Напоминание

"Действия света. Источники света"


Автор: Цуканова Людмила Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Ленинский
Населённый пункт: пос. Ленинский Красноармейского района Самарской области
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Действия света. Источники света"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока физики в 8 классе

Дата

14 марта 2017

Тема урока

Действия света. Источники света

Тип урока

Комбинированный урок изучения нового материала.

Место урока в курсе

физики 8 класса

Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных

понятий в данной теме.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, источники света – лампочка

накаливания, 2 свечи, экран, фонарик, лазерная указка, предмет.

Цель урока

формирование понимания значения света для существования жизни на Земле;

рассмотреть шкалу электромагнитных излучений, дать понятие видимого излучения как од-

ного из видов электромагнитных излучений;

познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;

Образовательные

ресурсы

1. Свет.

Источники

света. files.school-collection.edudlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-

0800200c9a66/5_1.swf

2. Р а с п р о с т р а н е н и е

с в е т а

в

о д н о р о д н о й

с р е д е

files.school-

collection.edudlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf

3.

Прямолинейное

распространение

свет а fcior.educard/3967/pryamolineynoe-

rasprostranenie-sveta.html

4.

Закон

прямолинейного

распро ст ранения

с в е т а fcior.educard/8909/zakon-

pryamolineynogo-rasprostraneniya-sveta.html. Контрольный модуль включает в себя 9 интерак-

тивных

заданий

различных

типов

с

возможностью

автоматизированного

контроля

для

контроля знаний по теме «Закон прямолинейного распространения света» основной школы.

5.

Презентация к уроку «Действия света. Источники света»

План урока

1.

Мотивация к учебной деятельности (приветствие)

2.

Актуализация знаний (приём «Мои ожидания», диалог на основе эксперимента)

3.

Изучение нового материала, используя ЦОР, презентацию

4.

Первичное осмысление и закрепление (тестовое задание, составление кластера)

5.

Итоги урока. Рефлексия

6.

Домашнее задание

Личностно значимая

проблема

Что для нас значит солнечный свет?

Почему одни предметы цветные, а другие белые или чёрные?

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Свет, источник света, световой пучок, световой луч, прямолинейное распространение света

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи Сохраняют

мотивацию

к

потребности

и

способности;

проявлять личностные свойства

в

о с н о в н ы х

в и д а х

деятельности.

П о л у ч а т

в о з м о ж н о с т ь

научиться:

работать

с

текстом

учебника; анализировать схемы

и

т а бл и ц ы ;

в ы с к а з ы в а т ь

собственное мнение, суждения

и зависимости между объектами.

Коммуникативные:

п л а н и р у ю т

ц е л и

и

с п о с о б ы

взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,

понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,

согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают

и

сохраняют

учебную

задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действия

учебной

деятельно сти;

п р оя вл я ют

и н т е р е с

к

н о в о м у

у ч е б н о м у

материа лу;

в ы р а ж а ют

положительное отношение

к

проце ссу

п о з н а н и я ;

а д е к в а т н о

п о н и м а ю т

причины

у с п е ш н о с т и /

неуспешности

учебной

деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

I.

Моти-

вация

к учеб-

ной

дея-

тельно-

2

Эмоцио-

нальная,

психологи-

ч е с к а я

и

мотиваци-

онная

под-

готовка уча-

Создаёт условия для возникнове-

ния у обучающихся внутренней

потребности включения в учеб-

ную

деятельность,

атмосферу

ожидания новых научных иссле-

дований и открытий, уточняет те-

матические

рамки. Приветствует

Приветствуют

учителя,

слуша-

ют,

настраивают-

ся на восприятие

материала урока.

Фронта

льная

работа

Л и ч н о с т н ы е : стре-

мятся хорошо учиться

и

сориентированы

на

у ч а с т и е

в

д е л а х

школьника; правильно

идентифицируют

себя

с позицией школьника.

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

сти

щ и х с я

к

усвоению

изучаемого

материала

учащихся,

озвучивает

тему

и

цель урока, знакомит учащихся с

планом урока.

Регулятивные: само-

стоятельно

формули-

руют цели урока после

предварительного

об-

суждения

II.

Актуал

изация

знаний

7

Активизаци

я

з н а н и й

учащихся,

необходимы

х

д л я

изучения

нового

материала,

формирован

ие

мотивации

учащихся

1.Приём «Мои ожидания»

(приложение 1). Учитель задаёт

вопросы.

2. Организует диалог с ученика-

ми на основе эксперимента, фор-

мулирует вопросы по слайду 2,

корректирует ответы учащихся

3.Давайте сформулируем

тему

урока.

Запишите её в тетрадь.

Какую роль играет свет в нашей

1 .

У ч а щ и е с я

рассказывают, что

они

ожидают

от

изучения

нового

материала

(приложение 1)

Проводят

опыт,

с м о т р я т

и

о т в е ч а ю т

н а

вопросы

Записывают

тему

урока в тетрадь

Беседа,

экспер

имент,

метод

иллюст

раций,

фронта

льная

Познавательные:

используют общие

приёмы решения

познавательных задач;

ориентируются в

разнообразии

способов их решения.

Коммуникативные:

высказывают

собственное мнение;

слушают друг друга,

строят понятные

речевые высказывания

1.

Устны

е

ответ

ы.

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

жизни?

Задание: Закройте на несколько

секунд глаза или прикройте их

ладонями. А теперь представьте,

что вам придется жить в темноте

всю оставшуюся жизнь. Что

произойдет? (слайд 2 из презен-

тации)

Слайд 2 ЭОР 1

Задание: Какие примеры свето-

вых явлений приведены на

слайде?

Приведите свои примеры свето-

вых явлений?

Какая наука изучает световые яв-

ления?

О т в е ч а ю т

н а

вопросы

2.

Устны

е

ответ

ы

III.

Изучен

14

Знакомство

с

Объясняет новый материал, ис-

пользуя материалы ЭОР 1 как

Воспринимают

информацию, со-

Объясн

ение,

Личностные:

проявляют

интерес

к

1.

Устны

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

ие

нового

материа

ла

терминами

«свет»,

«источник

света»,

«световой

пучок»,

«световой

луч»,

классифика

ция

источников

света

основу для презентации, де-

монстрирует источники света, за-

дает вопросы

Слайд 3 ЭОР 1

Задание:

запишите

определение

с в е т а ,

н а з о в и т е

последовательность

цветов

по

порядку(слайд 3 из презентации)

Слайд 4 ЭОР 1

Задание:

запишите

определение

источника

света,

оформите

в

тетради

схему

с

примерами,

добавьте в схему свои примеры

(слайд 4 из презентации)

Слайд 5 ЭОР 1 + демонстрация

лампочки и фонарика

Задание:

Зарисуйте

в

тетради

световой пучок и световые лучи

общаемую учи-

телем, выполняют

задания в тетра-

ди, наблюдают,

отвечают на во-

просы, рисуют,

приводят свои

примеры

экспер

имент,

методы

иллюст

раций

и

демонс

траций,

упражн

ения,

фронта

льная и

индиви

дуальн

ая

формы

работы

н о в о м у

у ч е б н о м у

материалу;

выражают

положительное

отношение к процессу

познания.

Регулятивные:

с

о в

м е

с

т

н о

с

у ч и т е л е м

о б н а р у ж и в а ю т

и

ф о р м у л и р у ю т

учебную

проблему;

самостоятельно

определяют

промежуточные

цели

урока.

Познавательные:

извлекают

необходимую

е

ответ

ы.

2.

Устны

е

ответ

ы.

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

Знакомство

с

терминами

«точечный

источник

света»,

«действия

света»,

прямолиней

ное

распростра

нение света,

«тепловые

и

холодные

источники

света»,

«естественн

Объясняет

новый

материал,

используя материалы ЭОР 2 как

о с н о ву

д л я

п р е з е н т а ц и и ,

экспериментально

доказывает

прямолинейное распространение

с в е т а ,

з а д а е т

в о п р о с ы ,

ко н т р ол и руе т

в ы п о л н е н и е

задания

Слайд 2 ЭОР 2 или проведение

этого

опыт а

при

н а л и ч и и

оборудования

Задание:

Какой

вывод

можно

сделать из этого опыта?

Слайд 3 ЭОР 2

Задание:

Запишите

в

тетрадь

Воспринимают

информацию,

сообщаемую

учителем,

выполняют

з а д а н и я

в

тетради,

наблюдают,

о т в е ч а ю т

н а

вопросы,

приводят

с в о и

примеры,

выполняют

задания,

комментируют

свою работу

и н ф о р м а ц и ю

и з

у ч е б н и к а ;

д о п о л н я ю т

и

расширяют

имеющиеся

знания

и

п р е д с т а в л е н и я

о

личности человека.

Коммуникативные:

аргументируют

свою

п о з и ц и ю

и

координируют

её

с

позициями

партнёров

в

сотрудничестве

при

выработке

о б щ е го

решения в совместной

деятельности

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

ы е

и

искусственн

ые

источники

света»

классификацию

источников,

используя слайд 7 (презентация к

уроку)

Приём

«Моё

определение»:

Рассмотрите

информацию

о

п о н я т и и

« с в е т »

и

д а й т е

собственное

определение

этого

понятия (приложение 2)

Слайд 5 ЭОР 2

Задание: Запишите определение

точечного

источника

с ве т а .

К а к и е

п р и м е р ы

т о ч е ч н ы х

и с т о ч н и ко в

с в е т а

м о ж н о

привести?

Р а б о т а ю т

в

тетрадях

IV.

Первич

ное

осмысл

7

Первичное

закрепление

знаний

учащихся

Организует

работу

в

парах

за

компьютерами, инструктирует по

работе

с

ЭОР,

контролирует

выполнение задания, отвечает на

З н а к о м я т с я

с

з а д а н и е м

и

задают

вопросы

по

его

условию,

Упраж

нения,

самост

оятель

Познавательные:

самостоятельно

осуществляют

поиск

нужной информации

Устны

е

ответ

ы

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

ение

и

закрепл

ение

изученн

ого

п о

т е м е

урока

вопросы

учеников,

анализирует

р е з у л ь т а т ы

в ы п о л н е н и я

учащимися задания ЭОР 4

Задание: выполнить 9 тестовых

заданий, проверить себя

выполняют

интерактивные

задания

в

парах,

проверяют себя

ная

работа,

самоко

нтроль,

работа

в парах

3

Выполнени

е

учащимися

контрольног

о задания

Проверка

усвоения

нового

материла

Напоминает,

что

такое

кластер,

называет

ключево е

с л о в о ,

корректирует ответы учеников

Задание:

на

доске

составить

кластер

по

ключевому

слову

«Свет» (работают все, 1 ученик

фиксирует слова)

1

ученик

пишет

н а

д о с к е ,

остальные

высказывают

идеи

по

данной

теме,

составляют

кластер

Прием

«Соста

вление

кластер

а»,

фронта

льная и

индиви

дуальн

ая

формы

работы

Пись

менна

я

работ

а

в

тетра

дях

Этапы

урока

Время

Обучаю-

щие

и развива-

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Фор-

мы ор-

гани-

Универсальные

учебные действия

Фор-

мы

V.

Итоги

урока.

Рефлекс

ия

5

Анализ

успешности

усвоения

нового

материала и

деятельност

и

учащихся

на уроке

Анализирует

получившийся

к л а с т е р ,

з а д а е т

в о п р о с ы ,

формулирует выводы

Обсуждение кластера

Рефлексия

по

уроку.

Приём

«Продолжить

предложение»

(приложение 3)

Выводы по уроку

В ы с ка з ы ва ют

свое мнение

Беседа

Личностные:

понимают

значение

знаний для человека и

принимают его.

Регулятивные:

прогнозируют

результаты

у р о вн я

усвоения

изучаемого

материала

Оцен

ивани

е

учащи

хся за

работ

у

н а

уроке

Домашн

ее

задание

2

§ 23, 24(п.1)

Д а т ь

информаци

ю

и

инструктаж

по

домашнему

заданию

Инструктирует по работе с ЭОР

3 ,

ф о р м ул и р у е т

з а д а н и е ,

комментирует его

Задание:

проведите

3

опыта

дома,

ответьте

на

вопросы,

зафиксируйте результаты опытов

и выводы в тетради

Записывают

д о м а ш н е е

задание

Устное

сообще

ние

учител

я

Приложение 1

Приём «Мои ожидания»

Вопросы, помогающие высказать своё мнение:

Как я понимаю, что будет изучаться в данном разделе физики?

Чему бы я хотел научиться?

Как световые явления связаны с моими увлечениями, интересами и желанием познать окружающий мир?

Может ли после изучения световых явлений измениться мой взгляд на окружающий мир?

Могу ли я поставить цель – самостоятельно выполнять все домашние задания?

Приложение 2

Приём «Моё определение»

Информация

Определение понятия «свет»,

данное учеником

Свет

это

излучение,

но

лишь

та

его

часть,

которая

воспринимается

глазом.

Свет

называют

видимым

излучением.

С ве т

э то

од ин

из

в ид ов

волн,

а

име нно

-

электромагнитные

волны,

которые

в

отличие

от

механических могут распространяться и в вакууме

Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое

глазом по зрительному ощущению

Приложение 3

Я сегодня узнал ….

Мне было сложно понять…

Я задумался над …

У меня появилось желание…



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!