Автор: Чибисова Карина Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 63
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: исследовательская деятельность в подготовительной группе
Тема: "ознакомление с воздухом и его свойствами"
Раздел: дошкольное образование
Исследовательская деятельность в подготовительной группе.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОЙСТВАМИ.
Программные
задачи:
Помочь
детям
самостоятельно,
на
основе
опытов выяснить, что воздух есть везде, в помещении, на улице, в воде и
разных предметах. Он прозрачный, лёгкий, совсем не заметный. Показать,
что
воздух
легко
обнаружить,
если
создать
его
движение;
его
можно
почувствовать. Закрепить знания детей о том, что люди дышат воздухом,
вдыхают его лёгкими. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для
жизни ему нужен чистый, свежий воздух. Почувствовать отличие обычного
комнатного
воздуха
от
свежего
воздуха
в
проветриваемом
помещении.
Напомнить детям, что с воздухом можно играть, если научиться сильно
дуть. Развивать мыслительные операции, активизировать память, внимание.
Стимулировать познавательные процессы и любознательность. Подвести
детей к умению самостоятельно делать элементарные опыты, а на их основе
выводы.
Материал: веер, насос, трубочки для сока и стаканчики по количеству
детей,
камень,
гвоздь,
кусок
пластилина,
крупная
пуговица,
лёгкие
пёрышки.
Ход опытов:
Дети входят в группу.
- Вы вошли в группу, что почувствовали? (в группе прохладно.) Как
вы
себя
чувствовали
в
раздевалке?
Какой
там
воздух?
Где
вам
легче
дышится, приятнее находится, играть? Почему? Размышления детей.
- В помещениях, где долго находятся
люди, скапливается плохой
воздух, поэтому их надо проветривать. Сейчас проветривается спальня.
Для чего это делается?
В-ль
подводит
итог
выводам
детей:
для
жизни
человеку
нужен
свежий, чистый воздух – таким воздухом человеку легко дышать, приятно
находится, играть, работать, спать.
Дать задание: на прогулке сравнить воздух в группе и на улице.
Мы с вами говорим: свежий воздух, плохой воздух. Как вы думаете,
что такое воздух? ( Это то, что нас окружает в комнате, на улице).
Я предлагаю вам стать сегодня учёными и больше узнать о воздухе и
его свойствах. Как учёные мы с вами будем проводить опыты, а результаты
записывать на специальном листе.
1 опыт:
- Для чего нужен воздух? (воздух нужен людям, чтобы дышать.)
-Давайте попробуем разобраться, как человек дышит? Предложить
положить
ладонь
на
грудь
и
почувствовать,
как
она
поднимается
и
опускается.
Объяснить, как происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший
воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек
дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода,
как пища).
-А может всё-таки человек может обойтись без воздуха? Давайте
попробуем не дышать. Предложить детям закрыть ладонью нос и рот,
чтобы
не
дышать.
Через
несколько
секунд
выяснить,
что
дети
почувствовали, что испытали.
Сделать вывод: человеку для жизни всегда нужен свежий воздух.
Предложить нарисовать схематично на листке исследований результаты
первого опыта. (Нос).
2 опыт:
- Можем мы увидеть воздух, потрогать, почувствовать? (ответы детей).
Вдохните воздух и выдохните его на свою ладонь. Что вы почувствовали?
(струю горячего воздуха).
-Увидели ли мы воздух?
Предложить провести опыт, чтобы увидеть выдыхаемый воздух. Раздать
детям
стаканы
с
водой
и
трубочки
для
сока.
Подумать,
как
эти
приспособления
могут
помочь
увидеть
воздух?
(Надо
подуть
через
трубочку в воду).
-Что
вы
увидели?
(Пузыри
воздуха
из
трубочки
поднимаются
на
поверхность воды).
-Как можно увидеть воздух? Почувствовать его?
Сделать зарисовки в исследовательский лист.
3 опыт:
Предложить обмахнуть рукой лицо.
-Что вы чувствуете? (лёгкий ветерок, движение воздуха).
Показать детям веер, насос, трёхлитровую банку с водой, пустую банку,
тазик с водой и т. д.
-Какие из этих предметов могут помочь почувствовать воздух? (Ответы
детей).
Испытание названных детьми предметов.
Спросить, что почувствовали? Какой воздух? При ветерке стало холоднее
или теплее? Испытание насоса.
-Что мы делали, чтобы почувствовать воздух? (выдыхали воздух, делали
различные движения).
Зарисовать схематично на бумаге.
4
опыт:
Показать
по
очереди
небольшие
тяжёлые
предметы:
камень,
гвоздь,
крупную пуговицу, кусок пластилина.
-Есть ли в этих предметах воздух?
Выслушать ответы детей, а потом предложить внимательно посмотреть на
банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Дети бросают в
воду
по
одному
предмету.
За
каждым
наблюдают,
что
происходит.
Рассказывают, что увидели. (Добиться ответов: предмет тонет (падает на
дно), при этом из него выходит маленькие пузырьки, которые поднимаются
вверх. Спросить, что же это за пузырьки и от куда они взялись. Если дети
не отвечают, пояснить: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из
него, когда камень попал в воду.
Уточнить, куда падал камень, куда двигались пузырьки воздуха? Почему
камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх.
После пояснений детей, подвести итог: «Камень тяжёлый, тяжелее воды –
он тонет, падает вниз, а воздух лёгкий, легче воды – он поднимается вверх
и выходит из неё».
Аналогично дети бросают в воду предметы подготовленные воспитателем,
при этом уточняется материалы, из которого они сделаны. После серии
опытов подвести детей к выводу: воздух находится не только вокруг нас,
но и во всех предметах, но он незаметен.
Зарисовать схематично на листе бумаги итоги эксперимента.
5 опыт:
Поставить на стол две банки, в одной из них заранее налита вода. Показать
пустую банку. Что в ней? Опровергает или подтверждает: (В банке воздух).
Демонстрирует опыт; ставит тазик с водой, банку переворачивает вверх
дном и точно вертикально опускает в тазик. При погружении банки, (если
только не было наклона) вода в тазике поднимается, банка остаётся пустая
(воздух, который находился в ней, не может выйти и не пускает
воду в банку). Почему вода не входит в банку и что ей мешает? Сделать
вывод: «В банке есть воздух, ему некуда деваться – он не пускает воду».
Предложить внимательно посмотреть, что сейчас произойдёт. При этом
наклонить банку в сторону, из неё с шумом выходит воздух и банка
заполняется водой. Попросить детей объяснить, что произошло, и что
сейчас в банке.
Зарисовка схематично результатов опыта.
6 опыт:
В
свободную
банку
налить
воду
из-под
крана.
Понаблюдать,
что
происходит (вода белого цвета, много пузырьков, они поднимаются вверх,
лопаются, виден даже пар).
- Что же это за пузырьки и от куда они взялись? После высказываний детей
пояснить: «Это воздух, который в большом количестве находится в воде.
Эти пузырьки потом исчезнут: часть воздуха растворится в воде, часть его
выйдет наружу». Сравнить с банкой воды, налитой заранее. Зарисовка
схемы.
Итог:
Мы провели опыты, чтобы больше узнать о воздухе. Результаты
опытов зарисовывали на исследовательском листе. Расскажите о том, что
вы узнали? (Дети по очереди рассказывают по схематичным зарисовкам
исследований)
Д\и «Хлопни – топни».
Воспитатель перечисляет известные детям правильные и неправильные
свойства воздуха. Если свойство есть, то – хлопают в ладоши. Если нет –
то топают ногами.
Вопросы:
Воздух необходим человеку.
Люди вдыхают плохой воздух, а выдыхают хороший.
Человеку легче дышится чистым, свежим воздухом.
Комнату нельзя проветривать.
Воздух нельзя увидеть.
Воздух можно почувствовать, создав движение.
Воздух находится вокруг нас.
В группе воздуха нет, а на улице воздух есть.
В воде есть воздух.
В разных предметах есть воздух.
Воздух красный.
Воздух прозрачный.
Воздух надо загрязнять, это лучше, для человека.
Показать
игру
с
лёгким
пёрышком
или
пушинкой:
как
их
можно
удержать
в
воздухе.
Дать
всем
пушинки.
Предложить
сначала
поупражняться,
а
затем
поиграть
в
игру
«У
кого
дольше
не
упадёт
пёрышко».