Напоминание

"Знакомство с оперой"


Автор: Король Наталья Анатольевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: Школа -интернат №25
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Знакомство с оперой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект урока по музыке 2 класс 3 четверть

Тема урока: 4. «Знакомство с оперой»

Цель урока: Направление учебных действий на формирование универсальных и

предметных компетентностей:

- предметных

- УУД

Тип урока: Расширение и углубление знаний»

Элементы содержания: Песня, танец, марш «приведут» в балет, оперу. Народные

инструменты

Требования к уровню подготовки: Знать жанры музыки, что такое опера, балет,

народные музыкальные инструменты Уметь проводить разбор оперной и балетной

музыки; узнавать по внешнему виду народные инструменты; выполнять задания

творческого характера.

Вид контроля, измерители: Слушание и анализ музыки, исполнение народных песен,

выполнение творческих заданий.

Ход урока

1.Музыкальная разминка

(Использование системы графических знаков для ориентации в нотном письме при пении

простейших мелодий)

Повторение дикционного упражнения «Гора»- отдельно и в сочетании с «Ритмическим

этюдом».

«Ру-ру, ру-ру

Мы полезем на гору

Ры-ры, ры-ры

Быстро скатимся с горы».

Раз –пр.ладонь на голову

Два – лев.ладонь под подбородок

Три - пр.ладонь к пр.щеке

Четыре – лев.ладонь к левой щеке

Пять – пр.руку вытянуть вперед

Шесть – лев.руку вытянуть вперед

Семь-восемь вытянутыми вперед руками два раза хлопните в ладоши.

Ритмический диктант. Школьники повторяют хлопками в ладоши разные ритмы. Повтор

вокального упражнения «Родина моя» - с демонстрацией их нотной записей и разбором

голосоведения.

Как идет мелодия в распевании «Родина моя»

Какая здесь мелодия – плавная или со скачками?

Как называется линейка для записи нот?

Разучивание песни «Уж как по мосту, мосточку», музыку для которой также сочинил

знакомый вам композитор – П.И.Чайковский. Вы уже знаете, что иногда в песнях

встречаются слова, которые в обычной речи не используются. Их принято называть

«песенные», потому, что они действительно придуманы для песен.

- Вспомните, есть ли такие слова в песне «Во поле береза стояла». Назовите их. (Люли-

люли)

- А какие песенные слова есть в песне «На зеленом лугу»? (Их-вох)

Вот и в песне «Уж как по мосту, мосточку» вам встретятся специальные слова.

Исполнение.

2. Повторение пройденного материала

Итак, давайте повторим названия главных музыкальных жанро

Но оказывается, песня, танец и марш могут для вас стать волшебными ключами, которые

приведут вас в новые музыкальные сочинения.

На прошлом уроке вы узнали, песня, танец и марш могут привести вас в три волшебные

страны. И первую такую страну вы уже узнали, она называется балет.

Звучит фрагмент «Танец маленьких лебедей»

- Угадайте музыкальную пьесу по ее началу.

- Кто его исполняет? (оркестр)

- Как называется инструмент, исполняющий главную музыкальную тему?

Работа в группах

- Выберите карточку с изображением музыкального инструмента гобоя.

- Кто помнит, к какой группе относится гобой? (духовой группе)

- Как называется оркестр, который исполняет эту музыку?(Симфонический)

Помните, на прошлом уроке для лучшего запоминания вы учили слова этого мотива,

давайте их повторим. (Школьники поют)

- Какие жанры сочетаются в «Танце маленьких лебедей» (Песня и танец)

- Куда вас привели танец и песня? (В балет)

- Что такое балет?

- Из какого балета этот отрывок?

- Какой еще отрывок из балета «Лебединое озеро» вы слушали на прошлом уроке?

- Прослушивание и разбор.

- Какой оркестр вы услышали?

- Какие музыкальные жанры встретились в этом отрывке?

- Куда привели вас марш и танец?

- Эта музыка авторская или народная?

- Почему она авторская?

3. Расширение знаний о народных инструментах

- Какие музыкальные инструменты можно использовать для сопровождения этой песни?

(народные)

Исполнение песни с инструментами

- Как называется игра сразу многих инструментов?

Если весь оркестр состоит из народных инструментов, то он так и называется – оркестр

народных инструментов.

Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете, какие музыкальные инструменты входят в состав

такого оркестра. Я буду называть разные инструменты, а вы должны хлопнуть в ладоши,

если этот инструмент народный. Если я ошиблась и случайно произнесла название

инструмента, который не входит в состав народного оркестра, то в ладоши хлопать не

надо.

4. Психологическая настройка на работу

5. знакомство с новым материалом

Вы уже знаете, что песня, танец и марш могут привести в музыкальный спектакль – балет.

Но оказывается, песня, танец и марш могут привести еще и в другой музыкальный

спектакль, который носит название «опера». Повторите это слово и запомните его.

Что такое балет?

А опера – музыкальный спектакль, в котором все поют.

Песню «Уж как по мосту, мосточку» композитор П.И.Чайковский сочинил для

своей оперы, которая называется «Евгений Онегин».

Только в опере песня звучит немного по-другому, иначе, чем ее исполняли вы. Сейчас вы

послушаете как она звучит в опере.

В чем сходство исполнения песни в вашем классе и в опере? (в обоих случаях ее исполнял

хор, характер исполнения был одинаковым)

Отличается ли звучание песни в опере от того, как пели еев классе?

Ваш хор называется детским. А в опере песню пели мужские и женские голоса. Такой хор

называется смешанным. Детский хор сопровождал только один инструмент – пианино. В

опере играл целый оркестр.

- Какой это был оркестр? (симфонический)

Помните, мы говорили о том, что песня, танец и марш станут волшебными ключами,

открывающими дверцы, за которыми находятся сюрпризы. Сюрприз под названием

«балет» вы этим ключом открыли.

Сегодня на уроке куда привели вас песня и марш? (Оперу)

Какой оркестр играл в опере? (Симфонический)

Рефлексия

Давайте повторим, что нового вы узнали сегодня на уроке.

Отрывки из какого балета вы слушали? («Лебединое озеро»)

Какие три музыкальных жанра привели вас в балет? (Песня, танец, марш)

Какие три музыкальных жанра привели вас в оперу?

Какие жанры встречаются в произведении «Уж как по мосту, мосточку»? (Танец, песня)

В какой опере звучит плясовая песня «Уж как по мосту, мосточку»? (Евгений Онегин)

Какой оркестр игрант ее? (Симфонический)

Как называется музыка, которую сочинил композитор? (Авторская)

Проведем игру: хлопните в ладоши, когда прозвучит название народного инструмента.

(Педагог называет следующие инструменты: гармошка, жалейка, гобой, балалайка, рожок,

пианино, скрипка)

В какой оркестр входят гобой, пианино, скрипка? (В симфонический)

Рефлексия



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!