Автор: Цуканова Людмила Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Ленинский
Населённый пункт: пос. Ленинский Красноармейского района Самарской области
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Действия света. Источники света"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока физики в 8 классе
Дата
14 марта 2017
Тема урока
Действия света. Источники света
Тип урока
Комбинированный урок изучения нового материала.
Место урока в курсе
физики 8 класса
Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных
понятий в данной теме.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, источники света – лампочка
накаливания, 2 свечи, экран, фонарик, лазерная указка, предмет.
Цель урока
формирование понимания значения света для существования жизни на Земле;
рассмотреть шкалу электромагнитных излучений, дать понятие видимого излучения как од-
ного из видов электромагнитных излучений;
познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
Образовательные
ресурсы
1. Свет.
Источники
света. files.school-collection.edudlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-
0800200c9a66/5_1.swf
2. Р а с п р о с т р а н е н и е
с в е т а
в
о д н о р о д н о й
с р е д е
files.school-
collection.edudlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf
3.
Прямолинейное
распространение
свет а fcior.educard/3967/pryamolineynoe-
rasprostranenie-sveta.html
4.
Закон
прямолинейного
распро ст ранения
с в е т а fcior.educard/8909/zakon-
pryamolineynogo-rasprostraneniya-sveta.html. Контрольный модуль включает в себя 9 интерак-
тивных
заданий
различных
типов
с
возможностью
автоматизированного
контроля
для
контроля знаний по теме «Закон прямолинейного распространения света» основной школы.
5.
Презентация к уроку «Действия света. Источники света»
План урока
1.
Мотивация к учебной деятельности (приветствие)
2.
Актуализация знаний (приём «Мои ожидания», диалог на основе эксперимента)
3.
Изучение нового материала, используя ЦОР, презентацию
4.
Первичное осмысление и закрепление (тестовое задание, составление кластера)
5.
Итоги урока. Рефлексия
6.
Домашнее задание
Личностно значимая
проблема
Что для нас значит солнечный свет?
Почему одни предметы цветные, а другие белые или чёрные?
Методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Свет, источник света, световой пучок, световой луч, прямолинейное распространение света
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: характеризовать свои Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи Сохраняют
мотивацию
к
потребности
и
способности;
проявлять личностные свойства
в
о с н о в н ы х
в и д а х
деятельности.
П о л у ч а т
в о з м о ж н о с т ь
научиться:
работать
с
текстом
учебника; анализировать схемы
и
т а бл и ц ы ;
в ы с к а з ы в а т ь
собственное мнение, суждения
и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
п л а н и р у ю т
ц е л и
и
с п о с о б ы
взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,
согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия
учебной
деятельно сти;
п р оя вл я ют
и н т е р е с
к
н о в о м у
у ч е б н о м у
материа лу;
в ы р а ж а ют
положительное отношение
к
проце ссу
п о з н а н и я ;
а д е к в а т н о
п о н и м а ю т
причины
у с п е ш н о с т и /
неуспешности
учебной
деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
I.
Моти-
вация
к учеб-
ной
дея-
тельно-
2
Эмоцио-
нальная,
психологи-
ч е с к а я
и
мотиваци-
онная
под-
готовка уча-
Создаёт условия для возникнове-
ния у обучающихся внутренней
потребности включения в учеб-
ную
деятельность,
атмосферу
ожидания новых научных иссле-
дований и открытий, уточняет те-
матические
рамки. Приветствует
Приветствуют
учителя,
слуша-
ют,
настраивают-
ся на восприятие
материала урока.
Фронта
льная
работа
Л и ч н о с т н ы е : стре-
мятся хорошо учиться
и
сориентированы
на
у ч а с т и е
в
д е л а х
школьника; правильно
идентифицируют
себя
с позицией школьника.
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
сти
щ и х с я
к
усвоению
изучаемого
материала
учащихся,
озвучивает
тему
и
цель урока, знакомит учащихся с
планом урока.
Регулятивные: само-
стоятельно
формули-
руют цели урока после
предварительного
об-
суждения
II.
Актуал
изация
знаний
7
Активизаци
я
з н а н и й
учащихся,
необходимы
х
д л я
изучения
нового
материала,
формирован
ие
мотивации
учащихся
1.Приём «Мои ожидания»
(приложение 1). Учитель задаёт
вопросы.
2. Организует диалог с ученика-
ми на основе эксперимента, фор-
мулирует вопросы по слайду 2,
корректирует ответы учащихся
3.Давайте сформулируем
тему
урока.
Запишите её в тетрадь.
Какую роль играет свет в нашей
1 .
У ч а щ и е с я
рассказывают, что
они
ожидают
от
изучения
нового
материала
(приложение 1)
Проводят
опыт,
с м о т р я т
и
о т в е ч а ю т
н а
вопросы
Записывают
тему
урока в тетрадь
Беседа,
экспер
имент,
метод
иллюст
раций,
фронта
льная
Познавательные:
используют общие
приёмы решения
познавательных задач;
ориентируются в
разнообразии
способов их решения.
Коммуникативные:
высказывают
собственное мнение;
слушают друг друга,
строят понятные
речевые высказывания
1.
Устны
е
ответ
ы.
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
жизни?
Задание: Закройте на несколько
секунд глаза или прикройте их
ладонями. А теперь представьте,
что вам придется жить в темноте
всю оставшуюся жизнь. Что
произойдет? (слайд 2 из презен-
тации)
Слайд 2 ЭОР 1
Задание: Какие примеры свето-
вых явлений приведены на
слайде?
Приведите свои примеры свето-
вых явлений?
Какая наука изучает световые яв-
ления?
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
2.
Устны
е
ответ
ы
III.
Изучен
14
Знакомство
с
Объясняет новый материал, ис-
пользуя материалы ЭОР 1 как
Воспринимают
информацию, со-
Объясн
ение,
Личностные:
проявляют
интерес
к
1.
Устны
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
ие
нового
материа
ла
терминами
«свет»,
«источник
света»,
«световой
пучок»,
«световой
луч»,
классифика
ция
источников
света
основу для презентации, де-
монстрирует источники света, за-
дает вопросы
Слайд 3 ЭОР 1
Задание:
запишите
определение
с в е т а ,
н а з о в и т е
последовательность
цветов
по
порядку(слайд 3 из презентации)
Слайд 4 ЭОР 1
Задание:
запишите
определение
источника
света,
оформите
в
тетради
схему
с
примерами,
добавьте в схему свои примеры
(слайд 4 из презентации)
Слайд 5 ЭОР 1 + демонстрация
лампочки и фонарика
Задание:
Зарисуйте
в
тетради
световой пучок и световые лучи
общаемую учи-
телем, выполняют
задания в тетра-
ди, наблюдают,
отвечают на во-
просы, рисуют,
приводят свои
примеры
экспер
имент,
методы
иллюст
раций
и
демонс
траций,
упражн
ения,
фронта
льная и
индиви
дуальн
ая
формы
работы
н о в о м у
у ч е б н о м у
материалу;
выражают
положительное
отношение к процессу
познания.
Регулятивные:
с
о в
м е
с
т
н о
с
у ч и т е л е м
о б н а р у ж и в а ю т
и
ф о р м у л и р у ю т
учебную
проблему;
самостоятельно
определяют
промежуточные
цели
урока.
Познавательные:
извлекают
необходимую
е
ответ
ы.
2.
Устны
е
ответ
ы.
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
Знакомство
с
терминами
«точечный
источник
света»,
«действия
света»,
прямолиней
ное
распростра
нение света,
«тепловые
и
холодные
источники
света»,
«естественн
Объясняет
новый
материал,
используя материалы ЭОР 2 как
о с н о ву
д л я
п р е з е н т а ц и и ,
экспериментально
доказывает
прямолинейное распространение
с в е т а ,
з а д а е т
в о п р о с ы ,
ко н т р ол и руе т
в ы п о л н е н и е
задания
Слайд 2 ЭОР 2 или проведение
этого
опыт а
при
н а л и ч и и
оборудования
Задание:
Какой
вывод
можно
сделать из этого опыта?
Слайд 3 ЭОР 2
Задание:
Запишите
в
тетрадь
Воспринимают
информацию,
сообщаемую
учителем,
выполняют
з а д а н и я
в
тетради,
наблюдают,
о т в е ч а ю т
н а
вопросы,
приводят
с в о и
примеры,
выполняют
задания,
комментируют
свою работу
и н ф о р м а ц и ю
и з
у ч е б н и к а ;
д о п о л н я ю т
и
расширяют
имеющиеся
знания
и
п р е д с т а в л е н и я
о
личности человека.
Коммуникативные:
аргументируют
свою
п о з и ц и ю
и
координируют
её
с
позициями
партнёров
в
сотрудничестве
при
выработке
о б щ е го
решения в совместной
деятельности
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
ы е
и
искусственн
ые
источники
света»
классификацию
источников,
используя слайд 7 (презентация к
уроку)
Приём
«Моё
определение»:
Рассмотрите
информацию
о
п о н я т и и
« с в е т »
и
д а й т е
собственное
определение
этого
понятия (приложение 2)
Слайд 5 ЭОР 2
Задание: Запишите определение
точечного
источника
с ве т а .
К а к и е
п р и м е р ы
т о ч е ч н ы х
и с т о ч н и ко в
с в е т а
м о ж н о
привести?
Р а б о т а ю т
в
тетрадях
IV.
Первич
ное
осмысл
7
Первичное
закрепление
знаний
учащихся
Организует
работу
в
парах
за
компьютерами, инструктирует по
работе
с
ЭОР,
контролирует
выполнение задания, отвечает на
З н а к о м я т с я
с
з а д а н и е м
и
задают
вопросы
по
его
условию,
Упраж
нения,
самост
оятель
Познавательные:
самостоятельно
осуществляют
поиск
нужной информации
Устны
е
ответ
ы
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
ение
и
закрепл
ение
изученн
ого
п о
т е м е
урока
вопросы
учеников,
анализирует
р е з у л ь т а т ы
в ы п о л н е н и я
учащимися задания ЭОР 4
Задание: выполнить 9 тестовых
заданий, проверить себя
выполняют
интерактивные
задания
в
парах,
проверяют себя
ная
работа,
самоко
нтроль,
работа
в парах
3
Выполнени
е
учащимися
контрольног
о задания
Проверка
усвоения
нового
материла
Напоминает,
что
такое
кластер,
называет
ключево е
с л о в о ,
корректирует ответы учеников
Задание:
на
доске
составить
кластер
по
ключевому
слову
«Свет» (работают все, 1 ученик
фиксирует слова)
1
ученик
пишет
н а
д о с к е ,
остальные
высказывают
идеи
по
данной
теме,
составляют
кластер
Прием
«Соста
вление
кластер
а»,
фронта
льная и
индиви
дуальн
ая
формы
работы
Пись
менна
я
работ
а
в
тетра
дях
Этапы
урока
Время
Обучаю-
щие
и развива-
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фор-
мы ор-
гани-
Универсальные
учебные действия
Фор-
мы
V.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
5
Анализ
успешности
усвоения
нового
материала и
деятельност
и
учащихся
на уроке
Анализирует
получившийся
к л а с т е р ,
з а д а е т
в о п р о с ы ,
формулирует выводы
Обсуждение кластера
Рефлексия
по
уроку.
Приём
«Продолжить
предложение»
(приложение 3)
Выводы по уроку
В ы с ка з ы ва ют
свое мнение
Беседа
Личностные:
понимают
значение
знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
у р о вн я
усвоения
изучаемого
материала
Оцен
ивани
е
учащи
хся за
работ
у
н а
уроке
Домашн
ее
задание
2
§ 23, 24(п.1)
Д а т ь
информаци
ю
и
инструктаж
по
домашнему
заданию
Инструктирует по работе с ЭОР
3 ,
ф о р м ул и р у е т
з а д а н и е ,
комментирует его
Задание:
проведите
3
опыта
дома,
ответьте
на
вопросы,
зафиксируйте результаты опытов
и выводы в тетради
Записывают
д о м а ш н е е
задание
Устное
сообще
ние
учител
я
Приложение 1
Приём «Мои ожидания»
Вопросы, помогающие высказать своё мнение:
Как я понимаю, что будет изучаться в данном разделе физики?
Чему бы я хотел научиться?
Как световые явления связаны с моими увлечениями, интересами и желанием познать окружающий мир?
Может ли после изучения световых явлений измениться мой взгляд на окружающий мир?
Могу ли я поставить цель – самостоятельно выполнять все домашние задания?
Приложение 2
Приём «Моё определение»
Информация
Определение понятия «свет»,
данное учеником
Свет
–
это
излучение,
но
лишь
та
его
часть,
которая
воспринимается
глазом.
Свет
называют
видимым
излучением.
С ве т
–
э то
од ин
из
в ид ов
волн,
а
име нно
-
электромагнитные
волны,
которые
в
отличие
от
механических могут распространяться и в вакууме
Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое
глазом по зрительному ощущению
Приложение 3
Я сегодня узнал ….
Мне было сложно понять…
Я задумался над …
У меня появилось желание…