Автор: Елисеева Светлана Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ "Палимовская СОШ"
Населённый пункт: с.Палимовка Бузулукского района Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока истории 5 класс "Финикия"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОСТИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН»
ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ
(ОТКРЫТЫЙ УРОК)
РАЗРАБОТАЛА: АЛЕКСАНДРОВА Ю.М.
ГОСТИЩЕВО, 2011
Предмет: ИСТОРИЯ
Александрова Ю.М.
Учитель истории,
МОУ «Гостищевская СОШ».
Методика проведения урока.
Класс: 5
Название курса: "Древний Восток"
Название темы: Финикийские мореплаватели.
Роль и место урока в курсе:
Тема «Финикийские мореплаватели» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации
Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития Финикии. Увидеть роль
этой цивилизации в развитии мировой цивилизации.
Цели урока:
1.
Знакомство с географическим положением Финикии и занятием ее населения;
Задачи
1.
Повторить исторические факты по темам Древний Египет, Древнее Двуречье;
2.
Изучить карту Финикии и основные занятия населения;
3.
Развить речь, логическое мышление;
4.
Формировать умения отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;
5.
Развить познавательный интерес у учащихся, представления о возможностях использования
ИКТ в образовательном процессе.
Программное обеспечение:
1.
Microsoft Power Point, Microsoft Word.
2.
Учебное электронное издание «Всеобщая история 5 класс». ООО «Кирилл и Мефодий» и
библиотека
электронных
наглядных
пособий
«История
Древнего
мира
и
Средних
веков
(5-6
классы)»
Техническое обеспечение:
Мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер, аудиоколонки.
План урока:
1. Краткое закрепление материалов предыдущего урока.
2. Изучение новой темы:
Актуализация новой темы;
Беседа;
Письмо фараона;
Продолжение беседы;
Работа в подгруппах.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание творческого характера.
Ход урока:
1.
Проверка домашнего задания по теме Древний Египет, Древнее Двуречье.
Индивидуальная работа с карточками.
2.
Изучение новой темы.
Актуализация новой темы.
Учитель:
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего мира и сегодня мы отправляемся
на восток Средиземноморья.
Слайд 1: Финикийские мореплаватели.
Беседа.
Вопросы:
1.
Как мы можем узнать об истории той или иной страны?
(Ответы учеников: по письменным и вещественным историческим источникам)
Слайд 2: Исторические источники.
2. Какие науки помогают нам в изучении истории?
(Ответы учеников: топонимика, археология)
Слайд 2: Науки.
Письмо фараона.
Учитель:
- Мы совсем недавно с вами побывали в Древнем Египте. Узнали очень много интересного об этой
стране. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от самого фараона Царь Верхнего и
Нижнего Египта, Псаметиха II. Интересно, о чем он нам написал. Давайте прочтем письмо.
(Из конверта учитель достает письмо)
Слайд 3: изображение фараона.
- О чем нас просит фараон?
(Ответы учеников: узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей,
лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем)
- Сделайте предположение, почему Великий фараон Древнего Египта заинтересовался Финикией?
(Ответы учеников: имела особое значение)
-
Слайд 3: Вопрос к учащимся.
Продолжение беседы.
Учитель:
- Ну, что? Поможем фараону? (Ответы учеников: да)
- Таким образом, мы должны будем с вами выяснить, а чем же прославилась Финикия. Почему мы
сейчас с вами изучаем эту страну?
- Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?
(Ответы учеников: картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если
бы они были, информацией учителя или одноклассников)
Работа в подгруппах.
Учитель:
- Ребята, мы разделимся на две группы:
1группа – географическое положение.
2 группа – основные занятия финикийцев.
После работы в группах физминутка.
Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Считая про себя от 1 до 4, медленно
откройте глаза, расслабив их. Посмотрите вдаль. Повторите упражнение несколько раз.
Смотрите прямо перед собой 3-4 секунды. Палец правой руки держите на расстоянии 30 см
по средней линии лица. Переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 4-5 секунд,
опустите руку. Повторите действия 8-10 раз.
Медленно вращайте головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите упражнение
4-5 раз.
Закройте глаза, помассируйте веки, надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми
движениями от носа к вискам.
Слайд 4: Цель урока. Используя, гиперссылки, учитель проверяет работу групп.
Учитель:
- Чтобы узнать, где находится Финикия, мы должны обратиться к карте.
Слайд 5: (Географическое положение Финикии) учитель выходит на карту Финикии.
(Ответы учеников: Финикия находится на восточном побережье Средиземного моря; крупные
города Финикии Библ, Сидон, Тир, Арват; финикийцы основывали свои колонии по берегам
Средиземного моря; колония Карфаген; в то время был канал, который соединил Нил и Красное
море)
Слайд 6: учитель продолжает закреплять знания учащихся об основных занятиях жителей Финикии.
Учитель:
- Опираясь на географическое положение Финикии предположите, чем могли заниматься ее
жители?
(Ответы учеников: мореплавание, торговля, разбой)
- Давай те вместе заполним таблицу.
Слайд 7: Основные занятия финикийцев.
Учитель:
- Что вы узнали о занятиях финикийцев?
Слайд 8: иллюстрации к заданию.
ЗАДАЧА: Представьте себе, что те предметы, которые я вам покажу, найдены при раскопках в
Финикии. Какие выводы о занятиях финикийцев вы сделаете?
(Ответы учеников: Вазы из цветного стекла позволяют сделать вывод о развитии стекольного дела.
Прозрачное стекло и вещи из него появились впервые на нашем уроке, значит, финикийцы первыми
научились его изготавливать или привозили откуда-то издалека. Ткали ткани и даже окрашивали их
в пурпурный цвет. Они были искусными ювелирами)
Учитель:
- Следовательно, Финикия дала что-то новое всему миру. Назовите что именно.
Слайд 9: изобретения финикийцев.
(Ответы учеников: надежные корабли, прозрачное стекло, пурпурную краску)
1.
Подведение итогов.
Слайд 10: итоги урока.
Учитель в конце урока собирает работы детей.
2.
Домашнее задание .пар.15.
Рефлексия. Найти еще одно изобретение финикийцев, о котором на уроке не упоминалось.
(Параграф № 15)