Автор: Мартынова Нина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОКУ "Детский дом - школа№95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: доклад
Тема: игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии детей
Раздел: дошкольное образование
Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии
детей.
Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир
социальных отношений через общение. И ребёнок входит туда через
реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Поскольку
ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в
игровой деятельности происходит социализация ребёнка. В формировании
социального опыта ребёнка участвуют дети, взрослые, т.е. те люди, которые
окружают его в повседневной жизни. Наша задача состоит в том, чтобы
воспитанники вышли не только с определённым запасом знаний, умений и
навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором
нравственных качеств.
-Развитие положительного отношения ребёнка к себе, к окружающему миру;
-Создание условий для формирования у ребёнка положительного
самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший,
что его любят;
-Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознание
своих прав и свобод (например, право иметь собственное мнение, выбирать
себе друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по
собственному усмотрению использовать личное время);
-Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям
уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, возраста,
уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнение,
желаниям, взглядом;
-Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело,
данное слово;
-Формирование у детей социальных навыков освоение различных способов
разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать
очерёдность, устанавливать новые контакты.
Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного
возраста выступают:
-организация жизненных и игровых развивающих ситуаций,
обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и
доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
-Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образы правильного
поведения и взаимоотношений в д/саду и в семье;
-Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство
установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта
взаимодействия;
-Наблюдение за действиями и отношениями взрослых (например, повар,
няня, врач, дворник, воспитатель);
-Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития
эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
-Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям,
заботы о животных и т. п.
-Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми
действиями, радостного отражения ролей взрослых (врач ,продавец,
парикмахер, моряк).
Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей различными
профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Однако наблюдая за
игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется
невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии
самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте.
Неприученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи
взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями.
Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные
условия, когда ребёнка изолируют от окружающих.
В своей работе мы используем различные виды игр.
-подвижные
-настольные
-дидактические
-театрализованные и др.
Подвижные игры рано входят в жизнь ребёнка. Растущий организм
постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят
играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут
приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое
здоровье ребёнка, так и его интеллектуальные способности. Они несут, кроме
интереса для ребёнка, ещё оздоровительную нагрузку и эмоционально-
психическую разрядку. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и
самостоятельности, преодолению затруднений развивая в них рефлексию и
волю. Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их
использование даст не только физическое, но и эмоциональное
удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления
инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия
движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их
применения в различных игровых ситуациях.
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки
ребёнка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет
ребёнок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет
определённые роли. Играя ребёнок берёт себе определённую роль и
выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущи этому
персонажу.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не
проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными.
Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем,
чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребёнок выйдет из
игры, если ему нечего делать. Самая удивительная игра может стать
неинтересной для тех ребят, которые окажутся не удел. Заинтересованность
определяется теми возможностями, которые предоставляются ребёнку в игре
ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы
только в юмористических ситуациях.
Настольно-печатные игры это игры малой подвижности, но большую
направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти,
воображения. Все они красочные привлекательные для малышей. Это такие
игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном
процессе. Они используются педагогом как средство обучения и воспитания
личности ребёнка. С помощью дидактических игр детей приучают
самостоятельно мыслить, использовать имеющиеся знания окружающего
мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать
правильные выводы, общения.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного
произведения или театрального представления. План игры и
последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более
сложная для детей. Игры-драматизации помогаю детям положительно влиять
на развитие выразительности речи и движений.
В работе с детьми используются сказки социального характера, в процессе
рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей,
что одному бывает скучно, грустно, что нужно быть вежливым.
Конечно от поведения нас взрослых во многом зависит мера открытия
ребёнком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в
мир необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления
социального опыта ребёнка.
Каждый ребёнок-это отдельный мир, со своими правилами поведения, со
своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в
себе наша основная взрослая задача.
В заключении хотелось бы отметить, что показателем правильной
организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное
использование основных навыков, положительные взаимоотношения.
Именно в игре со взрослыми, ребёнок приобретает необходимые для жизни в
обществе полезные навыки.
МКОУ «Детский дом-школа № 95»
Игра
как
ведущая
деятельность
в
социально-
личностном развитии детей.
Составила: Мартынова Н.В.
Новокузнецк, 2016 г.