Напоминание

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР


Автор: Фрицковская Марина Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Литковский детский сад"
Населённый пункт: с. Литковка
Наименование материала: статья
Тема: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА

К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР

Воспитатель БДОУ «Литковский детский сад» -

Фрицковская М.Д.

Проблема приобщения

детей

к

культурно

-

историческому

наследию

становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в

наступивший

непростой

период

времени

для

нашей

страны,

считается

воспитание

такого

будущего

поколения,

которое

будет

обладать

духовно-

нравственными

ценностями,

гражданско-патриотическими

чувствами

и

уважать культурное

и

историческое

прошлое

России.

Поэтому

одним

из

принципов

ФГОС

ДО

является

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства. Народная

культура

предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от

первых

шагов. Познание

человеком

достижений

народной

культуры,

как

отмечали

К.Д.

Ушинский

и

Л.Н.

Толстой,

является

важным

моментом

в

нравственном

и

духовном

развитии

личности. В последние годы, наряду с

поиском

современных

моделей

воспитания,

возрастает

интерес

к

фольклористике, возрождаются

лучшие

образцы

народной педагогики.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры

велико. Это и формирование положительного отношения к окружающему миру

и положительных эмоций,

развитие речи, обогащение словаря, внимания,

мышления,

и

формирование

эстетических

представлений,

развитие

первоначальных представлений о добре - зле, хорошо – плохо, размышления о

правде

и

лжи,

понятия

о

храбрости

и

трусости, восхищение

красотой

предметов,

изготовленных

народными

умельцами,

интерес

к

красоте

поэтического слова. Это наша историческая память и неисчерпаемый кладезь

мудрости.

Всё

это

становится

неиссякаемым

источником

нравственного

и

познавательного развития ребёнка.

Это

натолкнуло

нас,

педагогов,

на

построение

определенной

воспитательно-образовательной

деятельности,

которая

способствовала

обогащению детей знаниями

о

национальной культуре.

В

своей

работе

используем программу социально – коммуникативного развития и социального

воспитания

дошкольников

«Дорогою

добра» Л.В. Коломийченко. В разделе

«Человек в культуре» есть блок «Русская традиционная культура», который

позволяет формировать у детей эмоционально - положительное отношение к

предметам

быта

русской

традиционной

культуры,

к

русской

традиционной

кухне и к русской народной игрушке в процессе восприятия малых форм

русского фольклора.

Одним их необходимых условий приобщения детей к народной культуре –

организация развивающей предметно-пространственной среды. Окружающие

предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств

ребёнка

развивают

любознательность,

воспитывают

чувство

прекрасного.

Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.

Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир

путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие

предметы

преднамеренно

стилизованы

под

реальные:

макеты,

народные

игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые

полотенца, чугун, самовар и т.д.). В нашей группе есть и разнообразные виды

театров (пальчиковый, театр на палочке, Би-ба-бо и др.), художественные книги

(сказки,

песенки,

потешки),

с

помощью

которых

происходит

целостное

восприятие

произведений

разных

жанров,

усвоение

их

содержания

и

формирование эмоциональной отзывчивости у детей. Так же мы подобрали

игрушки, соответствующие персонажам из потешек, песенок, сказок. Мы даже

стали замечать, что дети сами с большой охотой приносят игрушки – персонажи

и

просят

прочитать

потешку

про

петушка,

киску

или

другую

наиболее

п о н р а в и в шу юс я

и гру шку. Подобраны

книжки

с

ф ол ь к л о р н ы м и

произведениями, иллюстрации к потешкам, что позволяет детям не только

слушать,

но

и

рассматривать

красочные

картинки,

побуждая

тем

самым

вспомнить знакомую потешку и рассказать ее.

В

работе

с

детьми

раннего

возраста,

мы

пришли

к

выводу,

что

для

организации режимных моментов, проведение игры, чтобы встретить новичка,

успокоить не в меру расходившихся малышей, стоит использовать потешки,

прибаутки, заклички, сказки, создававшиеся русским народом в течение веков и

вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Большую

роль

в

приобщении

детей

к

народной

культуре

играет

театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через

театр

учим

воспринимать

действия

героев,

окружающий

мир

и

адекватно

реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального

или литературного произведения.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра

естественный

спутник

жизни

ребенка,

источник

радостных

эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда

обращаемся

к

игре:

как

к

дидактической,

так

и

к

народной.

Основным

содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и

предметами-заместителями,

пальчиковые

игры,

подвижные

народные

игры,

инсценировки

с

игрушками,

атрибутами,

демонстрирующие

детям

образцы

правильного

поведения

и

взаимоотношений

в

детском

саду

и

в

семье.

Обыгрывание

потешек

«Как

у нашего

кота»,

«Пошёл

котик

на

торжок»,

«Оладушки»

разными

способами:

сопровождение

чтения

текста

действием

игрушки, использование пальчикового и других видов театра, масок и костюмов

различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки,

загадки,

помогают

не

только

показать

ребёнку

красоту

и неповторимость

окружающего

мира,

но

и привить

любовь

к русской

речи,

слову.

Особенно

эффективно

использование

малых

фольклорных

форм

в период

адаптации

ребёнка

к новым

для

него

условиям

детского

сада.

Во

время

тяжёлого

расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую

игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки

чтением

потешек

«Кто

у

нас

хороший,

кто

у

нас

пригожий»,

«Петушок -

петушок»,

«Курочка – Рябушечка», «Кисонька - Мурысонька», использование

сюрпризных

моментов:

появление

сказочного

героя

из

сундучка

или

волшебного

мешочка

и т. п.

Это

помогает

установить

контакт

с малышом,

пробудить

у него

чувство

симпатии.

Установив

эмоциональный

контакт

и создав

положительную

атмосферу

в группе,

у детей

прививается

представление

о добре

и зле,

красоте,

правде,

храбрости,

трудолюбии

и верности.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей

к народной культуре мы считаем: использование фольклора в организованной

образовательной

деятельности,

в

познавательно-речевых,

игровых

и

продуктивных ее видах.

Фольклор используется как на занятиях

играх, так и во всех режимных

моментах,

например,

утреннюю

гимнастику

с

детьми

мы

проводим

в

нетрадиционной

форме,

обращаясь

к

устному

народному

творчеству

(выполняем

упражнения

под

потешки,

заклички),

что

позволяет

детям

с

большим

желанием

ее

делать.

Оформленный

центр

Театрализованной

деятельности помогает нам в этом. Чтобы побудить малышей к двигательной

активности мы сначала с ними встречаем солнышко:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко,

Ждут тебя детки,

Детки – малолетки.

Здороваемся с ним. Проводим игру «Встало утром солнышко…». Затем

загадываем детям загадку: «Кто утром рано встает, деткам спать не дает?». Дети

отгадывают

и

находят

петушка

на

крыше

домика,

предлагаем

и

с

ним

поздороваться

и

прочитать

петушку

потешку

«Петушок,

петушок,

золотой

гребешок…». Продолжая утреннюю зарядку, дети ходят как петушки – высоко

поднимают ноги и машут крылышками. Такие же приемы мы используем и при

умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных

действий. Так,

малые фольклорные формы, произнесённые от лица сказочного

героя,

помогают

детям

не

осознанно

усваивать

культурно-гигиенические

навыки, например, Лягушка – квакушка вызывает желание с удовольствием

мыть

руки.

Приучая

детей

мыть

руки,

лицо,

стараемся

вызвать

у

них

положительные эмоции, радостное настроение. В русском фольклоре каким-то

особенным

образом

сочетается

слово,

напевность

и

музыкальный

ритм.

Адресованные

детям

потешки,

прибаутки,

заклички

звучат,

как

ласковый

говорок, выражая заботу, нежность, веру в хорошее.

Еще немаловажным моментом в своей работе мы считаем рассматривание

народных

игрушек.

Большое

значение

в

формировании

интереса

к

окружающему

миру

оказывает

знакомство

с

народными

игрушками,

предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с

матрёшкой

и

богородской

игрушкой.

Это

использование

мини-занятий,

предметно-манипулятивных игр, используются игрушки и в организованной

деятельности.

Ну и конечно одной из главных форм приобщения детей к народной

культуре

являются

праздники

и

развлечения.

Песенки,

заклички,

игры,

театрализованные представления стимулируют интерес детей, усиливают их

впечатление

и

переживание,

обогащают

художественное

и

эстетическое

восприятие.

Как

правило,

все

формы

работы

проводятся

в

комплексе:

показ

театрализовнных

представлений

сопровождается

чтением

потешек,

пением

песенок,

пальчиковыми

играми;

в

познавательно-речевых

занятиях

используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы,

чтение сказок, потешек, подвижные игры.

Особое

внимание

уделяем

укреплению

связей

с

родителями.

Мы

стараемся расширять представления родителей о фольклоре и учить видеть в

нем педагогическую ценность и значимость. Совместное участие в творческих

мероприятиях

помогает

объединить

семью

и

наполнить

ее

досуг

новым

содержанием.

Созданы

условия

для

совместной

творческой

деятельности,

сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей. Все

это

способствует

единению

педагогов,

родителей

и

детей,

формирует

положительное

отношение

друг

к

другу.

Родители

стали

активными

участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении

праздников,

в

совместной

деятельности,

в

изготовлении

атрибутов

к

отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы

к

русским

народным

праздникам,

Рождеству,

Новому

году,

Масленице.

Родители приняли активное участие в акции «Народная игрушка» и «Домашняя

утварь». Папы и мамы, дедушки и бабушки наших воспитанников участвуют в

играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и

семинарах.

В беседах, в папках – передвижках, консультациях объясняем им

ценность русского фольклора для воспитания детей, знакомим с потешками,

колыбельными песенками, ведь многие родителя не помнят их содержание.

Результатом

содержательной

и

системной

работы

с

детьми стали:

доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям,

привязанность

и

доверие

к

педагогам,

умение

проявлять

эмоциональную

отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок,

животных,

умение

выполнять

элементарные

правила культуры (поведения,

речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.

В заключении хотим отметить, что приобщение детей к истокам народной

культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь

яркими

впечатлениями

от

встречи

с

народной

песней,

сказкой,

красивыми

предметами

народно-прикладного

искусства. Нам

очень

интере сна

проблема приобщения детей к культурно – историческому наследию русского

народа,

духовно-нравственного

воспитания

и

развития

подрастающего

поколения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!