Автор: Ишбулдина Рита Миниахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал реабилитации детей и подростков с ОВЗ в Стерлибашевском районе РБ ГАУ РЦ г. Кумертау
Населённый пункт: с. Стерлибашево
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы Крестец".
Раздел: дошкольное образование
План - конспект занятия на тему:
« Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление
куклы Крестец».
Обучающие : познакомить детей с древним ручным способом изготовления
ниток из шерсти животных, дать детям представление о солярном знаке – крест
и показать его значение в жизни крестьян, научить делать куклу «крестец».
Развивавающие: развитие любознательности, мелкой моторики рук, внимания.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, аккуратность, терпение.
Оборудование:
прялка,
веретено,
игрушка
«овечка»
,куклы:
«стригуша»,
«покосница», «Праскева Пятница», спицы, разноцветные клубки шерстяных
ниток, палочки зубочистки, куклы, ножницы.
Используемые технологии: игровая технология , технология индивидуализации
обучения, педагогика сотрудничества
План:
1.
Вводная часть
а) загадки
б) объявление темы занятия
в) экскурсия в музей « Русская изба»
2.
Основная часть
Бабушкина сказка:
а) как и из чего изготавливают нитки
б) разговор клубка со спицами (загадки)
в) физминутка
г) крест – главный символ солнца
д) значение цветка
е) изготовление куклы «крестец»
е) коллективное сочинение конца сказки
3. Итог
Ход занятия
1.
Вводная часть
Отгадайте загадки.
- Один говорит, двое смотрят, двое слушают? (язык, глаза, уши)
- У двоих матерей, по пяти сыновей, все в одно имя? ( руки и пальца)
- А как вы думаете, почему я вам загадала такие загадки?
-
Глаза
вам
нужны,
чтобы
внимательно
смотреть.
Уши,
чтобы
слушать
и
запоминать,
язык,
чтобы
отвечать
на
вопросы.
А
руки,
чтобы
аккуратно
выполнять задания.
Объявление темы занятия
- А что же мы будем сегодня делать на занятии?
-
Сегодня
мы
с
вами
совершим
путешествие
в
прошлое,
побываем
в
крестьянской
избе, узнаем
как
и
из
чего
изготавливали
нитки,
а
так
же
научимся делать игрушки, которыми играли дети в крестьянских семьях.
Экскурсия в музей « Русская изба»
Мы с вами пришли в избу, здесь все устроено так, как было в настоящих
крестьянских избах много-много лет назад.
Большое место занимала печь. Она играла огромное значение в жизни крестьян.
Почему? Это приготовление пищи. Это отопление помещения.
На ней есть палати (специальная лежанка) где зимой спали дети и старики.
В избе была подвешена к потолку люлька. Зачем она? Правильно – так качали
младенцев. И конечно же в избе был большой стол с лавками. А почему он
такой большой? В крестьянских семьях было много детей. За таким большим
столом могли сидеть сразу все члены семьи.
Рассаживайтесь на лавки и слушайте.
2. Основная часть
Бабушкина сказка:
Сейчас я вам расскажу сказку.
Жила – была бабушка. И была у нее овечка. Бабушка очень любила свою овечку.
Летом
она
пасла
ее
на
лугу.
А
еще
она
косила
траву
и
сушила
ее.
Как
называется такая трава? Сушеная трава называется сено. Бабушка запасала
сено, чтобы кормить овечку зимой, потому что трава – самая любима еда для
овечки. А зимой свежей травы не найти. Вот и кормила бабушка свою овечку
зимой сеном.
Однажды надумала бабушка связать своим внукам к зиме носки да варежки. Но
где взять шерстяных ниток? И бабушка сделала вот что. Повела она овечку
пастись поближе к реке. Завела овечку в реку и помыла с мылом. Шубка у
овечки была пыльная, грязная, а сделалась чистая, белая. Высохла шерстка у
овечки на солнце. Бабушка повела овечку домой и подстригла ей шерсть.
Состриженная шерсть называется руном.
Овечка обрадовалась, ведь ей будет не жарко. Поблагодарила бабушку. а) как и
из чего изготавливают нитки
А бабушка взяла шерсть и понесла в дом. В избе у бабушки есть прялка и
веретено. Села она и стала прясть. Так получились шерстяные нитки.
- А какого цвета получается нитки? Нитки будут того же цвета, что и шерсть. А
вот, чтобы они были разноцветными их красят специальными красителями.
Из этих шерстяных ниток можно уже вязать носки, варежки, шапки, шарфы и т.
д. Но нужно еще какое-то приспособление? Да это спицы – палочки тонкие и
гладкие с заостренными концами. Приготовила бабушка все это и думает: «
завтра начну вязать, сегодня уже поздно». Оставила она шерсть и палочки на
столе.
Разговор клубка со спицами (загадки)
А ночью случилось вот что. Скучно было спицам и клубочку. Решили они
загадывать загадки. Сначала клубок загадывал загадки спицам.
1.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
2.
На корову я похожа
И рога есть у меня
В поле травку ем гуляя
И даю всем молока? (коза)
3.
Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
4.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)
5.На сене лежит, сама не ест
И другим не дает. (собака)
- Ребята, а как вы думаете, почему все загадки о животных?
Потому, что из шерсти этих животных делают нитки для вязания.
Физминутка
А потом спицы и клубок стали играть. И мы сейчас поиграем в игру «Зайка
серенький сидит». Выходите из за стола. Я буду говорить слова и показывать
что делать, вы повторяйте за мной.
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит (присели и руками изображаем как
заяц шевелит ушами)
Вот так, вот сяк, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши)
Вот так, вот сяк, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (прыгаем на месте)
Вот так, вот сяк, надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал, зайка прыг и ускакал.(убегаем на свои места за стол)
Мы отдохнули поиграли, а теперь продолжаем сказку.
А спицы с клубочком играли в игру догонялки. То спицы догоняли клубок, то
клубок катился за спицами. Потом они стали валяться, кататься и путаться. И
когда все нитки запутались вокруг спиц, они успокоились. Утром бабушка
пришла и что же она увидела? Спицы расположены в форме креста, а нитки
равномерно обмотаны вокруг четырех сторон.
Крест – главный символ солнца
- Да это же кукла «крестец» - удивилась бабушка. Такие куклы делали в
крестьянских семьях.
Крест – главный символ солнца и главный оберегающий символ славян.
Православные люди чтут крест как знак распятия Иисуса Христа и как знак
христианской веры.
«Крестец»
имеет
равные
стороны
и
делается
из
одинаковых
по
размеру
палочек. Древние хозяюшки прикрывали им открытую посуду, его клали в
амбаре поверх зерна. На праздник Крещения Господня крестцы ставили по
углам комнат, на окнах, над дверями. Крестец из четырех лучей считается
оберегом для женщин, а из шести для мужчин.
Значение цвета
И конечно же имеет значение цвет ниток, которыми обвязывают лучи:
красный – это само солнце, огонь, горячая кровь;
желтый –тепло, младенчество;
зеленый – здоровье, молодость;
синий – высокие помыслы, духовно очищение;
черный – сила, власть, богатство, крепкая семья;
белый – чистота.
Изготовление куклы «крестец»
Сейчас я вас научу делать такие куклы. Они называются «крестец».
Выбирайте
нитки
любого
цвета,
берите
по
две
палочки
(зубочистки).
Размещаем палочки крестом. Начинаем обматывать ниткой палочки. Сначала
крест-накрест, а потом каждую палочку вокруг, протягивая нитку к следующему
лучу и т. д. В конце закрепляем нитку, что бы она не размоталась.
Вот наша кукла и готова.
- Нравится вам куклы, которые вы сделали?
- Как она называется?
- Что интересного в этой кукле? (она является оберегом)
-
А
давайте
посмотри
на
другие
куклы,
которые
мастерили
крестьянские
ребятишки. Это «стригуша» – удивительная травяная кукла ее можно встретить
там, где растят пшеницу рожь и другие злаки.
А эта кукла называется «Праскева Пятница». Праскеву пятницу величают 10
ноября. Великомученица Праскева – заступница бабьей доли, покровительница
женских ремесел.
Эта кукла называется - «покосница». Делается она из целого куска ткани, без
надрезов и швов.
-Что лежит в основе этих кукол? (крест)
-
А
как
вы
думаете,
почему
крест?
Почти
все
куклы,
традиционно
изготовляемые в каждой семье – оберег.
Куклы делали в семье при рождении каждого ребенка, а детей было не менее
трех. Отдельную куклу для охранения домашнего очага. Для игры девочек –
будущих мам,
для
игры
мальчиков
–
куклы
бойцовские,
куклы
воины.
И
немалое
количество
календарных
обрядовых
кукол
крупных
–
для
коллективных празднований (Троицкая березка, Масленица, Кострома, Таракан)
и весьма маленьких, соразмерные кисти рук – для праздника в семейном кругу.
Вот такими игрушками играли дети в простых крестьянских семьях.
Коллективное сочинение конца сказки
- А чем же закончится наша сказка?
- Как вы думаете, подружились спицы с клубком?
Я тоже думаю подружились. И больше они не путались. От их совместной
дружбы в умелых руках появляются такие теплые красивые вещи, как кофты,
шапки, шарфы, носки, варежки и другие вещи.
3. Итог
- Понравилась вам сказка?
- А что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, сейчас так же прядут нитки для вязания?
- Почему?