Автор: Сёмкина Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинской облласти
Наименование материала: доклад
Тема: роль игры в развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в развитии ребенка
Роль игры в развитии ребенка высока и является определяющей для
формирования характера, особенностей восприятия окружающего мира
и выбора правильных действий в нем
Особенности развития ребенка в игре
Игровая деятельность является основой развития для детей дошкольного
возраста, а также формирует основные качества ребенка.
Определяющая роль игры в развитии ребенка выражается в следующем:
o
познании себя и окружающего мира;
o
образном мышлении;
o
произвольном поведении в определенных ситуациях;
o
взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
o
формировании творческих способностей;
o
формировании моральных качеств ребенка;
o
силе воли, целеустремленности и ответственности;
o
духовных и нравственных качествах.
Духовная жизнь ребенка начинает формироваться именно при восприятии
сказок, игр, искусства и при развитии воображения.
В значительной степени роль игры в развитии ребенка выражается в
подражательных действиях, переживаниях и чувствах, которые ребенок
испытывает с игрушками и играми.
Также игровая деятельность ребенка выступает в качестве способа обучения
и
подготовки
к
учебной
деятельности.
Ребенок
учится
общаться,
устанавливать
взаимосвязи
со
сверстниками
и
окружающим
миром,
определяет для себя нормы и принципы поведения.
Роль игры и игрушки в развитии ребенка
Роль
игры
и
игрушки
в
развитии
ребенка
носит
педагогический,
воспитательный, нравственный, культурный, психологический, социальный и
эстетический характер.
Игрушка является важным предметом на ранних этапах жизни ребенка, к ней
он выражает свое отношение и с ней строит общение.
Высокая
роль
игры
в
развитии
ребенка,
и
большое
значение
игрушки
объясняется следующими причинами:
o
привлекательностью игрушки и стремлением играть с ней;
o
возможностью фантазировать с игрушкой и воплощать свои мечты;
o
встраиванием игрушки в свое жизненное пространство;
o
развитием возрастных способностей ребенка;
o
использованием
игрушки
как
символического
предмета
для
личностного проектирования, переживания чувств и эмоций, мыслей,
которые были на подсознательном уровне.
Игрушка для ребенка не только является предметом забавы и веселья, но и
выступает в качестве обучающего и воспитывающего предмета. Родители с
помощью игрушек могут воспитывать ребенка, моделировать его поведение,
направлять
ребенка
в
правильное
русло
и
способствовать
его
быстрому
развитию.
Роль игры в развитии ребенка: формирование навыков и способностей
В
процессе
игровой
деятельности
у
ребенка
развиваются
различные
способности и навыки, в том числе сенсорное восприятие, речевое общение,
память и саморегулирование. Значительна роль игры в развитии речевого
общения ребенка, пополнении словарного запаса, накоплении и передачи
знаний, установлении взаимосвязей с другими детьми.
Взаимодействуя
с
игрушками
и
управляя
ими,
ребенок
развивается
как
личность, а при совместной игре со сверстниками формируются способы и
средства общения.
Положительная роль игры в развитии речевого общения ребенка выражается
в
коллективном
творчестве
и
словесном
взаимодействии
между
детьми.
Кол л е кт и в н а я
и гр а
эфф е кт и в н а
д л я
с о ц и а л и за ц и и
р е б е н к а ,
интеллектуального
развития
и
достижения
определенных
целей.
Ребенок
получает важный опыт для дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Педагоги
и
психологи
отмечают
важную
роль
игры
для
развития
ребенка и коллективного общения, а также для освоения общественного
опыта.
Игровая
деятельность
будет
иметь
высокий
развивающий
и
воспитательный результат, если в ее основы заложены принципы морали и
нравственности, творческие методы, эффективные способы взаимодействия и
положительные психологические приемы.