Напоминание

Советы родителям в формировании правильного произношения и развития речи


Автор: Фокеева Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №451 "Теремок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Советы родителям в формировании правильного произношения и развития речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему:

«Советы родителям в формировании правильного

произношения и развитии речи»

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти,

мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и

отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все

родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно,

владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни

определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые

даровала им судьба, успешно учились и состоялись в жизни как личность,

чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может

стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Самым первым и, главным, условием, влияющим на правильное

формирование детской речи, является создание правильной речевой среды в

семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Речь малыша берет свое развитие ДО его рождения на свет, и что крайне

важно уже в этот прекрасный период вынашивания, начните общаться с ним,

что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и

создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Общайтесь с ребенком

Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него

речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз

замечали, что в Ваше отсутствие малыш не

столь активен, а когда Вы рядом активно

издает звуки и старается привлечь Ваше

внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы

поймете, что ребенок пытается Вам что-то

сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо

поддерживать диалог, ведь таким образом

малыш учится координировать одновременно

голос и взгляд. Поэтому реагируйте на

инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и

понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и,

возможно, настроение.

Называйте вещи

К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом –

показывая на предметы вокруг, кроха пытается обратить на себя внимание

родителей. Тогда маме и папе необходимо называть вещи или действия: «это

стул», «кошка прыгнула» и т.д. Первые слова ребенка будут состоять из

ударных слогов («ама» - «мама») или из начальных букв («па» - «папа») –

таким образом, начнет формироваться словарный запас. Бывает, что

родители волнуются, когда малыш не произносит полных слов, и ошибочно

полагают, что кроха еще не заговорил. Но это совсем не повод для

беспокойства, ведь скоро слоги дополнятся звуками и станут более

различимыми.

Формирование и обогащение словаря

Рекомендуем родителям формировать сначала пассивный, а затем

активный словарь, для чего

использовать как окружающую

обстановку, так и специальные игры.

Нужно

отдавать преимущество настольным

играм

(таким как парные картинки, лото,

детское

домино и т.д.), а не компьютерным

играм.

Родители в процессе игры могут давать

знания

об обобщающих понятиях (цвет,

игрушки, части тела, транспорт, продукты и т.д.). Очень важно, чтобы

родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также

использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой

труд (на кухне, в огороде, в квартире).

Читайте больше

В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и

тогда немаловажную роль играют книги. Читая своему чаду, интересные

рассказы или сказки с яркими иллюстрациями

к ним, Вы увеличиваете словарный запас

ребенка и помогаете запомнить предложения

полностью. Если малышу понравилась книга,

и он просит прочитать ее снова, не

отказывайте ему. Возможно, кроха не до конца

разобрался в содержании и ему требуется

больше времени, чтобы понять диалоги

персонажей или усвоить сюжет. Вы также

можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить

знакомую фразу. Например, Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где

были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»

Чтобы родители смогли помочь формированию грамматического строя

речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила:

Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего

детства слышал, как изменяются слова: в падеже («иди к маме, возьми

куклу»), роде («собачка белая, мишка коричневый»), числе («бабочка -

бабочки»).

Не менее важно четко проговаривать предлоги, выделять их

интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки».

Несложно учить ребенка словообразованию, начиная с

уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-

котенок и т.д.».

Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, «гнилые»

слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых.

Следующая задача родителей - помочь своему ребёнку в формировании

произносительной стороны речи:

Развивайте артикуляцию

Попробуйте нехитрые упражнения, например, поиграйте с ребенком в

«Голодных котят», замарав блюдце сметаной

или детским пюре, предложите облизать его.

Играйте в «Паровозиков» громко озвучивая

их сигналы: ту-ту-ту, чух-чух-чух. Или

просто покорчите перед зеркалом рожицы:

хмурьтесь, поднимайте брови, выпучивайте

глаза, высовывайте язык, тяните губы в

разные стороны. Ребенок быстрее запомнит

необходимые действия, и, к тому же,

процесс станет увлекательней, ведь так забавно «строить гримасы».

Развивайте воздушную струю

Уже с года учите малыша дуть мыльные

пузыри, хорошо высмаркиваться носом (без

лишней утечки воздуха через рот).

Включите в ваше с ребенком расписание

«Музыкальную минутку», свистите в

свистки или дуйте в дудочки. Покатайте

бревнышки (карандаши) по ровной

поверхности. Играйте в «Воздушный футбол», закатывая ватный шарик-мяч

в

Смастеренные вместе с малышом ворота. Включите воображение и

превратите эти упражнения в забавные игры-минутки.

Развивайте общую моторику

Это способствует формированию и развитию речи у детей. Занимайтесь

лечебной физкультурой, катайтесь на велосипеде, плавайте в бассейне,

ходите пешком и т.д.

Развивайте мелкую моторику

На начальном этапе играйте с пальчиками,

используя не хитрые игры типа «Коза

рогатая», «Киснька-мурыснька» и т.д.

Давайте поплавать детским ручкам в сухих

бассейнах из круп, макарон. Позднее

используйте пальчиковые

тренинги. Занимайтесь различными видами

конструирования, собирайте

пазлы, пополните детский уголок шнуровками, мозаикой, приучайте ребенка

к различным видам ручного творчества.

Очень важно подходить творчески как к воспитанию, так и развитию речи у

детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье

Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но и не отставайте);

Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со

своей скоростью;

Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип

опережающего развития);

Двигайтесь от простого к сложному;

Создавайте благоприятный психологический фон, поощряйте ребенка;

Играйте с ребенком, так, чтобы он не чувствовал, что вы его учите,

пусть ему будет интересно, а не скучно;

Выделяйте время и играйте вместе с ребенком;

При совершении покупок, выбирайте добрые и созидающие игрушки

и игры, отказывайтесь от злых и разрушающих;

Придерживайтесь традиционной российской культуры;

Развивайте умение ребенка общаться (коммуникативные качества);

Выбирайте многофункциональные игры;

Максимально используйте возможности каждой игры.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и

логически связанная речь - заслуги, прежде всего, семейного воспитания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!