Автор: Фрицковская Марина Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Литковский детский сад"
Населённый пункт: с. Литковка
Наименование материала: статья
Тема: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР
Раздел: дошкольное образование
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА
К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР
Воспитатель БДОУ «Литковский детский сад» -
Фрицковская М.Д.
Проблема приобщения
детей
к
культурно
-
историческому
наследию
становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в
наступивший
непростой
период
времени
для
нашей
страны,
считается
воспитание
такого
будущего
поколения,
которое
будет
обладать
духовно-
нравственными
ценностями,
гражданско-патриотическими
чувствами
и
уважать культурное
и
историческое
прошлое
России.
Поэтому
одним
из
принципов
ФГОС
ДО
является
–
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства. Народная
культура
–
предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от
первых
шагов. Познание
человеком
достижений
народной
культуры,
как
отмечали
К.Д.
Ушинский
и
Л.Н.
Толстой,
является
важным
моментом
в
нравственном
и
духовном
развитии
личности. В последние годы, наряду с
поиском
современных
моделей
воспитания,
возрастает
интерес
к
фольклористике, возрождаются
лучшие
образцы
народной педагогики.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры
велико. Это и формирование положительного отношения к окружающему миру
и положительных эмоций,
развитие речи, обогащение словаря, внимания,
мышления,
и
формирование
эстетических
представлений,
развитие
первоначальных представлений о добре - зле, хорошо – плохо, размышления о
правде
и
лжи,
понятия
о
храбрости
и
трусости, восхищение
красотой
предметов,
изготовленных
народными
умельцами,
интерес
к
красоте
поэтического слова. Это наша историческая память и неисчерпаемый кладезь
мудрости.
Всё
это
становится
неиссякаемым
источником
нравственного
и
познавательного развития ребёнка.
Это
натолкнуло
нас,
педагогов,
на
построение
определенной
воспитательно-образовательной
деятельности,
которая
способствовала
обогащению детей знаниями
о
национальной культуре.
В
своей
работе
используем программу социально – коммуникативного развития и социального
воспитания
дошкольников
«Дорогою
добра» Л.В. Коломийченко. В разделе
«Человек в культуре» есть блок «Русская традиционная культура», который
позволяет формировать у детей эмоционально - положительное отношение к
предметам
быта
русской
традиционной
культуры,
к
русской
традиционной
кухне и к русской народной игрушке в процессе восприятия малых форм
русского фольклора.
Одним их необходимых условий приобщения детей к народной культуре –
организация развивающей предметно-пространственной среды. Окружающие
предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств
ребёнка
–
развивают
любознательность,
воспитывают
чувство
прекрасного.
Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.
Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир
путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие
предметы
преднамеренно
стилизованы
под
реальные:
макеты,
народные
игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые
полотенца, чугун, самовар и т.д.). В нашей группе есть и разнообразные виды
театров (пальчиковый, театр на палочке, Би-ба-бо и др.), художественные книги
(сказки,
песенки,
потешки),
с
помощью
которых
происходит
целостное
восприятие
произведений
разных
жанров,
усвоение
их
содержания
и
формирование эмоциональной отзывчивости у детей. Так же мы подобрали
игрушки, соответствующие персонажам из потешек, песенок, сказок. Мы даже
стали замечать, что дети сами с большой охотой приносят игрушки – персонажи
и
просят
прочитать
потешку
про
петушка,
киску
или
другую
наиболее
п о н р а в и в шу юс я
и гру шку. Подобраны
книжки
с
ф ол ь к л о р н ы м и
произведениями, иллюстрации к потешкам, что позволяет детям не только
слушать,
но
и
рассматривать
красочные
картинки,
побуждая
тем
самым
вспомнить знакомую потешку и рассказать ее.
В
работе
с
детьми
раннего
возраста,
мы
пришли
к
выводу,
что
для
организации режимных моментов, проведение игры, чтобы встретить новичка,
успокоить не в меру расходившихся малышей, стоит использовать потешки,
прибаутки, заклички, сказки, создававшиеся русским народом в течение веков и
вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Большую
роль
в
приобщении
детей
к
народной
культуре
играет
театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через
театр
учим
воспринимать
действия
героев,
окружающий
мир
и
адекватно
реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального
или литературного произведения.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра
–
естественный
спутник
жизни
ребенка,
источник
радостных
эмоций,
обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда
обращаемся
к
игре:
как
к
дидактической,
так
и
к
народной.
Основным
содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и
предметами-заместителями,
пальчиковые
игры,
подвижные
народные
игры,
инсценировки
с
игрушками,
атрибутами,
демонстрирующие
детям
образцы
правильного
поведения
и
взаимоотношений
в
детском
саду
и
в
семье.
Обыгрывание
потешек
«Как
у нашего
кота»,
«Пошёл
котик
на
торжок»,
«Оладушки»
разными
способами:
сопровождение
чтения
текста
действием
игрушки, использование пальчикового и других видов театра, масок и костюмов
различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки,
загадки,
помогают
не
только
показать
ребёнку
красоту
и неповторимость
окружающего
мира,
но
и привить
любовь
к русской
речи,
слову.
Особенно
эффективно
использование
малых
фольклорных
форм
в период
адаптации
ребёнка
к новым
для
него
условиям
детского
сада.
Во
время
тяжёлого
расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую
игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки
чтением
потешек
«Кто
у
нас
хороший,
кто
у
нас
пригожий»,
«Петушок -
петушок»,
«Курочка – Рябушечка», «Кисонька - Мурысонька», использование
сюрпризных
моментов:
появление
сказочного
героя
из
сундучка
или
волшебного
мешочка
и т. п.
Это
помогает
установить
контакт
с малышом,
пробудить
у него
чувство
симпатии.
Установив
эмоциональный
контакт
и создав
положительную
атмосферу
в группе,
у детей
прививается
представление
о добре
и зле,
красоте,
правде,
храбрости,
трудолюбии
и верности.
Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей
к народной культуре мы считаем: использование фольклора в организованной
образовательной
деятельности,
в
познавательно-речевых,
игровых
и
продуктивных ее видах.
Фольклор используется как на занятиях
–
играх, так и во всех режимных
моментах,
например,
утреннюю
гимнастику
с
детьми
мы
проводим
в
нетрадиционной
форме,
обращаясь
к
устному
народному
творчеству
(выполняем
упражнения
под
потешки,
заклички),
что
позволяет
детям
с
большим
желанием
ее
делать.
Оформленный
центр
Театрализованной
деятельности помогает нам в этом. Чтобы побудить малышей к двигательной
активности мы сначала с ними встречаем солнышко:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Детки – малолетки.
Здороваемся с ним. Проводим игру «Встало утром солнышко…». Затем
загадываем детям загадку: «Кто утром рано встает, деткам спать не дает?». Дети
отгадывают
и
находят
петушка
на
крыше
домика,
предлагаем
и
с
ним
поздороваться
и
прочитать
петушку
потешку
«Петушок,
петушок,
золотой
гребешок…». Продолжая утреннюю зарядку, дети ходят как петушки – высоко
поднимают ноги и машут крылышками. Такие же приемы мы используем и при
умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных
действий. Так,
малые фольклорные формы, произнесённые от лица сказочного
героя,
помогают
детям
не
осознанно
усваивать
культурно-гигиенические
навыки, например, Лягушка – квакушка вызывает желание с удовольствием
мыть
руки.
Приучая
детей
мыть
руки,
лицо,
стараемся
вызвать
у
них
положительные эмоции, радостное настроение. В русском фольклоре каким-то
особенным
образом
сочетается
слово,
напевность
и
музыкальный
ритм.
Адресованные
детям
потешки,
прибаутки,
заклички
звучат,
как
ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру в хорошее.
Еще немаловажным моментом в своей работе мы считаем рассматривание
народных
игрушек.
Большое
значение
в
формировании
интереса
к
окружающему
миру
оказывает
знакомство
с
народными
игрушками,
предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с
матрёшкой
и
богородской
игрушкой.
Это
использование
мини-занятий,
предметно-манипулятивных игр, используются игрушки и в организованной
деятельности.
Ну и конечно одной из главных форм приобщения детей к народной
культуре
являются
праздники
и
развлечения.
Песенки,
заклички,
игры,
театрализованные представления стимулируют интерес детей, усиливают их
впечатление
и
переживание,
обогащают
художественное
и
эстетическое
восприятие.
Как
правило,
все
формы
работы
проводятся
в
комплексе:
показ
театрализовнных
представлений
сопровождается
чтением
потешек,
пением
песенок,
пальчиковыми
играми;
в
познавательно-речевых
занятиях
используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы,
чтение сказок, потешек, подвижные игры.
Особое
внимание
уделяем
укреплению
связей
с
родителями.
Мы
стараемся расширять представления родителей о фольклоре и учить видеть в
нем педагогическую ценность и значимость. Совместное участие в творческих
мероприятиях
помогает
объединить
семью
и
наполнить
ее
досуг
новым
содержанием.
Созданы
условия
для
совместной
творческой
деятельности,
сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей. Все
это
способствует
единению
педагогов,
родителей
и
детей,
формирует
положительное
отношение
друг
к
другу.
Родители
стали
активными
участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении
праздников,
в
совместной
деятельности,
в
изготовлении
атрибутов
к
отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы
к
русским
народным
праздникам,
Рождеству,
Новому
году,
Масленице.
Родители приняли активное участие в акции «Народная игрушка» и «Домашняя
утварь». Папы и мамы, дедушки и бабушки наших воспитанников участвуют в
играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и
семинарах.
В беседах, в папках – передвижках, консультациях объясняем им
ценность русского фольклора для воспитания детей, знакомим с потешками,
колыбельными песенками, ведь многие родителя не помнят их содержание.
Результатом
содержательной
и
системной
работы
с
детьми стали:
доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям,
привязанность
и
доверие
к
педагогам,
умение
проявлять
эмоциональную
отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок,
животных,
умение
выполнять
элементарные
правила культуры (поведения,
речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.
В заключении хотим отметить, что приобщение детей к истокам народной
культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь
яркими
впечатлениями
от
встречи
с
народной
песней,
сказкой,
красивыми
предметами
народно-прикладного
искусства. Нам
очень
интере сна
проблема приобщения детей к культурно – историческому наследию русского
народа,
духовно-нравственного
воспитания
и
развития
подрастающего
поколения.