областное научное общество учащихся «Истоки»

Секция «Словесная культура Белгородчины»

«Белгородский след» в истории русского

сценического искусства

(Исследовательская работа)

Выполнил: Никулин Олег

ученик 11 класса МБОУ «Вознесеновская

средняя общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Руководитель:

учитель литературы

Жучкова Ирина Ивановна

Научный руководитель: Кулабухова Марина

Анатольевна, профессор, кандидат

философских наук, зав. кафедрой

гуманитарных наук БГИКИ

Вознесеновка, 2013

Тема исследования: Роль актера М.С.Щепкина в развитии

сценического искусства

Цель исследования: Значение творческой деятельности

актера с писателями современниками

Объект исследования: Биография М.С.Щепкина,

А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и др.

Актуальность исследования: Вклад знаменитых земляков в

развитие искусства

Новизна исследования: Сценическое искусство глазами

современного молодого поколения

2

Содержание:

1. Введение стр. 4

2. Детские и юношеские годы М.С.Щепкина стр.5-6

3. Годы скитания актера стр.7-8

4. Семья в жизни и творчестве М.С.Щепкина стр. 9-10

5. Современники актера стр.11-13

6. Заключение стр.14

7. Список используемой литературы стр.15

8. Приложение стр.16-19

3

1. Введение

Белгородчина родная,

Черноземный, рудный край,

Честь России умножая,

Людям должное воздай!

Н.Анисимов

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где

познал

«первых

лет

уроки».

Родной

край

и

населяющие

люди,

неповторимый облик родной природы – все это прошедшее через сознание,

становится частью человеческой судьбы.

Родину, как и родителей, не выбирают – она дается нам вместе с

рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас это центр земли,

независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-

нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и, обживая свою судьбу, мы

присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место

жительства и переехать в провинцию, но центр по-прежнему там, на нашей

родине. Ее сменить нельзя.

Моя родина – Белгородчина - прекрасный, райский уголок Земли

Русской, который населяют необыкновенные люди.

Наша белгородская земля взрастила немало талантливых людей, внесших

вклад не только в историю русской литературы и науки, но и историю

культуры в целом.

В истории развития современного искусства, от начала нашего века

до

сегодняшнего

дня,

замечателен

«белгородский

след».

А

в

истории

культуры России известны имена многих наших земляков:

П.Я. Барвинский, имя которого украшает украинское театральное

искусство.

Родился

он

в

Борисовке

и

в

конце

жизни,

поселившись

в

Белгороде, занимался просветительством [1;6].

С

Белгородчиной

связана

в

большой

мере

творческая

судьба

Н.В.Станкевича – известного просветителя, поэта, литератора и философа.

4

В наших краях родилась знаменитая песня «Там,

вдали за рекой»

Н.М. Коля [1;23].

В нашем крае родился и жил заслуженный художник России С.С.

Косенков, награжденный золотой медалью в Лейпциге за иллюстрации к

«Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского [7;1].

Но жизнь великого

русского актера, основоположника реализма в

сценическом искусстве, реформатора русского театра Михаила Семеновича

Щепкина служит образцом благородного служения театру.

2. Детские и юношеские годы М.С.Щепкина

Гряда

поросших

лесом

холмов

подковой

охватила

просторную

луговую

низину.

У

подножья

холмов

струится

тихая

речка

с

ласковым

именем

Пена,

Пенка.

Холмы

за

холмами,

новые

холмы

в

синей

дымке

горизонта. Отчий край: то задумчивая роща напомнит о былом, то тихая

Пенка у мелового холма прошепчет о событиях минувших более 225 лет

назад (рис.1).

Здесь,

6/17/

ноября

1788

года,

в

селе

Красном,

родился

чародей

русского театра Михаил Семенович Щепкин (рис.2). С самого рождения

жизнь готовила мальчику огромные нравственные испытания.

Отец,

Семен

Григорьевич,

был

крепостной

человек

графа

Волькенштейна.

Мать, Марья Тимофеевна, была также из крепостных, пришедшая в

приданое за графиней. Но дед Михаила был сыном священника Иоанна,

который священствовал в Калужской

губернии Мосальского уезда в селе

Спасе,

что

на

речке

Перешке.

Он,

заснул

свободным,

а

проснулся

крепостным, как это часто было тогда.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, чтобы он не баловался, его отдали

учиться грамоте к Никите Михайловичу, который состоял ключником в

5

хлебном магазине при винном заводе. Школу «имел приватно» [2;2]. В нее,

попросту говоря, ходило с десяток сельских ребятишек.

Учился Щепкин легко и быстро, и по прошествии 6 лет выучил

азбуку,

часослов

и

псалтырь.

Этим

и

заканчивалось

все

обучение,

из

которого

дети

приобретали

только

способность

бегло

читать

церковные

книги. Но среди всех учеников выделялся скромный мальчик, отличающийся

любознательностью и одаренностью – Михаил Щепкин. Уже в те годы у

ребенка обнаружилась способность к математике и рисованию.

Семен Григорьевич, употребив положение управителя имением графа

Г.С. Волькенштейна, решил дать сыну настоящее образование. Он написал

письмо

«очень

умному

священнику»

из

Белгорода,

обучавшего

еще

в

студенческие годы сына графа.

С 1795г. по 1799 г. Михаил Семенович обучался истории и основам

латинского

языка

в

Белгороде.

В

1801

г.

Щепкин

окончил

Судженское

уездное малонародное училище, и там же начал исполнять мелкие роли, а

затем в родном селе в домашнем театре графа юноша исполнил несколько

ролей.

С 1805 г. Михаил начал играть в спектаклях братьев Барсовых в

Курске.

Но

поначалу

этот

год

стал

неудачным

для

шестнадцатилетнего

крепостного. Вся осень продержалась теплая и сухая, и графское семейство

лишь в ноябре перебралось из Красного в Курск. С первых дней Михайло

стал ходить в театр и переживал, что ему ничего не предлагали. Случай свел

Щепкина с госпожой Лыковой - известной актрисой театра Барсовых. Из-за

отсутствия актера срывался спектакль, и Михаил Семенович предложил

свою кандидатуру.

Впоследствии актер вспоминал: « Как я играл, принимала ли меня публика

хорошо или нет – этого я совершенно не помню. Знаю только, что по

окончании роли я ушел под сцену и плакал от радости, как дитя… Этого

дня я никогда не забуду» [3;23].

6

Это было поистине редкостное счастье для крепостного юноши.

3. Годы скитания актера

В последующие годы Михаил выступал в Харьковском и Полтавском

театрах.

Почти

семнадцать

лет

играл

Щепкин

в

губернских

театрах,

переходя

из

труппы

в

труппу,

разъезжая

по

ярмаркам

со

своими

товарищами и постоянно идя вперед. У него не было амплуа, он не выбирал

себе ролей, а играл все, что было необходимо для составления спектакля.

Постоянно трудясь с первого дня поступления своего на сцену, постоянно

изучая, обрабатывая свою игру, он удвоил свои труды, театр уже был для

него необходимостью, воздухом, условием жизни. «Жить для Щепкина

значило играть, играть – значит жить» [4;2].

Сцена сделалась для актера даже целебным средством в болезнях

духа и тела. Искусство мирило его с действительностью, оживляло его

нервы, чудотворно врачевало его тело. Много раз, и многие были тому

свидетели,

что

Щепкин

выходил

на

сцену

больной

и

сходил

с

нее

совершенно здоровый.

До

1816

года

Михаил

Семенович

участвовал

только

на

сцене

Курского театра, не говоря о домашних спектаклях, бывавших нередко у

графа Волькенштейна, в которых он часто отличался. Актер начинал свою

артистическую деятельность сперва без всякого жалования, а потом получал

очень маленькое.

Публика

Курска

была

равнодушна

к

зрелищам

подобного

рода,

поэтому театр считали барской забавой, нежели общенародным зрелищем.

Об успехах Щепкина на Харьковских сценах, к сожалению, очень

мало сведений. Если что осталось известным, то только из рассказов самого

актера [9;15]. Он участвовал в балете под названием «Осада и взятие какой-

то

крепости».

Требовалось

много

действующих

лиц,

поэтому

Михаил

7

Семенович был приглашен. Здесь же в первый раз выступления Щепкина,

бывший губернатор города Полтавы князь Репнин обратил внимание на

хорошую игру актера, и через несколько дней Щепкин переехал к князю.

В

этот

период

были

поставлены

пьесы

«Наталка-Полтавка»,

«Москальчаривник»,

«Энеида».

В

опере

«Мнимый

невидимка»

Щепкин

играл

содержателя

гостиницы,

который

ревновал

свою

жену

ко

всем

мужчинам. 2-я пьеса «Подложный клад», где актер играл роль Подслухина,

страшного скрягу, но, впрочем, богатого человека. Репертуар полтавского

театра был довольно обширен. Из комедий часто давались: «Багатонов»,

«Роман на большой дороге», «Воздушные замки», «Школа злословия» и

другие (рис.3).

В конце 1817 г. Михаил Семенович Щепкин, блистательно играл в

Полтаве

под

покровительством

богатого

вельможи.

Росло

уважение

к

таланту с каждым днем.

Лишь в 33-летнем возрасте по подписке, проведенной по инициативе

будущего

декабриста

Волконского

С.Г.,

актер

получил

свободу,

и

по

векселям была выдана отпускная.

20 сентября 1822 года Щепкин дебютировал в Москве в Театре на

Маховой.

Московская

публика

приняла

актера

с

живейшим

восторгом.

Первая пьеса для дебюта была «Богатонов, или Провинциал в столице». На

первой репетиции он очаровал своей игрой всех, особенно автора, Михаила

Николаевича Загоскина. После «Богатона», при втором дебюте, Щепкин

сыграл

в

пьесе

«Марфа

и

Угар»,

писаря

Грицко

в

пьесе

«Козак-

стихотворец». В третьем договоре он играл «Водовоза» в керубиневской

опере и превзошел все ожидания.

После трех дебютов заключили с дирекцией

московских театров

контракт на три года с жалованием 2400 рублей.

В 1823 г. Михаил Семенович переселился в Москву совсем, затем из

Полтавы

приехало его семейство. В своих «Записках» актер писал, «что

8

судьба его постоянно баловала» [3;32]. Она была к нему благосклонна, когда

послала такую подругу- жену. С ней он мог быть уверен, что найдет всегда

отдых дома, а отдых был необходим каждому артисту при театре.

4. Семья в жизни и творчестве М.С.Щепкина

Встреча

Щепкина

с

Еленой

Дмитриевной

была

счастливой

случайностью.

Он

увидел

свою

будущую

подругу

«очень

издалека».

Девушка воспитывалась в доме генерала Чаликова. Она попала к ним после

взятия Анапы, во время войны с Турцией лицо девушки напоминало тип

грузинок черты лица ее, довольно правильные, были не крупны и мягки, а

темный цвет лица, черные волосы и черные глаза напоминали южный и даже

восточный тип.

Михаил Семенович при первой встрече понравился девушке. Актер

долго скрывал от невесты, что он находится в крепостной зависимости у

графа. Но это не испугало Елену Дмитриевну. И уже после 1812 года они

поженились.

Все

знали Щепкина как талантливого артиста, но далеко не все

могли знать его как семейного человека. Зная актера в семье и в обществе,

можно

было

вполне

оценить

все

редкие

свойства

его

разнообразно

одаренной

натуры

и

понять

его

высокое

умственное

и

нравственное

развитие, при всей простоте и патриархальности привычек и образа жизни.

В

Москве Михаила Семеновича, известного уже артиста и всеми

уважаемого

человека,

окружила

большая

семья:

жена,

отличавшаяся

замечательной добротой, взрослые сыновья, дочери и воспитанники. Когда в

Харькове скончался старинный друг Щепкина Петр Егорович Барсов, то

актер незамедлительно взял к себе осиротевшее семейство. Таким образом,

дети воспитывались вместе, а позднее один из Барсовых женился на дочери

9

Михаила

Семеновича.

Так

незаметно

росла

семья,

и

в

1831

году

она

включала в себя двадцать четыре человека.

Щепкин постоянно заботился о том, чтобы дать хорошее образование

своим детям. Он часто повторял, что «образование действует не только на

развитие ума, но и на нравственные качества человека». Все сыновья и

приемные дети Щепкина поступили в университет.

В

40-х

годах

семья

Михаила

Семеновича

немного

уменьшилась:

многие выбыли из нее, одни, чтобы жить самостоятельно и своим трудом, а

других не было уже в живых. Но

семья еще состояла из четырнадцати

человек,

не

считая

молодых

людей,

временно

принятых

в

дом

и

находившихся под покровительством Щепкина. Поэтому в доме всегда было

шумно.

Но в тихие минуты домашней жизни, когда актер оставался один, он

надевал свой темный коричневый халат и лениво и медленно расхаживал по

комнате молча. Только изредка обращался он в такие минуты к домашним

шуткой,

пословицей

или

отрывком

малороссийской

песни.

Свободные

вечера любил проводить за картами дома или в английском клубе, которого

он был членом в последние годы жизни. Выиграть случалось ему реже,

нежели

проигрывать.

Это

были

минуты

отдыха,

потому

что

играть

приходилось очень часто, почти ежедневно. Михаил Семенович никогда не

отказывался от предложенных ролей. Но маленькие и бессодержательные

роли тяготили его. Зато как одушевлялся он каждою хорошею, богатою

содержанием ролью.

Изучая роль, Щепкин усваивал больше внутренние движения души

человека.

В

игре

не

было

подражания

внешним

привычкам,

голосу

и

ухваткам различных сословий: он никогда никого не копировал. У этого

актера был

особый талант- схватить сущность лица и передать это по-

своему. В умном его взгляде выражаются мысли изображаемого им человека,

и тон речи, и движения подходили к характеру (рис.4). Как в комических

10

ролях, так и в комедиях, талант Михаила Семеновича увлекал публику так

же сильно, как и в драмах. Зрители с восторгом слушали его монологи в

роли Фамусова в «Горе от ума».

Несмотря на полноту, Щепкин был эластичен в движениях, силен и

неутомим. Свойства эти он сохранил до глубокой старости.

5. Современники актера

С

1822

г

актер

становится

равным

среди

лучших

людей

своего

времени: Пушкин, Белинский, Тургенев, Гоголь. В их кругу он проверяет

огромный

жизненный

и

сценический

опыт,

здесь

формируется

его

мировоззрение.

Знакомства

Щепкина

были

самые

разнообразные.

Его

одинаково принимали во всех слоях московского общества: он оживлял

компанию множеством рассказов из прошлого.

Летом 1829 года студент Московского университета В.Г. Белинский

писал письмо, что был в театре и видел лучшего комического

актера –

Щепкина. «Это не человек, а дьявол: вот лучшая

и справедливейшая

похвала его». Великий критик считал Михаила Семеновича художником,

которому изучить роль – не значит один раз приготовиться. Его игра –

творческая, гениальная. А в 1846 году Щепкин совершает путешествие на

юг вместе с Виссарионом Белинским. По пути они побывали в Курске,

Харькове, Белгороде (рис.5).

Очень любил актер пьесы Гоголя и самого автора, с которым

они

познакомились летом 1832 года в доме писателя Сергея Аксакова. С тех

пор они встречались часто и беседы их были живы и увлекательны. Оба

они знали и любили Малороссию и охотно толковали о ней, сидя в дальнем

углу гостиной в доме Щепкиных. Иногда распевали песни. Их столько

роднило – Украина, литература, театр (рис.6). Ведь в ранней молодости

Гоголь

пытался

стать

актером,

участвуя

в

Нежинской

гимназии

в

11

любительских спектаклях (рис.7). Их переписка была интересна и «несла

Щепкину

заряд

творческого

потенциала»

[10;12].

Беседы

с

Михаилом

Семеновичем

обогатили

книги

Н.В

Гоголя

не

только

сочными

выражениями и бытовыми штрихами. В «Мертвых душах», например, из

щепкинских рассказов перешли такие колоритные фигуры, как генерал

Бетрищев и Петр Петрович Петухов.

Больше

всего

на

свете

Михаил

Семенович

ценил

дружбу

с

А.С.Пушкиным (рис.8). В 1836 году, находясь в гостях у актера, великий

поэт

уговаривал

друга

писать

свои

воспоминания

и

собственноручно

пишет начал его: «17 мая 1836г. Москва. Записки актера Щепкина. Я

родился в Курской губернии, Обоянского уезда в селе Красном, что на речке

Пенке…»

(рис.9,

10).

Щепкин

стоял

за

спиной

безмолвный

и

взволнованный. На этом же листе продолжил он свои воспоминания [6;2].

Сильно увлекли Михаила Семеновича пьесы Тургенева

(рис.11).

Знакомство их произошло в середине сороковых годов. Казалось бы, их

столько

разъединяло:

бывший

крепостной

и

потомственный

дворянин,

помещик. Да и разница в возрасте – целых тридцать лет. Но они сошлись

быстро и навсегда. Большое удовольствие Тургеневу доставляла игра актера

(рис12). Это видно из их переписки [6;2].

Место и точная дата знакомства с Т.Г.Шевченко не установлены.

Артист и поэт жили как одно целое (рис13). Оба – из крепостных, оба

страстно

рвались

на

волю.

Шевченко

посвятил

Щепкину

в

1844г.

стихотворение

«Ворожи

мени,

волхве»

и

фото

(рис14).

В нем поэт

обращается к другу-актеру как к брату, как к самому родному человеку,

открывая

боль

своего

сердца,

свои

надежды,

просит

совета

[6;2].

До

последних

дней

жизни

связывали

их

нерасторжимые

дружеские

узы

(рис15).

Между многими знакомыми семьями Москвы особенно

близко и

дружески

был

знаком

Михаил

Семенович

с

профессором

12

М.С.Перевощиковым.

Актер

был

почитателем

ума

и

таланта

этого

известного ученого, астронома и математика.

Такие же близкие отношения были у Щепкина с С.Г.Аксаковым,

автором «Семейной хроники».

В доме был частым гостем известный пианист Рудольф, дававший

уроки музыки в Москве.

Дом Щепкиных принадлежал к тем домам старинной Москвы, в

которых находило приют искусство, а простые и добрые обычаи семьи

отрадно действовали на посещавшую молодежь.

Редко, конечно, выпадет на долю человека такой сильный и полный

талант, каким одарила природа Михаила Семеновича.

Во

все

пятьдесят

лет

театральной

службы

актер

не

только

не

пропустил ни одной репетиции, но даже ни разу не опоздал. В последние

годы он все играл на сцене, но сознавал, что силы его слабеют, иногда

говорил о том, что конец близок (рис.16).

В 1863 году летом Михаил Семенович предпринял поездку в Крым с

артистическими целями. Но думал укрепить свои силы южным воздухом.

Побыв немного на юге, он сообщил семье, что чувствует себя хорошо и

доволен поездкой. Но через некоторое время при чтении пьесы Гоголя

вслух он простудился. И 12 августа Михаила Семеновича не стало. Тело

его было привезено в Москву, где он был похоронен на

Пятницком

кладбище.

На

памятнике

большими

буквами

написано:

«Михаилу

Семеновичу Щепкину, Артисту и человеку» [10;22].

13

6. Заключение

Завет Щепкина- это высокая форма искусства. Село Красное, малая

родина актера, сегодня значится на карте Белгородской области и с 1970г

действует музей великого актера. Именем Щепкина назван Белгородский

драматический театр. В Яковлевском районе есть сельскохозяйственное

предприятие имени М.С.Щепкина. В Белгороде именем актера названа

одна

из

улиц

(рис.17),

к

200-летию

по

центральному

проспекту

был

установлен памятник Михаилу Семеновичу (рис.18).

С именем Михаила Семеновича связан весь русский театр. Этот

человек

был

не

только

гениальным

актером,

но

и

утвердил

значение

русского актера. Это гениальный борец, «чародей» русской сцены.

В день рождения актера многие школьные творческие объединения,

связанные с изучением истории родного края, проводят спектакли, вечера

памяти,

викторины,

чтобы

огонек

сценического

искусства,

зажженный

двести лет назад на Белгородчине, горел вечно и напоминал о великом

чародее (рис.19,20).

14

Список используемой литературы:

1. Гринева С.П. «Белгородский след» в истории русской литературы.-

Белгород,1998

2. Ефименко Л. Артист и поэт./Белгородская правда №12, 1989

3. «Записки актера Щепкина»,- Интернет Ресурсы

4. Ильин В.Белгородский драматический Театр им.Щепкина- 25

лет/Белгородская правда.№4,1979

5. М.С.Щепкин. Жизнь и творчество.в2-х т, Т2М.Искусство,1984

6. Осыков Б.Дебют К 190 годовщине М.С.Щепкина./Белгородская

правда №4,191998

7. Станислав Косенков. Альбом / Сост. А.Косенкова.- Белгород, 2002

8.Сакович Т.Н. Он создал правду на русской сцене.-Белгород, 1988

9.Шаповалов В.А. Набор «Выдающиеся Белгородцы» Белгород,1995

10.Чародей русской сцены/набор иллюстрированного материала к

200-летию М.С.Щепкина, М, Искусство,1993

Приложение 1

15

рис.1 рис.2

рис.3

рис.4

рис.5

Приложение 2

16

рис. 6

рис.7

рис. 8

рис.9

рис.10

Приложение 3

17

рис.12

рис 11

рис.13

рис.14

рис.15

18

Приложение 4

рис.16 рис.17

рис.18

рис.19

рис.20

19



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!