Напоминание

"Священные книги и религии мира"


Автор: Новожилова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Владимир.
Наименование материала: конспект урока по курсу ОРКЭС
Тема: "Священные книги и религии мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Класс: 4

Урок: 6- 7

Тема: Священные книги религий мира.

Цель: Формирование понятия «священное книги» через

ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

Задачи:

1.

Сформировать представление об основных священных

книгах мировых религий – Трипитака, Тора, Библия,

Коран.

2.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление

обучающихся.

3.

Способствовать развитию коммуникативных

способностей обучающихся, умению аргументировано

отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с

иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в

группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: трипитака, тора, библия,

коран.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал,

карты мира, фишки разноцветные,

Этапы урока

Ход урока

примечание

1.

Организацио

нно-

мотивационн

ый. момеит

Приветствие детей."Каждый день жизни прибавляет

частичку мудрости."

-Давайте посмотрим , какую частичку мудрости мы

получим на сегодняшнем уроке.

2.

Актуализаци

я знаний

-Покажите на карте места возникновения мировых

религий.(на карте участники группы цветными

фишками обозначают: Жёлтыая -ислам, христ-во —

красная, иудаизм — зелёная, буддизм - синяя)

-Назовите основателей мировых религий и заполните

таблицу.

Заполнение таблицы:

буддизм

иудаизм

христиан

ство

ислам

Основате

ли

мировых

Работа в

группах.

религий

?

3

Введение в

тему

Отгадайте загадку:

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят,

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам водят. (книги)

-Какие прилагательные мы можем подобрать для

характеристики слова «книги»? (интересные, новые,

таинственные, популярные, мудрые, добрые,

познавательные…)

-А я подобрала слово священные, ведь именно о таких

книгах мы начали разговор на прошлом уроке.

-О каких первых священных книгах мы узнали?

-Что такое Веды? О чем в них рассказывается?

-А о чем повествуется в Авесте?

До начала

урока на парты

разложить

раздаточный

материал

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

4.

Создание

проблемной

ситуации

-Сегодня мы познакомимся со священными,

почитаемыми книгами религиозных культур.

-Рассмотрите коллаж.

-Что изображено на каждой фотографии?

-Каждый изображенный человек является

представителем какой-то религиозной культуры.

- Давайте попробуем определить представителей

каких религий мы видим? Обоснуйте свои ответы.

(ответы-предположения детей, каждое

предположение должно обосновываться)

-А чем они все заняты? (читают)

-Как вы думаете, что за книги они читают?

-Кто-нибудь знает, как называется каждая из книг?

Слайд 4

5

Объяснение

нового

материала.

Буддизм

Иудаизм

Христиан

ство

Ислам

Священн

ая книга

Трипитак

а

Тора

Библия

Коран

Ответы учащихся помогают заполнить таблицу

Работа с текстом с. 16-18:

На сегодняшнем уроке мы узнаем о священных

книгах разных религий мира. Для этого

попробуем найти ответы на вопросы:

как переводится название этой книги?

Из каких частей она состоит?

О чём говорится в книге?

-Работаем в группах.Первая группа по

христианству.Вторая по буддизму.Третья по

исламу.Четвертая по иудаизму.Можно использовать

дополнительные тексты,которые у вас на партах.

Священн

слайды5-9

ая книга

Перевод

Из

каких

частей

состоит

Содержан

ие

Выступление

групп

по

проделанной

работе

и

заполнение таблицы в ходе выступлений.

П р о в е р к а

т а б л и ц ы

п о

с л а й д у .

слайд10

6

Проверка

усвоения

материала

урока

Проводится игра

Тора – священная книга иудеев? (да)

Коран состоит из 3 частей? (нет)

Трипитака - священный текст буддистов? (да)

В состав Трипитаки входит Новый завет? (нет)

Библия – священная книга христиан?(да)

Библия рассказывает о жизни Иисуса Христа?

(да)

Трипитака состоит из 2 частей?(нет)

Коран – священная книга ислама?(да)

Тора - означает «учение»?(да)

Книги Ветхого Завета написали пророки? (да)

- Зачем нужно читать священные книги? Послушайте

притчу и ответьте на вопрос.

« Один старик жил вместе со своим внуком высоко в

горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук

старался быть похожим на него и во всем подражал

дедушке. Однажды мальчик спросил: « Дедушка, я

стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но

не понимаю их. Так какая польза в их чтении?» Дед,

клавший уголь в печь, остановился и ответил: «

Возьми корзину для угля, спустись к реке и принеси

воды». Мальчик старался выполнить поручение, но вся

вода вытекала из корзины до того, как он успел

вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: «

Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал

быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой.

Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине,

мальчик отправился за ведром. Дед возразил: « Мне

нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто

недостаточно стараешься». Мальчик вновь набрал

воды в реке и побежал так быстро, как только мог. Но

когда он увидел деда, корзина была пустой. « Видишь,

дедушка, это бесполезно!»- подытожил выдохшийся

внук. « Так ты думаешь, это бесполезно? Взгляни на

корзину!» - ответил дед. Мальчик посмотрел на неё и

увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно

чистой. «Сынок!!! Вот что происходит, когда ты

читаешь священные книги. Они меняют тебя как

внешне, так и внутренне».

(Учитель зачитывает текст., Происходит работа над

ранее заданным вопросом.)

– Почему, читая священные книги, мы становимся

чище, лучше, добрее?

7.

8

Итог занятия

Рефлексия

Подведем итог нашей работы:

-Какие священные книги религий мира мы узнали?

- Есть ли что-то общее у всех этих книг?

Действительно, священные книги, как и люди,

независимо от своей принадлежности к какой – либо

религии имеют много общего. Они побуждали и

побуждают верующих людей к активной деятельности,

поиску собственных жизненных путей, учили и учат

жить, соблюдая определенные заповеди.

В заключении давайте сочиним синквейн. Кто забыл

правила его написания, посмотрите на слайд. Итак,

КНИГА

Священная, древняя

Помогает, учит, наставляет

Чтение – лучшее учение

Культура

Оцените свои достижения на уроке с помощью

смайлика.

слайд12

9.

Домашнее

задание

Рассказать родителям о священных книгах мировых

религий. Прочитать текст с.16-21.Выписать в словарь

новые термины.

Приложения

-

Приложение 1

Библия

-Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и

означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека). Но когда

это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно

означает одну, священную книгу христиан. Библию называют Книгой

книг и величайшим памятником истории и культуры. Она была первой

печатной книгой в мире. Переведена на 1907 языков. Даже для слепых

есть Библия с особым шрифтом Брайля. По количеству выпущенных

книг Библия занимает первое место в мире. Библия состоит из двух

больших частей: из Ветхого и Нового Заветов.

-Первая

по

времени

создания

часть

Библии

является

общей

Священной Книгой для иудаизма и христианства. Называется у евреев

Танах,

у

христиан

она

получила

название

Ветхий

Завет.

Первая

и

большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются

«Священное Писание Ветхого Завета» . Слово завет

означает «союз,

договор» . Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен

людям

для

того,

чтобы

с

уверенностью

встречать

невзгоды

и

испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о

том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра. Книги Ветхого

Завета

написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели

особый

дар

умение

слышать,

что

говорит

им

Бог.

Такой

дар

называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, —

пророк.

Пророчество

открывает

людям

взгляд

Бога

на

прошлое,

настоящее и будущее.

-Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним»

или «старым» . Через несколько столетий после жизни тех пророков,

которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет. Именно через

явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет. Вторая часть

Библии Новый Завет – собрание из 27 христианских книг. В Новом

Завете рассказывается о рождении Иисуса Христа, жизни, чудесах,

смерти, воскрешении и вознесении. Жизнь, слова и дела Иисуса Христа

описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие. В

переводе с греческого евангелие означает «добрая весть». Евангелие и

другие

книги

учеников

Христа

составляют «Священное

Писание

Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками

Иисуса Христа — апостолами (буквальное значение слова апостол –

посланник).

В

состав

Библии

входят

4

Евангелия.

Их

авторы

апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Книги Ветхого Завета написаны

на

древнееврейском

языке,

а

книги

Нового

Завета

на

древнегреческом.

-Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней

поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и

самому

надо

быть

хоть

немного

святым

(есть

древнее

правило:

«подобно

познается

подобным» ) . Кроме

того,

для

всестороннего

понимания библейских текстов надо хорошо знать историю древних

народов. В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые,

житейские

истории,

но

в

каждой

из

них

надо

найти

урок.

Все

библейские книги у христиан считаются священными. ( на доску –

авторы Библии).

Тора

-

Священная книга иудаизма – Тора. Слово Тóра в переводе на

русский

язык

означает «учение» .

Тора

делится

на

2

части

письменную и устную. Письменная Тора называется Танах, это, как мы

уже узнали, Ветхий Завет на древнееврейском языке. Тора состоит из

пяти книг, поэтому её также называют Пятикнижием Моисеевым – по

имени пророка Моисея, через которого Бог даровал людям Тору. Слова

Торы – это слова Бога, Он – её истинный Создатель. В книгах Торы

рассказывается о сотворении мира, о событиях древнейшей истории

человечества и о начале еврейской истории: от первого еврея Авраама

до прихода еврейского народа в Землю Израиля. Тора – это также

главный иудейский Закон, устанавливающий для человека нормы и

правила поведения, указывающий ему цель в жизни. Тору евреи учат

всю жизнь, постигая в ней всё новые и новые смыслы.

Тора содержит 613 заповедей – мицвот – добрых дел, которые

приближают иудеев

к Богу. Бог обещает вознаграждать за каждую

исполненную заповедь, но важный принцип иудаизма состоит в том,

чтобы исполнять заповеди не ради вознаграждения, но ради любви к

Богу. Письменная Тора иначе называется Танах. Устная Тора – традиция

передачи

знаний

от

учителя

к

ученику,

обсуждение

и

заучивание

жизненных

правил

евреев.

Изучение

Торы

еврейские

мальчики

начинают с 3-4 лет. Главными заповедями Торы считаются десять из

них. В них высказаны идеи всемогущества Бога, любви к ближнему,

основные

принципы

морали.

Каждую

неделю,

в

Шабат,

читают

очередной отрывок из Торы – для этого её текст разделен на недельные

главы. Проходит неделя за неделей, и за год евреи прочитывают всю

Тору, от начала до конца. Завершение годового цикла чтения Торы –

большой праздник, называемый Симхáт Торá (Радость Торы). Радость

эта состоит ещё и в том, что она – вечна: наступает следующий Шабат,

и евреи начинают читать Тору заново, с первой главы первой книги.

- Рассказывают, однажды к еврейскому мудрецу Гилелю пришел

язычник и сказал: «Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы

за то время, которое я смогу устоять на одной ноге» . Гилель ответил:

«Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это – вся Тора,

остальное

толкования» . Эти

слова

называют «золотым

правилом

Гилеля», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и

считается главным правилом человеческой морали.

-Во время религиозной службы используется Сэфер Тора

пергаментный свиток с текстом Торы, который считается священным

предметом. Для его хранения используется футляр из ткани или дерева.

На свиток надевают «корону Торы» – кетер Тора. Хранится Сэфер Тора

в особом шкафу, называемом арон кодеш.

Коран

- Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114

сур, или глав, а каждая сура состоит из аятов, или стихов. Все суры

Корана

имеют

свой

номер

и

название.

Каждая

сура

открывается

словами: «Бисмиллях иррахман иррахим»,

что

переводится,

как «Во

имя Аллаха, милостивого, милосердного!»

Ангел

Джабриил

передавал

Священный

Коран

Пророку

Мухаммаду в течение 23 лет. Коран – это прямая речь Бога, которая

должна

быть

прочитана,

поэтому

слово

Коран

переводится

как

«чтение» . Хотя пророк Мухаммад и записывал Коран,

(запись на

доску), мусульмане считают автором Корана самого Аллаха. Сначала

аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого Пророка, а

потом стали записывать со слов посланника на листьях финиковых

пальм,

верблюжьих

лопатках,

камнях.

Позже

весь

текст

Корана

записали в виде отдельной книги и стали читать его вслух. О чем

говорится в Коране? В Коране говорится, что Бог один и един, и кроме

Него нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что

должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в

Посланников Бога, и в наступление Судного дня и вечной жизни после

смерти, и в то, что все происходит по воле Бога. Коран учит отличать

добро от зла, мир от вражды. В Коране также говорится, как должен

себя вести человек среди людей, устраивать свою жизнь в семье. Как он

должен

молиться,

поститься.

В

Коране

можно

найти

множество

исторических рассказов, а также описания Рая и Ада.

Когда мусульманин должен читать Коран?

Коран читают во

время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски

хотя бы одну суру из Корана. Коран читают еще и когда мусульмане

собираются

вместе

за

столом

по

случаю

праздника,

свадьбы

или

поминок.

Коран

читают,

когда

посещают

могилы

предков

или

отправляются в дальний путь. Человек, знающий наизусть весь Коран

по-арабски, пользуется особым уважением. Его называют хафиз. К

нему обращаются за советом, его приглашают в гости. Очень часто к

чтению

Корана

прибегают,

чтобы

найти

исцеление

от

болей

и

страданий. Коран является настольной книгой каждого мусульманина.

Мусульмане очень бережно относятся и к самой книге Корана, и к

любым записям Корана на бумаге. Коран всегда хранится в доме на

самом почетном месте и выше всех остальных книг. Если на листочке

есть записи Корана, то его нельзя выбрасывать. Ведь это слово Аллаха,

и к нему нужно относиться с большим уважением.

Мусульмане с

давних пор носили с собою кусочки ткани с начертанными на них

божественными словами из Корана. Люди верили, что они оберегают

их

от

невзгод,

лоскутки

прикладывали

с

молитвой

к

ранам

для

быстрого их заживления. Мухаммад не препятствовал этим действиям,

так как верил в исключительную силу Корана.

-Есть еще одна главная книга Корана, она объясняет содержание

Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех

или иных случаях. Слова Пророка и высказывания его сподвижников,

записанные

в

Сунне,

называют

арабским

словом «хадисы» , то есть

рассказы.

Собиратели

хадисов

пользовались

огромным

уважением

среди

мусульман

во

все

времена.

Познакомимся

с

содержанием

некоторых хадисов.

Приложение 2

.

1

_______________ - священная книга__________________, представляющая собой

собрание

"божественных

откровений",

которые

были

"ниспосланы"

пророку

____________________.

С л о в о «Коран»

происходит

от

а р а б с ко го «______________________»,

«____________________».

2

Коран делится на ________ глав, именуемых __________. Каждая сура делится на

аяты. ____________ - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана

________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот

же слог.

3

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на

_____________________________________________

_______________________________________________________ . После того как

секретарь

записывал

Откровение,

Пророк

заставлял

его

еще

раз

прочитать

аяты,

н а с т а и в а л ,

ч т о б ы

с п од в и ж н и к и

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

О т к р о в е н и я

____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом,

часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

4

В

________

году

все

аяты

Корана

в

виде

отдельных

записей

были

_________________________________.

Полученный

текст

дошёл

до

наших

дней

в

___________________________ виде.

5

_____________________ для

всех

мусульман

является

главным

источником

вероучения.

Он

содержит

_____________________,

______________________,

_______________________,повеления

культового,

этического,

юридического,

хозяйственного характера.

Проверка: Каждая группа читает ответ на вопрос.

Таблица

Священные книги религий мира

Православная

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

культура

Название книги

Перевод

Из каких частей

состоит

Содержание

Карточки

Коран

Чтение вслух

114 глав (суры)

Наставления,

правила, запреты,

повеления

Трипитака

Три корзины

Три раздела

Правила поведения,

притчи и беседы

Библия

Книга

Ветхий и Новый

завет

Заповеди, сказки и

мифы, пророчества

Тора

Учение

Часть Танаха

Создание мира,

заповеди

общечеловеческой

морали



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!