Автор: Довгаль Нелли Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 3
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад комбинированного вида № 3
Барабинского района Новосибирской области
Мастер – класс
«Использование игровых методов и приемов ТРИЗ
в речевом развитии дошкольников
Воспитатель ВКК Довгаль Н.С.
Барабинск
СЛАЙД 1
В
н а с т о я щ е е
в р е м я
а к т у а л ь н о с т ь развития коммуникативных
способностей дошкольников
не
вызывает
сомнений
и
приобретает
первостепенное
значение,
является
одним
из
основных
показателей
уровня развития умственных способностей ребенка.
Изучив
современные
механизмы
воспитания
творческой
личности
и
проанализировав
имеющиеся возможности
повышения уровня развития
речи детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать технологию,
которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а
самостоятельный поиск ответов на вопросы
СЛАЙ2 2
Знакомясь
с
инновационными
технологиями,
которые
используются
в дошкольном
образовании,
я
остановилась
на применении
технологии
ТРИЗ. На мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких
результатов в работе по развитию речи детей, так как методы и приёмы
технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, развитие
т в о рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й ,
п о з н а ват е л ь н о й
а кт и в н о с т и
и
соответственно, речи дошкольников.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных и индивидуальных
игр,
призванная
не
изменять
основную
программу,
а
максимально
увеличивать ее эффективность.
Основателем
является
Генрих
Саулович
Альтшуллер. Технология
Г.С.
Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с
детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть –
творческая педагогика (теория развития творческой личности. ТРТЛ).
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы
возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти
законы можно познать и использовать для сознательного – без множества
пустых проб – решения изобретательских задач.
СЛАЙД 3
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов,
способных понимать
единство
и противоречие
окружающего
мира,
решать
свои
маленькие
проблемы.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не дает готовые знания, не раскрывает истину, а направляет ребенка
найти ее самому. Со своей стороны я приглашаю ребенка к рассуждению,
создаю ситуацию, когда нужно найти ответ самому, то есть в какой-то мере
повторить
исторический
путь
познания
и
преобразования
предмета
или
явления.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с использованием приёмов
ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Применять
методы
ТРИЗ
можно
бесконечно,
существует
огромное
количество, мы остановимся лишь некоторых
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов
изживает
себя,
ибо
факты
быстро
устаревают,
а
их
объем
стремится
к
бесконечности.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в
основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Обоснованием
данного
мастер-класса
является
психолого-педагогическая
направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике
сотрудничества.
Основные функции ТРИЗ
1.Решение
творческих
и
изобретательских
задач
любой
сложности
и
направленности без перебора вариантов.
2.Прогнозирование
развития
технических
систем
(ТС)
и
получение
перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Для
успешного
использования
элементов
ТРИЗ
создаю
спокойную,
доброжелательную атмосферу.
Для проведения непосредственно-образовательной, совместной деятельности
не
нужно
специального
оборудования,
главное
–
это
желание
играть
с
детьми.
СЛАЙД 4
Принципы построения ТРИЗ.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций
— мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно
рассматриваться в развитии).
Включение
в
процессе
познания
всех
доступных
для
ребенка
мыслительных
операций
и
средств
восприятия
(анализаторов,
причинно-следственных
выводов
и
заключений,
сдел анных
самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
Обязательная активизация творческого воображения.
Немного фантазии, и тогда все что нас окружает – мебель, посуда, камешки и
листья, - превращаются в какие угодно вымышленные элементы.
СЛАЙД 5
Что дает ТРИЗ?
- Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому
помогут приемы и методы ТРИЗ.
Вызваю у детей интерес к творческой деятельности, в этом нам помогают в
первую очередь сказки, мультфильмы, близкие и понятные детям, побуждают
как
творческую активность так и речевую, воспитывают положительные
качества, помогают ориентироваться в мире знаний (путешествие и походы в
сказочный
лес,
встреча
со
сказочными
героями,
живыми
деревьями,
говорящими животными)
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой —
развитие речевой активности ребенка.
СЛАЙД 6
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас,
развиваются творческие способности.
ТРИЗ
помогает
формировать
диалектику
и
логику,
способствует
преодолению
застенчивости,
замкнутости,
робости;
маленький
человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные
ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ
способствует
развитию
мышления;
памяти,
воображения,
воздействует на другие психические процессы.
Основным
средством
работы
с
детьми
является
педагогический
поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними
истину, он должен учить ее находить.
Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту
мораль и сделать соответствующий вывод.
СЛАЙД 7
Обучение
решению
творческих
изобретательных
задач
осуществляю
несколько этапов.
1 этап: знания даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка
подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в
игровой
форме.
Это
помогает
увидеть
в
окружающей
действительности
противоречия и научить их формулировать.
2 этап – это
«тайна двойного»
или выявление противоречий в объекте,
явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то
мешает, а что-то нужно. Для этого выбираем объект и предлагаем найти
положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру
можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем
объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных
ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны
объекта, на 1-м этапе игры называем "плохо”, дети "хорошо”. Детей 5-го
года
жизни
можно
делить
на
две
команды,
одна
команда
называет
"хорошо”, другая - "плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств.
В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей
социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В
следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").
Пример:
"Все окна нашего здания находятся с солнечной стороны”
Что в этом хорошо и что плохо?
3 этап – разрешение противоречий.
Для
разрешения
противоречий
существует
целая
система
игровых
и
сказочных
задач.
Например,
задача:
«Как
можно
перенести
воду
в
решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в
решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее
не
перенести
–
вытечет.
Разрешается
противоречие
изменением
агрегатного
состояния
вещества
—
воды.
Вода
будет
в
решете
в
измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение
задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и
находить свое решение.
Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в
придумывании чего-то нового.
Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы
сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
4
этап – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с
помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные
виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование,
лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Только не надо думать, что все
сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых
сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей
решать сказочные задачи.
Мы
пытаемся
помочь
сказочным
героям,
попавшим
в
затруднительное
положение.
Решение
проблемы
зачастую
зависит
от
выявления
и
использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким
образом,
опираясь
на
полученные
знания,
интуицию,
используя
нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной
ситуации.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя
оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой
сложной
ситуации.
Здесь
воспитатель
только
наблюдает,
ребенок
рассчитывает
на
собственные
силы,
свой
умственный
и
творческий
потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой
деятельности.
Перед детьми ставятся экспериментальные ситуации, где необходимо быстро
принимать решения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СЛАЙД 8
Уважаемые
коллеги
я
приглашаю
Вас
распределиться
на
две
группы
по
выбору цвета.
Тема
моего
мастер-класса
«Использование
элементов
ТРИЗ
в
речевом
развитии детей».
Цель: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии
речи дошкольников;
Прежде
мне
хотелось
бы
настроить
Вас
на
нешаблонное
мышление.
Послушайте задачу и помогите её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в
тюрьму,
жил
купец,
задолжавший
большую
сумму
денег
некоему
ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь
купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою
дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик
предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и
белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный
камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих
случаях
долг
будет
считаться
погашенным.
Если
же
девушка
откажется
тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение.
В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь
купца
заметила,
что
тот
положил
в
сумку
два
черных
камня.
Затем
он
попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее
участь и участь ее отца.
Вопрос: Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы
стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки?
Или же что бы вы ей посоветовали?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через
тщательный
логический
анализ,
что
представляет
собой
шаблонное
мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
ЗАДАНИЕ 1
Одна подгруппа педагогов зачитывает сказку,
а другая подгруппа педагогов
отвечает на вопрос.
Сказка №1
«Непослушный песок»
Маленький львёнок сидел под пальмой и пытался что-то строить из песка. Но
у него ничего не получалось, потому что всё рассыпалось. Львёнок был очень
недоволен тем, что песок такой сыпучий и мягкий. Не получалось даже
рисовать на песке: рисунки выходили нечёткие и некрасивые.
«Что
это
ты
такой
сердитый?»
-
спросила
львёнка
умная
черепаха,
вернувшаяся с озера.
«Понимаешь, я так стараюсь, а у меня ничего не получается!» - жаловался
раздосадованный львёнок.
«И не получится! - твёрдо сказала черепаха. - Ведь песок очень мягкий и
сыпучий».
«Что же мне теперь делать? - расстроился львёнок. - Песок должен быть
мягким, чтобы я мог поваляться и покувыркаться, и должен быть твёрдым,
чтобы можно было рисовать и строить».
«Молодец! - похвалила его черепаха, - ты почти нашёл правильное решение».
«Неужели?
-
удивился
маленький
львёнок.
-
А
как
же
сделать
песок
твёрдым?».
«Подумай хорошенько, ведь ты прекрасно знаешь ответ», - посоветовала
черепаха. Львёнок немного подумал и сказал:
«Послушай, черепаха, я, кажется, придумал».
Что же придумал львёнок?
Сказка №2
«Львёнок учится плавать»
Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на
озеро, львёнок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо
плавать?».
Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать».
«Научи меня, пожалуйста», - попросил маленький львёнок.
«Ну хорошо, - согласилась умная черепаха, - но учти, чтобы научиться
плавать, ты должен хорошенько грести лапами».
«Понял! Понял!» - закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал
бить лапами по воде, но только распугал рыбок.
«Вот видишь, - огорчился львёнок, - у меня ничего не получается».
«А ты зайди поглубже и попробуй ещё раз», - предложила черепаха. Львёнок
зашёл поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!».
Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал:
«Никогда я не научусь плавать, меня всё время тянет вниз!». Тут умная
черепаха посоветовала львёнку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз».
«Ну как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» - возразил львёнок.
«Значит, найди то, что поможет тебе стать лёгким, а я пока поплаваю», -
сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже
лежала на тёплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала,
что ты очень сообразительный!»
Что же нашёл львёнок для того, чтобы научиться плавать?
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
СЛАЙД 9
Одним из методы ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм.
Мозговой
штурм
предполагает
постановку
изобретательской
задачи
и
нахождения
способов
ее
решения
с
помощью
перебора
ресурсов,
выбор
идеального решения.
ЗАДАНИЕ 1:
Предлагаю каждой группе выбрать вопрос и ответить на него:
Как оставить кусочек лета в зиму?
Как сделать всех счастливыми?
СЛАЙД 10
ЗАДАНИЕ: 2
Метод
«Гирлянд»
- позволяет
детям
творчески
мыслить,
проводить
параллели между предметами, выявлять сходства по каким–либо свойствам
или признакам. Несколько вариантов составления цепочки
По
одному
человеку
с
каждой
команды,
будем
обустраивать
дом.
Приобретать мебель
Игра «Мой будущий дом»
Сконструировать дом, купить мебель
Тянем гирлянду по очереди слово от каждой команды
Каждый следующий называет на одно слово больше
стол,
стол, стул
стол, стул,шкаф
стол, стул, шкаф, диван
стол, стул, шкаф, диван, кровать
стол, стул, шкаф, диван, кровать, телевизор
стол, стул, шкаф, диван, кровать, телевизор, холодильник и т.д.
ЗАДАНИЕ 3.
Играем командами
Предложите
любое
слово. Отталкиваясь
от
исходного
слова,
будем
составлять цепочку, которая может закончиться произвольно, или тем словом
от которого « тянули гирлянду»
а) Что бывает сладким ? конфета – сладкая – мороженное – холодное –
снег – мокрый- дорога – длинная – и тд.
б) Что бывает холодным? снег-ветер-мороженное-погода-вода и т.д.
в) У лисы хвост пушистый, что еще может быть пушистым? (шапка,
шарф, снег, котенок, ковер)
ЗАДАНИЕ 4 (1этап)
Игра «Да - Нетки»
Каждая команда загадывает животное или предмет, и по очереди угадывают,
используя метод «да – нет»
СЛАЙД 11
ЗАДАНИЕ 4.
Особый этап работа с элементами ТРИЗа – работа со сказками, решение
сказочных
задач
и
придумывание
новых
сказок,
решение
проблемных
ситуаций
Дети решают проблемные ситуации в сказках. Предлагаю на практике в этом
убедиться.
Спасательные ситуации в сказках
Команда выбирает сказку.
1.Предложите свой вариант продолжения сказки
Сказка "Гуси – лебеди”.
Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
2. Предложите свои варианты спасения котенка.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега.
Вдруг началась буря, и он начал тонуть…”
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и
концовок.
Кроме
умения
сочинять,
ребенок
учится
находить
выход
из
трудных обстоятельств.
ЗАДАНИЕ 5.
Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”
Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”
Старая сказка «Колобок»
Сказка по – новому «Злой колобок»
ЗАДАНИЕ 6
Моделирование сказок
Вначале
необходимо
обучить
дошкольников
составлению
сказки
по
предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет
или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а
черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым
схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи,
явления,
волшебные
объекты).
Детям
остается
только
сделать
выбор
и
придумывание
сказки
пойдет
быстрее.
Когда
дети
освоят
упрощенный
вариант
работы
со
схемами
к
сказке,
они
уже
смогут
самостоятельно
изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с
опорой на модель.
В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных
ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились
размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей
стала более образной, интересной.
СЛАЙД 12
ЗАДАНИЕ 7
Эмпатия
–
способность
поставить
себя
на
место
другого
человека,
животного;
способность
к
переживанию,
эмоциональное
состояние,
мимические реакции, поступки.
Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню.
Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",
Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню.
Промяукайте "Солнечный круг»
СЛАЙД 13
Игра «Создание лимерика»
Л и́
мерик
—
форма
короткого
стихотворения,
появившегося
в
Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк.
В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да
был;
Вторая,
тоже
довольно
длинная
строка,
знакомит
с
какой-то
интересной
особенностью героя;
Третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а
подчас невероятных событиях;
Пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на
первую).
Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с
пятой строкой, а третья – с четвертой (схема – аабба).
Как правило, лимерика начинается со слов , соответствующих русскому
фольклорному зачину “Жил-был”.
“There was a …”, что соответствует
Задание подгруппам.
В
течении
5
минут
постарайтесь
придумать
лимерик.
Он
должен
быть
сказочным,
загадочным,
можно
даже
использовать
непонятные
слова,
но
чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя
Вторая строчка – характеристика героя или его действия
Третья строчка – реализация действия - как герой это сделал
Четвертая
строчка
– выбор конечного эпитета или свое отношение к
герою
1 команда – белый пудель, 2 команда – серый мышонок
Пожалуйста, приступаем.
СЛАЙД 14
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать
критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего
ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не
разобрались,
так
как
ребенок
в
отличии
от
взрослого
мыслит
непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению
вопроса
подойти
с
реальной
точки
зрения,
обдумывая
каждый
шаг,
то
ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в
четырёх направлениях:
речь,
мышление,
воображение,
эмоционально
–
волевая
сфера.
У
детей
работа
с
творческими
задачами
способствует
повышению
уровня
речевого развития.
Речь
детей
становится
более
осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной
работы.
Они
обладают
умением
сравнивать
и
обобщать.
Умеют
вербализовать (словесно
выражать) шаги
решения
творческой
задачи
в
форме развёрнутых связных высказываний.
Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою
индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои
мысли, развивая речь
СЛАЙД 15
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
И в заключение представьте, что сегодняшний день вы провели в уютном
ресторане и его директор просит вас ответить на несколько вопросов:
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Пожалуй, я бы добавил…
Молодцы,
вы
прекрасно
справились
со
всеми
заданиями.
Используйте
различные
приемы
ТРИЗ,
и
перед
вами
в
полной
мере
раскроется
неиссякаемый источник детской фантазии.
Анализ проведенного мероприятия
Уважаемые
коллеги!
Я
думаю,
что
мне
удалось
заинтересовать
вас
в
применении
технологии
ТРИЗ,
так
как
вы
активно
участвовали,
были
эмоциональные.
Выполнение
творческих
заданий
способствовало
раскрепощению педагогов, активизации речевых способностей.