Автор: Иванова Юлия Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре (плавание)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация и проведение занятий в закрытом бассейне детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому направлению развития детей
№41 «Лесная сказка» города Лесосибирска», Россия.
Организация и проведение занятий в закрытом бассейне
детского сада
Ю.Ю. Иванова, инструктор по физической культуре.
Плавание
-
одно
из
важнейших
звеньев
в
воспитании
ребенка
-
содействует
разностороннему
физическому
развитию,
стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно
расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним
из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание
-
мощный
эмоционально-положительный
фактор,
который
позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки,
предупреждает
плоскостопие,
способствует
снятию
мышечного
тонуса,
развивает
координацию,
ритмичность
движения,
увеличивает
двигательные
возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу
органов
кровообращения
и
дыхания.
Оказывает
мощное
закаливающее
действие.
В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и
подвижность
нервных
процессов
в
коре
больших
полушарий,
повышается
пластичность
его
нервной
системы,
отчего
ребенок
становится
более
уравновешенным,
лучше
контролирует
свое
поведение
и
быстрее
приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста
плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого
ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для
разностороннего физического развития.
На занятиях решаются задачи по формированию:
- навыков плавания;
- бережного отношения к своему здоровью;
- навыков личной гигиены;
- умение владеть своим телом в непривычной среде.
В нашем дошкольном учреждении для обучения детей плаванию имеется
бассейн, который находится в отдельно построенном здании, соединенным с
детским садом теплым переходом. Площадь плавательного бассейна составляет
71,5 м2. Бассейн отвечает требованиям СанПиН к устройству, эксплуатации,
качеству
воды.
Контроль
качества
воды
проводится
по
плану
Роспотребнадзором.
К занятиям в бассейне привлекаются все дети, начиная с раннего возраста
(если нет медицинских противопоказаний). Каждая группа посещает бассейн в
строго
установленное
время.
Для
занятий
в
бассейне
дети
делятся
на
подгруппы по 6 – 12 детей.
Длительность занятий зависит от возраста:
дети первой младшей группы находятся в воде — 10 минут;
дети второй младшего возраста - 15 минут;
дети среднего возраста - 20 минут;
дети старшего возраста - 25 минут;
дети подготовительной к школе группы - 30 минут.
На занятиях по плаванию присутствует медсестра. Она наблюдает за
состоянием
детей,
регулирует
индивидуальную
длительность
нахождения
в
воде, а также для того, чтобы при необходимости оказать медицинскую помощь.
При обучении плаванию можно выделить несколько этапов.
Первый этап начинается с ознакомления ребенком с водой, ее свойствами.
Он
продолжается
до
того
момента,
как
ребенок
сможет
безбоязненно
и
уверенно с помощью взрослого и самостоятельно входить в воду, передвигаться
по дну бассейна, совершать простые действия, играть.
Второй этап связан с приобретением элементарных умений и навыков,
которые помогут ребенку чувствовать себя на воде более уверенно и надежно.
Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, скользить).
Третий этап связан с обучением различным упражнениям, которые в
дальнейшем помогут в обучении плаванию.
Четвертый этап это этап обучения дошкольников плаванию определенным
способом.
Основное
содержание
занятий
составляют
физические
упражнения
и
игры, освоение которых помогает детям научиться плавать определенными
способами.
Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводится беседы, в
которых дошкольников знакомят с правилами посещения бассейна.
Сами занятия состоят из трех частей:
1.
Подготовительная часть проводится на суше и представляет собой
разминку (2 – 3 минуты).
2.
Основная часть проводится в воде и включает в себя:
- организованный вход в бассейн;
- построение и перекличка;
-выполнение упражнений и заданий, согласно учебного плана;
-выполнение упражнений на освоение техники плавания;
- игры в воде;
3.
Заключительная
часть,
как
правило,
самая
любимая
детьми
–
свободное плавание.
Занятия по хорошей
«детсадовской» традиции проводятся в игровой
форме, используется различный водный инвентарь: надувные круги, игрушки,
плавательные доски. Количество игрушек соответствует количеству детей в
одной подгруппе. Обучение плаванию начинается с того, чтобы дети освоились
в
воде,
не
испытывали
боязни
и
страха,
почувствовали
себя
уверенно
и
совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается веселыми играми,
забавами и развлечениями в воде. Игры и упражнения повышают интерес к
занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются
прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом
широко
применяются игровые упражнения и соревнования.
Игры по ознакомлению с сопротивлением воды.
Рыбка
Задача:
учить
детей
смело
передвигаться
в
воде,
преодолевая
ее
сопротивление, менять направление, быстроту движения.
Описание: преподаватель или один из детей изображает
рыбку. Она
находится
у
противоположного
бортика,
дети
тихонько
подходят
к
ней,
а
преподаватель в это время говорит
Рыбка, рыбка тихо лежит,
Рыбка, рыбка, наверное, спит.
Подойдем мы к ней, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними.
Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.
Правила: выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от рыбки,
не толкать друг друга.
Игры на погружение в воду.
«Найди клад» - игра соревнование.
Задача: упражнять в погружении в воду с головой.
Воспитатель заранее кладет в воду разноцветные камушки. По сигналу
дети погружаются с головой в воду и находят камень. Побеждает тот, кто
отыщет больше камней.
Литература
1. Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. –
санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2010.
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду. –
М.: просвещение,1991.
3. Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: ТЦ
Сфера, 2008.