Автор: Калашникова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы с семьей по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ д/с №23
Калашникова Юлия Владимировна
Организация работы с семьей по воспитанию у детей нравственно-
патриотических чувств.
В
последние
годы
в
системе
дошкольного
образования
произошли
определенные
перемены:
обновляется
содержание
образования
и
воспитания
детей,
появилось
множество
инновационных
программ,
и
тем
очевиднее
стал
вакуум,
возникший
в
результате
того,
что
из
поля
зрения
как
бы
сам
собой
выпал
раздел
«нравственное
воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием
на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Актуальность
обусловлена тем, что современные дети мало знают о родном городе, часто равнодушны к
близким людям, в том числе к товарищам в группе, редко сострадают чужому горю.
В связи с этим, была поставлена цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной
личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы решались следующие задачи:
1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.
2.Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
3.Формирование элементарных знаний о правах человека.
4.Расширений представлений о городах России.
5.Знакомство детей с символами государства.
6.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения государства.
7.Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную
основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности,
правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших .
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей
педагогике
К.Д.
Ушинский.
Нравственное
воспитание,
по
его
мнению,
должно
быть
неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы
общества, государства), превалирование общественного интереса над личным.
Советская
дошкольная
педагогика
рекомендовала
формировать
у
детей
основы
коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи
проблем
нравственного
-
патриотического
воспитания
считают:
формирование
эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание
у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему
миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с
близкими людьми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники –
педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей
дошкольного возраста современные исследователи первое место отводят разным аспектам
нравственного
воспитания:
формирование
культуры
поведения
–
С.В.
Петерина;
формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.;
формирование
любви
к
Родине
–
Козлова
С.А.,
Беляева
Л.И.,
Виноградова
Н.Ф.,
Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р.,
Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др
Проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных
национальностей, воспитанию у детей этими межнационального общения посвятили свои
исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь,
А.П.Усова и др.
Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в
основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения в семье, к самым близким
людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом
и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную
роль в становлении личности патриота.
Исходя
из
этого,
сформулировала
педагогическую
идею,
которая заключается
в
создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и
взрослых, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей
благоприятные
условия
для
формирования
нравственно-патриотических
чувств
у
дошкольников.
В своей работе я использую следующие формы работы с детьми:
Проведение непосредственно образовательной деятельности;
Экскурсии к Вечному огню;
Организация праздников «9 Мая», «День пожилого человека»;
Организация выставок рисунков и фотографий «Я и моя мама», «Вместе с папой»
Организация праздников к 23 февраля и 8 марта
Проведение конкурсов «Самая мастеровитая семья по изготовлению кормушек»и др.
Участие в городских конкурсах «Я рисую мир», «Каждый ребенок имеет право знать»
Создание коллекции ценных вещей.
Взаимодействие с родителями осуществляется через:
Консультации: «Как воспитывать любовь дошкольников к родным местам», «Работа с
родителями», «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
общении с родителями воспитанников»;
Организацию родительский собраний в форме круглого стола «Роль семьи в
воспитании ребенка и др.
Анкетирование родителей «Я и мой ребенок», «Взаимодействие воспитателей и
родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей»
На
сегодняшний
день
можно
сказать,
что
в
нашем
учреждении
сложилась
определённая система работы педагогов с родителями и детьми по патриотическому
воспитанию.
Данная
тема
настолько
обширна
и
многогранна,
что
работа
над
ней
продолжается и в настоящее время.
Список литературы.
1.
Алексеева
О.
Задания
для
маленьких
патриотов
/
О.
Алексеева,
Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2.
Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова //
Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
3.
Шаламова
Е.
Патриотическое
воспитание:
создание
предметно-развивающей
среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
4.