Напоминание

"ознакомление с воздухом и его свойствами"


Автор: Чибисова Карина Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 63
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: исследовательская деятельность в подготовительной группе
Тема: "ознакомление с воздухом и его свойствами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследовательская деятельность в подготовительной группе.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОЙСТВАМИ.

Программные

задачи:

Помочь

детям

самостоятельно,

на

основе

опытов выяснить, что воздух есть везде, в помещении, на улице, в воде и

разных предметах. Он прозрачный, лёгкий, совсем не заметный. Показать,

что

воздух

легко

обнаружить,

если

создать

его

движение;

его

можно

почувствовать. Закрепить знания детей о том, что люди дышат воздухом,

вдыхают его лёгкими. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для

жизни ему нужен чистый, свежий воздух. Почувствовать отличие обычного

комнатного

воздуха

от

свежего

воздуха

в

проветриваемом

помещении.

Напомнить детям, что с воздухом можно играть, если научиться сильно

дуть. Развивать мыслительные операции, активизировать память, внимание.

Стимулировать познавательные процессы и любознательность. Подвести

детей к умению самостоятельно делать элементарные опыты, а на их основе

выводы.

Материал: веер, насос, трубочки для сока и стаканчики по количеству

детей,

камень,

гвоздь,

кусок

пластилина,

крупная

пуговица,

лёгкие

пёрышки.

Ход опытов:

Дети входят в группу.

- Вы вошли в группу, что почувствовали? (в группе прохладно.) Как

вы

себя

чувствовали

в

раздевалке?

Какой

там

воздух?

Где

вам

легче

дышится, приятнее находится, играть? Почему? Размышления детей.

- В помещениях, где долго находятся

люди, скапливается плохой

воздух, поэтому их надо проветривать. Сейчас проветривается спальня.

Для чего это делается?

В-ль

подводит

итог

выводам

детей:

для

жизни

человеку

нужен

свежий, чистый воздух – таким воздухом человеку легко дышать, приятно

находится, играть, работать, спать.

Дать задание: на прогулке сравнить воздух в группе и на улице.

Мы с вами говорим: свежий воздух, плохой воздух. Как вы думаете,

что такое воздух? ( Это то, что нас окружает в комнате, на улице).

Я предлагаю вам стать сегодня учёными и больше узнать о воздухе и

его свойствах. Как учёные мы с вами будем проводить опыты, а результаты

записывать на специальном листе.

1 опыт:

- Для чего нужен воздух? (воздух нужен людям, чтобы дышать.)

-Давайте попробуем разобраться, как человек дышит? Предложить

положить

ладонь

на

грудь

и

почувствовать,

как

она

поднимается

и

опускается.

Объяснить, как происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший

воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек

дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода,

как пища).

-А может всё-таки человек может обойтись без воздуха? Давайте

попробуем не дышать. Предложить детям закрыть ладонью нос и рот,

чтобы

не

дышать.

Через

несколько

секунд

выяснить,

что

дети

почувствовали, что испытали.

Сделать вывод: человеку для жизни всегда нужен свежий воздух.

Предложить нарисовать схематично на листке исследований результаты

первого опыта. (Нос).

2 опыт:

- Можем мы увидеть воздух, потрогать, почувствовать? (ответы детей).

Вдохните воздух и выдохните его на свою ладонь. Что вы почувствовали?

(струю горячего воздуха).

-Увидели ли мы воздух?

Предложить провести опыт, чтобы увидеть выдыхаемый воздух. Раздать

детям

стаканы

с

водой

и

трубочки

для

сока.

Подумать,

как

эти

приспособления

могут

помочь

увидеть

воздух?

(Надо

подуть

через

трубочку в воду).

-Что

вы

увидели?

(Пузыри

воздуха

из

трубочки

поднимаются

на

поверхность воды).

-Как можно увидеть воздух? Почувствовать его?

Сделать зарисовки в исследовательский лист.

3 опыт:

Предложить обмахнуть рукой лицо.

-Что вы чувствуете? (лёгкий ветерок, движение воздуха).

Показать детям веер, насос, трёхлитровую банку с водой, пустую банку,

тазик с водой и т. д.

-Какие из этих предметов могут помочь почувствовать воздух? (Ответы

детей).

Испытание названных детьми предметов.

Спросить, что почувствовали? Какой воздух? При ветерке стало холоднее

или теплее? Испытание насоса.

-Что мы делали, чтобы почувствовать воздух? (выдыхали воздух, делали

различные движения).

Зарисовать схематично на бумаге.

4

опыт:

Показать

по

очереди

небольшие

тяжёлые

предметы:

камень,

гвоздь,

крупную пуговицу, кусок пластилина.

-Есть ли в этих предметах воздух?

Выслушать ответы детей, а потом предложить внимательно посмотреть на

банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Дети бросают в

воду

по

одному

предмету.

За

каждым

наблюдают,

что

происходит.

Рассказывают, что увидели. (Добиться ответов: предмет тонет (падает на

дно), при этом из него выходит маленькие пузырьки, которые поднимаются

вверх. Спросить, что же это за пузырьки и от куда они взялись. Если дети

не отвечают, пояснить: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из

него, когда камень попал в воду.

Уточнить, куда падал камень, куда двигались пузырьки воздуха? Почему

камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх.

После пояснений детей, подвести итог: «Камень тяжёлый, тяжелее воды –

он тонет, падает вниз, а воздух лёгкий, легче воды – он поднимается вверх

и выходит из неё».

Аналогично дети бросают в воду предметы подготовленные воспитателем,

при этом уточняется материалы, из которого они сделаны. После серии

опытов подвести детей к выводу: воздух находится не только вокруг нас,

но и во всех предметах, но он незаметен.

Зарисовать схематично на листе бумаги итоги эксперимента.

5 опыт:

Поставить на стол две банки, в одной из них заранее налита вода. Показать

пустую банку. Что в ней? Опровергает или подтверждает: (В банке воздух).

Демонстрирует опыт; ставит тазик с водой, банку переворачивает вверх

дном и точно вертикально опускает в тазик. При погружении банки, (если

только не было наклона) вода в тазике поднимается, банка остаётся пустая

(воздух, который находился в ней, не может выйти и не пускает

воду в банку). Почему вода не входит в банку и что ей мешает? Сделать

вывод: «В банке есть воздух, ему некуда деваться – он не пускает воду».

Предложить внимательно посмотреть, что сейчас произойдёт. При этом

наклонить банку в сторону, из неё с шумом выходит воздух и банка

заполняется водой. Попросить детей объяснить, что произошло, и что

сейчас в банке.

Зарисовка схематично результатов опыта.

6 опыт:

В

свободную

банку

налить

воду

из-под

крана.

Понаблюдать,

что

происходит (вода белого цвета, много пузырьков, они поднимаются вверх,

лопаются, виден даже пар).

- Что же это за пузырьки и от куда они взялись? После высказываний детей

пояснить: «Это воздух, который в большом количестве находится в воде.

Эти пузырьки потом исчезнут: часть воздуха растворится в воде, часть его

выйдет наружу». Сравнить с банкой воды, налитой заранее. Зарисовка

схемы.

Итог:

Мы провели опыты, чтобы больше узнать о воздухе. Результаты

опытов зарисовывали на исследовательском листе. Расскажите о том, что

вы узнали? (Дети по очереди рассказывают по схематичным зарисовкам

исследований)

Д\и «Хлопни – топни».

Воспитатель перечисляет известные детям правильные и неправильные

свойства воздуха. Если свойство есть, то – хлопают в ладоши. Если нет –

то топают ногами.

Вопросы:

Воздух необходим человеку.

Люди вдыхают плохой воздух, а выдыхают хороший.

Человеку легче дышится чистым, свежим воздухом.

Комнату нельзя проветривать.

Воздух нельзя увидеть.

Воздух можно почувствовать, создав движение.

Воздух находится вокруг нас.

В группе воздуха нет, а на улице воздух есть.

В воде есть воздух.

В разных предметах есть воздух.

Воздух красный.

Воздух прозрачный.

Воздух надо загрязнять, это лучше, для человека.

Показать

игру

с

лёгким

пёрышком

или

пушинкой:

как

их

можно

удержать

в

воздухе.

Дать

всем

пушинки.

Предложить

сначала

поупражняться,

а

затем

поиграть

в

игру

«У

кого

дольше

не

упадёт

пёрышко».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!