Напоминание

"Педагогика сотрудничества на уроках английского языка в средней школе"


Автор: Кузьминова Лилия Рафиковна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ гимназии №1
Населённый пункт: г. Люберцы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогика сотрудничества на уроках английского языка в средней школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Кузьминова Л.Р.

МОУ Гимназия №1 г. Люберцы Московской области

Педагогика сотрудничества на уроках английского языка в средней

школе

В настоящее время в России активно идет поиск эффективной системы

образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в

практике учебно-воспитательного процесса и переходе на гуманистические

способы

обучения

и

воспитания

детей.

Все

более

востребованными

становятся технологии, позволяющие реализовать индивидуальные способы

учебно-познавательной

деятельности

каждого

ученика,

дифференциацию

образования, деятельностный характер обучения.

Педагогика

сотрудниче ства

является

одной

из

н а и б ол е е

всеобъемлющих педагогических обобщений, которую нужно рассматривать

как

технологию,

являющуюся

воплощением

нового

педагогического

мышления,

источником

прогрессивных

идей

и,

в

той

или

иной

мере,

входящей во многие современные педагогические технологии как их часть

[2].

Педагогика сотрудничества направлена на воспитание таких качеств

личности как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание,

взаимопомощь, а в обучении – на развитие интеллектуальных, духовных и

физических способностей, интересов, мотивов учащихся, выработку научно-

материалистического мировоззрения [2].

Методами

работы

являются

совместная

деятельность,

поиск,

сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогика сотрудничества основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи

и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы [1].

Выделяют несколько вариантов обучение в сотрудничестве:

1) «Обучение в команде» или

«

Student Team Learning». Здесь особое

внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который

может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена

группы в постоянном взаимодействии с другими членами своей группы при

работе над темой или вопросом, подлежащим изучению. Поэтому каждый

член

команды

должен

овладеть

необходимыми

знаниями.

Вся

группа

заинтересована

в

усвоении

учебной

информации

каждым

ее

членом,

поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном

решении поставленной перед группой проблемы [3].

Данная

методика

может

быть

реализована

в

2

видах:

как

индивидуально-групповая работа (Student - Teams - Achievement Divisions -

STAD и командно-игровая (Teams-Games-Tournament - TGT).

STAD: ученики разбиваются на разноуровневые и разнополые группы,

объясняется новый материал, дается определенное задание и необходимые

опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет

свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется

следующим учеником). При этом выполнение каждого задания объясняется

каждым

учеником

и

контролируется

всей

группой.

После

выполнения

заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового

материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы.

Оценки за выполнение теста суммируются на группу и объявляется общая

оценка группе.

TGT: здесь способ работы групп тот же, но вместо индивидуального

тестирования каждую неделю проводятся соревновательные турниры между

командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за

каждым

столом,

равные

по

уровню

обученности

(слабые

со

слабыми,

сильные с сильными). Задания даются дифференцированные по сложности.

Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество

баллов независимо от сложности [1].

2) J I G S A W (c англ.

«ажурная пила»). Здесь учащиеся делятся на

группы по 4- 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит

на блоки. Каждый член группы находит материал по своему блоку. Затем

учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах,

встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

Это называется «встречей экспертов». Затем они обучают всему новому, что

узнали сами, других членов своей группы. Для усвоения материала требуется

внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях,

никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся

заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу,

так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей

теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе

учитель

может

попросить

любого

ученики

команды

ответить

на

любой

вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный

срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда,

сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается [3].

На уроках английского языка данную методику удобно применять для

работы

с

крупными

текстами.

В

этом

случае

каждая

группа

учащихся

получает для разработки текст. Внутри группы происходит деление текста на

блоки, где каждый член группы получает сравнительно небольшой по объёму

материал. Затем идёт обмен и уточнение экспертами информации между

группами. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это

единственный способ ознакомиться со всей информацией.

3) «Учимся вместе» или «Learning together». Класс разбивается на

разнородные по уровню обученности группы по 3—5 человек. Каждая группа

получает часть задания какой-либо большой темы над которой работает весь

класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом

достигается усвоение всего материала.

Учителю необходимо продумать вопрос комплектации групп с учетом

индивидуальных

и

психологических

особенностей

каждого

члена

и

разработать задачи для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся

самостоятельно

определяют

роли

каждого

из

них

в

выполнении

общего

задания:

отслеживания

правильности

выполнения

заданий

партнерами,

мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а

также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала

группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую —

достижение

какой-то

познавательной,

творческой

цели,

а

с

другой

-

социально-психологическую

реализация

в

ходе

выполнения

задания

определенной культуры общения [3].

Применение

этой

методики

возможно

для

введения

новых

грамматических конструкций, работе с текстами. Например, при изучении

темы Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:

случаи употребления / указатели / схемы. Класс делится на три группы.

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени – описывает

действия, вторая – находит указатели, слова-помощники, третья – составляет

схемы

утвердительного,

отрицательного

и

вопросительного

предложений.

Таким

образом,

таблица

заполняется,

получается

готовое

правило

для

заучивания дома.

Резюмируя, хочу отметить, что «обучение в сотрудничестве» способно

решать различные задачи обучения и воспитания, но применять его следует

творчески,

ориентируясь

на

культурную

ситуацию

в

классе,

а

также

особенности своей личности и личностей своих учеников.

Литература:

1.

Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества: Краткий

конспект

лекций,

Казань:

ФГАОУ

ВПО

«Казанский

(Приволжский)

федеральный университет», 2014

2.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе

учебной работы: Кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

3.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А. Е. Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.

пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!