Автор: Севостьянова Галина Адамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Семикаракорск Ростовкой обл.
Наименование материала: программа по казачеству
Тема: программа показачеству
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Казачок» по социальному направлению составлена на основе
авторской программы
Е.Ю. Сухаревской курс «Доноведение»
Закон РФ от 21.12.2016 «Об образовании в РФ Приказ Минобрнауки России от 29.082013№1008 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Письмо Минобрауки от 14.12.2013 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ
Актуальность
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие
духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается
длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся
к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость
изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Актуальность
темы
в
наше
время
обусловлена
живым
научным
и
общественным
интересом
к
возрождению
и
становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало
внимание
большого
числа
исследователей
различных
отраслей
знания:
историков,
социологов,
этнографов,
военных,
экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом. \\\\\\\\\\\\
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже -
тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали
корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С.
Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого:
«Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории
казачества!
Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».
Представленная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34
часа в год.
Основной
целью
программы
является
формирование
у
школьников
начального
представления
о
казачестве,
пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.
Образовательные задачи:
знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
-углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном,
духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками
духовной культуры;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание
учащихся
на примере
жизни
и
деятельности
казаков, понимания ценности и значимости каждой
человеческой жизни;
-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории,
восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли
казачества на службе Отечеству;
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.
-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего
края.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов».
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность детей.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование
положительных эмоций.
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе
сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
Принцип интеграции и дифференциации обучения.
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Мини сочинения
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№
Раздел
Тема
Кол-во
Классы
п/п
программы
часов
1 «А»
1 «Б»
1 « В»
1 «Г»
1
Кто такие
казаки?
Вводное занятие. Инструктаж.Кто
такие казаки?
1
1.09
5.09
6.09
2.09
2
Зарождение и становление казачества.
1
8.09
12.09
13.09
9.09
3
История заселения Нижнего Поволжья
казаками.
1
15.09
19.09
20.09
16.09
4
Наказы казачества.
1
22.09
26.09
27.09
23.09
5
Составление своего наказа.
1
29.09
3.10
4.10
30.09
6
Истоки казачьего духа.
1
6.10
10.10
11.10
7.10
7
Экскурсия в музей казачества.
1
13.10
17.10
18.10
14.10
8
Конь – верный друг казака.
1
20.10
24.10
25.10
21.10
9
Практикум. Изготовление, рисование
казака и его боевого коня.
1
27.10
7.11
8.11
28.10
10
Казачьи
символы
Главные казачьи символы и знаки:
знамя, гимн, нагайка, шашка.
1
10.11
14.11
15.11
11.11
11
История появления казачьих символов
и знаков.
1
17.11
21.11
22.11
18.11
12
Рисование казачьих символов и знаков.
1
24.11
28.11
29.11
25.11
13
Изготовление игрушечных символов.
1
5.12
6.12
2.12
14
Оформление выставки макетов и
рисунков «Казачьи символы».
1
1.12
12.12
13.12
9.12
15
Традиции
и обычаи
казаков.
Казачья хата. Рисунки, макеты
казачьего куреня.
1
8.12
19.12
20.12
16.12
16
Подворье.
1
15.12
26.12
27.12
23.12
17
Изготовление игрушечного подворья
казаков.
1
22.12
9.01
10.01
13.01
18
Казачья кухня.
1
12.01
16.01
17.01
20.01
19
Рецепты старинной казачьей кухни.
1
19.01
23.01
24.01
27.01
20
Православ
ные
Духовная жизнь казака.
1
26.01
30.01
31.01
3.02
праздники
21
Праздник Рождества Христова.
1
2.02
6.02
7.02
10.02
22
Посещение церкви (монастыря).
1
9.02
13.02
14.02
17.02
23
Масленица
1
16.02
27.02
28.02
3.03
24
Пасха
1
2.03
6.03
7.03
10.03
25
Экскурсия в церковь
1
9.03
13.03
14.03
17.03
26
Троица
1
16.03
20.03
21.03
24.03
27
Казачий
фольклор
Загадки, пословицы и поговорки
казаков. Сочинение своих пословиц и
поговорок.
1
23.03
3.04
4.04
7.04
28
Сказки.
1
6.04
10.04
11.04
14.04
29
Мы сочиняем казачью сказку.
1
13.04
17.04
18.04
21.04
30
Народные казачьи песни.
1
20.04
24.04
25.04
28.04
31
Разучиваем песни казаков.
1
27.04
1.05
2.05
5.05
32
Встреча с ансамблем «»
1
4.05
8.05
9.05
12.05
33
Встреча с ансамблем песни и пляски
«»
1
11.05
15.05
16.05
19.05
34
Посещение музея казачества.
1
18.05
22.05
23.05
19.05
1.
«Как у нас Дону»
По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.),
Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до
н.э.).
Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев.
Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.),
Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов.
Славянские поселения на Дону.
Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление
первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий
казачьих городков. Топонимика.
Практические занятия:
Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим
понятиям: названия станиц, рек, поселений.
Творческое задание:
Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных
произведениях описания казачьей жизни.
2.
Казачье житьё бытьё
Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным
устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения
понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный
образцы поведения.
Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки –
казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.
Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы
пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья
вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.
Практические занятия:
Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».
Творческое задание:
Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков.
Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.
3. Бабушкин сундук
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение
казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала
XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.
Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины
XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.
Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и
будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
Практические занятия:
Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.
Творческое задание:
Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.
4. В старину едали деды
Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств.
Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и
засолки. Рецепты сладкоежки.
Практические занятия:
Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд
донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в
современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря»
(хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)
Творческое задание:
Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый
чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.