Напоминание

программа показачеству


Автор: Севостьянова Галина Адамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Семикаракорск Ростовкой обл.
Наименование материала: программа по казачеству
Тема: программа показачеству
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Казачок» по социальному направлению составлена на основе

авторской программы

Е.Ю. Сухаревской курс «Доноведение»

Закон РФ от 21.12.2016 «Об образовании в РФ Приказ Минобрнауки России от 29.082013№1008 «Порядок организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Письмо Минобрауки от 14.12.2013 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных

общеобразовательных программ

Актуальность

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие

духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается

длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся

к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость

изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Актуальность

темы

в

наше

время

обусловлена

живым

научным

и

общественным

интересом

к

возрождению

и

становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало

внимание

большого

числа

исследователей

различных

отраслей

знания:

историков,

социологов,

этнографов,

военных,

экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом. \\\\\\\\\\\\

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже -

тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали

корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С.

Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого:

«Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории

казачества!

Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».

Представленная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34

часа в год.

Основной

целью

программы

является

формирование

у

школьников

начального

представления

о

казачестве,

пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

Образовательные задачи:

знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

овладение начальными навыками исследовательской работы;

-углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном,

духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками

духовной культуры;

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

воспитание

учащихся

на примере

жизни

и

деятельности

казаков, понимания ценности и значимости каждой

человеческой жизни;

-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории,

восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли

казачества на службе Отечеству;

Развивающие задачи:

развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего

края.

Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных

действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,

метапредметных и личностных результатов».

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

3. Адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

2. Планировать свои действия .

3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

4. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

2. Слушать и понимать речь других людей.

3. Формулировать собственное мнение и позицию.

4. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

– гражданственность – закон и порядок.

– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.

– труд и творчество – уважение к труду.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную

деятельность детей.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование

положительных эмоций.

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе

сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

Принцип интеграции и дифференциации обучения.

Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

Практические

Рассказ педагога и рассказы детей

Беседы

Дискуссии

Встречи с интересными людьми

Мини сочинения

Походы, экскурсии

Конкурсы, викторины

Составление презентаций Power Point

Календарно – тематическое планирование 1 класс

Раздел

Тема

Кол-во

Классы

п/п

программы

часов

1 «А»

1 «Б»

1 « В»

1 «Г»

1

Кто такие

казаки?

Вводное занятие. Инструктаж.Кто

такие казаки?

1

1.09

5.09

6.09

2.09

2

Зарождение и становление казачества.

1

8.09

12.09

13.09

9.09

3

История заселения Нижнего Поволжья

казаками.

1

15.09

19.09

20.09

16.09

4

Наказы казачества.

1

22.09

26.09

27.09

23.09

5

Составление своего наказа.

1

29.09

3.10

4.10

30.09

6

Истоки казачьего духа.

1

6.10

10.10

11.10

7.10

7

Экскурсия в музей казачества.

1

13.10

17.10

18.10

14.10

8

Конь – верный друг казака.

1

20.10

24.10

25.10

21.10

9

Практикум. Изготовление, рисование

казака и его боевого коня.

1

27.10

7.11

8.11

28.10

10

Казачьи

символы

Главные казачьи символы и знаки:

знамя, гимн, нагайка, шашка.

1

10.11

14.11

15.11

11.11

11

История появления казачьих символов

и знаков.

1

17.11

21.11

22.11

18.11

12

Рисование казачьих символов и знаков.

1

24.11

28.11

29.11

25.11

13

Изготовление игрушечных символов.

1

5.12

6.12

2.12

14

Оформление выставки макетов и

рисунков «Казачьи символы».

1

1.12

12.12

13.12

9.12

15

Традиции

и обычаи

казаков.

Казачья хата. Рисунки, макеты

казачьего куреня.

1

8.12

19.12

20.12

16.12

16

Подворье.

1

15.12

26.12

27.12

23.12

17

Изготовление игрушечного подворья

казаков.

1

22.12

9.01

10.01

13.01

18

Казачья кухня.

1

12.01

16.01

17.01

20.01

19

Рецепты старинной казачьей кухни.

1

19.01

23.01

24.01

27.01

20

Православ

ные

Духовная жизнь казака.

1

26.01

30.01

31.01

3.02

праздники

21

Праздник Рождества Христова.

1

2.02

6.02

7.02

10.02

22

Посещение церкви (монастыря).

1

9.02

13.02

14.02

17.02

23

Масленица

1

16.02

27.02

28.02

3.03

24

Пасха

1

2.03

6.03

7.03

10.03

25

Экскурсия в церковь

1

9.03

13.03

14.03

17.03

26

Троица

1

16.03

20.03

21.03

24.03

27

Казачий

фольклор

Загадки, пословицы и поговорки

казаков. Сочинение своих пословиц и

поговорок.

1

23.03

3.04

4.04

7.04

28

Сказки.

1

6.04

10.04

11.04

14.04

29

Мы сочиняем казачью сказку.

1

13.04

17.04

18.04

21.04

30

Народные казачьи песни.

1

20.04

24.04

25.04

28.04

31

Разучиваем песни казаков.

1

27.04

1.05

2.05

5.05

32

Встреча с ансамблем «»

1

4.05

8.05

9.05

12.05

33

Встреча с ансамблем песни и пляски

«»

1

11.05

15.05

16.05

19.05

34

Посещение музея казачества.

1

18.05

22.05

23.05

19.05

1.

«Как у нас Дону»

По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.),

Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до

н.э.).

Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев.

Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.),

Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов.

Славянские поселения на Дону.

Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление

первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий

казачьих городков. Топонимика.

Практические занятия:

Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим

понятиям: названия станиц, рек, поселений.

Творческое задание:

Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных

произведениях описания казачьей жизни.

2.

Казачье житьё бытьё

Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным

устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения

понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный

образцы поведения.

Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки –

казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.

Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы

пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья

вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.

Практические занятия:

Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

Творческое задание:

Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков.

Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.

3. Бабушкин сундук

Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение

казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала

XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.

Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины

XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.

Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и

будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Практические занятия:

Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.

Творческое задание:

Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.

4. В старину едали деды

Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств.

Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и

засолки. Рецепты сладкоежки.

Практические занятия:

Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд

донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в

современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря»

(хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)

Творческое задание:

Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый

чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!