Автор: Король Наталья Анатольевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: Школа -интернат №25
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Знакомство с оперой"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока по музыке 2 класс 3 четверть
Тема урока: 4. «Знакомство с оперой»
Цель урока: Направление учебных действий на формирование универсальных и
предметных компетентностей:
- предметных
- УУД
Тип урока: Расширение и углубление знаний»
Элементы содержания: Песня, танец, марш «приведут» в балет, оперу. Народные
инструменты
Требования к уровню подготовки: Знать жанры музыки, что такое опера, балет,
народные музыкальные инструменты Уметь проводить разбор оперной и балетной
музыки; узнавать по внешнему виду народные инструменты; выполнять задания
творческого характера.
Вид контроля, измерители: Слушание и анализ музыки, исполнение народных песен,
выполнение творческих заданий.
Ход урока
1.Музыкальная разминка
(Использование системы графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий)
Повторение дикционного упражнения «Гора»- отдельно и в сочетании с «Ритмическим
этюдом».
«Ру-ру, ру-ру
Мы полезем на гору
Ры-ры, ры-ры
Быстро скатимся с горы».
Раз –пр.ладонь на голову
Два – лев.ладонь под подбородок
Три - пр.ладонь к пр.щеке
Четыре – лев.ладонь к левой щеке
Пять – пр.руку вытянуть вперед
Шесть – лев.руку вытянуть вперед
Семь-восемь вытянутыми вперед руками два раза хлопните в ладоши.
Ритмический диктант. Школьники повторяют хлопками в ладоши разные ритмы. Повтор
вокального упражнения «Родина моя» - с демонстрацией их нотной записей и разбором
голосоведения.
Как идет мелодия в распевании «Родина моя»
Какая здесь мелодия – плавная или со скачками?
Как называется линейка для записи нот?
Разучивание песни «Уж как по мосту, мосточку», музыку для которой также сочинил
знакомый вам композитор – П.И.Чайковский. Вы уже знаете, что иногда в песнях
встречаются слова, которые в обычной речи не используются. Их принято называть
«песенные», потому, что они действительно придуманы для песен.
- Вспомните, есть ли такие слова в песне «Во поле береза стояла». Назовите их. (Люли-
люли)
- А какие песенные слова есть в песне «На зеленом лугу»? (Их-вох)
Вот и в песне «Уж как по мосту, мосточку» вам встретятся специальные слова.
Исполнение.
2. Повторение пройденного материала
Итак, давайте повторим названия главных музыкальных жанро
Но оказывается, песня, танец и марш могут для вас стать волшебными ключами, которые
приведут вас в новые музыкальные сочинения.
На прошлом уроке вы узнали, песня, танец и марш могут привести вас в три волшебные
страны. И первую такую страну вы уже узнали, она называется балет.
Звучит фрагмент «Танец маленьких лебедей»
- Угадайте музыкальную пьесу по ее началу.
- Кто его исполняет? (оркестр)
- Как называется инструмент, исполняющий главную музыкальную тему?
Работа в группах
- Выберите карточку с изображением музыкального инструмента гобоя.
- Кто помнит, к какой группе относится гобой? (духовой группе)
- Как называется оркестр, который исполняет эту музыку?(Симфонический)
Помните, на прошлом уроке для лучшего запоминания вы учили слова этого мотива,
давайте их повторим. (Школьники поют)
- Какие жанры сочетаются в «Танце маленьких лебедей» (Песня и танец)
- Куда вас привели танец и песня? (В балет)
- Что такое балет?
- Из какого балета этот отрывок?
- Какой еще отрывок из балета «Лебединое озеро» вы слушали на прошлом уроке?
- Прослушивание и разбор.
- Какой оркестр вы услышали?
- Какие музыкальные жанры встретились в этом отрывке?
- Куда привели вас марш и танец?
- Эта музыка авторская или народная?
- Почему она авторская?
3. Расширение знаний о народных инструментах
- Какие музыкальные инструменты можно использовать для сопровождения этой песни?
(народные)
Исполнение песни с инструментами
- Как называется игра сразу многих инструментов?
Если весь оркестр состоит из народных инструментов, то он так и называется – оркестр
народных инструментов.
Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете, какие музыкальные инструменты входят в состав
такого оркестра. Я буду называть разные инструменты, а вы должны хлопнуть в ладоши,
если этот инструмент народный. Если я ошиблась и случайно произнесла название
инструмента, который не входит в состав народного оркестра, то в ладоши хлопать не
надо.
4. Психологическая настройка на работу
5. знакомство с новым материалом
Вы уже знаете, что песня, танец и марш могут привести в музыкальный спектакль – балет.
Но оказывается, песня, танец и марш могут привести еще и в другой музыкальный
спектакль, который носит название «опера». Повторите это слово и запомните его.
Что такое балет?
А опера – музыкальный спектакль, в котором все поют.
Песню «Уж как по мосту, мосточку» композитор П.И.Чайковский сочинил для
своей оперы, которая называется «Евгений Онегин».
Только в опере песня звучит немного по-другому, иначе, чем ее исполняли вы. Сейчас вы
послушаете как она звучит в опере.
В чем сходство исполнения песни в вашем классе и в опере? (в обоих случаях ее исполнял
хор, характер исполнения был одинаковым)
Отличается ли звучание песни в опере от того, как пели еев классе?
Ваш хор называется детским. А в опере песню пели мужские и женские голоса. Такой хор
называется смешанным. Детский хор сопровождал только один инструмент – пианино. В
опере играл целый оркестр.
- Какой это был оркестр? (симфонический)
Помните, мы говорили о том, что песня, танец и марш станут волшебными ключами,
открывающими дверцы, за которыми находятся сюрпризы. Сюрприз под названием
«балет» вы этим ключом открыли.
Сегодня на уроке куда привели вас песня и марш? (Оперу)
Какой оркестр играл в опере? (Симфонический)
Рефлексия
Давайте повторим, что нового вы узнали сегодня на уроке.
Отрывки из какого балета вы слушали? («Лебединое озеро»)
Какие три музыкальных жанра привели вас в балет? (Песня, танец, марш)
Какие три музыкальных жанра привели вас в оперу?
Какие жанры встречаются в произведении «Уж как по мосту, мосточку»? (Танец, песня)
В какой опере звучит плясовая песня «Уж как по мосту, мосточку»? (Евгений Онегин)
Какой оркестр игрант ее? (Симфонический)
Как называется музыка, которую сочинил композитор? (Авторская)
Проведем игру: хлопните в ладоши, когда прозвучит название народного инструмента.
(Педагог называет следующие инструменты: гармошка, жалейка, гобой, балалайка, рожок,
пианино, скрипка)
В какой оркестр входят гобой, пианино, скрипка? (В симфонический)
Рефлексия